Дело №2а-836/2025 03RS0№-56

РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации

21 октября 2025 года Республика Башкортостан, г.Дюртюли

Дюртюлинский районный суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Б.Р. Шинова,

при секретаре ФИО4. ФИО1,

рассмотрев открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> к ФИО2 ФИО5 о взыскании обязательных платежей и санкций,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № по <адрес> (далее МРИ ФНС № по РБ) обратилась в Дюртюлинский районный суд РБ с административным иском к ФИО2 ФИО5 о взыскании недоимки в размере № коп. по:

налогу на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата осуществляется в соответствии со ст. 227, 227.1 и 228 Налоговым кодексом Российской Федерации, а также доходов от долевого участия в организациях, полученных физическим лицом за полугодие 2025 год при снятии с учета, в качестве индивидуального предпринимателя (главы) крестьянского (фермерского) хозяйства) в размере № 00 коп.;

налогу на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата осуществляется в соответствии со ст. 227, 227.1 и 228 Налоговым кодексом Российской Федерации, а также доходов, от долевого участия в организациях, полученных физическим лицом за 1 квартал 2025 года в размере № коп.;

налогу в связи с применением патентной системы налогообложения в бюджеты муниципальных районов за 2025 год в размере №. 49 коп.;

налогу на доходы физических лиц в части суммы налога, относящейся к налоговой базе, указанной в пункте 6.2 статьи 210 Налоговым кодексом Российской Федерации, не превышающей 5 миллионов рублей за полугодие 2025 года при снятии с учета в качестве индивидуального предпринимателя (главы) крестьянского (фермерского) хозяйства) в размере № коп.;

страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемые отдельными категориями плательщиков страховых взносов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах с дохода, превышающего 300 000 рублей за расчетный период за 2025 год в размере № коп.;

страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемые отдельными категориями плательщиков страховых взносов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах с дохода, превышающего 300 000 рублей за расчетный период за 2024 год в размере № коп.;

страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемые отдельными категориями плательщиков страховых взносов в совокупном фиксированном размере за 2025 год в размере ФИО7 коп.;

страховым взносам, предусмотренные с законодательством о налогах и сборах, распределяемые по видам страхования за 1 квартал 2025 года в размере ФИО8 руб.;

суммам пеней, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, распределяемые в соответствии с подпунктом 1 пункта 11 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации в размере 1 161 руб.83 коп. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Межрайонная ИФНС России № по <адрес>.

В судебное заседание представитель административного истца и административный ответчик – ФИО2 ФИО5 надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли, со стороны административного истца в исковом заявлении содержится ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Заинтересованное лицо Межрайонной ИФНС России № по <адрес> в судебное заседание не явился, своевременно и надлежаще извещен о времени, дате и месте судебного заседания.

Суд, руководствуясь ст. 150, ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствии лиц, не явившихся в судебное заседание, извещенных надлежащим образом.

Изучив доводы административного иска, исследовав и оценив материалы административного дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Налогоплательщиками и плательщиками сборов в соответствии со ст. 19 Налогового кодекса признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога посредством перечисления денежных средств в качестве единого налогового платежа, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Согласно положениям п. 2 ст. 11 НК РФ задолженностью по уплате налогов, сборов и страховых взносов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации признается общая сумма недоимок, а также не уплаченных налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов и (или) налоговым агентом пеней, штрафов и процентов, предусмотренных Кодексом, и сумм налогов, подлежащих возврату в бюджетную систему РФ в случаях, предусмотренных Кодексом, равная размеру отрицательного сальдо ЕНС этого лица.

В соответствии со статьей 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно статье 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.

В соответствии со статьей 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Статьей 44 НК РФ в ч. 1 установлено, что обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.

Как следует из ч.1 ст.399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В силу ст.400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 НК РФ.

Налоговым периодом признается календарный год (ст.405 НК РФ).

В соответствии с п.1 ст.357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ.

