УИД 61RS0012-01-2025-003063-48
Дело № 2а-2697/2025
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
04 сентября 2025 года г. Волгодонск
ул. Морская, 108
Волгодонской районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Свириденко И.С.,
при секретаре Мирошниченко Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 4 по Ростовской области к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам и пени по ним,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России №4 по Ростовской области, обратившись в суд с указанным выше административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании недоимки по налогам и пени, в обоснование требований указала на то, что ФИО1 состоит на учете в налоговой инспекции в качестве налогоплательщика.
В соответствии с положениями ст. 85 Налогового кодекса Российской Федерации регистрирующими органами представлены в налоговый орган сведения о принадлежащих ФИО1 на праве собственности объектов налогообложения, в отношении которых налоговым органом исчислены имущественные налоги.
По причине неисполнения административным ответчиком ФИО1 своевременно и в полном объёме обязанности по уплате имущественных налогов у налогоплательщика образовалась задолженность по транспортному налогу, налогу на имущество и пени.
Федеральным законом от 14 июля 2022 года № 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 14 июля 2022 года № 263-ФЗ) в Налоговый кодекс Российской Федерации внесены изменения, которыми введены единый налоговый счет и единый налоговый платеж.
Согласно п. 4 ст. 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации единый налоговый счет ведется в отношении каждого физического лица и каждой организации, являющихся налогоплательщиками, плательщиками сбора, плательщиками страховых взносов и (или) налоговыми агентами
В силу п. 2 ст. 11. Налогового кодекса Российской Федерации единым налоговым счетом признается форма учета налоговыми органами: 1) денежного выражения совокупной обязанности; 2) денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ сумма задолженности, подлежащая взысканию в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ, с учетом увеличения (уменьшения), включения в заявления о взыскании задолженности суммы отрицательного сальдо, составляет 10930,66 руб., в т.ч.: налог - 8748,00 руб., пени - 2182,66 руб.
Указанная задолженность образовалась в связи с неуплатой (не полной уплатой) налогоплательщиком следующих начислений:
- транспортный налог в сумме 752,00 руб. за 2019 год по сроку уплаты 01.12.2020;
- транспортный налог в сумме 752,00 руб. за 2020 год по сроку уплаты 01.12.2021;
- транспортный налог в сумме 752,00 руб. за 2021 год по сроку уплаты 01.12.2022;
- транспортный налог в сумме 752,00 руб. за 2022 год по сроку уплаты 01.12.2023;
- транспортный налог в сумме 752,00 руб. за 2023 год по сроку уплаты 02.12.2024;
- налог на имущество физических лиц в сумме 325,00 руб. за 2019 год по сроку уплаты 01.12.2020;
- налог на имущество физических лиц в сумме 970,00 руб. за 2020 год по сроку уплаты 01.12.2021;
- налог на имущество физических лиц в сумме 1128,00 руб. за 2021 год по сроку уплаты 01.12.2022;
- налог на имущество физических лиц в сумме 1233,00 руб. за 2022 год по сроку уплаты 01.12.2023;
- налог на имущество физических лиц в сумме 1332,00 руб. за 2023 год по сроку уплаты 02.12.2024;
- пени в сумме 2182,66 руб.
Расчет имущественных налогов приведен налоговым органом в направленных в адрес налогоплательщика ФИО1 налоговых уведомлениях № от ДД.ММ.ГГГГ; № от ДД.ММ.ГГГГ; № от ДД.ММ.ГГГГ; № от ДД.ММ.ГГГГ; № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с положениями ст. ст. 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органом в адрес налогоплательщика ФИО1 направлено требование № об уплате задолженности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ на общую сумму 5184,73 руб., в том числе налог – 4679,00 руб., и пени в сумме 505,73 руб., в котором сообщалось о наличии отрицательного сальдо единого налогового счета (далее по тексту – ЕНС) и сумме задолженности с указанием налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов на момент направления требования, а также об обязанности уплатить в установленный срок сумму отрицательного сальдо ЕНС. До настоящего времени отрицательное сальдо ЕНС налогоплательщиком не погашено.
