Копия

Дело № 2а-759/2025

89RS0007-01-2025-002344-24

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Тарко-Сале ЯНАО 13 ноября 2025 г.

Пуровский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Сологуб М.В., при секретаре судебного заседания Калмынкиной Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-759/2025 по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Ямало-Ненецкому автономному округу к ФИО1 о взыскании пени за несвоевременную уплату налогов,

установил:

представитель Управления Федеральной налоговой службы по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее – УФНС России по Ямало-Ненецкому автономному округу) обратился в суд с вышеуказанным административным иском, в котором сообщил, что ответчик ФИО1 являлся плательщиком транспортного налога, налога на имущество, а также налога на доходы, полученные от предпринимательской деятельности (специальный налоговый режим УСН) в 2014, 2019, 2021 и 2022 годах. Расчет налогов производился в уведомлениях № 4357800 от 01.09.2020, № 29150007 от 01.09.2022, № 80493729 от 12.07.2023. Расчет налога, взимаемого с налогоплательщиков выбравших в качестве объекта налогообложения доходы (УСН), за 2014 год произведен налогоплательщиком самостоятельно в декларации за 2014 год.

В связи с неуплатой ФИО1 налогов у него образовалась недоимка: по транспортному налогу за 2022 г. в сумме 360 руб., транспортному налогу за 2019 год в сумме 4325 руб., транспортному налогу за 2021 г. в сумме 4 325 руб., налогу, взимаемому с налогоплательщиков выбравших в качестве объекта налогообложения доходы (УСН), за 2014 год в размере 52 769 руб., налогу на имущество физических лиц в размере 19 руб. за 2021 год, налогу на имущество физических лиц в сумме 189 руб. за 2019 год. В связи с несвоевременной уплатой налогов и образованием на едином налоговом счете ФИО1 отрицательного сальдо, за период с 01.01.2023 (включая пени, сформированные на 01.01.2023) по 08.12.2023 ФИО1 начислены пени в сумме 39 401, 55 руб.

09.07.2023 налоговым органом ФИО1 направлено требование № 15521 об уплате задолженности на общую сумму 31 810, 84 руб., которым сообщено, что в случае не погашения заложенности в срок до 28.08.2023, налоговым органом будут приняты меры по взысканию задолженности. Требование налогоплательщиком не исполнено.09.02.2024 мировым судьей судебного участка № 1 Пуровского района вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 недоимки по налогам и пени, который отменен мировым судьей 05.03.2025.

В связи с изложенным, ссылаясь на положения ст. ст. 31, 46, 48 Налогового кодекса Российской Федерации, представитель УФНС России по Ямало-Ненецкому автономному округу просил взыскать с ФИО1 задолженность по обязательным платежам в общем размере 101 388, 55 руб., в том числе по:

транспортному налогу за 2022 г. в сумме 360 руб.,

транспортному налогу за 2019 год в сумме 4325 руб.,

транспортному налогу за 2021 г. в сумме 4 325 руб.,

налогу, взимаемому с налогоплательщиков выбравших в качестве объекта налогообложения доходы (УСН), за 2014 год в размере 52 769 руб.,

налогу на имущество физических лиц в размере 19 руб. за 2021 год,

налогу на имущество физических лиц в сумме 189 руб. за 2019 год.

пени за период с 01.01.2023 (включая пени, сформированные на 01.01.2023) по 08.12.2023 в сумме 39 401, 55 руб.

ФИО1 в возражениях на иск указал, что с вышеуказанным административным иском налогового органа полностью не согласен. В частности, в период осуществления предпринимательской деятельности все налоги, том числе по УСН, он уплачивал, задолженности по ним не имел и не имеет. При этом платежные документы об оплате данного налога за 2014 год не сохранились, т.к. законодательством РФ не предусмотрена обязанность налогоплательщиков хранить их более пяти лет. Согласно Перечню, утверждённому приказом Росархива № 236, индивидуальные предприниматели (МП), в том числе применяющие упрощённую систему налогообложения (УСН), должны хранить налоговые декларации и расчёты в течение 5 лет (подп. 8 п. 1 ст. 23 НК). Также считает, что по всем указанным в административном иске налогам, административным истцом пропущены сроки взыскания установленные НК РФ и КАС РФ. Основания для восстановления судом данных сроков, отсутствуют. Следовательно, отсутствуют и основания для начисления и взыскания с меня всех сумм пени, начисленных налоговым органом на все указанные в иске суммы налогов.