В силу п.1 ст.358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 1 ст.362 НК РФ установлено, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Согласно п.3 ст.363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Как следует из п.4 ст.85 НК РФ органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

Обязанность налогоплательщика по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства, а не от фактического использования транспортного средства, и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации или иным актом законодательства о налогах и сборах (статья 44 НК Российской Федерации), в том числе в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах.

При этом, ст.362 НК РФ предусмотрено, что исчисление транспортного налога прекращается с месяца, следующего за месяцем снятия транспортного средства с учета в регистрирующих органах.

Кроме того, в силу ч. 1 ст. 388 и ст. 401 НК РФ административный ответчик является налогоплательщиком земельного налога.

Налоговым периодом признается календарный год (ст.405 НК РФ).

Согласно 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 1 и 4 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Правоотношения по поводу уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование урегулированы главой 34 НК РФ.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, медиаторы, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Согласно пункту 3 статьи 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 указанного Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 названного Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 НК РФ.

Пунктом 1.2 статьи 430 НК РФ установлено, что плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 названного Кодекса, начиная с 2023 года уплачивают: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование в совокупном фиксированном размере 45 842 рублей за расчетный период 2023 года, 49 500 рублей за расчетный период 2024 года, 53 658 рублей за расчетный период 2025 года, если иное не предусмотрено указанной статьей.

По общему правилу пункта 1 статьи 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 3.4 статьи 23, пунктами 1, 9 статьи 45 НК РФ страховых взносов обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Единым налоговым платежом (ЕНП) согласно статье 11.3 НК РФ признаются денежные средства, перечисленные налогоплательщиком, плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом и (или) иным лицом в бюджетную систему Российской Федерации на счет Федерального казначейства, предназначенные для исполнения совокупной обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, а также денежные средства, взысканные с налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента в соответствии с указанным Кодексом.

При этом отрицательное сальдо ЕНС формируется из разницы между общей суммы денежных средств, перечисленных в качестве ЕНП (или признаваемых таковым) и денежным выражением совокупной обязанности - задолженности.

Согласно статье 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 указанного Кодекса.

Статьей 357 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ.

Согласно части 3 статьи 363 НК РФ налогоплательщики – физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.

Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога, и по общему правилу прекращается с уплатой налога (пункты 2 и 3 статьи 44 НК РФ).

Согласно части 1 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Частью 2 указанной статьи НК РФ предусмотрено, что требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

В соответствии со статьей 363, 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.

Согласно статье 75 НК РФ не позднее 1 декабря года, следующего пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога; сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога; пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы налога; процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Частью 5 статьи 75 НК РФ установлено, что пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Требование об уплате налога в соответствии с пунктом 1 статьи 70 НК РФ направляется налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, которое в силу положений пункта 3 статьи 69 данного Кодекса считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В соответствии с пунктом 3 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Принудительное взыскание налогов и пени с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ.Судом установлено и следует из материалов дела, что ФИО2 ФИО5 состоял на учете в налоговом органе в качестве налогоплательщика – индивидуальный предприниматель с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ сумма задолженности, подлежащая взысканию в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ, с учетом увеличения (уменьшения) сальдо единого налогового счета (ЕНС) с момента направления требования, включения части задолженности в иные заявления о взыскании, составляет № коп., в том числе, налог – № коп., пени № коп.

Указанная задолженность образовалась в связи с неуплатой (не полной уплатой) налогоплательщиком следующих начислений:

налогу на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата осуществляется в соответствии со ст. 227, 227.1 и 228 НК РФ, а также доходов от долевого участия в организациях, полученных физическим лицом за полугодие 2025 год при снятии с учета, в качестве индивидуального предпринимателя (главы) крестьянского (фермерского) хозяйства) в размере № коп.;

налогу на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов в отношении которых исчисление и уплата осуществляется в соответствии со ст. 227, 227.1 и 228 НК РФ, а также доходов, от долевого участия в организациях, полученных физическим лицом за 1 квартал 2025 года в размере 1 № коп.;

налогу в связи с применением патентной системы налогообложения в бюджеты муниципальных районов за 2025 год в размере 6 № коп.;