В связи с неисполнением обязанности по оплате имущественных налогов в установленный для добровольного исполнения срок, налоговый орган в соответствии с положениями ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО1 задолженности по имущественным налогам и пене, однако определением мирового судьи судебного участка № 6 Волгодонского судебного района Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ Межрайонной ИФНС России № 4 по Ростовской области отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа на основании п. 3 ч. 3 ст. 123.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
По приведенным выше мотивам, административный истец просил суд взыскать с ФИО1 задолженность по налогам и сборам в размере 10930,66 руб., из них недоимку по транспортному налогу с физических лиц в сумме 3760,00 руб. за 2019-2023 годы, из них: транспортный налог в сумме 752,00 руб. за 2019 год по сроку уплаты 01.12.2020; транспортный налог в сумме 752,00 руб. за 2020 год по сроку уплаты 01.12.2021; транспортный налог в сумме 752,00 руб. за 2021 год по сроку уплаты 01.12.2022; транспортный налог в сумме 752,00 руб. за 2022 год по сроку уплаты 01.12.2023, транспортный налог в сумме 752,00 руб. за 2023 год по сроку уплаты 02.12.2024, налог на имущество физических лиц в сумме 325,00 руб. за 2019 год по сроку уплаты 01.12.2020; налог на имущество физических лиц в сумме 970,00 руб. за 2020 год по сроку уплаты 01.12.2021; налог на имущество физических лиц в сумме 1128,00 руб. за 2021 год по сроку уплаты 01.12.2022; налог на имущество физических лиц в сумме 1233,00 руб. за 2022 год по сроку уплаты 01.12.2023; налог на имущество физических лиц в сумме 1332,00 руб. за 2023 год по сроку уплаты 02.12.2024, пени по состоянию на 06.12.2024 в сумме 2182,66 руб., поскольку налогоплательщиком до настоящего времени не уплачены вышеназванные суммы обязательных платежей, в действиях налогового органа отсутствует недобросовестное поведение, исполняя свои обязанности, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации, Инспекция действовала с учетом объективно сложившихся обстоятельств, в соответствии с требованиями налогового законодательства, в которое было внесены существенные изменения, в том числе, в части определения задолженности (отрицательное сальдо ЕНС), формирование требования.
Представитель административного истца МИ ФНС России № 4 по Ростовской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлён надлежащим образом, при подаче иска ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, направил в суд письменный отзыв, в котором просил в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку административным истцом пропущен срок обращения с указанными требованиями в суд, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в соответствие с требованиями ст. 150, ч.2 ст.289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Изучив материалы дела, и дав правовую оценку в совокупности представленным по делу доказательствам, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации налоговая инспекция (как контрольный орган) вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно положению статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.
На основании статьи 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которые возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги. Одновременно по смыслу статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Пунктом 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента (абзац первый). Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (абзац третий).
Пункт 2.1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации предоставляет налоговым органам право произвести перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 Налогового кодекса Российской Федерации (то есть транспортного налога, земельного налога и налога на имущество физических лиц), который может осуществляться не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Исходя из положений пункта 6 статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае перерасчета налоговым органом ранее исчисленного налога уплата налога осуществляется по налоговому уведомлению в срок, указанный в налоговом уведомлении.
Налоговым периодом признается календарный год (статьи 405 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Транспортный налог устанавливается главой 28 Налогового кодекса Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Налогового кодекса Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статья 356 Налогового кодекса Российской Федерации), в соответствии со статьей 14 Налогового кодекса Российской Федерации относится к региональным налогам.
Согласно статье 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Законодательством РФ установлена обязанность лица, на чье имя зарегистрировано транспортное средство, уплачивать транспортный налог в порядке, установленном главой 28 Налогового кодекса Российской Федерации и законом субъекта РФ о транспортном налоге. При этом закон не вменяет в обязанность налогового органа устанавливать какие-либо факты, связанные с реальным использованием транспортного средства его владельцем, поскольку данные вопросы не входят в компетенцию инспекции. Доказанность этих обстоятельств входит в обязанность самого собственника и владельца, которые и должны доказывать факт отсутствия у него транспортного средства.