Так, согласно пп.1 п.2 ст.4 ФЗ РФ от 14.07.2022г. № 263-ФЗ в целях пункта 1 части 1 настоящей статьи в суммы неисполненных обязанностей не включаются суммы недоимок по налогам, государственной пошлине, в отношении уплаты которой налоговому органу выдан исполнительный документ, иным сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, предусмотренным НК РФ процентам, по которым по состоянию на 31 декабря 2022 года истек срок их взыскания. Согласно пп. 2 п.7 ст.1 Федерального закона от 14.07.2022г. № 263-ФЗ при определении размера совокупной обязанности не учитываются суммы налогов, государственной пошлины, в отношении уплаты которой судом выдан исполнительный документ, иных сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, по которым истек срок их взыскания, до даты вступления в законную силу судебного акта о восстановлении пропущенного срока либо судебного акта о взыскании таких сумм. Поэтому включение налоговым органом в состав отрицательного сальдо его ЕНС спорных по данному иску сумм пени, а также налогов и начисление на них пеней является спорным.

Кроме того, из административного иска налогового органа так же непонятно, уменьшено или нет административным истцом отрицательное сальдо его ЕНС на суммы налогов, сборов, пеней, во взыскании которых налоговому органу ранее было отказано решениями Пуровского районного суда ЯНАО от 14.05.2025 года по административным делам № 2а-416/2025 и № 2а- 417/2025, по которым он был административным ответчиком. Если указанные суммы, в том числе пеней, налоговым органом не учтены, это может повлечь повторное взыскание с него данному делу налогов и пени, которые должны быть уменьшены или исключены из отрицательною сальдо его ЕНС.

В связи с изложенным ФИО1 просил отказать в удовлетворении ходатайства УФНС России по Ямало-Ненецкому автономному округу о восстановлении пропущенного срока обращения в суд и отказать в удовлетворении иска о взыскании с него задолженности по налогам и пени.

Представитель УФНС России по Ямало-Ненецкому автономному округу в письменном отзыве на возражения ответчика указал, что ФИО1 не привел доводов, по которым он считает срок на обращение в суд пропущенным. Наличие у ФИО1 налоговой задолженности подтверждается отрицательным сальдо ЕНС, ответчиком доказательств обратного не представлено. Списание с ЕНС указанной ответчиком задолженности по решениям суда налоговым органом произведено.

Стороны при надлежащем извещении в судебное заседание не явились, просили дело рассмотреть в их отсутствие. В соответствии со ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено без их участия.

Оценив доводы иска, возражений ответчика, отзыва истца на возражения ответчика, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам и установил следующие обстоятельства.

В соответствии с пунктом 1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Согласно ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.

Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается:

с уплатой налога и (или) сбора в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

со смертью физического лица - налогоплательщика или с объявлением его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. Задолженность по налогам, указанным в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, умершего лица либо лица, объявленного умершим, погашается наследниками в пределах стоимости наследственного имущества в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации для оплаты наследниками долгов наследодателя;

с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой Российской Федерации в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса;

с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.

Положения, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов.

В силу положений ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога посредством перечисления денежных средств в качестве единого налогового платежа, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Налогоплательщик вправе перечислить денежные средства в счет исполнения обязанности по уплате налога до наступления установленного срока.

Перечисление денежных средств в счет исполнения обязанности налогоплательщика по уплате налога может быть произведено иным лицом.

Если иное не предусмотрено пунктами 4 и 5 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание задолженности в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Статьей 399 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса (ст. 400 Налогового кодекса Российской Федерации).

Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, федеральной территории "Сириус") следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение (ст. 401 Налогового кодекса Российской Федерации).

Если иное не установлено настоящим пунктом, налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (п. 1 ст. 403 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии со ст. 405 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом признается календарный год.

В силу ст. 408 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Согласно статье 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.

Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Статьей 356 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что транспортный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, если иное не предусмотрено статьей 356.1 настоящего Кодекса.

Устанавливая налог, законодательные органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют также порядок уплаты налога.

При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

В силу статье 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса.

Статьёй 358 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Исключения из правила перечислены в пункте 2 указанной статьи, к числу которых принадлежащее ответчику транспортное средство не относится.

Налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах, что предусмотрено статьей 359 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст. 360 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом признается календарный год.

В силу статьи 361 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну, одну единицу валовой вместимости транспортного средства или одну единицу транспортного средства.

Ставки транспортного налога на территории Ямало-Ненецкого автономного округа установлены Законом ЯНАО от 25.11.2002 N 61-ЗАО (принят Государственной Думой Ямало-Ненецкого автономного округа 21.11.2002).

Согласно положениями статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Уплата (перечисление) налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 363 Налогового кодекса Российской Федерации).

Пунктом 1 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном настоящей главой (п. 1 ст. 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 346.14 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются: доходы; доходы, уменьшенные на величину расходов.

Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи. Объект налогообложения может изменяться налогоплательщиком ежегодно. Объект налогообложения может быть изменен с начала налогового периода, если налогоплательщик уведомит об этом налоговый орган до 31 декабря года, предшествующего году, в котором налогоплательщик предлагает изменить объект налогообложения. В течение налогового периода налогоплательщик не может менять объект налогообложения.

Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (статья 346.19 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 346.23 Налогового кодекса Российской Федерации по итогам налогового периода налогоплательщики представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя.

В 2019, 2021 годах ФИО1 являлся собственником транспортного средства <данные изъяты>, а также жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в связи с чем, ему были начислены:

- транспортный налог за 2019 год в сумме 4 325 руб., и налог на имущество за 2019 в сумме 189 руб., которые должны были быть уплачены в срок по 01.12.2020, о чем сообщено в уведомлении № 43578040 от 01.09.2020 (л.д.26);

- транспортный налог за 2021 год в сумме 4325 руб., и налог на имущество за 2021 год в сумме 19 руб., которые должны были быть уплачены в срок по 01.12.2022, о чем сообщено в уведомлении № 29150007 от 01.09.2022 (л.д.27);

Кроме того, начислен ФИО1 и транспортный налог за 2022 год в сумме 360 руб., который должен был быть уплачен по 01.12.2023, о чем указано в налоговом уведомлении № 80493729 от 12.07.2023.

По данным детализации сальдо ЕНС ФИО1 в 2014 году он являлся плательщиком налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве налогообложения доходы, в связи с чем должен был в срок до 30.04.2015 уплатить налог в сумме 52 769 руб.

09.07.2023 налоговый орган направил ФИО1 требование № 12494, в котором уведомил о необходимости в срок до 28.11.2023 платить образовавшуюся недоимку по налогам и пени (л.д. 18-19).

Статья 69 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действующей на 01.12.2020 (дату уплаты транспортного и имущественного налогов за 2019 год), предусматривала, что требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 8 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

В силу пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации в той же редакции требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, не превышает у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, 500 рублей, у организации или индивидуального предпринимателя - 3 000 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

Транспортный налог за 2019 год в сумме 4 325 руб., и налог на имущество за 2019 в сумме 189 руб. должны были быть уплачены ФИО1 в срок по 01.12.2020, о чем сообщено в уведомлении № 43578040 от 01.09.2020 (л.д.26). В связи с неуплатой в установленный срок ФИО1 налогов, 02.12.2020 образовалась недоимка по указанным налогам, размер которой превышал 500 руб.

Таким образом, в силу положений ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате задолженности по транспортному налогу и налогу на имущество за 2019 год должно было быть направлено налогоплательщику в течение 3 месяцев со дня образования недоимки, то сеть в срок со 02.12.2020 по 02.03.2021.

Кроме того, в срок до 30.04.2015 ФИО1 должен был уплатить налог в сумме 52 769 руб. за 2014 год в связи с тем, что он являлся плательщиком налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве налогообложения доходы (УСН). В связи с неуплатой в указанный срок налога 01.05.2015 произошло образование недоимки по данному виду налога.

Статья 70 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действующей на 01.05.2015, также предусматривала, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

Таким образом, в силу положений ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате задолженности по УСН за 2015 год должно было быть направлено налогоплательщику в течение 3 месяцев со дня образования недоимки, то сеть в срок со 01.05.2015 по 01.08.2015.

Представленное суду требование № 238 датировано 09.07.2023, направлено налогоплательщику фактически 11.09.2023 (л.д.18,19), в указанном требовании налоговый орган потребовал уплаты налогоплательщиком налогов и пени в срок до 28.11.2023.

