РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 сентября 2022 года город Тула
Привокзальный районный суд города Тулы в составе:
председательствующего Афониной С.В.,
при секретаре Мордасовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Привокзального районного суда города Тулы административное дело № 2а-1527/2022 по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области к ФИО1, действующей в интересах несовершеннолетней С., о взыскании налога на имущество, земельного налога, пени,
установил :
Управление Федеральной налоговой службы по Тульской области (далее по тексту- УФНС по Тульской области) обратилось в суд с административным иском к ФИО1, действующей в интересах несовершеннолетней С., о взыскании налога на имущество, земельного налога, пени, мотивируя свои требования тем, что несовершеннолетняя С., ... рождения, состоит на налоговом учете в УФНС по Тульской области и является плательщиком налога на имущество физических лиц как собственник:
-1/3 доли квартиры с кадастровым номером ..., расположенной по адресу: ..., дата государственной регистрации ....,
-3/8 доли квартиры с кадастровым номером ..., расположенной по адресу: ..., дата государственной регистрации права ...
-гаража с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ..., дата государственной регистрации права ...., дата прекращения права ....,
-земельного участка с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ..., дата регистрации права ....
В адрес С. через личный кабинет налогоплательщика были направлены:
- налоговое уведомление ... от .... об уплате в срок до ... по квартире, расположенной по адресу: ..., исходя из 1/3 доли налога на имущество за 2015г. в размере 54 руб., за 2016г.- 119 руб., по квартире, расположенной по адресу: ..., исходя из 3/8 доли за месяц ....- 107 руб., всего на сумму 280 руб.;
-требование ... по состоянию на ... об уплате в срок до ... указанной налоговой задолженности на сумму 280 руб., пени в размере 20,62 руб.;
-налоговое уведомление ... от .... об уплате в срок до .... по квартире, расположенной по адресу: ..., исходя из 1/3 доли налога на имущество за .... в размере 192 руб., по квартире, расположенной по адресу: ..., исходя из 3/8 доли за .... 124 руб. на общую сумму 316 руб.;
-требование ... по состоянию на .... об уплате в срок до .... указанной задолженности в размере 316 руб. и пени в размере 17,07 руб.;
-налоговое уведомление ... от ... об уплате в срок до .... по квартире, расположенной по адресу: ..., исходя из 1/3 доли налога на имущество за .... в размере 211 руб., по квартире, расположенной по адресу: ..., исходя из 3/8 доли за .... – 137 руб., по гаражу, расположенному по адресу: ..., исходя из 1/6 доли за четыре месяца ....- 14 руб., по земельному участку, расположенному по адресу: ..., ... исходя из ? доли за 1 месяц -32 руб., всего на сумму 362 руб.;
-требование ... по состоянию на .... об уплате в срок до .... указанной задолженности в размере 362 руб., пени в размере 11,54 руб.
Указанные требования не исполнены, в связи с чем налоговый орган обращался к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, земельному налогу и пени, однако вынесенный мировым судьей судебный приказ ... от .... отменен определением мирового судьи от .... по заявлению должника.
Просит суд взыскать с законного представителя несовершеннолетней С.- ФИО1 в свою пользу налог на имущество физических лиц за .... в размере 54 руб., налог на имущество физических лиц за .... в размере 226 руб. и пени в размере 20 руб. 62 коп., налог на имущество физических лиц за .... в размере 316 руб. и пени в размере 17 руб. 07 коп., налог на имущество физических лиц за .... в размере 362 руб. и пени в размере 11 руб. 54 коп., земельный налог за 2018г. в размере 32 руб. и пени в размере 1 руб. 29 коп., всего взыскать 1040 руб. 52 коп.
В судебное заседание представитель административного истца УФНС по Тульской области не явился, о дате, времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом. В материалах дела имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Административный ответчик ФИО1, действующая в интересах несовершеннолетней С., в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась надлежащим образом по месту регистрации, о причинах неявки суду не сообщила.
Согласно пункту 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" бремя доказывания того, что судебное извещение или вызов не доставлены лицу, участвующему в деле, по обстоятельствам, не зависящим от него, возлагается на данное лицо (часть 4 статьи 2, часть 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Судебное извещение административному ответчику ФИО1 направлено своевременно и не получено им по обстоятельствам, зависящим от неё, в связи с чем она считается извещенной о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
В соответствии с положениями ст.150, ч.2 ст.289 КАС РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие неявившегося представителя административного истца и ответчика.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 57 Конституции РФ каждый гражданин обязан платить установленные законом налоги и сборы.
