Административное дело № 2а-1392\2025

...

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 октября 2025 года Краснодарский край г. Апшеронск

Апшеронский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Бахмутова А.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Науменко О.К.,

в отсутствие сторон,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Апшеронского районного суда Краснодарского края административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> к ФИО1 о взыскании задолженности по обязательным платежам и санкциям,

УСТАНОВИЛ:

22.08.2025 представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> по доверенности от 27.04.2023 ССС в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ) обратился в Апшеронский районный суд Краснодарского края с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании задолженности по обязательным платежам и санкциям в сумме 1 275 803 рубля 91 копейки.

В обоснование доводов иска указано, что у ФИО1 на дату подачи заявления о вынесении судебного приказа № от 02.09.2024 сформировано отрицательное сальдо ЕНС в размере 1 684 913 руб. 20 коп., в том числе пени 269 931 руб. 57 коп.

Межрайонной ИФНС России № по <адрес> мировому судье судебного участка № <адрес> подано заявление о вынесении судебного приказа о взыскании обязательных платежей и санкций в размере 1 684 913 руб. 20 коп., в том числе: НДФЛ с доходов полученных ФЛ в соответствие со ст.228 НК РФ в размере 1 331 747 руб. 41 коп.; суммы пеней, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, распределяемые в соответствии с подпунктом 1 пункта 11 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации в размере 269931 руб. 57 коп.; штраф по п.1 ст.119. НК РФ в размере 49940 руб. 53 коп. штраф по п.1 ст.122. НК РФ в размере 33293 руб. 69 коп.

21.10.2024 заявленные требования удовлетворены, вынесен судебный приказ №.

Определением от 15.07.2025 по делу № судебный приказ на основании возражения налогоплательщика отменен, однако обязанность по уплате задолженности по налогам не исполнена в части уплаты 1 275 803 руб. 91 коп., что подтверждается расшифровкой задолженности приложенной к иску.

В административном иске налоговый орган просит суд взыскать c ФИО1 задолженность по обязательным платежам и санкциям в общей сумме 1 684 913 руб. 20 коп.

В судебное заседание представитель налогового органа не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении административного дела в свое отсутствие.

Административный ответчик в судебное заседание не явился, уведомлен судом надлежащим образом, письменные возражения на иск налогового органа не представил, заявленную к взысканию сумму недоимки надлежащим образом не оспорил.

Явка в судебное заседание административного истца, ответчика, судом обязательной не признавалась.

Согласно ст. 150 КАС РФ, лица, участвующие в деле, а также их представители в случаях, если представители извещены судом и (или) ведение гражданами административного дела с участием представителя является обязательным, обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки. Лица, участие которых при рассмотрении административного дела в силу закона является обязательным или признано судом обязательным, должны сообщить о причинах неявки в судебное заседание и представить суду соответствующие доказательства. Если указанные лица не сообщили суду о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок, такие причины считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этих лиц.

В соответствии со ст. ст. 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации", положений ч. 7 ст. 96 КАС РФ информация о времени и месте рассмотрения административного дела размещена на сайте Апшеронского районного суда, что следует из отчета системы автоматизации судопроизводства о публикации судебного акта на официальном сайте суда в сети "Интернет", представленного в материалах дела.

ФИО1 не представлены суду допустимые доказательства, подтверждающие уважительность причин неявки в судебные заседания.

Материалами дела подтверждается заблаговременное направление в адрес административного ответчика судом судебных извещений о месте и времени судебных заседаний.

При таких обстоятельствах судом, принято решение рассмотреть административное дело в отсутствие сторон, при их надлежащем извещении.

Исследовав письменные материалы административного дела, а так же представленные сторонами письменные доказательства и материалы, истребованные судом в рамках подготовки дела к судебному разбирательству, суд приходит к следующим выводам.

Согласно Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (статья 57).

Согласно ч. 1 ст. 3 Налогового кодекса РФ ( далее НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Статьей 23 НК РФ установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии с частями 1 и 2 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Возможность установления мер государственного принуждения в отношении налогоплательщиков вытекает из статьи 55 (ч. 3) Конституции РФ, допускающей в названных ею целях ограничения конституционных прав и свобод федеральным законом.