Конституционный суд Российской Федерации в определении от 22.03.2012 N 479-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО2 на нарушение его конституционных прав пунктом 2 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации" указал, что ограничивая деятельность налоговых органов по предъявлению требования об уплате налога определенными сроками, оспариваемое законоположение преследует цель упорядочения процесса взыскания недоимки и повышения эффективности работы налоговых органов. Оно действует во взаимосвязи с иными положениями Налогового кодекса Российской Федерации, которыми, в частности, регулируется порядок взыскания налога, сбора, а также пеней, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках. Законодательные правила направления и исполнения требования об уплате налога имеют юридическое значение для исчисления срока на обращение в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога. Заявление налогового органа может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Как следует из разъяснений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в любом случае пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налоговых платежей (пункт 6 Информационного письма от 17 марта 2003 года N 71). Таким образом, не может осуществляться принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации. Следовательно, пункт 2 статьи 70 данного Кодекса, рассматриваемый во взаимосвязи с иными положениями указанного Кодекса и с учетом смысла, придаваемого ему правоприменительной практикой, не может рассматриваться как нарушающий конституционные права заявителя.

Согласно пункту 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации шестимесячный срок на обращение налогового органа в суд с заявлением о взыскании недоимки, являющийся пресекательным, начинает течь с момента истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога (статья 70 НК РФ) не влечет изменения порядка исчисления пресекательного срока на принудительное взыскание налога и пеней (пункт 3 статьи 48 НК РФ).

В требовании от 09.07.2023, фактически направленном налогоплательщику 11.09.2023, налоговый орган потребовал уплатить задолженность в срок до 28.11.2023, то есть на исполнение требования налогаплательщику был дан срок 77 дней.

Поскольку недоимка по транспортному налогу и налогу на имущество за 2019 год образовалась 02.12.2020 требование должно было быть направлено налогоплательщику не позднее направлено налогоплательщику в течение 3 месяцев со дня образования недоимки, то сеть в срок со 02.12.2020 по 02.03.2021.

С учетом установленного в требовании срока 77 дней, требование должно было быть исполнено не позднее 18.05.2021 (02.03.2021+77дней).

Требование об уплате задолженности по УСН за 2015 год должно было быть направлено налогоплательщику в течение 3 месяцев со дня образования недоимки, то сеть в срок со 01.05.2015 по 01.08.2015 и должно было быть исполнено не позднее 17.10.2015.

По состоянию на 01.05.2015 статья 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривала, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Недоимка ФИО1 по налогу в связи с применением им УСН составила 52 769 руб., то есть превышала 3 000 руб., соответственно в суд налоговый орган мог обратиться в течение 6 месяцев, начиная с 17.10.2015, то есть по 18.04.2016 (с учетом переноса срока на первый рабочий день). Однако обращение к мировому судье имело место только в феврале 2024 г. (л.д.14-15). То есть срок на обращение в суд налоговым органом был пропущен еще по состоянию на дату обращения за выдачей судебного приказа.

Аналогичным образом пропущен налоговым органом и срок на обращение в суд с требованием о взыскании недоимки по транспортному налогу и налогу на имущество за 2019 год, поскольку в редакции по состоянию на 01.12.2020 статья 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривала такой же срок обращения в суд за истребованием недоимки, которая превышала 3000 руб.

Что же касается транспортного налога за 2021 год в сумме 4 325 руб. и налога на имущество в сумме 19 руб., недоимка по ним образовалась у налогоплательщика 01.12.2022 (л.д.27).

По состоянию на 01.12.2022 статья 70 Налогового кодекса Российской Федерации также предусматривала, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом. В случае, если сумма недоимки не превышает 3 000 рублей, требование об уплате налога и имеющейся на день его формирования задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

Таким образом, требование об уплате указанных налогов должно было быть направлено налоговым органом в срок со 02.12.2022 по 02.03.2023.

В требовании от 09.07.2023, фактически направленном налогоплательщику 11.09.2023, налоговый орган потребовал уплатить задолженность в срок до 28.11.2023, то есть на исполнение требования налогоплательщику был дан срок 77 дней.

С учетом последнего дня на направление требования 02.03.2023 и срока его исполнения 77 дней, последний день исполнения требования приходился на 18.05.2023.