Согласно части 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту- НК РФ) обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Налог, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от ... N 20-П, - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
В силу пункта 2 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (пункт 4 статьи 57 НК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
В соответствии со статьей 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 1).
Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса (статья 400 НК РФ).
Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства;) иные здание, строение, сооружение, помещение.
По общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 402 НК РФ, налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости.
Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (пункт 1 статьи 403 НК РФ), в частности, налоговая база в отношении квартиры определяется как ее кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 20 квадратных метров общей площади этой квартиры; налоговая база в отношении жилого дома определяется как его кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 50 квадратных метров общей площади этого жилого дома (статья 403 НК РФ).
В соответствии с п.1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Налоговым кодексом Российской Федерации также закреплено, что земельный налог относится к местным налогам, устанавливается данным кодексом (глава 31) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с поименованным кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 1 статьи 15, статья 387 названного кодекса).
Налоговая база для земельного налога в соответствии с пунктом 1 статьи 390 указанного кодекса определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 этого же кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей.
Налоговым периодом признается календарный год (статья 405 НК РФ).
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.
В соответствии со статьей 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на имущество исчисление суммы налога в отношении данного имущества производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых это имущество находилось в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. Если возникновение права собственности на имущество произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение права собственности на имущество произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права. Если возникновение права собственности на имущество произошло после 15-го числа соответствующего месяца или прекращение указанного права произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц возникновения (прекращения) указанного права не учитывается при определении коэффициента, указанного в настоящем пункте. Сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса.
По общему правилу пункта 1 статьи 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога.
Согласно пункту 1 статьи 26 НК РФ налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено данным Кодексом.
Пунктом 2 статьи 27 НК РФ установлено, что законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Законными представителями несовершеннолетнего являются его родители, усыновители, опекуны (статьи 26, 28 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 64 Семейного кодекса Российской Федерации).
Поскольку защита прав и интересов несовершеннолетнего осуществляется законными представителями (статья 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 64 Семейного кодекса Российской Федерации), постольку участие последних в налоговых правоотношениях в качестве законных представителей предполагает обязанность совершения от имени несовершеннолетнего налогоплательщика необходимых юридических действий, в том числе по уплате налогов.
С учетом изложенного, отсутствие уведомления и налогового требования непосредственно в адрес законного представителя несовершеннолетнего налогоплательщика не освобождает законных представителей от обязанности совершения от имени несовершеннолетнего налогоплательщика необходимых юридических действий, в том числе по уплате налогов.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости С., .... рождения, является собственником:
-1/3 доли квартиры с кадастровым номером ..., расположенной по адресу: ..., дата государственной регистрации ...
-3/8 доли квартиры с кадастровым номером ..., расположенной по адресу: ..., дата государственной регистрации права ...
-гаража с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ..., дата государственной регистрации права ...., дата прекращения права ...
-земельного участка с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ..., дата регистрации права ...
Соответственно, С. является плательщиком налога на имущество физических лиц и земельного налога.
В адрес С. через личный кабинет налогоплательщика были направлены:
- налоговое уведомление ... от .... об уплате в срок до .... по квартире, расположенной по адресу: ..., исходя из 1/3 доли налога на имущество за .... в размере 54 руб., за ....- 119 руб., по квартире, расположенной по адресу: ..., ..., исходя из 3/8 доли за месяц ....- 107 руб., всего на сумму 280 руб.;
-требование ... по состоянию на .... об уплате в срок до .... указанной налоговой задолженности на сумму 280 руб., пени в размере 20,62 руб.;
-налоговое уведомление ... от .... об уплате в срок до .... по квартире, расположенной по адресу: ..., исходя из 1/3 доли налога на имущество за .... в размере 192 руб., по квартире, расположенной по адресу: ..., исходя из 3/8 доли за .... 124 руб. на общую сумму 316 руб.;
-требование ... по состоянию на .... об уплате в срок до .... указанной задолженности в размере 316 руб. и пени в размере 17,07 руб.;
-налоговое уведомление ... от .... об уплате в срок до .... по квартире, расположенной по адресу: ..., исходя из 1/3 доли налога на имущество за .... в размере 211 руб., по квартире, расположенной по адресу: ..., исходя из 3/8 доли за .... – 137 руб., по гаражу, расположенному по адресу: ..., исходя из 1/6 доли за четыре месяца ....- 14 руб., по земельному участку, расположенному по адресу: ..., ... исходя из ? доли за 1 месяц -32 руб., всего на сумму 362 руб.;
-требование ... по состоянию на .... об уплате в срок до .... указанной задолженности в размере 362 руб., пени в размере 11,54 руб.