В качестве одной из таких мер Налоговый кодекс РФ предусматривает требование об уплате налога, которое представляет собой направляемое налогоплательщику, не исполнившему обязанность по уплате налога, письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок эту сумму и соответствующие пени (п. 1 ст. 69 НК РФ).

В соответствии с главой 11.1 КАС РФ приказное административное производство представляет собой упрощенное, основанное на письменных доказательствах производство в суде первой инстанции с целью обеспечения возможности принудительного исполнения обязательства в сокращенные по сравнению с исковым производством сроки.

Судебный приказ по существу заявленного требования выносится в течение пяти дней со дня поступления заявления о вынесении судебного приказа в суд (ч.1 ст.123.5 КАС РФ).

В связи с введением института Единого налогового счета в соответствии с ч. 1 и ч. 4 ст. 4 Федеральный закон от 14.07.2022 №263-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" сальдо единого налогового счета организации или физического лица формируется 01.01.2023 с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей, в порядке, аналогичном установленному ст. 11.3 НК РФ, на основании имеющихся у налоговых органов по состоянию на 31.12.2022 сведений о суммах:

1) неисполненных обязанностей организации или физического лица, являющихся налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов и (или) налоговыми агентами, по уплате налогов, авансовых платежей, государственной пошлины, в отношении уплаты которой налоговому органу выдан исполнительный документ, иных сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации процентов;

2) излишне уплаченных и излишне взысканных налогов, авансовых платежей, государственной пошлины, в отношении уплаты которой выдан исполнительный документ, иных сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации процентов, а также о суммах денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа физического лица, организации, индивидуального предпринимателя и не зачтенных в счет исполнения соответствующей обязанности по уплате налогов, авансовых платежей, государственной пошлины, в отношении уплаты которой налоговому органу выдан исполнительный документ, иных сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов.

Согласно п. 2 ст. 11.3 НК РФ Единым налоговым счетом (далее также ЕНС) признается форма учета налоговыми органами:

1) денежного выражения совокупной обязанности;

2) денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа.

Согласно п. 3 ст. 11.3 НК РФ сальдо единого налогового счета представляет собой разницу между общей суммой денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, и денежным выражением совокупной обязанности.

Отрицательное сальдо Единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, меньше денежного выражения совокупной обязанности.

Согласно п. 4 ст. 11.3 НК РФ Единый налоговый счет ведется в отношении каждого физического лица и каждой организации, являющихся налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и (или) налоговыми агентами (в том числе при исполнении обязанности управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета в связи с выполнением договора инвестиционного товарищества).

В соответствии с п. 1 ст. 69 НК РФ неисполнение обязанности по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, повлекшее формирование отрицательного сальдо единого счета налогоплательщика, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате задолженности.

Требованием об уплате задолженности признается извещение налогоплательщика о наличии отрицательного сальдо единого налогового счета и сумме задолженности с указанием налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов на момент направления требования, а также об обязанности уплатить в установленный срок сумму задолженности.

Согласно п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате задолженности должно быть направлено налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту не позднее трех месяцев со дня формирования отрицательного сальдо единого налогового счета этого лица, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В случае, если отрицательное сальдо единого налогового счета лица - налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента не превышает 3 000 рублей, требование об уплате задолженности в размере отрицательного сальдо единого налогового счета (ЕНС) должно быть направлено этому лицу не позднее одного года со дня формирования указанного отрицательного сальдо единого налогового счета (п.2 ст. 70 НК РФ).

В соответствии п. 1 Постановления Правительства РФ от 29.03.2023 №500 «О мерах по урегулированию задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, установленных НК РФ в 2023 году», предельные сроки направления требований об уплате задолженности и принятии решений о взыскании задолженности увеличиваются на 6 месяцев.

Таким образом, требование об уплате задолженности в размере отрицательного сальдо ЕНС направляется налогоплательщику не позднее 9 месяцев со дня формирования отрицательного сальдо ЕНС, если задолженность превышает 3 000 руб.

В случае если задолженность не превышает 3 000 руб. – требование направляется не позднее 1,5 лет со дня формирования отрицательного сальдо ЕНС.