Шестимесячный срок на обращение к мировому судье истекал в таком случае 20.11.2023 (с учетом переноса последнего дня срока на первый рабочий день).

Однако заявление направлено мировому судье 24.01.2024, о чем свидетельствуют представленные мировым судьей по запросу суда документы с отметкой входящей корреспонденции.

Таким образом, срок на обращение в суд с требованием о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2021 год налоговым органом также был пропущен.

Недоимка по транспортному налогу за 2022 год образовалась у ФИО1 02.12.2023.

При этом суд учитывает, что с 1 января 2023 года в связи с принятием Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» все налоговые обязательства плательщиков объединены в Единый налоговый счет (ЕНС). Также указанным законом введено понятие Единого налогового платежа (ЕНП).

В соответствии со ст. 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации совокупная обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счете лица (далее - ЕНС), который ведется в отношении каждого физического лица. Исполнение обязанности, числящейся на ЕНС. осуществляется с использованием единого налогового платежа.

Исполнение обязанности, числящейся на ЕНС, осуществляется с использованием единого налогового платежа.

Совокупная обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счете лица на основе:

- налоговых деклараций (подпункт 1 пункта 5 статьи 11.3),

- налоговых уведомлений (подпункт 6 пункта 5 статьи 11.3),

- суммы пеней (пункт 6 статьи 11.3).

Сальдо ЕНС представляет собой разницу между общей суммой денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, и денежным выражением совокупной обязанности.

Отрицательное сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, меньше денежного выражения совокупной обязанности.

В соответствии со ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации задолженностью по уплате налогов, сборов и страховых взносов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации признается общая сумма недоимок, а также не уплаченных налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов и (или) налоговым агентом пеней, штрафов и процентов, предусмотренных настоящим Кодексом, и сумм налогов, подлежащих возврату в бюджетную систему Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, равная размеру отрицательного | сальдо единого налогового счета этого лица.

В связи с введением единого налогового счета скорректирован порядок взыскания налоговой задолженности.

В соответствии с Федеральным законом № 263-ФЗ с 01.01.2023 основанием направления требования является неисполнение обязанности по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, повлекшее формирование отрицательного сальдо ЕНС налогоплательщика.

Требованием об уплате задолженности признается извещение налогоплательщика о наличии отрицательного сальдо единого налогового счета и сумме задолженности с указанием налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов на момент направления требования, а также об обязанности уплатить в установленный срок сумму задолженности.

Требование направляется по форме, приведенной в Приложении № 1 к Приказу ФНС России от 02.12.2022 № ЕД-7-8/1151@ «Об утверждении форм требований об уплате, а также форм документов, используемых налоговыми органами при применении обеспечительных мер и взыскании задолженности».

Указанная форма также предусматривает содержание в требовании информации о том, что в случае изменения суммы задолженности с учетом увеличения (уменьшения) направление дополнительного (уточненного) требования об уплате задолженности законодательством Российской Федерации о налогах и сборах с 01.01.2023 года не предусмотрено.

В требовании № 12494 от 09.07.2023 со сроком исполнения 28.11.2023 указано, что в случае изменения задолженности направление дополнительного (уточненного) требования не производится, актуальную информацию о задолженности можно получить в личном кабинете налогоплательщика (л.д.18).

Пункт 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающий взыскание сумм обязательных платежей и санкций в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с 01.01.2023 года утратил силу и изложен в редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ.

В случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (утратившим статус индивидуального предпринимателя) (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган обращает взыскание на имущество физического лица посредством размещения в реестре решений о взыскании задолженности в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 46 настоящего Кодекса решений о взыскании, информации о вступившем в законную силу судебном акте и поручений налогового органа на перечисление суммы задолженности с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (пункт 1 статьи 48 Кодекса).

Таким образом, пункт 1 статьи 48 Кодекса предусматривает право налогового органа об обращении взыскания на имущество физического лица в случае неисполнения физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, не ограничиваясь пределами сумм налогов, пеней, зафиксированных в требовании.

При этом согласно пункту 3 статьи 69 Кодекса исполнением требования об уплате задолженности признается уплата (перечисление) суммы задолженности в размере отрицательного сальдо на дату исполнения.