Таким образом, обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства, а не от фактического наличия данного транспортного средства у налогоплательщика. Прекращение взимания транспортного налога предусмотрено Налогового кодекса Российской Федерации в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах. Иных оснований для прекращения взимания транспортного налога (за исключением угона транспортного средства либо возникновения права на налоговую льготу) не установлено.
В соответствии со статьей 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 указанного Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи (часть 1 статьи 406 НК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Из смысла статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что к налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 настоящего Кодекса.
Объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Согласно пункту 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Налоговая база в отношении квартиры, части жилого дома определяется как ее кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 20 квадратных метров общей площади этой квартиры, части жилого дома (п. 3 ст. 403 пункту 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 406 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).
В соответствии с п. 1 ст. 408 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Статьей 409 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом (пункт 2). Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (пункт 3). Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (пункт 4).
В соответствии со ст. 363, ст. 409 Налогового кодекса Российской Федерации срок уплаты транспортного налога, налога на имущество физических лиц для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, установлен не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Взыскание налога, сбора, страховых взносов, а также пеней, штрафа за счет имущества лиц регламентируются ст. 46 – 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Исходя из требований ст. 46 - 47 Налогового кодекса Российской Федерации в указанных в этих статьях случаях взыскание производится по решению налогового органа (решение о взыскании). Решения о взыскании, принятые после истечения установленных этими статьями соответствующих сроков, считаются недействительными и исполнению не подлежат. В этих случаях налоговый орган в установленные сроки может обратиться в суд с заявлениями о взыскании. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (п. 2 и 3 ст. 46, п. 1 ст. 47 Налогового кодекса Российской Федерации).
Взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, согласно требованиям ст. 48 Кодекса, осуществляется в судебном порядке.
Указанной статьей определен срок направления соответствующего заявления налогового органа в суд. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (п. 2 ст. 48 Кодекса).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение налогоплательщиком самостоятельно обязанности по уплате налога, предусмотренной пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации, которое в соответствии с пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
Из содержания части 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации, требование об уплате налога считается полученным по истечении шести дней с даты его направления заказным письмом и должно быть исполнено в течение восьми дней с даты его получения (если в нем не указан более продолжительный период времени для уплаты налога).
В соответствии со статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги (пункт 1); за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5).В качестве одного из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов Налогового кодекса Российской Федерации называет пени (статья 72 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора в размере одной трехсотой ставки рефинансирования за каждый день просрочки, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 4 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Как следует из материалов дела и установлено судом, административный ответчик ФИО1,, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, последнее известное место регистрации: <адрес>, состоит на учете в налоговом органе как плательщик транспортного налога, налога на имущество поскольку обладает объектами налогообложения.
Судом установлено, что в соответствии с положениями 85 Налогового кодекса Российской Федерации в налоговый орган регистрирующими органами представлены сведения о том, что в период с 2009 года по настоящее время административный ответчик ФИО1 является собственником следующих объектов налогообложения:
-автомобиль легковой «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак №, дата регистрации права собственности ДД.ММ.ГГГГ.
-автомобиль легковой «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак №, дата регистрации права собственности ДД.ММ.ГГГГ.
- квартира с кадастровым номером №, расположенная по адресу <адрес>, площадью 63,8 кв.м., дата регистрации права собственности ДД.ММ.ГГГГ.
На основании расчетов, произведенных налоговым органом, налогоплательщику ФИО1 исчислены имущественные налоги, размер которых указан в направленных в адрес налогоплательщика налоговых уведомлениях № от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости уплаты транспортного налога в сумме 752,00 рублей и налога на имущество в сумме 325,00 руб. за 2019 год, № от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости уплаты транспортного налога в сумме 752,00 руб. и налога на имущество в сумме 970,00 за 2020 год; № от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости уплаты транспортного налога в сумме 752,00 руб. и налога на имущество в сумме 1128,00 руб. за 2021 год; № от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости уплаты транспортного налога в сумме 752,00 руб. и налога на имущество в сумме 1233,00 руб. за 2022 год, № от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости уплаты транспортного налога в сумме 752,00 руб. и налога на имущество в сумме 1332,00 руб. за 2023 год которые направлены налогоплательщику посредством почтового отправления.
