Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ Нижегородский районный суд г. Нижний Новгород в составе председательствующего судьи Маркиной О.Е., при ведении протокола секретарем Шишкиной Н.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № по Нижегородской области к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций,
УСТАНОВИЛ
Межрайонная ИФНС России № по Нижегородской области обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании задолженности, состоящей из недоимки в виде задолженности по налогу на имущество физических лиц в размере 14 167 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц в размере 40 рублей 14 копеек, по земельному налогу в размере 534 рубля, пени по земельному налогу в размере 1 рубль 51 копейка.
В соответствии со ст. 24 КАС РФ дело рассмотрено по последнему известному месту жительства административного ответчика.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о дате и времени судебного заседания, в связи с чем суд с учетом требований статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы административного дела, оценив представленные доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно ч.1 ст. 30 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов, страховых взносов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов, сборов, страховых взносов, и его территориальные органы.
Порядок исчисления и расчета налога на имущество физических лиц регулируется следующими положениями Налогового кодекса РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 399 НК РФ, налог на имущество физических лиц устанавливается Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно ст. 400 НК РФ, плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе.
Статьей 401 НК РФ установлено, что объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: жилые дома, жилые помещения, дачи, гаражи, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства и иные здания, строения, помещения и сооружения.
В соответствии с ч. 1 ст. 403 НК РФ, налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости.
Согласно ч. 1 ст. 408 НК РФ, сумма налога на имущество физических лиц исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Налог на имущество физических лиц подлежит уплате в сроки, установленные ст. 409 НК РФ.
Порядок начисления и расчета земельного налога регулируется положениями гл. 31 НК РФ.
Земельный налог входит в систему имущественных налогов, взимаемых вне зависимости от факта использования соответствующего имущества.
Согласно ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
В соответствии со ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В силу ст. 393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
На основании п. 4 ст. 397 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговыми органами.
Согласно п. 6 ст. 58 НК РФ, налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Из материалов дела следует, что административному ответчику на праве собственности принадлежат земельный участок и здание детского садика, расположенные по адресу: <адрес>.
В связи с приобретением указанных объектов недвижимости административному ответчику было направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ, где содержится расчет земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ в размере 534 рубля и налога на имущество физических лиц за 5 месяцев 2019 года в размере 14 167 рублей. Из представленной в материалы дела выписки из личного кабинета налогоплательщика следует, что указанное налоговое уведомление было получено ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ в 14 часов 53 минуты.
В связи с неоплатой исчисленных налогов в адрес должника было направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ, где указана задолженность по налогам, а также начислены пени. Срок оплаты – до ДД.ММ.ГГГГ. Данное требование направлено в адрес налогоплательщика посредством почтовой корреспонденции, что подтверждается представленным в материалы дела списком почтовых отправлений.
Сведений о погашении имеющейся задолженности в адрес суда не представлено.
Административным ответчиком в материалы дела представлено письмо из Министерства и имущественных и земельных отношений Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому здание детского сада, в отношении которого налогоплательщику исчислен налог на имущество физических лиц за 2019 год, в соответствии с Приказами Министерства за период с 2019 по 2022 года в перечень объектов, для которых налоговая база исчисляется исходя из кадастровой стоимости, не включен.
Указанное письмо не принимается судом во внимание ввиду следующего.
Положениями статьи 378.2 Налогового кодекса РФ установлены особенности исчисления налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимости, принадлежащих на праве собственности организации. Согласно перечню объектов указанных в данной статье к ним относят:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.
Из изложенного следует, что расчет налоговой базы в соответствии с указанной статьей осуществляется только в отношении тех объектов, которые подпадают под критерии, изложенные выше, а также в отношении которых право собственности зарегистрировано за организацией, то есть юридическим лицом.
Объект недвижимого имущества, принадлежащий ФИО1 на праве собственности с ДД.ММ.ГГГГ, под кадастровым номером 52:43:0500003:671 в Едином государственном реестре недвижимости имеет следующие характеристики: вид объекта – здание, назначение объекта – нежилое, вид разрешенного использования – данные отсутствуют.