Кроме этого, с 01.01.2023 в соответствии с законодательством о налогах и сборах, суммы налоговых обязательств, указанных в решении о взыскании задолженности не должны в обязательном порядке совпадать с суммой задолженности, поименованной в требовании.

Таким образом, несмотря на то, что на момент направления требования № 12494 от 09.07.2023 задолженности по транспортному налогу за 2022 год еще не имелось, налоговый орган в силу ныне действующего порядка взыскания задолженности вправе требовать взыскания задолженности, образовавшейся после направления указанного требования, с соблюдением при этом предусмотренных законом сроков.

В соответствии с пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер отрицательного сальдо превышает 10 тысяч рублей.

С учетом указанного в требовании срока исполнения до 28.11.2023 заявление о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности могло быть подано налоговым органом мировому судье в срок по 28.05.2024.

Как указывалось ранее, заявление подано в мировой суд 24.01.2024, то есть в установленный законом срок. Судебный приказ отменен по заявлению ФИО1 05.03.2025, после этого у налогового органа возникло право в течение 6 месяцев обратиться за взысканием задолженности в суд общей юрисдикции. Административный иск поступил в суд 03.09.2025, то есть в установленный срок. В связи с этим требование о взыскании с ФИО1 транспортного налога за 2022 год является обоснованным.

Кроме того суд учитывает, что в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен уплатить в бюджетную систему Российской Федерации в случае неисполнения обязанности по уплате причитающихся сумм налогов в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается дополнительно к причитающимся к уплате суммам налога независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов начиная со дня возникновения недоимки по день (включительно) исполнения совокупной обязанности по уплате налогов.

Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов определяется в процентах от суммы недоимки. Если иное не установлено настоящей статьей, процентная ставка пени принимается равной: для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации.

В постановлении от 17 декабря 1996 г. N 20-П "По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции" Конституционный Суд Российской Федерации указал, что по смыслу статьи 57 Конституции Российской Федерации налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом; неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога; поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок.

В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2007 г. N 381-О-П "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества "Ростелеком" на нарушение конституционных прав и свобод положениями пунктов 5 и 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" разъясняется, что обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 17 февраля 2015 г. N 422-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО3 на нарушение его конституционных прав пунктом 5 части первой статьи 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, положениями пунктов 1, 2 и абзацем первым пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации", положения Налогового кодекса Российской Федерации, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание. Таким образом, пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога.

Из изложенного следует, что поскольку нормы законодательства о налогах и сборах не предполагают возможность взыскания пени на сумму тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено, ее начисление правового значения не имеет.

Из представленных истцом расчетов следует, что по состоянию на 01.01.2023 пени по УСН составили 33 414, 40 руб., пени по налогу на имущество и транспортный налог за 2019 год - 609. 99 руб., пени по транспортному налогу и налогу на имущество за 2018 год - 867, 63 руб., пени по транспортному налогу и налогу на имущество за 2021 год – 32, 58 руб., итого 34 924, 60 руб. Поскольку возможность взыскания указанных налогов налоговым органом утрачена, начисленные в связи с их неуплатой пени также не могут быть взысканы с ответчика.

Из предоставленных налоговым органом сведений следует, что отрицательное сальдо ЕНС, используемое для расчёта пени за период с 01.01.2023 по 08.12.2023 вошли недоимки по следующим налогам:

Вид обязательства

Сальдо расчетов

Срок уплаты

Меры взыскания

УСН

-52 769,00

30.04.2015

Задолженность включена в административное исковое заявление № 8477.

Налог на имущество

-42.25

02.12.2019

Судебный приказ № 2а-227/1/2020 от 25.06.2020

Налог на имущество

-189

01.12.2020

Задолженность включена в исковое заявление № 8477.

Налог на имущество

-19

01.12.2022

Задолженность включена в исковое заявление № 8477.

Транспортный налог

-4 325

02.12.2019

Судебный приказ № 2а-227/1/2020 от 25.06.2020

Транспортный налог

-4 325

01.12.2020

Задолженность включена в исковое заявление № 8477.

Транспортный налог

-4 325

01.12.2022

Задолженность включена в исковое заявление № 8477.

Транспортный налог

-360

01.12.2023

Задолженность включена в исковое заявление № 8477.

