Дело 2(1)а-807/2022 56RS0038-02-2022-001082-34
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 сентября 2022 года с. Сакмара
Сакмарский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Долговой И.А., при секретаре Егоренко К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по <адрес> к ФИО1 о восстановлении пропущенного срока, взыскании недоимки по налогам,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № по <адрес> обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о восстановлении пропущенного срока, взыскании недоимки, указав, что ответчик является налогоплательщиком транспортного налога и земельного налога, поскольку за ним зарегистрированы:
..., №;
-земельный участок, кадастровый №, по адресу: <адрес>, <адрес>, снт. <адрес>;
-земельный участок, кадастровый №, по адресу: <адрес>, <адрес>Я, <адрес>.
В связи с наличием недоимки по обязательным платежам Инспекцией выставлено и направлено в адрес плательщика требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями):
- № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ;
- № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ;
- № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.
Данные требования не исполнены, задолженность перед бюджетом не погашена и составляет в общей сумме 3 025,82 руб., в том числе: недоимка по транспортному налогу
2 720, 00 руб., пени по транспортному налогу 30,23 руб., недоимка по земельному налогу 79,00 руб., пени по земельному налогу 1,59 руб., штраф 195,00 руб.
Межрайонная ИФНС России № по <адрес> обращалась к мировому судье судебного участка в административно-территориальных границах всего <адрес> с заявлением о вынесении судебного приказа. На основании поданного заявления выдан судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ №а-ДД.ММ.ГГГГ, который отменен определением мирового судьи судебного участка в административно-территориальных границах всего Сакмарского района Оренбургской области ДД.ММ.ГГГГ по ходатайству ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ.
Ссылаясь на ст. 45, п. 1, 2 ст. 48, п. 3 ст. 75, 123, 226, 357, 358, 359, 360, 363, 387, 388, 389,390, 391, 393, 397, 409 НК РФ, Закон Оренбургской области «О транспортном налоге» №322/66-III-ОЗ от 16.11.2002, Административный истец просит восстановить пропущенный срок для подачи заявления о выдаче судебного приказа в отношении ФИО1 о взыскании недоимки в общей сумме 3 025,82 рублей, взыскать с административного ответчика ФИО1 недоимку по транспортному налогу в размере 2 720,00 руб., пени по транспортному налогу в размере 30,23 руб., недоимку по земельному налогу в размере 79,00 руб., пени по земельному налогу в размере 1,59 руб. и штраф в размере 195,00 руб.
Представитель истца Межрайонной ИФНС России № по <адрес>, надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, просили рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Административный ответчик ФИО1, надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, в порядке, определенном частью 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 3, ст. 23 НК РФ, каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы (ст. 19 НК РФ).
Налогоплательщикам (плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов) гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов. Права налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов) обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов (ст. 22 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
По общему правилу, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом (п. 2 ст. 45 НК РФ).
Согласно ст. 52 НК РФ налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, срок уплаты налога, а также сведения, необходимые для перечисления налога в бюджетную систему Российской Федерации. В налоговом уведомлении могут быть указаны данные по нескольким подлежащим уплате налогам.
В соответствии со ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (п. 1); требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (п. 2); требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (п. 4).
Согласно п. 1 ст. 70 НК РФ в действующей редакции требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом. В случае, если сумма недоимки не превышает 3 000 рублей, требование об уплате налога и имеющейся на день его формирования задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи (в ранее действующей редакции – 500 рублей).
В соответствии со ст. 356 НК РФ транспортный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, если иное не предусмотрено статьей 356.1 настоящего Кодекса. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют также порядок уплаты налога.
Законом Оренбургской области от 16.11.2002 N 322/66-III-ОЗ "О транспортном налоге" (принят постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области от 23.10.2002 N 322) определено, что транспортный налог (далее - налог) устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации, настоящим Законом и обязателен к уплате на территории Оренбургской области. Законом установлены налоговые ставки (ст. 6 - в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну, одну единицу валовой вместимости транспортного средства или одну единицу транспортного средства) и налоговые льготы (ст. 9).
Статьей 357 НК РФ определено, что налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, а именно: объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 358).
В соответствии со ст. 359 НК РФ налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (пп. 1 п. 1). В отношении транспортных средств, указанных в подпунктах 1, 1.1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству (п. 2).
Налоговым периодом признается календарный год (п. 1 ст. 360 НК РФ).
Согласно ст. 362 НК РФ сумма налога (сумма авансового платежа по налогу) исчисляется на основании сведений органов (организаций, должностных лиц), осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно п. 1, 3 ст. 363 НК РФ уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом; направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта. Согласно ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
В соответствии со ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст. 391 НК РФ).
Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество (п. 4 ст. 391 НК РФ).
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (ч. 1 ст. 393 НК РФ).
Как предусмотрено ст. 396 НК РФ, сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
На основании ст. 397 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики – физические лица уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Согласно ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Согласно ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса, в том числе жилые дома (пп. 1 п. 1 ст. 401 НК РФ).
Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость с 1 января года, являющегося налоговым периодом (ст. 403 НК РФ). Налоговая база в отношении жилого дома определяется как его кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 50 квадратных метров общей площади этого жилого дома (п. 5 ст. 403 НК РФ).
Согласно ст. 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Сумма налога за первые три налоговых периода с начала применения порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения исчисляется с учетом положений пункта 9 настоящей статьи по формуле.
Согласно ст. 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1); налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом (п. 2); направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (п. 3); налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (п. 4).
Согласно ст. 228 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят следующие категории налогоплательщиков:
1) физические лица - исходя из сумм вознаграждений, полученных от физических лиц и организаций, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключенных трудовых договоров и договоров гражданско-правового характера, включая доходы по договорам найма или договорам аренды любого имущества;
2) физические лица - исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 настоящего Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению, а также если иное не предусмотрено настоящей главой;
3) физические лица - налоговые резиденты Российской Федерации, за исключением российских военнослужащих, указанных в пункте 3 статьи 207 настоящего Кодекса, получающие доходы от источников, находящихся за пределами Российской Федерации, - исходя из сумм таких доходов;
4) физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, за исключением доходов, сведения о которых представлены налоговыми агентами в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226, пунктом 14 статьи 226.1 и пунктом 9 статьи 226.2 настоящего Кодекса, - исходя из сумм таких доходов;
5) физические лица, получающие выигрыши, выплачиваемые операторами лотерей, распространителями, организаторами азартных игр, проводимых в букмекерской конторе и тотализаторе, - исходя из сумм таких выигрышей, не превышающих 15 000 рублей;
(пп. 5 ред. Федерального закона от 27.11.2017 N 354-ФЗ (ред. 28.12.2017); в ред. Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ)
6) физические лица, получающие доходы в виде вознаграждения, выплачиваемого им как наследникам (правопреемникам) авторов произведений науки, литературы, искусства, а также авторов изобретений, полезных моделей и промышленных образцов;
(пп. 6 введен Федеральным законом от 24.07.2007 N 216-ФЗ)
7) физические лица, получающие от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, доходы в денежной и натуральной формах в порядке дарения, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 18.1 статьи 217 настоящего Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению;
(пп. 7 в ред. Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ)
8) физические лица, получающие доходы в виде денежного эквивалента недвижимого имущества и (или) ценных бумаг, переданных на пополнение целевого капитала некоммерческих организаций в порядке, установленном Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 275-ФЗ "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций", за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим пункта 52 статьи 217 настоящего Кодекса; (пп. 8 введен Федеральным законом от 21.11.2011 N 328-ФЗ)
9) физические лица - иностранные граждане, лица без гражданства, состоящие на учете в соответствии с пунктом 7.4 статьи 83 настоящего Кодекса, получающие доходы от организаций (индивидуальных предпринимателей), являющихся источниками выплаты доходов таким физическим лицам - иностранным гражданам, лицам без гражданства, при получении которых не был удержан налог указанными организациями (индивидуальными предпринимателями) и сведения о которых представлены указанными организациями (индивидуальными предпринимателями) в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226, пунктом 14 статьи 226.1 и пунктом 9 статьи 226.2 настоящего Кодекса, - исходя из сумм таких доходов; (пп. 9 введен Федеральным законом от 29.09.2019 N 325-ФЗ; в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 324-ФЗ)
10) физические лица, представившие в налоговый орган уведомление о переходе на уплату налога с фиксированной прибыли, - в части исчисления и уплаты соответствующей суммы налога. (пп. 10 введен Федеральным законом от 09.11.2020 N 368-ФЗ)
2. Налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 настоящего Кодекса.
Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисляется налогоплательщиком с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода. При этом убытки прошлых лет, понесенные физическим лицом, не уменьшают налоговую базу.
Судом установлено, что административным истцом направлялось налоговое уведомление в адрес административного ответчика:
№ от ДД.ММ.ГГГГ за налоговый период ДД.ММ.ГГГГ год в отношении земельного участка на сумму 56,00 руб.:
- земельный участок, кадастровый №, по адресу: <адрес>, <адрес>, снт<адрес>, количество месяцев владения в году 2/12, сумма исчисленного налога 56 руб.;
№ от ДД.ММ.ГГГГ за налоговый период ДД.ММ.ГГГГ год в отношении земельного участка и транспортного средства всего на сумму 2 063,00 руб.:
..., №, доля в праве 1, на сумму 1 190,00 руб. с учетом переплаты в размере 850,00 руб.
-земельный участок, кадастровый №, по адресу: <адрес>, <адрес>Я, <адрес>, количество месяцев владения в году 5/12, доля в праве 4/10, сумма исчисленного налога 23 руб.;
№ от ДД.ММ.ГГГГ за налоговый период ДД.ММ.ГГГГ год в отношении транспортного средства всего на сумму 680,00 руб.:
..., №, доля в праве 1, количество месяцев владения в году 4/12, на сумму 680,00 руб.
Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенным по адресу: <адрес>, <адрес>Я, <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 являлся собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенным по адресу: <адрес> <адрес>, снт<адрес> до ДД.ММ.ГГГГ.