Требование об уплате задолженности формируется один раз на сумму отрицательного сальдо ЕНС (с детализированной информацией), и действует до момента пока сальдо ЕНС не примет положительное значение, либо равное «0».

Требование об уплате формируется по форме (Приложение № 1 к приказу ФНС России от 02.12.2022 № ЕД-7-8/1151@).

Срок исполнения 8 рабочих дней с даты его получения, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (п. 3 ст. 69 НК РФ).

Согласно положений ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (утратившим статус индивидуального предпринимателя) (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган обращает взыскание на имущество физического лица посредством размещения в реестре решений о взыскании задолженности в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 46 настоящего Кодекса решений о взыскании, информации о вступившем в законную силу судебном акте и поручений налогового органа на перечисление суммы задолженности с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (п.1).

Копия решения о взыскании направляется физическому лицу в течение шести дней со дня принятия такого решения через личный кабинет налогоплательщика (при отсутствии (прекращении) у налогоплательщика доступа к личному кабинету налогоплательщика - по почте заказным письмом) (п.2).

В соответствие с п. 3 ст. 48 НК РФ налоговый орган вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности:

1) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер отрицательного сальдо превышает 10 тысяч рублей;

2) не позднее 1 июля года, следующего за годом, в течение которого налоговым органом осуществлено обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности, в случае неисполнения обязанности по требованию об уплате задолженности, на основании которого подано такое заявление, и образовании после подачи предыдущего заявления задолженности, подлежащей взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме более 10 тысяч рублей,

либо года, на 1 января которого сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, превысила 10 тысяч рублей,

либо года, на 1 января которого истекло три года со срока исполнения требования об уплате, и сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, не превысила 10 тысяч рублей,

либо года, на 1 января которого истекло три года, следующих за годом, в течение которого налоговый орган обратился в суд с заявлением о взыскании задолженности, и при этом по требованию об уплате указанной задолженности, взыскиваемой в судебном порядке, образовалась новая сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме менее 10 тысяч рублей.

Частью 2 ст. 286 КАС РФ также предусмотрено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

При исчислении шестимесячного срока, установленного ст.48 НК РФ и ч. 2 ст. 286 КАС РФ, учитывается совокупность сроков, которые Налоговый кодекс РФ предусматривает для разных мероприятий налогового контроля.

Анализ приведенных выше правовых норм позволяет сделать вывод, что законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации (определение от 8 февраля 2007 года N 381-О-П), установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле.

При этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам, в том числе об оспаривании решений, действий (бездействия), соответственно принятых или совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления (ч.3 ст. 62 КАС РФ).

Как установлено судом и следует из материалов дела на дату формирования налоговым органом заявления о вынесении судебного приказа о взыскании обязательных платежей и санкций № от 02.09.2024 у ФИО1 сформировано отрицательное сальдо ЕНС в размере 1684913 руб. 20 коп., в том числе пени 269931 руб. 57 коп. которое до настоящего времени не погашено.

21.10.2024 заявленные требования удовлетворены, вынесен судебный приказ №.

Определением от 15.07.2025 по делу № судебный приказ на основании возражений ответчика относительно его исполнения отменен, однако обязанность по уплате задолженности по налогам не исполнена в части уплаты 1 275 803 руб. 91 коп., что подтверждается расшифровкой задолженности приложенной к иску.

Согласно п. 4 ст. 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании задолженности за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Административное исковое заявление о взыскании задолженности за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке административного судопроизводства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

С административным иском в суд после отмены судебного приказа налоговый орган обратился 22.08.2025, что следует из квитанции об отправке административного иска в суд №.

Анализ и оценка представленных суду документов, свидетельствует о том, что налоговым органом не пропущен срок на обращение к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, а после его отмены в суд, следовательно, возможность принудительного взыскания недоимки с ФИО1 налоговым органом не утрачена.

В соответствии с п. 1 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведённых расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Согласно п. 1 ст. 229 НК РФ, налогоплательщики обязаны представить налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц (форма № 3-НДФЛ) (далее - Декларация) не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено ст. 227.1 НК РФ.

