Дело № 2а-1148/2022

№

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 сентября 2022 года Лысьвенский городской суд Пермского края в составе судьи Шадриной Т.В., при секретаре Галяутдиновой Г.Х., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Лысьве административное дело по иску Межрайонной ИФНС России № 21 по Пермскому краю к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС № 21 по Пермского краю обратилась в суд с иском к ФИО1 о взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц за 2018 год в сумме 5948 рублей и пени в сумме 02,66 руб., недоимки налога на имущество за 2016 год в сумме 56 руб. и пени в сумме 0,21 руб.

В обоснование заявленных требований истец указал, что административный ответчик состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № по <адрес>. ФИО2 является собственником недвижимого имущества, которое является объектом налогообложения. В адрес ответчика налоговым органом своевременно было направлено уведомление с установлением срока уплаты налога за 2016 год. Однако исчисленные суммы налога в установленный срок в бюджет не поступили. В соответствии со ст. 70 НК РФ ответчику было выставлено требование об уплате налога, которое им исполнено не было. Более того, в 2019 году в адрес МРИ ФНС поступила справка ООО «Газпром межрегионгаз Пермь», как налогового агента, в соответствии с которой ФИО2 в 2018 был получен доход в виде списанной задолженности за поставку газа в сумме 125746,79 руб. Из данной суммы налоговым агентом был исчислен налог в сумме 5948 рублей, который был предъявлен ответчику путем направления налогового уведомления, однако исчисленные суммы налога в установленный срок в бюджет не поступили. В соответствии со ст. 70 НК РФ ответчику было выставлено требование об уплате налога, которое ответчиком исполнено не было. В связи с чем, в соответствии со ст. 75 НК РФ налоговым органом были исчислены пени, которые также в установленный срок административным ответчиком не уплачены. С учетом данных обстоятельств представитель административного истца просит взыскать с ответчика недоимку по налогу и пени.

В судебное заседание представитель истца Межрайонной ИФНС № 21 по Пермского краю не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился. По информации, поступившей в адрес суда, ФИО1 снят с регистрационного учета по адресу: <адрес> по решению суда от ДД.ММ.ГГГГ. Данных о месте регистрации последнего не имеется, в связи с чем, в соответствии со ст. 102 КАС РФ суд рассматривает требования налогового органа по последнему известному месту жительства. Направленные в адрес ответчика судебные извещения, в том числе по указанному им адресу в заявлении об отмене судебного приказа, возвращены за истечением срока хранения (л.д. 47, 62, 67-68).

С учетом данных обстоятельств суд в соответствии со ст. 150, 289 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика.

Представитель ООО «Газпром межрегионгаз Пермь» в судебное заседание не явился, обратился с ходатайством о рассмотрении дела в его отсутствие.

Исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации и п.1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В силу ст. 399 НК РФ, налог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В соответствии со ст. 400-401 НК РФ, налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 409 НК РФ, налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Из материалов дела следует, что ФИО2 до ДД.ММ.ГГГГ являлся собственником жилого помещения по <адрес> в <адрес> (л.д. 13).

Более того, из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес налогового органа поступила справка ООО «Газпром межрегионгаз Пермь» по форме 2-НДФЛ, в соответствии с которой ФИО2 в 2018 году получил доход в размере 125746,79 рублей (л.д. 31).

Согласно сведений ООО «Газпром межрегионгаз Пермь» (л.д. 50-61) указанный в справке доход состоит из задолженности ФИО2 за поставку газа в жилое помещение по <адрес>, которая была списана в связи с истечением срока исковой давности на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ.

Гражданский кодекс РФ предусматривает возможность прекращения обязательств по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором (пункт 1 статьи 407 Гражданского кодекса РФ).

Одно из таких оснований закреплено в статье 415 Гражданского кодекса РФ "Прощение долга", в которой указано, что обязательство прекращается освобождением кредитором должника от лежащих на нем обязанностей, если это не нарушает прав других лиц в отношении имущества кредитора. Обязательство считается прекращенным с момента получения должником уведомления кредитора о прощении долга, если должник в разумный срок не направит кредитору возражений против прощения долга.

В соответствии со статьей 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в отношении налога на доходы физических лиц в соответствии с главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса.

Таким образом, при прощении задолженности с должника снимается обязанность по возврату суммы долга либо части долга в определенном размере, и появляется возможность распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению, то есть у должника возникает экономическая выгода, предусмотренная статьей 41 НК РФ, в виде дохода в размере суммы прощенной задолженности.

Как установлено пунктом 1 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 209 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

На основании пункта 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 224 НК РФ налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В силу положений пункта 5 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме налога.

Налогоплательщики, получившие доходы, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации и пунктом 14 статьи 226.1 Налогового кодекса Российской Федерации уплачивают налог не позднее 01 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.