налогу на доходы физических лиц в части суммы налога, относящейся к налоговой базе, указанной в пункте 6.2 статьи 210 НК РФ, не превышающей 5 миллионов рублей за полугодие 2025 года при снятии с учета в качестве индивидуального предпринимателя (главы) крестьянского (фермерского) хозяйства) в размере № коп.;

страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемые отдельными категориями плательщиков страховых взносов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах с дохода, превышающего 300 000 рублей за расчетный период за 2025 год в размере № коп.;

страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемые отдельными категориями плательщиков страховых взносов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах с дохода, превышающего 300 000 рублей за расчетный период за 2024 год в размере № коп.;

страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемые отдельными категориями плательщиков страховых взносов в совокупном фиксированном размере за 2025 год в размере № коп.;

страховые взносы, предусмотренные с законодательством о налогах и сборах, распределяемые по видам страхования за 1 квартал 2025 года в размере № коп.;

суммы пеней, установленных НК РФ, распределяемые в соответствии с подпунктом 1 пункта 11 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации в размере № коп. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Налоговым органом в порядке ст. 52 НК РФ осуществлен расчет суммы имущественных налогов. По иным платежам расчет осуществляется самостоятельно налогоплательщиком, налоговым агентом, либо размер платежа установлен Федеральным законом (ст. 430 НК РФ - страховые взносы в фиксированном размере).

Административный ответчик с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществлял деятельность в качестве индивидуального предпринимателя и согласно ч. 1 ст. 419 НК РФ являлся плательщиком страховых взносов.

На основании п. 5 ст. 430 НК РФ если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

При осуществлении в качестве индивидуального предпринимателя применял патентную систему налогообложения.

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 430 НК РФ страховые взносы уплачиваются индивидуальными предпринимателями в установленном на соответствующий год в совокупном размере за 2023 год – 45 842 руб., за 2024 год – 49500 руб., за 2025 год – 53 658 руб.

За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве лица, осуществляющего профессиональную деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.

Расчет страховых взносов за период ведения деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ: 16 842 руб. 65 коп.=53 658 руб. (совокупный размер за 2025 год, установленный ст. 430 НК РФ/12 (мес.)* 3 (полных месяца ведения деятельности) +53 658 руб. (за 2025 год)/12 (мес.)/30 (количество дней в месяце в котором прекращена деятельность ИП)* 23 (последний день ведения деятельности в качестве ИП).

Денежные средства, поступившие после ДД.ММ.ГГГГ в счет погашения недоимки по налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, процентам, учитываются в качестве единого налогового платежа (далее – ЕНС) и определяются по принадлежности в соответствии со статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона № от 14.07.2022г.).

Принудительное взыскание налога и пени с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ.

В соответствии с частью 3 статьи 48 НК РФ (в редакции, действующей на момент возникновения правоотношений) налоговый орган вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности:

1) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер отрицательного сальдо превышает 10 тысяч рублей;

2) не позднее 1 июля года, следующего за годом, в течение которого налоговым органом осуществлено обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности, в случае неисполнения обязанности по требованию об уплате задолженности, на основании которого подано такое заявление, и образовании после подачи предыдущего заявления задолженности, подлежащей взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме более 10 тысяч рублей,

либо года, на 1 января которого сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, превысила 10 тысяч рублей,

либо года, на 1 января которого истекло три года со срока исполнения требования об уплате, и сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, не превысила 10 тысяч рублей,

либо года, на 1 января которого истекло три года, следующих за годом, в течение которого налоговый орган обратился в суд с заявлением о взыскании задолженности, и при этом по требованию об уплате указанной задолженности, взыскиваемой в судебном порядке, образовалась новая сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме менее 10 тысяч рублей.

Пунктом 1 статьи 72 НК РФ установлено, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

Согласно абз. 3 пп.1 п. 1 ст. 430 НК РФ плательщики, указанные в пп.2. п. 1 ст. 419 НК РФ уплачивают в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей – в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного п. 2 ст. 425 НК РФ плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.

Согласно ч.8 ст.1 НК РФ федеральными законами может быть предусмотрено проведение в течение ограниченного периода времени на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, муниципальных образований экспериментов по установлению налогов, сборов, специальных налоговых режимов.