Как указал истец и не оспорено ответчиком, в установленный срок требования об уплате налога административным ответчиком исполнены не были.
Доказательств в подтверждение уплаты налога на имущество физических лиц за ...г. и земельного налога за .... административным ответчиком не представлено.
В силу пункта 2 статьи 57 НК РФ при уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных указанным Кодексом.
Согласно п.1 ст.75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В соответствии с п.3 и п.4 указанной статьи пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Поскольку судом установлено, что в установленный налоговыми уведомлениями срок С. не уплатила налоги, следовательно, подлежат начислению пени в размере равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Административным истцом как в административном иске, так и отдельном документе, представлен подробный расчет пеней по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу, указанных в требованиях об уплате налогов, не выплаченных по настоящее время.
Данные расчеты выполнены в соответствии с требованиями закона, арифметически верны, проверены судом, сомнений в своей правильности не вызывают, и административным ответчиком в ходе рассмотрения дела не оспорены.
Суд, проверив расчеты налога и начисленных пеней, находит их правильными и обоснованными.
Доказательства, подтверждающие уплату налога, пени в полном объеме, а также наличие уважительных причин неисполнения С. налоговых требований, суду представлены не были.
... УФНС по Тульской области обратилось к мировому судье судебного участка №60 Привокзального района г.Тулы с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении С. как законного представителя несовершеннолетней С. о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц за ..., ..., ..., ... г.г. и пени, а также недоимки по земельному налогу за .... и пени.
... мировым судьей был вынесен судебный приказ ... о взыскании с ФИО2 указанной задолженности, однако в последующем по заявлению должника С. и заявлению ФИО1 определением мирового судьи от ... судебный приказ был отменен.
В силу пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В силу пункта 2 статьи 48 НК РФ (в редакции, действовавшей на день возникновения спорного правоотношения) заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Согласно пунктам 2, 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации и части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафа, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Как установлено судом, задолженность по налогу на имущество физических лиц, земельному налогу не превысила 3000 рублей после выставления последнего требования, после чего административный истец обратился с заявлением о вынесении судебного приказа, который был отменен ..., а настоящий иск административным истцом был направлен в суд ..., следовательно, установленный ст. 48 НК РФ срок административным истцом не пропущен.
Таким образом, проанализировав установленные обстоятельства и исследованные доказательства с учетом положений вышеприведенных норм права и дав им оценку в соответствии с требованиями ст.84 КАС РФ, то есть по их относимости, допустимости и достоверности, как каждого в отдельности, так и в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что заявленные УФНС по Тульской области административные исковые требования законны, обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно части 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Вместе с тем порядок уплаты налогов и сборов регулируется нормами налогового законодательства Российской Федерации, согласно которым (статья 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации) государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме.
Порядок зачисления доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации регулируется нормами бюджетного законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 61.1 и пункту 2 статьи 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации налоговые доходы от государственной пошлины уплачиваемой по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации) подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов и городских округов.
В пункте 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 Л 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» разъяснено, что при разрешении коллизий между частью 1 статьи 114 КАС РФ и положениями Бюджетного кодекс РФ судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В. связи с этим, государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления подлежит взысканию с административно ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход бюджета муниципального района или городского округа по месту рассмотрения административного дела.
Исходя из подпункта 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с административного ответчика, составит 400 рублей.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
решил :
административное исковое заявление Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 как законного представителя несовершеннолетнего налогоплательщика С. налог на имущество физических лиц за .... в размере 54 руб., налог на имущество физических лиц за .... в размере 226 руб. и пени в размере 20 руб. 62 коп., налог на имущество физических лиц за .... в размере 316 руб. и пени в размере 17 руб. 07 коп., налог на имущество физических лиц за .... в размере 362 руб. и пени в размере 11 руб. 54 коп., земельный налог за .... в размере 32 руб. и пени в размере 1 руб. 29 коп., всего взыскать 1040 руб. 52 коп.
Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в бюджет муниципального образования г. Тулы в размере 400 руб.
Решение суда может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Привокзальный районный суд г. Тулы в течении одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий С.В.Афонина