Срок представления Декларации 2022 – 02.05.2023.

Налоговая декларация в установленный законом срок ФИО1 не представлена.

Налоговым органом установлено, что ФИО1 реализовал в 2022 году объекты недвижимого имущества: земельный участок с кад. №, иное строение, помещение и сооружение № находящихся в собственности, менее минимального предельного срока владения, установленного статьей 217.1 НК РФ

В связи с тем, что декларация по налогу на доходы физических лиц по ф.3-НДФЛ за 2022 год им не представлена, с 18.07.2023 налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка, предусмотренная п.1.2 ст. 88 НК РФ.

В рамках проведения камеральной налоговой проверки в адрес ФИО1 направлено требование № от 11.10.2023 о предоставлении документов, подтверждающих полученные доходы от реализации недвижимого имущества/ земельного участка и документы, подтверждающие сумму произведенных расходов, направленных на приобретение реализованных объектов недвижимого имущества/земельного участка, либо о необходимости предоставления в налоговой орган декларации по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за год 2022.

На дату составления акта камеральной налоговой проверки ФИО1 декларацию по налогу на доходы физических лиц по ф.3-НДФЛ за год 2022 с приложением копий подтверждающих документов и пояснение не представил.

В соответствии пп. 2 п. 1 статьи 228 НК РФ предусмотрено, что физические лица производят исчисление и уплату налога на доходы физических лиц исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных пп. 17.1 ст. 217 НК РФ, когда такие доходы не подлежат налогообложению.

Согласно положениям пп. 17.1 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению доходы, получаемые физическими лицами за соответствующий налоговый период от продажи объектов недвижимого имущества, с учетом особенностей, установленных ст. 217.1 НК РФ.

В соответствии пп. 2 ст. 217.1 НК РФ предусмотрено, что доходы, получаемые налогоплательщиком от продажи объекта недвижимого имущества, освобождаются от налогообложения при условии, что такой объект находился в собственности налогоплательщика в течение минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества и более.

В соответствии с п. 4 ст. 217.1 НК РФ минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет пять лет, за исключением случаев, указанных в п. 3 ст. 217.1 НК РФ. На основании п. 2 ст. 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс) права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.

В соответствии с п. 1 ст. 235 Гражданского кодекса право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

В соответствии с п. 2 ст. 218 Гражданского кодекса установлено, что право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

При этом согласно п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Таким образом, по общему правилу срок владения объектом недвижимого имущества для целей налогообложения определяется с даты государственной регистрации на него права собственности до даты государственной регистрации перехода права собственности на объект недвижимого имущества от налогоплательщика к другому лицу.

В соответствии с п.п. 1 п.2 ст.220 НК РФ при определении размера налоговой базы в соответствии с п. 3 ст. 210 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета, в сумме, полученной налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков и долей в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика менее пяти лет, но не превышающих в целом 1 000 000 (один миллион) рублей.

Иное строение, помещение и сооружение не является жилым объектом, в целях получения имущественного налогового вычета он относится к категории "иного недвижимого имущества" и максимальный размер имущественного вычета при его продаже составляет 250 000 руб.

В соответствии с п.п. 3 п. 2 ст. 220 НК РФ при реализации имущества, находящегося в общей долевой либо общей совместной собственности, соответствующий размер имущественного налогового вычета распределяется между совладельцами этого имущества пропорционально их доле либо по договоренности между ними (в случае реализации имущества, находящегося в общей совместной собственности.

В случае если предметом договора является продажа доли в праве собственности на вышеуказанные объекты как самостоятельного объекта купли-продажи, имущественный налоговый вычет предоставляется владельцу или владельцам доли в соответствии с п.п. 1 п.2 ст.220 НК РФ в размере 1 000 000 рублей и 250 000 рублей.

В соответствии с п. п. 2 п. 2 ст. 220 НК РФ вместо получения имущественного налогового вычета в соответствии с подп. 1 п. 2 настоящей статьи налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением этого имущества.