Таким образом, поскольку в рассматриваемом случае у налогоплательщика образовались экономическая выгода и доход в понимании статьи 41 НК РФ, который подлежит налогообложению НДФЛ в общеустановленном порядке по правилам главы 23 НК РФ, соответственно, доход в размере суммы прощенной задолженности по оплате услуг за поставку газа подлежал обложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке с применением налоговой ставки 13 процентов.

В силу пункта 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации, в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

В соответствии с пунктами 6 и 7 статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении порядка уплаты сборов (пеней и штрафов).

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика было направлено налоговое уведомление с расчетом налога на имущество в сумме 56 рублей и налога на доходы физических лиц в сумме 16347 рублей с установлением срока его уплаты до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 23).

В силу ст. 52 НК РФ, налоговое уведомление может быть направлено налогоплательщику по почте заказным письмом. В этом случае оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Таким образом, установленная ст. 52 НК РФ процедура направления уведомления, при соблюдении которой уведомление считается полученным налогоплательщиком, в данном случае истцом выполнена. При этом, закон не предусматривает обязанности налогового органа доказать вручение налогоплательщику налогового уведомления лично под расписку. Не предусмотрено данной нормой права и обязанности налогового органа направить налоговое уведомление заказным письмом только в случае уклонения налогоплательщика от его получения.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение налогоплательщиком самостоятельно обязанности по уплате налога, предусмотренной пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации. Данное требование в соответствии с пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В силу статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (пункт 4). В случае направления требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (пункт 6).

С учетом того, что в установленный срок налогоплательщик свою обязанность по уплате исчисленной суммы налога не исполнил, ДД.ММ.ГГГГ в адрес административного ответчика заказным письмом было направлено требование об уплате недоимки по налогу в установленный предельный срок. Факт направления подтвержден реестром на отправку заказной корреспонденции (л.д. 28,30).

Однако, данное требование налогового органа в установленный срок ответчиком исполнено не было.

В силу ст. 75 НК РФ, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

В связи с ненадлежащим исполнением административным ответчиком обязанности по уплате налога, истцом были исчислены пени, в том числе на недоимку по налогу на имущество за 2015 год. Данный расчет пени судом проверен, каких-либо сомнений в правильности указанного расчета у суда не возникло. Факт предъявления пени к уплате ответчиком в добровольном порядке подтверждается требованием от ДД.ММ.ГГГГ.

Основания и порядок принудительного взыскания налога с физического лица установлены статьей 48 НК РФ.

По общему правилу в соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ, п. 2 ст. 48 НК РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абзац 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ).

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ МРИ ФНС № обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, то есть в предусмотренный законом шестимесячный срок с момента истечения срока исполнения требования от ДД.ММ.ГГГГ.

Определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ был отменен по заявлению ответчика, что подтверждается копией определения (л.д. 10).

Настоящее заявление направлено истцом в суд ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в установленный шестимесячный срок с момента отмены судебного приказа.

Как следует из заявления (л.д. 3-4) ответчиком на основании судебного приказа частично произведена оплата недоимки по налогу, остаток задолженности на дату обращения в суд с настоящим иском составляет по НДФЛ в размере 5948 рублей и пени в сумме 2,66 рублей, по налогу на имущество – 56 руб. и пени в сумме 0,21 руб.

Таким образом, поскольку в ходе судебного разбирательства факт нарушения ответчиком обязанности по уплате налога за спорный налоговый период установлен, ответчиком доказательств иного не представлено, расчет недоимки по налогу и пени судом проверен и не опровергнут ответчиком, порядок принудительного взыскания налога налоговом органом соблюден, то в силу указанных выше норм закона иск подлежит удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

Согласно ст. 106 КАС РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе почтовые расходы, связанные с рассмотрением административного дела и понесенные сторонами и заинтересованными лицами.

Из материалов дела следует, что истец при подаче настоящего иска в суд понес почтовые расходы в сумме 78 рублей, связанные с направлением в адрес административного ответчика искового заявления (л.д. 6).

В силу ч. 1 ст. 111 КАС РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.

Таким образом, поскольку требования истца удовлетворены в полном объеме, данные расходы подлежат взысканию с ответчика.

Более того, в соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Истец – налоговый орган в силу п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ был освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с удовлетворением исковых требований судебные расходы в виде государственной пошлины подлежат взысканию в доход местного бюджета с ответчика в размере 400 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, проживающего по адресу: <адрес>, недоимку по налогу на доходы физических лиц за 2018 год в сумме 5948 рублей и пени в сумме 02,66 руб., недоимку по налогу на имущество за 2016 год в сумме 56 рублей и пени в сумме 0,21 руб., и судебные расходы в сумме 78 руб.

Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 400 рублей.

Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Лысьвенский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: (подпись)

Копия верна.

Судья: Т.В. Шадрина