дело №2а-935/2025

УИД 63RS0045-01-2024-0010231-62

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 июля 2025 года г. Самара

Железнодорожный районный суд г. Самары в составе

председательствующего судьи Замулиной Е.В.,

при секретаре Портняжкиной А.В.,

с участием административного ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №а-935/2025 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции ФНС России № по <адрес> к ФИО1 о взыскании недоимки по налогам,

установил:

Межрайонная инспекция ФНС России № по <адрес> обратилась в Железнодорожный районный суд <адрес> с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2021-2022 годы и налогу на имущество за 2021-2022 годы, в обоснование требований указав, что административный ответчик является налогоплательщиком имущественных налогов в вышеуказанный налоговый период, так как имел в собственности имущество, являющееся объектом налогообложения. Поскольку в срок, указанный в налоговом уведомлении, налог уплачен не был, на основании ст.70 НК РФ было направлено требование об уплате налога, которое до настоящего времени не исполнено. На основании изложенного просит суд взыскать с ФИО1 задолженность в размере 103 353,00 рубля, в том числе:

- по транспортному налогу за 2021 год в размере 5 245,00 рублей по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ;

- по транспортному налогу за 2022 год в размере 5 245,00 рублей по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ;

- по налогу на имущество за 2022 год в размере 35,00 рублей по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ;

- по налогу на имущество за 2022 год в размере 209,00 рублей по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ;

- по налогу на имущество за 2022 год в размере 210,00 рублей по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ;

- по налогу на имущество за 2021 год в размере 7 050,00 рублей по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ;

- по налогу на имущество за 2022 год в размере 85 359 рублей по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ.

В ходе рассмотрения дела к участию в процессе в качестве заинтересованного лица привлечена МИФНС России № по <адрес>.

Информация о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда.

Представитель Межрайонной инспекции ФНС России № по <адрес> в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом, причину неявки в судебное заседание не сообщил, об отложении судебного заседания не заявил, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного истца.

В судебном заседании административный ответчик ФИО1 исковые требования не признал, пояснил, что автомобиль «ВАЗ» продан, в связи с чем налог подлежит перерасчету.

Представитель заинтересованного лица МИФНС России № по <адрес>, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Статьей 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что неявка в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Учитывая, что явка лиц, участвующих в деле, не признана судом обязательной, принимая во внимание требования статей 96, 150 КАС РФ, пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Исследовав материалы дела, материалы административного дела №а-901/2024, поступившее от мирового судьи судебного участка № <адрес>, суд приходит к следующему.

В силу статьи 57 Конституции РФ, статьи 3, подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно ст. 14 НК РФ, транспортный налог относится к региональным налогам и сборам.

В соответствии со ст. 356 НК РФ транспортный налог обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.

Статьей 357 НК РФ определено, что налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно пункту 1 статьи 358 Кодекса объектом налогообложения по транспортному налогу признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу пп. 1 п. 1 ст. 359 НК РФ налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

Ставки транспортного налога определены ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД «О транспортном налоге на территории <адрес>».

В соответствии с пунктом 1 статьи 363 НК РФ уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим периодом.

Согласно положениям пункта 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

Согласно пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Государственной инспекции или органах гостехнадзора, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке.

На основании п. 2 ч. 1 ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования жилое помещение (квартира, комната).

Налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи (ч. 1 ст. 402 НК РФ).

Частью 1 статьи 403 НК РФ определено, что налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Согласно ч. 1 ст. 406 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.

В случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки в отношении жилых домов, жилых помещений устанавливаются в размерах, не превышающих 0,1 процента (ч. 2 ст. 406 НК РФ).

Налоговые ставки, указанные в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, могут быть уменьшены до нуля или увеличены, но не более чем в три раза нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) (ч. 3 ст. 406 НК РФ).

Согласно положениям ст. 409 НК РФ налог на имущество уплачивается не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим периодом.

Из материалов дела следует, что в собственности ФИО1 в 2021-2022 годах находились объекты налогообложения:

- автомобиль «Мазда Капелла», гос.номер Е702АР163;

- квартира с кадастровым номером 63:01:0301001:2626, расположенная по адресу: <адрес>;

- гараж с кадастровым номером 63:01:0521003:807, расположенный по адресу: <адрес>;

- квартира с кадастровым номером 63:01:0519003:625, расположенная по адресу: <адрес>;

- иное строение, помещение, сооружение с кадастровым номером 63:01:051003:1071 по адресу: <адрес>, 1-20

Следовательно, административный ответчик был обязан уплатить имущественные налоги за не позднее 01 декабря года, следующего за истекшим периодом.

Согласно п. 2 ст. 52 НК РФ в случаях, когда обязанность по начислению суммы налога возложена на налоговый орган или налогового агента, налоговый орган обязан направить налогоплательщику налоговое уведомление не позднее 30 дней до наступления срока платежа.

В этих случаях обязанность по уплате налога возникает у налогоплательщика не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57 НК РФ).

Налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении (пункт 6 статьи 58 НК РФ).

С ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», вводящий институт Единого налогового счета далее (ЕНС) (и единого налогового платежа) далее (ЕНП) для всех налогоплательщиков.

В соответствии с пунктом 1 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" сальдо единого налогового счета организации или физического лица формируется ДД.ММ.ГГГГ с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей, в порядке, аналогичном установленному статьей 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 2 вышеуказанной статьи в целях пункта 1 части 1 настоящей статьи в суммы неисполненных обязанностей не включаются суммы недоимок по налогам, государственной пошлине, в отношении уплаты которой налоговому органу выдан исполнительный документ, иным сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации процентам, по которым по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ истек срок их взыскания.

Отрицательное сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, меньше денежного выражения совокупной обязанности.

Согласно п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В установленный срок административный ответчик обязанность по оплате имущественных налогов не исполнил, в связи с чем ему было направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ об оплате задолженности по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов с внутригородским делением в сумме 17 131 рубль, транспортный налог в сумме 41 960 рублей, пени в сумме 15 255 рублей 64 копейки в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Из поступивших сведений РЭО ГИБДД УМВД России по <адрес> транспортное средство ВАЗ 21043 г/н № за ФИО1 в собственности не числится (период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ).

Недоимка до настоящего времени не уплачена, в связи с чем, требования о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2021-2022 и налогу на имущество за 2021-2022 годы за исключением начислений по транспортному налогу за автомобиль ВАЗ 2104 в размере 1 120 рублей за 2021 год и в размере 1 120 рублей за 2022 год являются законными и подлежат удовлетворению.

Согласно п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговый орган вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности:

1) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер отрицательного сальдо превышает 10 тысяч рублей;

2) не позднее 1 июля года, следующего за годом, в течение которого налоговым органом осуществлено обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности, в случае неисполнения обязанности по требованию об уплате задолженности, на основании которого подано такое заявление, и образовании после подачи предыдущего заявления задолженности, подлежащей взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме более 10 тысяч рублей,

либо года, на 1 января которого сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, превысила 10 тысяч рублей,

либо года, на 1 января которого истекло три года со срока исполнения требования об уплате, и сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, не превысила 10 тысяч рублей,

либо года, на 1 января которого истекло три года, следующих за годом, в течение которого налоговый орган обратился в суд с заявлением о взыскании задолженности, и при этом по требованию об уплате указанной задолженности, взыскиваемой в судебном порядке, образовалась новая сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме менее 10 тысяч рублей.

В случае внесения в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об утрате силы государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя заявление о взыскании задолженности, в отношении которой в реестре решений о взыскании задолженности не размещены поручение налогового органа на перечисление суммы задолженности и (или) постановление о взыскании задолженности, подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня утраты силы государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя либо в течение шести месяцев со дня вступления в силу решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения налогового органа об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в случае, если соответствующее решение вступило в силу после дня утраты силы государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "О мерах по урегулированию задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, в 2023 и 2024 годах" предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации предельные сроки направления требований об уплате задолженности и принятия решений о взыскании задолженности увеличиваются на 6 месяцев.

Заявление о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО1 недоимки по налогам и пени подано налоговым органом мировому судье ДД.ММ.ГГГГ, до истечения шестимесячного срока (п. 2, 5 ст. 6.1 Налогового кодекса РФ и Постановления Правительства РФ №) с даты, указанной в требовании об уплате налогов (до ДД.ММ.ГГГГ), т.е. своевременно.

Судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании недоимки по страховым взносам отменен определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ.

Административное исковое заявление подано в суд ДД.ММ.ГГГГ, также своевременно.

В силу ст.104 КАС РФ и ст.333.35 НК РФ истец освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем в соответствии со ст.114 КАС РФ государственная пошлина в сумме 4 033 рублей подлежит взысканию в доход муниципального бюджета г.о.Самара с административного ответчика.

Руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административные исковые требования Межрайонной инспекции ФНС России № по <адрес> удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО1, зарегистрированного по адресу: <адрес>, транспортный налог за 2021 год в размере 4125,00 руб., транспортный налог за 2022 год в размере 4125,00 руб., налог на имущество физических лиц за 2022 год в размере 35,00 рублей, налог на имущество физических лиц за 2022 год в размере 209,00 рублей, налог на имущество физических лиц за 2022 год в размере 210,00 рублей, налог на имущество физических лиц за 2022 год в размере 85 359,00 рублей, налог на имущество физических лиц за 2021 год в размере 7050,00 рублей, а всего взыскать 101 113,00 рублей.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

Взыскать с ФИО1 (паспорт гражданина <данные изъяты>) в доход местного бюджета г.о. Самара государственную пошлину в размере 4033,00 рублей.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Железнодорожный районный суд <адрес> в месячный срок со дня составления решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий судья п/п Е.В. Замулина