Из технического паспорта здания, представленного в материалы дела по запросу суда, следует, что указанное здание используется как детский сад.
Данный объект по сведениям из ЕГРН находится в собственности физического лица.
Таким образом, налоговая база в отношении данного объекта недвижимости не может исчисляться по правилам статьи 378.2 Налогового кодекса РФ. Она подлежит исчислению в соответствии с положениями статьи 403 Налогового кодекса РФ.
Административный ответчик указывает суду на неправомерность исчисления налоговой базы по кадастровой стоимости, указанной в налоговом уведомлении, поскольку согласно сведениям из ЕГРН кадастровая стоимость имеет другое значение.
Судом установлено, что в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером № (здание) Постановлением Правительства Нижегородской области № от ДД.ММ.ГГГГ была определена кадастровая стоимость в размере 6 800 000 рублей. Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области № от ДД.ММ.ГГГГ определена кадастровая стоимость в размере 4 619 327 рублей 69 копеек. Данная кадастровая стоимость подлежит применению с ДД.ММ.ГГГГ и применяется по настоящее время.
Из представленного налоговым органом расчета следует, что расчет налога на имущество физических лиц за 2019 год произведен на основании кадастровой стоимости в размере 6 800 000 рублей. Применен коэффициент, утвержденный Решением Совета депутатов городского округа Перевозский Нижегородской области № от ДД.ММ.ГГГГ в размере 0,5%. Представленный в материалы дела расчет проверен судом, признана верным, контррасчета административным ответчиком не представлено.
Также административный ответчик не согласен с расчетом земельного налога за 2019 год в части размера налоговой базы.
Из налогового уведомления следует, что в качестве налоговой базы была взята кадастровая стоимость в размере 1 709 808 рубля. Данная стоимость утверждена Постановлением Правительства Нижегородской области № от ДД.ММ.ГГГГ и применялась до ДД.ММ.ГГГГ.
С ДД.ММ.ГГГГ подлежит применению кадастровая стоимость в размере 298 448 рублей, утвержденная Приказом Министерства имущественных и земельных отношений <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ.
Из представленного в материалы дела расчета земельного налога за 2019 год следует, что в качестве налоговой базы была взята кадастровая стоимость, утвержденная Постановлением Правительства Нижегородской области № от ДД.ММ.ГГГГ, применен налоговый вычет, применяемый к лицам, получающим пенсию, в соответствии со статьей 391 Налогового кодекса РФ, а также коэффициент в размере 0,3%, утвержденный Решением Совета депутатов городского округа Перевозский Нижегородской области № от ДД.ММ.ГГГГ. Представленный в материалы дела расчет проверен судом, признан верным, контррасчет административным ответчиком не представлен.
В соответствии с частью 1 статьи 70 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено Кодексом. В случае, если сумма недоимки не превышает 3 000 рублей, требование об уплате налога и имеющейся на день его формирования задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
Из приведенной нормы следует, что требование об уплате пеней, начисленных на сумму недоимки, возникшей по итогам конкретного налогового (отчетного) периода, направляется названным органом на основании пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации не позднее трех месяцев с момента уплаты налогоплательщиком всей суммы недоимки (в случае погашения недоимки частями - с момента уплаты последней ее части).
Под днем выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты обязательного платежа, а в случае представления расчета по нему с нарушением установленных сроков - следующий день после ее представления.
В соответствии с ч.1, ч.2, ч.4, ч.6 ст. 69 НК РФ, требованием об оплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога, требование об оплате налога должно быть исполнено в течение 8 дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Принимая во внимание, что обязанность по уплате исчисленных налогов за расчетный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (календарный год) должна была быть исполнена ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ, днем выявления недоимки следует считать ДД.ММ.ГГГГ, т.е. следующий день после наступления срока уплаты налогов.
Требование об уплате страховых взносов должно было быть направлено налогоплательщику в трехмесячный срок со дня выявления недоимки, т.е. не позднее ДД.ММ.ГГГГ
В рассматриваемом деле требование было сформировано ДД.ММ.ГГГГ, направлено ДД.ММ.ГГГГ. Сроки направления требования истцом не пропущены.