В <адрес> такой эксперимент по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» установлен с 1.01.2020г.

Проведение и сроки эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход», а также правовое положение указанных лиц урегулированы Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №422-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в субъектах Российской Федерации.

В силу ч.1 ст.4 данного Закона №422-ФЗ налогоплательщиками налога на профессиональный доход признаются физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, перешедшие на специальный налоговый режим в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

В соответствии с чч.6, 7, 8 Закона №422-ФЗ физические лица при применении специального налогового режима вправе вести виды деятельности, доходы от которых облагаются налогом на профессиональный доход, без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, за исключением видов деятельности, ведение которых требует обязательной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с федеральными законами, регулирующими ведение соответствующих видов деятельности.

Профессиональный доход - доход физических лиц от деятельности, при ведении которой они не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам, а также доход от использования имущества.

Физические лица, применяющие специальный налоговый режим, освобождаются от налогообложения налогом на доходы физических лиц в отношении доходов, являющихся объектом налогообложения налогом на профессиональный доход (далее - налог).

Как следует из ч.1 ст.9 Закона №422-ФЗ налоговым периодом признается календарный месяц, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Как предусмотрено ст.10 Закона №422-ФЗ налоговые ставки устанавливаются в следующих размерах:

- 4 процента в отношении доходов, полученных налогоплательщиками от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) физическим лицам;

- 6 процентов в отношении доходов, полученных налогоплательщиками от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) индивидуальным предпринимателям для использования при ведении предпринимательской деятельности и юридическим лицам.

Налоговая база патента за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет: -331 397 руб., за 2024 год – 1 080 000 руб.

Согласно представленных деклараций по упрощенной системе налогообложения за 2025 год сумма полученных доходов за налоговый период составляет 0 руб., за 2024 год сумма полученных доходов за налоговый период составляет 94 249 руб.

Страховой взнос, подлежащий уплате в Пенсионный фонд в размере 1%:

- составляет 313,97 руб. = (331397 – 300000)*1% за 2025 год;

- составляет 8 742,49 руб. = (1174249 – 300000)*1% за 2024 год.

В связи с неисполнением обязанности по уплате обязательных платежей в установленные сроки на сумму недоимки в соответствии со статьей 75 НК РФ начислены пени. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма соответствующих пеней уплачивается, помимо причитающихся к уплате сумм налога, и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Формула расчета пени состоит из произведения количества дней просрочки (дней) * сумма недоимки * ставка (% ЦБ) * 1/300. Расчет пени прилагается (л.д.29).

В соответствии с пунктом 1 статьи 69 НК РФ неисполнение обязанности по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, повлекшее формированиё отрицательного сальдо единого налогового счета налогоплательщика, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате задолженности.

Согласно статьям 69 и 70 НК РФ налогоплательщику направлено требование об уплате задолженности от ДД.ММ.ГГГГ № на сумму 8 199 руб. 38 коп. со сроком уплаты ДД.ММ.ГГГГ, в котором сообщалось о наличии отрицательного сальдо единого налогового счета и сумме задолженности с указанием налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов на момент направления требования, а также об обязанности уплатить в установленный срок сумму отрицательного сальдо ЕНС.

Исполнением требования об уплате задолженности признается уплата (перечисление) суммы задолженности в размере отрицательного сальдо на дату исполнения (абз.2 п.3 ст.69 НК РФ).

ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № по <адрес> и <адрес> Республики Башкортостан вынесен судебный приказ №а-1038/2025 о взыскании с ФИО2 ФИО5. задолженности по обязательным платежам за период с 2024 по 2025 годы в размере №. (в том. числе налог – № руб.); указанный судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ №а-1038/2025 определением мирового судьи ДД.ММ.ГГГГ был отменено в связи с поступившими от ФИО2 ФИО5. возражениями относительно порядка его исполнения.

С настоящим административным иском МРИ ФНС России № по РБ обратилась в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть в установленный пунктом 3 статьи 48 НК РФ шестимесячный срок.

