Административное дело №2а-865-2025

№

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Курск 22 сентября 2025 года

Кировский районный суд города Курска в составе:

председательствующего судьи Ореховой Н.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Картышовой С.В.,

с участием представителя ответчика ФИО1

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску УФНС России по Курской области к ФИО2 о взыскании задолженности по обязательным платежам и пени,

установил:

УФНС России по Курской области обратилось в суд с административным иском к ФИО2 о взыскании задолженности по обязательным платежам и пени, указывая, что ФИО2, является налогоплательщиком налога на доходы физических лиц, полученные физическим лицом в соответствии со статьей 228 НК РФ. ПАО «Росгострах», являющийся налоговым агентом 16.02.2024 года предоставлена справка о доходах и суммах налога физического лица за 2023 год, согласно которой ФИО2 в 2023 году получен доход в размере 300000 рублей, сумма исчисленного налога составила 39000 рублей. В адрес налогоплательщика было направлено налоговое уведомление об уплате налога на доход физических лиц, не удержанного налоговым агентом за 2023 год в сумме 39000 рублей, со сроком уплаты до 02.12.2024 года. Налоговое уведомление № от 24.07.2024 года было направлено налогоплательщику в электронном виде. Кроме того согласно сведениям предоставленным в налоговый орган налогоплательщик имеет в собственности следующие объекты движимого имущества, признаваемые объектом налогообложения: <данные изъяты>, является плательщиком налога на имущество физических лиц со сроком уплаты 02.12.2024 года. Налоговое требование исполнено не было в установленный срок ответчиком. В соответствии с ФЗ от 14.07.2022 года №263-ФЗ в ред. от 28.12.2022 года «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ» в статью 11.3 НК РФ «Единый налоговый платеж. Единый налоговый счет» с 01.01.2023 года внедрен Единый налоговый счет (далее ЕНС). По состоянию на 03.12.2024 года сумма задолженности подлежащая взысканию в порядке предусмотренном ст. 48 НК РФ с учетом увеличения (уменьшения) включенная в заявления о взыскании задолженности суммы отрицательного сальдо по налогу составила 48596 рулей. В установленный срок задолженность уплачена не была. В соответствии со ст. 75 НК РФ за несвоевременную уплату налоговых платежей налогоплательщику начислены пени в общем размере 1398 рублей 15 коп. за период с 03.12.2024 года по 23.01.2025 года. Просили взыскать с ответчика задолженность в общем размере 40389 рублей 15 коп, в том числе по НДФЛ за 2023 год в размере 29404 рубля, налогу на имущество за 2023 год в размере 1668 рублей, транспортный налог за 3023 год в размере 7928 рублей, пени за период с 03.12.2024 год по 23.01.2025 года в размере 1398 рублей 15 коп.

Административный истец УФНС России по Курской области, будучи надлежащим образом, извещенным о слушании дела, явку представителя в суд не обеспечил, ходатайств об отложении не заявлено.

Административный ответчик ФИО2 в судебное заседание не явилась, воспользовалась своим правом ведения дела через представителя.

Представитель административного ответчика по доверенности ФИО1 административные исковые требования не признал и пояснил, что налог на доходы физических лиц в сумме 39000 рублей не подлежит уплате, поскольку 19.03.2025 года Курским областным судом было вынесено апелляционное определение о повороте решения суда, которым 310000 было постановлено взыскать с ФИО2 в пользу ПАО «Росгострах», о чем неоднократно сообщалось в налоговый орган. Транспортный налог и налог на имущество был уплачен ФИО2, что подтверждено чеком об операции, однако данная задолженность была учтена истцом в отрицательное сальдо по ЕНС, в связи с чем на всю задолженность были начислены пени. Просил в удовлетворении административных исковых требований отказать в полном объеме.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

Согласно статье 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца (часть 4). При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (часть 6).

Статья 57 Конституции Российской Федерации и пункт 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации обязывают каждого платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с пунктом 1 ст. 3 Налогового кодекса РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. При этом в силу ст. 44 Налогового кодекса РФ на налогоплательщика возложена обязанность по уплате налога при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.

На основании п. 2 ст. 52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

В связи с тем, что в установленные НК РФ сроки обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов Должником не исполнена, на сумму образовавшейся задолженности в соответствии со статьей 75 НК РФ начислены пени.

В соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 N 263-ФЗ (ред. от 28.12.2022) "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" в статью 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации «Единый налоговый платеж. Единый налоговый счет» с 01.01.2023 внедрен Единый налоговый счет (далее - ЕНС). Единым налоговым счетом признается форма учета налоговыми органами денежного выражения совокупной обязанности и денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа.

В соответствии со статьей 11.3 НК РФ совокупная обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счете лица (далее - ЕНС), который ведется в отношении каждого физического лица. Исполнение обязанности, числящейся на ЕНС, осуществляется с использованием единого налогового платежа (далее - ЕНП).

Сальдо ЕНС представляет собой разницу между общей суммой денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве ЕНП, и денежным выражением совокупной обязанности.

Отрицательное сальдо ЕНС формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве ЕНП, меньше денежного выражения совокупной обязанности.