Исходя из вышеприведенных правовых норм и разъяснений судебной практики, предельный срок принудительного взыскания налога, пени, штрафа представляет собой совокупность сроков на направление требования, на исполнение требования в добровольном порядке и на обращение в суд с заявлением о взыскании недоимки.
Несоблюдение срока направления требования об уплате налогов само по себе не лишает налоговый орган права на взыскание недоимки по ним и пени, но в пределах общих сроков, установленных налоговым законодательством, которые в этом случае следует исчислять исходя из совокупности сроков, установленных в статьях 48, 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
Так, статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
В силу пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании налога, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, срок обращения налогового органа в суд подлежит исчислению исходя из предусмотренного законом срока для предъявления требования (3 месяца), срока направления требования по почте, установленного пунктом 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому в случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (6 рабочих дней), и минимального срока на исполнение требования, установленного пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации (8 рабочих дней).
Налог, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 20-П, - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
По смыслу положений статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер ко взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.
Как уже указывалось выше, обязанность платить налоги это безусловное требование государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства; взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества; оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 381-О-П).
Налоговым органом последовательно принимались меры по взысканию налоговой задолженности, уполномоченным государственным органом явно выражена воля на взыскание в принудительном порядке с административного ответчика неуплаченных сумм налога, в связи с чем подано заявление о вынесении судебного приказа, предъявлен настоящий административный иск; отмена судебного приказа позволяла налоговому органу предъявить административные исковые требования в течение шести месяцев с момента отмены последнего.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 62 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве", истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, является препятствием для выдачи судебного приказа.
В рассматриваемом деле срок обращения с заявлением о вынесении судебного приказа по требованию № истек ДД.ММ.ГГГГ.
В материалы дела представлено определение мирового судьи судебного участка № Нижегородского судебного района г. Нижнего Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ об отмене судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ.
Судебный приказ вынесен в пределах срока, предусмотренного пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
С административным исковым заявлением административный истец обратился в суд по почте ДД.ММ.ГГГГ. Сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, административным истцом при подаче административного искового заявления в суд не пропущены.
Также, административным ответчиком заявлено ходатайство об отказе в принятии иска и прекращении производства по делу ввиду того, что налоговым органом подано аналогичное административное исковое заявление мировому судье судебного участка № Нижегородского судебного района г. Нижнего Новгорода.
Статьей 194 Кодекса административного судопроизводства РФ не предусмотрено такое основание для прекращения производства по делу и отказа в принятии искового заявления, как указанное административным ответчиком в заявленном им ходатайстве. Тем более, что обращение с заявлением о вынесении судебного приказа по взысканию задолженности по налогам и сборам является обязательной стадией, представляет собой некий досудебный порядок урегулирования спора. Обращение в суд с настоящим исковым заявлением вызвано отменой ранее вынесенного судебного приказа о взыскании испрашиваемой недоимки. В связи с чем, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленного ходатайства.
С учетом установленных обстоятельств по делу суд усматривает основания для удовлетворения заявленных административным истцом требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № по Нижегородской области удовлетворить.
Взыскать со ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (ИНН №, зарегистрированной по адресу: <адрес> недоимку по:
- налогу на имущество физических лиц за 2019 год в размере 14 167 рублей,
- пени по налогу на имущество физических лиц на недоимку за 2019 год в размере 40 рублей 14 копеек,
- земельному налогу за 2019 год в размере 534 рубля,
- пени по земельному налогу на недоимку за 2019 год в размере 1 рубль 51 копейка.
Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (ИНН №, зарегистрированной по адресу: <адрес> в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 589 рублей 70 копеек.
В удовлетворении ходатайства ФИО1 об отказе в принятии административного искового заявления и прекращении производства по делу отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Нижегородского областного суда в течение месяца путем подачи апелляционных жалобы, представления через суд первой инстанции.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья О.Е. Маркина