Ответчик не представил возражений относительно владения на праве собственности указанными объектами недвижимости и транспортным средством, а также относительно получения или неполучения уведомлений и требований налогового органа.
Налоговый орган получает сведения об объектах налогообложения на основании сведений органов (организаций, должностных лиц), осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств и из Единого государственного реестра недвижимости и в порядке, установленном ст. 85 НК РФ.
В связи с неуплатой налога в установленный срок административному ответчику были направлены:
- требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) на сумму 58,84 рублей, в том числе: недоимка по земельному налогу – 56,00 руб. и пени – 2,84 руб. В требовании также указано, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ за ним числится общая задолженность в сумме 59,87 руб., в том числе по налогам (сборам, страховым взносам) 56,00 руб. Разъяснено, что в случае если требование будет оставлено без исполнения в срок до ДД.ММ.ГГГГ, налоговый орган примет все предусмотренные законодательством о налогах и сборах меры по взысканию в судебном порядке;
- требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) на сумму 2 787,34 рублей, в том числе: недоимка по земельному налогу со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ – 23,00 руб. и пени – 0,37 руб., недоимка по транспортному налогу со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ – 2 720,00 руб. и пени – 43,97 руб. В требовании также указано, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ за ним числится общая задолженность в сумме 3 173,79 руб., в том числе по налогам (сборам, страховым взносам) 2799,00 руб. Разъяснено, что в случае если требование будет оставлено без исполнения в срок до ДД.ММ.ГГГГ, налоговый орган примет все предусмотренные законодательством о налогах и сборах меры по взысканию в судебном порядке;
- требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) в размере 195 руб., в том числе штраф по НДФЛ с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 227, 227.1 и 228 НК РФ. В требовании также указано, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ за ним числится общая задолженность в сумме 22 947,97 руб., в том числе по налогам (сборам, страховым взносам) 21 600,90 руб. Разъяснено, что в случае если требование будет оставлено без исполнения в срок до ДД.ММ.ГГГГ, налоговый орган примет все предусмотренные законодательством о налогах и сборах меры по взысканию в судебном порядке.
Указанные требования налогоплательщик не исполнил. С данными требованиями межрайонная ИФНС России № по <адрес> обращалась с заявлением о вынесении судебного приказа в адрес мирового судьи. Определением мирового судьи судебного участка в административно-территориальных границах всего Сакмарского района Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ отменен.
С настоящим иском административный истец обратился с нарушением шестимесячного срока, установленного ст. 48 НК РФ для обращения налогового органа в суд, ДД.ММ.ГГГГ.
Статьей 48 НК РФ (в ред., действующей с ДД.ММ.ГГГГ) установлено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Так, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В ранее действующей редакции статья содержала указание на сумму 3 000 рублей.
Общая сумма взыскиваемой задолженности указывается истцом в размере 3 025 рублей 82 копейки, срок исполнения требования № указан до ДД.ММ.ГГГГ, т.е срок обращения в суд должен быть до ДД.ММ.ГГГГ, налоговый орган мог обратиться в суд в том числе к мировому судье, с заявлением о взыскании налогов, пеней. Налоговый орган обратился к мировому судье ДД.ММ.ГГГГ, за пределами указанного срока. С настоящим исковым заявлением административный истец обратился ДД.ММ.ГГГГ.
Истечение предусмотренного законом срока для взыскания обязательных платежей не может являться препятствием для обращения в суд, а вопрос о пропуске этого срока и наличии уважительных причин для его восстановления подлежит исследованию судом с учетом конкретных обстоятельств дела.
К уважительным причинам относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от налогового органа, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им такой степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях соблюдения установленного порядка.
Между тем, административным истцом не указано в административном исковом заявлении о причинах пропуска срока для обращения в суд. Установленные по административному делу обстоятельства свидетельствуют о несвоевременном принятии налоговым органом мер по взысканию недоимки и пени в установленном законом порядке. Сторона должна представить доказательства, на которых она основывает свои требования или возражения.
Однако доказательств уважительности причин пропуска срока и объективную невозможность направления заявления в установленный законом срок, суду не представлено.
Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии оснований к удовлетворению требования о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд с административным исковым заявлением в отношении ФИО1 о восстановлении срока подачи заявления о выдаче судебного приказа и взыскании недоимки в общей сумме 3 025,82 рублей.
Несоблюдение налоговой инспекцией установленного налоговым законодательством срока для обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении требований о взыскании с административного ответчика ФИО1 недоимки в общей сумме 3 025,82 рублей.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что требования Межрайонной ИФНС России № по <адрес> удовлетворению не подлежат в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 286, 290, КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по <адрес> к ФИО1 о восстановлении срока подачи заявления о выдаче судебного приказа и взыскании недоимки в сумме 3 025,82 руб., в том числе: недоимка по транспортному налогу 2 720, 00 руб., пени по транспортному налогу 30,23 руб., недоимка по земельному налогу 79,00 руб., пени по земельному налогу 1,59 руб., штраф 195,00 руб., отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Сакмарский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья И.А. Долгова
Решение в окончательной форме изготовлено 21 сентября 2022 года.