Доказательства, свидетельствующие об исполнении административным ответчиком ФИО1 в установленный законом срок обязанности по уплате имущественных налогов в размере, указанном в налоговых уведомлениях, материалы дела не содержат, и административным ответчиком суду не представлено. В связи с неисполнением налогоплательщиком ФИО1 возложенной обязанности об уплате налогов, Инспекцией в соответствии со ст. 75 НК РФ, были начислены пени.
ДД.ММ.ГГГГ административному ответчику ФИО1 выставлено требование № об уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ недоимки по налогам и сборам на общую сумму 5184,73 руб., в том числе налоги – 4679,00 руб., пени – 505,73 руб., в котором сообщалось о наличии отрицательного сальдо единого налогового счета (далее по тексту – ЕНС) и сумме задолженности с указанием налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов на момент направления требования, а также об обязанности уплатить в установленный срок сумму отрицательного сальдо ЕНС, которое направлено в адрес ФИО1 посредством почтового отправления ДД.ММ.ГГГГ.
Однако Требование в добровольном порядке надлежащим образом ФИО1 исполнено не было, что послужило основанием для вынесения налоговым органом решения № от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании задолженности, указанной в требовании № от ДД.ММ.ГГГГ, за счет денежных средств на счетах налогоплательщика, а также для обращения ДД.ММ.ГГГГ с заявлением № от ДД.ММ.ГГГГ о вынесении судебного приказа.
В соответствии с положениями п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент формирования задолженности по налогам за 2019 г.), если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговым орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
23 декабря 2020 года вступил в законную силу пункт 9 статьи 1 Федерального закона от 23 ноября 2020 года № 374-ФЗ, в соответствии с которым указанная в статье 48 НК РФ сумма составляет 10 000 рублей.
Исходя из приведенных выше положений пп. 1 п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер отрицательного сальдо превышает 10 тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, в том числе из содержания заявления налогового органа о вынесении судебного приказа № от ДД.ММ.ГГГГ, в требование № от ДД.ММ.ГГГГ в отрицательное сальдо единого налогового счета включена недоимка по налогам и сборам на общую сумму 5184,73 руб., в том числе налоги – 4679,00 руб., пени – 505,73 руб.
Определением мирового судьи судебного участка № 6 Волгодонского судебного района Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ Межрайонной ИФНС России № 4 по Ростовской области отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО1 задолженности по налогам на основании п. 3 ч. 3 ст. 123.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Из содержания указанного определения мирового судьи следует, что отказывая налоговому органу в принятии заявления о вынесении судебного приказа мировой судья пришел к выводу о пропуске Межрайонной ИФИС России № 4 по Ростовской области установленного законом срока на обращение с указанным заявлением, указав на то, что с указанным заявлением надлежало обратиться в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Вместе с тем, абзацем 2 подпункта 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что с заявлением о взыскании задолженности налоговый орган вправе обратиться не позднее 1 июля года, следующего за годом, на 1 января которого сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, превысила 10 тысяч рублей.
Как усматривается из искового заявления, налоговым органом заявлены требования о взыскании задолженности по обязательным платежам в сумме 10930,66 руб., в том числе, и налоги 6639 руб. 42 коп., пени по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в сумме 2182,66 руб.
Поскольку указанная задолженность суммы отрицательного сальдо превысила сумму 10 тысяч рублей только на ДД.ММ.ГГГГ, а пени начислены по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, и обязанность по уплате транспортного налога и налога на имущество за 2022 год в обшей сумме 1985 руб. возникла только ДД.ММ.ГГГГ, то есть после даты формирования отрицательного сальдо, включенного в требование № от ДД.ММ.ГГГГ, то срок подачи настоящего заявления № года от ДД.ММ.ГГГГ о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности суммы отрицательного сальдо в размере 10930,66 руб. подлежал исчислению мировым судьей в соответствии с абзацем 2 подпункта 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому налоговая инспекция вправе обратиться с заявлением о вынесении судебного приказа не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Налоговым органом заявление № от ДД.ММ.ГГГГ о вынесении судебного приказа подано в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть в установленный законом срок.