ЕНВД

-14107

26.01.2015

Судебный приказ № 2а-149/1/2025 от 15.04.2025

Пунктом части 2 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в суммы неисполненных обязанностей не включаются суммы недоимок по налогам, государственной пошлине, в отношении уплаты которой налоговому органу выдан исполнительный документ, иным сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации процентам, по которым по состоянию на 31 декабря 2022 года истек срок их взыскания.

Как указывалось выше, из заявленных истцом в иске налогов не утрачена лишь возможность взыскания транспортного налога за 2022 год со сроком уплаты 01.12.2023 в сумме 360 руб.

В связи с изложенным неправомерно учитывать на ЕНС ФИО1 в том числе и для расчета пени недоимки по следующим налогам, из указанных выше: УСН за 2014 год- 52 769,00 руб. со сроком уплаты 30.04.2015, налог на имущество за 2019 год -189 руб. со сроком уплаты 01.12.2020; налог на имущество за 2021 год -19 руб. со сроком уплаты 01.12.2022; транспортный налог за 2019 год - 4 325 руб. со сроком уплаты 01.12.2020, транспортный налог за 2021 год - 4 325 руб. со сроком уплаты 01.12.2022.

Кроме того, из материалов административного дела № 2а-592/2020 судом установлено, что решением Пуровского районного суда ЯНАО от 01.10.2020 налоговому органу отказано во взыскании с ФИО1 ЕНВД за 4 квартал 2014 года в сумме 14 107 руб., таким образом, указанный налог в отрицательное сальдо ЕНС для расчета пени включен также неправомерно.

Таким образом, из вышеуказанных налоговым органом подтверждена правомерность включения в сальдо ЕНС для расчета пени налога на имущество в сумме 42.25 руб. со сроком уплаты 02.12.2019, транспортного налога в сумме 4 325 руб. со сроком уплаты 02.12.2019, взысканных по судебному приказу № 2а-227/1/2020 от 25.06.2020, а также транспортного налога в сумме 360 руб. со сроком уплаты 01.12.2023, правомерность взыскания которого проверена в настоящем деле.

При этом следует отметить, что по состоянию на 01.01.2023 (начало периода взыскания, заявленного в иске) недоимки по транспортному налогу не имелось, то есть недоимка по налогам по состоянию на 01.01.2023 составляла 4367, 25 руб. (42,25+4325), а со 02.12.2023 недоимка увеличилась в связи с неуплатой транспортного налога в сумме 360 руб. и составила 4 727, 25 руб.

При изложенных обстоятельствах, размер пени за период с 01.01.2023 по 08.12.2023 следует производить следующим образом.

С 01.01.2023 по 01.12.2023 (335 дней), исходя из размера недоимки 4367, 25 руб., пени составят 460,88 руб.

период дн. ставка, % делитель пени, ?

01.01.2023 – 23.07.2023 204 7,5 300 222,73

24.07.2023 – 14.08.2023 22 8,5 300 27,22

15.08.2023 – 17.09.2023 34 12 300 59,39

18.09.2023 – 29.10.2023 42 13 300 79,48

30.10.2023 – 01.12.2023 33 15 300 72,06

С 02.12.2023 по 08.12.2023 (7 дней), исходя из размера недоимки 4727, 25 руб., пени составят 16,55 руб.

период дн. ставка, % делитель пени, ?

02.12.2023 – 08.12.2023 7 15 300 16,55

Итого пени за период с 01.01.2023 по 08.12.2023 составят 477, 43 руб. (460,88 руб. +16, 55 руб.).

В связи с изложенным требования административного иска подлежат частичному удовлетворению.

Согласно ст. 114 КАС РФ с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в бюджет муниципального округа Пуровский район в размере 4000 руб.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

требования административного иска Управления Федеральной налоговой службы по Ямало-Ненецкому автономному округу к ФИО1 о взыскании пени за несвоевременную уплату налогов удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО1 (№) в пользу Управления Федеральной налоговой службы по Ямало-Ненецкому автономному округу (ИНН <***>) задолженность по транспортному налогу за 2022 год в сумме 360 руб., а также пени за нарушение сроков уплаты налогов за период с 01.01.2023 по 08.12.2023 в сумме 477, 43 руб.

Взыскать с ФИО1 (№) в бюджет муниципального округа Пуровский район государственную пошлину в сумме 4 000 руб.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Пуровский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме – 13 ноября 2025 года.

Председательствующий подпись М.В. Сологуб