В соответствии с пунктом 11 НК РФ задолженностью по уплате налогов, сборов и страховых взносов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации признается общая сумма недоимок, а также не уплаченных налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов и (или) налоговым агентом пеней, штрафов и процентов, предусмотренных НК РФ, и сумм налогов, подлежащих возврату в бюджетную систему Российской Федерации в случаях, предусмотренных НК РФ, равная размеру отрицательного сальдо единого налогового счета этого лица.

Согласно ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц (далее - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В соответствии со ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом, жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

Согласно п. 1 ст. 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

В силу ст. 209 НК РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 настоящего Кодекса (п. 1 ст. 210 НК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 НК РФ. Размер налоговой базы определяется в соответствии с п. 3 ст. 210 НК РФ для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная п. 1 ст. 224 НК РФ (13%), как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 220 НК РФ.

Согласно п. 2 ст. 228 НК РФ налогоплательщики, указанные в п. 1 самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 Налогового кодекса Российской Федерации.

Пунктом 3 этой же статьи предусмотрена обязанность налогоплательщиков, указанных в пункте 1 статьи 228 НК РФ, представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию.

В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Статьей 362 НК РФ предусмотрено, что сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые предоставляются органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Согласно п. 3 ст. 363 НК РФ, п.1 ст. 5 Закона Курской области №44-ЗКО от 21.10.2002 года «О транспортном налоге», налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, оплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

В соответствии с п. 1 ст. 363 НК РФ уплата налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

Как установлено в судебном заседании и подтверждено материалами дела ФИО2, является налогоплательщиком налога на доходы физических лиц, полученные физическим лицом в соответствии со статьей 228 НК РФ.

ПАО «Росгострах», являющийся налоговым агентом 16.02.2024 года предоставлена справка о доходах и суммах налога физического лица за 2023 год, согласно которой ФИО2 в 2023 году получен доход в размере 300000 рублей, сумма исчисленного налога составила 39000 рублей.

В адрес налогоплательщика было направлено налоговое уведомление об уплате налога на доход физических лиц, не удержанного налоговым агентом за 2023 год в сумме 39000 рублей, со сроком уплаты до 02.12.2024 года.

Налоговое уведомление № от 24.07.2024 года было направлено налогоплательщику в электронном виде.

Согласно апелляционного определения Курского областного суда от 19.03.2025 года по заявлению ПАО «Росгострах» о повороте исполнения судебного акта по делу по иску ФИО2 к ПАО СК «Росгострах» о взыскании неустойки поступившее по частной жалобе ФИО2 определение Ленинского районного суда г. Курска от 19.11.2024 года, которым постановлено об удовлетворении заявления было принято определение о повороте исполнения решения Ленинского районного суда г. Курска от 19.11.2024 года, с ФИО2 в ползу ПАО СК «Росгострах» была взыскана неустойка в сумме 300000 рублей, которая ранее была взыскана решением Ленинского районного суда г. Курска от 01.02.2023 года в размере 300000 рублей с ПАО «Росгострах» в пользу ФИО2 и являлась доходом, на который и распространилось налоговое обязательство в указанной в исковом заявлении сумме 39000 рублей.

Таким образом, доход в сумме 300000 рублей получен ФИО2 не был, в связи с чем налог на доходы физических лиц с указанной суммы уплате ответчиком подлежать не может.

Кроме того согласно сведениям предоставленным в налоговый орган налогоплательщик имеет в собственности следующие объекты движимого имущества, признаваемые объектом налогообложения: <данные изъяты>, является плательщиком налога на имущество физических лиц со сроком уплаты 02.12.2024 года, на данное имущество налогоплательщику ФИО2 был начислен налог в общей сумме 9596 рублей, который был уплачен ей 11.12.2024 года, что подтверждается кассовым чеком по операции.

Указанная сумма была зачтена административным истцом в счет уплаты НДФЛ в сумме 39000 рублей, поскольку имелось отрицательное сальдо образовавшееся за счет указанной налоговой задолженности, что не могло быть сделано в связи с ее отсутствием.

Таким образом, суд приходит к выводу, что задолженность в виде отрицательно сальдо по ЕНС у ФИО2 отсутствовала, следовательно, потупивший налоговый платеж в виде транспортного налога и налога на имущество не мог быть зачислен в отрицательное сальдо.

Касательно начисленных на отрицательное сальдо пени за период с 03.12.2024 года по 23.01.2025 года в сумме 1398 рублей 15 коп., суд приходит к выводу об отказе во взыскания указанной суммы, поскольку они начислены на сумму отрицательного сальдо по ЕНС, которое по мнению суда в указанном размере отсутствовало, в связи с поворотом решения суда и не получением ФИО2 дохода за 2023 год в сумме 300000 рублей, а также уплатой ФИО2 транспортного налога и налога на имущество.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований УФНС России по Курской области к ФИО2 о взыскании задолженности по налоговым платежам и пени, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Кировский районный суд г. Курска в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения, то есть с 6 октября 2025 года.

Судья Н.А Орехова