В соответствии со ст. 214.10 НК РФ в случае, если доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 01 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на проданный объект недвижимого имущества, умноженная на понижающий коэффициент 0,7, в целях налогообложения доходы налогоплательщика от продажи этого объекта недвижимого имущества принимаются равными умноженной на понижающий коэффициент 0,7 соответствующей кадастровой стоимости этого объекта недвижимого имущества.

Налоговым органом на основании ст. 93.1 НК РФ в рамках проведения камеральной налоговой проверки направлены запросы в регистрирующий орган Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в отношении сделки по реализации вышеуказанного объекта недвижимости.

В адрес налогового органа представлены выписки из ЕГРН о содержании правоустанавливающих документов согласно которых, установлено, что земельный участок КН № принадлежал налогоплательщику на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, решения <адрес> районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, определение суда № от ДД.ММ.ГГГГ; иное строение, помещение и сооружение КН № принадлежал налогоплательщику на основании решения суда от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ проданы 4/9 доли земельного участка за 2 000 000 рублей, 4/9 доли иного строения за 11 000 000 рублей. Сумма фактически произведенных расходов, связанных с приобретением 4/9 доли земельного участка составляет 2 000 000 рублей.

По результатам проведения анализа, полученных налоговым органом документов установлено, что, сумма дохода, полученная от продажи 4/9 доли земельного участка составляет 2 000 000 рублей, больше чем кадастровая стоимость этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на продаваемый объект недвижимого имущества, умноженная на понижающий коэффициент 0,7, соответственно положения ст. 214.10 НК РФ не применяются при исчислении налога на доходы физических лиц; сумма дохода, полученная от продажи 4/9 доли иного строения составляет 11 000 000 рублей, больше чем кадастровая стоимость этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на продаваемый объект недвижимого имущества, умноженная на понижающий коэффициент 0,7, соответственно положения ст. 214.10 НК РФ, не применяются при исчислении налога на доходы физических лиц.

Таким образом, сумма дохода, подлежащая налогообложению, по данным налогового органа с учетом предоставленного имущественного вычета в соответствии с п.п. 1 и п.п. 2 п.2 ст.220 НК РФ на земельный участок с иным строением, составила 10 750 000 (2 000 000 – 2 000 000 + 11 000 000 -250 000) рублей.

В соответствии с п.1.1 ст. 224 НК РФ налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов.

Сумма НДФЛ к уплате по результатам камеральной налоговой проверки на основе имеющихся у налогового органа документов(сведений) по доходам, полученным Налогоплательщиком в 2022 году от продажи и (или) дарения объектов недвижимости за 2022 год составляет (10 750 000 Х 13%) 1 397 500 рублей.

Указанная сумма налога подлежала уплате в бюджет в срок, предусмотренным статьей 228 НК РФ.

По состоянию на 18.07.2023 положительное сальдо единого налогового счета в размере составляло 65752,59 рублей.

Инспекцией в рамках проведения дополнительных мероприятий налогового контроля 21.03.2024 направлены запросы в регистрирующий орган Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в отношении земельного участка с кадастровым номером № иное строение, помещение и сооружение с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>

В адрес налогового органа представлены выписки из ЕГРН о содержании правоустанавливающих документов согласно которых, установлено, что земельный участок КН № принадлежал налогоплательщику на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, решения <адрес> районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, определение суда № от ДД.ММ.ГГГГ; иное строение, помещение и сооружение КН № принадлежал налогоплательщику на основании решения суда от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ проданы 4/9 доли земельного участка за 2 000 000 рублей, 4/9 доли иного строения за 11 000 000 рублей. Сумма фактически произведенных расходов, связанных с приобретением 4/9 доли земельного участка составляет 2 000 000 рублей.

По результатам камеральной налоговой проверки проведенной в рамках ст. 88 Кодекса установлено, что ФИО1 не исполнил свою обязанность по своевременному представлению налоговой декларации в налоговый орган, тем самым совершил противоправное деяние, за которое ст.119 НК РФ предусмотрена налоговая ответственность в виде штрафа в размере 5 % от неуплаченной суммы налога, подлежащей на основании этой декларации, за каждый полный и неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 % неуплаченной суммы и не менее 1000 рублей.