Согласно ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (утратившим статус индивидуального предпринимателя) (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган обращает взыскание на имущество физического лица посредством размещения в реестре решений о взыскании задолженности в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 46 указанного Кодекса решений о взыскании, информации о вступившем в законную силу судебном акте и поручений налогового органа на перечисление суммы задолженности с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Налоговый орган вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер отрицательного сальдо превышает 10 тысяч рублей, либо года, на 1 января которого истекло три года со срока исполнения требования об уплате, и сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, не превысила 10 тысяч рублей (п. 3 ст. 48 НК РФ).

Установлено, что задолженность по налогу, а также пени, начисленные за неуплату налога в установленный срок, ответчиком не погашены.

Каких-либо доказательств, опровергающих доводы МРИ ФНС России № по РБ административным ответчиком не представлено.

В качестве обоснования иска налоговым органом представлен подробный расчет пени, который судом проверен, является арифметически верным, признается судом достоверным.

Учитывая, что обязанность ФИО2 ФИО5. по уплате налогов установлена НК РФ, а судом не установлены обстоятельства, освобождающие его от уплаты указанного налога в соответствии с положениями названных нормативных правовых актов, при этом установленная законом обязанность по уплате налога ответчиком, как налогоплательщиком – индивидуальным предпринимателем, а затем и в качестве физического лица, – надлежащим образом не исполнена, суд полагает необходимым удовлетворить заявленные требования МРИ ФНС № по РБ в полном объеме.

Руководствуясь ч. 1 ст. 114 КАС РФ, пп. 19 п. 1 ст. 333.36, пп. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о необходимости взыскания с административного ответчика в доход местного бюджета государственной пошлины, от уплаты которой административный истец освобожден, в размере 4 000 руб.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227, 289-294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> (ИНН <***>) к ФИО2 ФИО5 (ИНН <***>) о взыскании недоимки по налогу и пени, – удовлетворить.

Взыскать с ФИО2 ФИО5 недоимки в размере 44 182 руб.43 коп. по:

налогу на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата осуществляется в соответствии со ст. 227, 227.1 и 228 Налоговым кодексом Российской Федерации, а также доходов от долевого участия в организациях, полученных физическим лицом за полугодие 2025 год при снятии с учета, в качестве индивидуального предпринимателя (главы) крестьянского (фермерского) хозяйства) в размере 751 руб. 00 коп.;

налогу на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата осуществляется в соответствии со ст. 227, 227.1 и 228 Налоговым кодексом Российской Федерации, а также доходов, от долевого участия в организациях, полученных физическим лицом за 1 квартал 2025 года в размере 1 085 руб. 00 коп.;

налогу в связи с применением патентной системы налогообложения в бюджеты муниципальных районов за 2025 год в размере 6 460 руб. 49 коп.;

налогу на доходы физических лиц в части суммы налога, относящейся к налоговой базе, указанной в пункте 6.2 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации, не превышающей 5 миллионов рублей за полугодие 2025 года при снятии с учета в качестве индивидуального предпринимателя (главы) крестьянского (фермерского) хозяйства) в размере 335 руб. 00 коп.;

страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемым отдельными категориями плательщиков страховых взносов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах с дохода, превышающего 300 000, 00 рублей за расчетный период за 2025 год в размере 313 руб. 97 коп.;

страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемым отдельными категориями плательщиков страховых взносов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах с дохода, превышающего 300 000 рублей за расчетный период за 2024 год в размере 8 742 руб. 49 коп.;

страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемые отдельными категориями плательщиков страховых взносов в совокупном фиксированном размере за 2025 год в размере 16 842 руб. 65 коп.;

страховым взносам, предусмотренным законодательством о налогах и сборах, распределяемым по видам страхования за 1 квартал 2025 года в размере 8 490 руб. 00 коп.;

суммам пеней, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации, распределяемым в соответствии с подпунктом 1 пункта 11 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации в размере 1 161 руб.83 коп. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с ФИО2 ФИО5 в доход бюджета государственную пошлину в размере 4 000,00 руб.

Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Председательствующий,

судья Б.Р. Шинов

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.