Копия указанного определения получена представителем налогового органа ДД.ММ.ГГГГ, что следует из материалов дела.
С административным исковым заявлением налоговый орган обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть в установленный законом срок.
Таким образом, доводы административного ответчика о пропуске срока на обращение с заявлением о взыскании с него задолженности в суд являются несостоятельными.
При этом положениями статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации регламентировано выставление одного требования при наличии отрицательного сальдо единого налогового счета, и не предусмотрено выставление последующих требований при увеличении отрицательного сальдо единого налогового счета
Согласно положениям ст. ст. 48, 70 Налогового кодекса Российской Федерации несвоевременная уплата налога предусматривает возможность применения налоговым органом такой обеспечительной меры как взыскание пени.
В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (ч. 1). Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (ч. 2). Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (ч. 3). Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора по процентной ставке равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
С 01.01.2023 в связи с введением единого налогового платежа (ЕНС), правила начисления пени изменились. Согласно новой редакции п.3 ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанностей по уплате налогов, начиная со дня возникновения недоимки по день (включительно) исполнения совокупной обязанности по уплате налогов.
Как усматривается из материалов дела, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ сумма задолженности, подлежащая взысканию в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ, с учетом увеличения (уменьшения), включения в заявления о взыскании задолженности суммы отрицательного сальдо ЕНС составляет: общее сальдо 10930,66 руб., в том числе налоги – 8748,00 руб., и пени по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в сумме 2182,66 руб.
Согласно представленному в материалы дела расчету, указанная задолженность по платежам в бюджет, образовалась в связи с неполной уплатой налогоплательщиком начисленных Налоговой инспекцией налогов и сборов.
На момент формирования заявления о вынесении судебного приказа № от ДД.ММ.ГГГГ состояние отрицательного составило ЕНС составило 10930,66 руб., в том числе пени в размере 2182,66 руб.
Недоимкой для пени на 01.01.2023 года является задолженность по оплате налогов и сборов на общую сумму 4679,00 руб., которая увеличена в результате не внесения налогоплательщиком платежей, с учетом чего сальдо остается отрицательным.
Остаток непогашенной задолженности по пени, подлежащий взысканию с ФИО1 составляет 2182,66 руб.
Проверив предъявленный к взысканию в данном деле расчет недоимки по налогам и пени, суд полагает, что он является арифметически верным, иного расчета, в опровержение указанного, суду не представлено, доказательств, исключающих начисление указанных выше налогов и пени, как и обязательств по их уплате суду не представлено.
При этом суд отмечает, что права ФИО1 нарушенными не являются, поскольку налоги, имеющие публичное предназначение, являются необходимой экономической основой существования и деятельности государства, условием реализации им указанных публичных функций, а обязанность платить законно установленные налоги и сборы распространяется на всех налогоплательщиков в качестве непосредственного требования статьи 57 Конституции Российской Федерации.
В Постановлении от 14.07.2005 N 9-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы имеет публично-правовой, а не частноправовой (гражданско-правовой) характер. Ее реализация в соответствующих правоотношениях предполагает субординацию, властное подчинение одной стороны другой, а именно: налогоплательщику вменяется в обязанность своевременно и в полном объеме уплатить суммы налога, а налоговому органу, действующему от имени государства, принадлежит полномочие обеспечить ее исполнение налогоплательщиком. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью принадлежащего ему имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, соответствующие же органы публичной власти наделены правомочием в односторонне-властном порядке, путем государственного принуждения взыскивать с лица, причитающиеся налоговые суммы, - иначе нарушались бы воплощенный в статье 57 Конституции Российской Федерации конституционно защищаемый публичный интерес и связанные с ним права и законные интересы налогоплательщиков, публично-правовых образований, государства в целом.