Также ФИО1 не исполнил свою обязанность по своевременному исчислению и уплате налога в налоговый орган, тем самым совершил виновное противоправное деяние, за которое п.1 ст.122 Кодекса предусмотрена налоговая ответственность, неуплата или не полная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 129.3 Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 20 % от неуплаченной суммы налога.

Решением № о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 06.06.2024 налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений предусмотренных ст. 119, ст. 122 НК РФ, с учетом установленных смягчающих вину обстоятельств, в виде штрафа (уменьшен в 8 раз в соответствии с п.3 ст. 114 НК РФ).

Расчет суммы штрафа по ст.122. п.1 НК РФ: ((1 397 500 руб. сумма доначисленного налога - 65752,59 руб. положительное сальдо ЕНС) * 20% / 8) = 33 293,68 руб.

Расчет суммы штрафа по ст.119. п.1 НК РФ: ((1 397 500 руб. - 65752,59 руб.) * 5 % * 6 мес. /8) = 49940,53 руб.

Указанное решение в соответствии со статьями 101.2, 139.1 НК РФ до дня вступления путем подачи апелляционной жалобы в Управление Федеральной налоговой службы по <адрес> не обжаловано и вступило в законную силу.

Согласно п. 1 ст. 69 НК РФ установлено, что требованием об уплате задолженности признается извещение налогоплательщика о наличии отрицательного сальдо единого налогового счета и сумме задолженности с указанием налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов на момент направления требования, а также об обязанности уплатить в установленный срок сумму задолженности.

В соответствии с п. 3 ст. 69 НК РФ требование об уплате задолженности должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты задолженности не указан в этом требовании.

Исполнением требования об уплате задолженности признается уплата (перечисление) суммы задолженности в размере отрицательного сальдо на дату исполнения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11.2 НК РФ документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются.

Документ в электронной форме, подписанный автоматически созданной электронной подписью налогового органа, признается равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью должностного лица налогового органа. В соответствии с пунктом 4 статьи 31, статьей 11.2 НК РФ требование признаётся полученными на следующий день с даты направления в Личный кабинет налогоплательщика.

Согласно статьям 69 и 70 НК РФ ФИО1 в личный кабинет налогоплательщика направлено требование об уплате задолженности от 23.07.2024 № на сумму 1 653 395 руб. 18 коп., в котором сообщалось о наличии суммы задолженности на момент направления требования, а также об обязанности уплатить задолженность в установленный требованием срок – до «12» августа 2024 г.

Требование налогового органа оставлено без исполнения.

Согласно пунктам 3, 4 статьи 75 НК РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начисляется пеня, начиная со следующего за установленным днём уплаты налога в размере одной трёхсотой ставки рефинансирования, установленной Центрального банка РФ.

В соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 48 НК РФ налоговый орган вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер отрицательного сальдо превышает 10 тысяч рублей.

Следовательно, истечение процессуального срока, предусмотренного пп. 1 п. 3 ст. 48 НК РФ, подачи заявления о вынесении судебного приказа истекал 12.02.2025 (12.08.2024 + 6 месяцев.)

Судебный приказ по делу № вынесен 21.10.2024, что свидетельствует о соблюдении процессуального срока.

26.11.2024 Уплачен ЕНП 196430,2 руб.

16.12.2024 Уплачен ЕНП 96,6 руб.

20.12.2024 Уплачен ЕНП 33001,3 руб.

20.01.2025 Уплачен ЕНП 32851,3руб.

20.01.2025 Уплачен ЕНП 96,6 руб.

21.01.2025 Уплачен ЕНП 392,82 руб.

17.06.2025 уменьшен налог по расчету 88711,3 руб.

Сумма неуплаченного налога, подлежащая взысканию составляет 980167,29 руб. (1397500 руб. сумма начисленного налога - 65752,59 руб. положительное сальдо ЕНС – 196430,20 руб. сумма уплаченного ЕНП - 96,6 руб. сумма уплаченного ЕНП - 33001,3 руб. сумма уплаченного ЕНП - 32851,3руб. сумма уплаченного ЕНП - 96,6 руб. сумма уплаченного ЕНП - 392,82 руб. сумма уплаченного ЕНП - 88711,3 руб. уменьшен налог по расчету (уточненная декларация № 2 по Форме 3-НДФЛ)).

17.06.2025 уменьшена пеня по расчету ?57 529,17? руб.

Сумма пени подлежащей уплате составляет 212 402,40 руб. (269931,57 руб. – ?57 529,17? руб.).

В соответствии со ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», доказывание по административным делам осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда (п. 7 ст. 6, ст.14 КАС РФ).

Согласно ст. 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.

Административным ответчиком в нарушение требований ст.62 КАС РФ не представлены суду надлежащие доказательства, свидетельствующие об исполнении обязанности по своевременной уплате в бюджет налоговых платежей, следовательно, суд находит требования налогового органа о взыскании с указанной в административном иске недоимки, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Расчет, представленной налоговым органом в административном иске судом проверен, признан арифметически правильным.

В соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 № 263-ФЗ взыскиваемая с административного ответчика недоимка в виде единого налогового платежа подлежит перечислению в бюджетную систему РФ.

Основания для освобождения административного ответчика от уплаты транспортного налога, расчет которых представлен налоговым органом в административном иске, по иным правовым основаниям судом не установлены, доказательства того, что административный ответчик относится к категориям физических лиц, имеющим право на налоговую льготу, но льгота не учтена в полученном налоговом уведомлении или возникла впервые, в нарушение положений ст.62 КАС РФ административным ответчиком суду представлены не были.

На основании ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Доказательства наличия оснований для освобождения административного ответчика от уплаты государственной пошлины суду не представлены.

В соответствии с ч. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ доходы от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов.

Согласно ч. 3 ст. 333.18 НК РФ, государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме.

В силу подп.19 п. 1 ст. 333.36, подп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления освобождены от уплаты госпошлины в целом по рассматриваемому в порядке ГПК РФ и КАС РФ делу любой категории.

Согласно позиции Верховного Суда РФ в «Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ» за I квартал 2011 г.» (Утв. Президиумом Верховного Суда РФ от 01.06.2011) по применению подп.19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, льгота по уплате государственной пошлины по признаку субъектного состава является специальной нормой для всех случаев, когда государственные органы, органы местного самоуправления выступают по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, как в качестве истцов, так и в качестве ответчиков, и не поставлена в зависимость от категории рассматриваемого спора.

Если истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, она взыскивается с ответчика в соответствующий бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований, исходя из той суммы, которую должен был уплатить истец, если бы он не был освобожден от уплаты государственной пошлины (ч.1 ст. 103 ГПК РФ, ч. 1 ст. 111 КАС РФ, подп. 8 п. 1 ст. 333.20 НК РФ).

На основании статей 103, 111, 114 КАС РФ, с учетом положений статей 52, 50, 333.19, 333.20 НК РФ и ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ с ФИО1 подлежит взысканию государственная пошлина в размере 27 758 рублей, по нормативу 100%.

Руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> к ФИО1 о взыскании задолженности по обязательным платежам и санкциям удовлетворить.

Взыскать c ФИО1, ИНН № задолженность по обязательным платежам в сумме 1 275 803,91 в том числе:

- НДФЛ с доходов, полученных в соответствии со ст.228 НК РФ в размере 980 167 руб. 29 коп.

- Суммы пеней, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, распределяемые в соответствии с подпунктом 1 пункта 11 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации в размере 212 402 руб. 40 коп.

- Штраф по п.1 ст.119. НК РФ в размере 49940 руб. 53 коп.

- Штраф по п.1 ст.122. НК РФ в размере 33293 руб. 69 коп.

Недоимку по налогам перечислить на следующие реквизиты:

расчетный счет 40102810445370000059

счет получателя 03100643000000018500

БИК 017003983 ИНН <***> КПП 770801001

Банк получателя: ОТДЕЛЕНИЕ ТУЛА БАНКА РОССИИ//УФК по Тульской области, г. Тула, Получатель: Управление Федерального казначейства по Тульской области (Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по управлению долгом).

Взыскать с ФИО1, ИНН № в доход государства государственную пошлину в размере 27 758 рублей.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Апшеронский районный суд Краснодарского края, в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Резолютивная часть судебного акта объявлена 15.10.2025.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 28.10.2025.

Судья А.В. Бахмутов