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации пеня как способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов - это денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (пункт 1 статьи 75).
При этом, как указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, пеня призвана не только обеспечить исполнение обязанностей налогоплательщиком, но и компенсировать ущерб, понесенный государством в связи с недополучением казной налоговых платежей со стороны налогоплательщика; поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь казны в результате недополучения налоговых сумм в срок (Постановление от 17.12.1996 № 20-П).
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении требований МИФНС России № 4 по Ростовской области в полном объеме.
Таким образом, исследовав и оценив представленные сторонами доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, учитывая, что ФИО1, являясь плательщиком налогов и сборов, возникшую в связи с этим обязанность по уплате налогов и сборов в полном объеме не исполнил, предпринятые налоговым органом надлежащие меры по взысканию задолженности в установленном законом порядке путем направления налоговых уведомлений, требований, решений и обращения к мировому судье о вынесении судебного приказа соблюдены и не привели к исполнению обязанности налогоплательщика, доказательств внесения указанных сумм последним не представлено, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
При этом суд исходит из того, что расчет задолженности произведен налоговым органом в соответствии с положениями действующего законодательства, оснований сомневаться в правильности произведенных расчетов у суда не имеется, ответчиком контррасчет по заявленным требованиям не представлен.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении требований МИФНС России № 4 по Ростовской области в полном объеме.
Согласно статье 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу части 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Вместе с тем, учитывая положения абзаца 10 пункта 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, который являясь специальным федеральным законом, регулирующим отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в данном случае имеет приоритетное значение, что отражено в пункте 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. от 17.12.2020) N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", в котором прямо разъяснено, что при разрешении коллизий между частью 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Исходя из указанных норм права, а также положений налогового законодательства, действующих на момент подачи искового заявления ДД.ММ.ГГГГ, суд полагает возможным взыскать с ФИО1 в доход бюджета государственную пошлину в размере 4000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 150, 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 4 по Ростовской области к Ш.А.ВБ. о принудительном взыскании задолженности по налогам и пени по ним, удовлетворить.
Взыскать с ответчика ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, ИНН №, в доход государства с зачислением в бюджет задолженность по обязательным платежам в размере 10930 (десять тысяч девятьсот тридцать) рублей 66 копеек, в том числе транспортный налог в сумме 752,00 руб. за 2019 год по сроку уплаты 01.12.2020; транспортный налог в сумме 752,00 руб. за 2020 год по сроку уплаты 01.12.2021; транспортный налог в сумме 752,00 руб. за 2021 год по сроку уплаты 01.12.2022; транспортный налог в сумме 752,00 руб. за 2022 год по сроку уплаты 01.12.2023, транспортный налог в сумме 752,00 руб. за 2023 год по сроку уплаты 02.12.2024, налог на имущество физических лиц в сумме 325,00 руб. за 2019 год по сроку уплаты 01.12.2020; налог на имущество физических лиц в сумме 970,00 руб. за 2020 год по сроку уплаты 01.12.2021; налог на имущество физических лиц в сумме 1128,00 руб. за 2021 год по сроку уплаты 01.12.2022; налог на имущество физических лиц в сумме 1233,00 руб. за 2022 год по сроку уплаты 01.12.2023; налог на имущество физических лиц в сумме 1332,00 руб. за 2023 год по сроку уплаты 02.12.2024, пени по состоянию на 06.12.2024 в сумме 2182,66 руб.
Указанные суммы перечислить на расчетный счет Управления Федерального казначейства по Тульской области (Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по управлению долгом), ИНН/КПП получателя платежа 7727406020 / 770801001, Казначейский счет № 03100643000000018500; банк получателя: ОТДЕЛЕНИЕ ТУЛА БАНКА РОССИИ//УФК по Тульской области, г. Тула, БИК 017003983, Счет банка получателя средств №40102810445370000059.
Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в доход бюджета в размере 4000 рублей
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Волгодонской районный суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Судья И.С. Свириденко
Мотивированное решение изготовлено 12.09.2025.