Дело №2а-3084/2025
УИД 55RS0004-01-2025-003934-46
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Омск 19 ноября 2025 года
Судья Октябрьского районного суда города Омска Шлатгауэр И.А., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административным исковым заявлениям Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Омской области к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы №7 по Омской области (далее по тексту – Межрайонная ИФНС России №7 по Омской области), в лице представителя по доверенности ФИО2, обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании с ФИО1 задолженности по уплате обязательных платежей и санкций в общей сумме 12 553,84 руб., в том числе:
- транспортный налог за 2021 год в размере 2 784,00 руб.;
- транспортный налог за 2022 год в размере 3 184,00 руб.;
- транспортный налог за 2023 год в размере 3 184,00 руб.;
- пени по состоянию на 19.05.2025 включительно в сумме 3 401,84 руб.
В обоснование доводов указано, что административный ответчик ФИО1, имея в собственности транспортное средство, является плательщиком транспортного налога, однако свою обязанность по уплате указанного налога за 2021-2023 годы не исполнил. Кроме того, в связи с ненадлежащим исполнением обязанностей по оплате обязательных платежей административному ответчику были начислены пени.
На основании положений ст.ст. 291-292 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства.
Изучив представленные по делу доказательства в их совокупности, судья приходит к следующим выводам.
В силу ст. 57 Конституции Российской Федерации, ст. 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – НК РФ) каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
На основании ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе – транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Подпунктом 1 п. 1 ст. 359 НК РФ предусмотрено, что в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), налоговая база определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Налоговым периодом признается календарный год (п. 1 ст. 360 НК РФ).
В силу ст. 363 НК РФ уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств.
Порядок и размеры уплаты транспортного налога регламентированы положениями главы 28 НК РФ и Законом Омской области от 18.11.2002 №407-ОЗ «О транспортном налоге».
Из положений статьи 2 Закона Омской области от 18.11.2002 №407-ОЗ «О транспортном налоге» следует, что налоговые ставки устанавливаются в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну, одну единицу валовой вместимости транспортного средства или одну единицу транспортного средства. В частности, для автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно налоговая ставка установлена в размере 7 руб., с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно – в размере 15 руб., с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно – в размере 30 руб., с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно – в размере 45 руб., с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) включительно – в размере 90 руб.
В соответствии с п. 1 ст.363 НК РФ транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налогоплательщики – физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики (физические лица) уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Статьей 6.1 НК РФ установлен порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах.
Так, п. 6 ст. 6.1 НК РФ предусматривает, что срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации или актом Президента Российской Федерации выходным, нерабочим праздничным и (или) нерабочим днем.
В случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации или актом Президента Российской Федерации выходным, нерабочим праздничным и (или) нерабочим днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).
В соответствии со ст. 72, 75 НК РФ налогоплательщик должен выплатить пени, в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме (п. 5 ст. 75 НК РФ).
По сведениям Межрайонной ИФНС России №7 по Омской области, ФИО1 на праве собственности в спорные налоговые периоды принадлежал следующий объект налогообложения – транспортное средство <данные изъяты> (дата регистрации права – ДД.ММ.ГГГГ).
Указанные данные подтверждены сведениями, представленными Межрайонным отделом технического надзора и регистрации автомототранспортных средств Госавтоинспекции УМВД России по Омской области.
В соответствии с п. 2 ст. 52 НК РФ в связи с нахождением в собственности ФИО1 указанного выше объекта налогообложения в адрес налогоплательщика заказанными почтовыми отправлениями направлялись налоговые уведомления:
- №12108549 от 01.09.2022 об уплате не позднее 01.12.2022 транспортного налога за 2021 год в общей сумме 3 184,00 руб. (почтовое отправление с штриховым почтовым идентификатором <данные изъяты> получено налогоплательщиком 22.09.2022),
- №98603893 от 29.07.2023 об уплате не позднее 01.12.2023 транспортного налога за 2022 год в общей сумме 3 184,00 руб. (почтовое отправление с штриховым почтовым идентификатором <данные изъяты> получено налогоплательщиком 28.09.2023),
- №176079027 от 26.07.2024 об уплате не позднее 02.12.2024 транспортного налога за 2023 год в общей сумме 3 184,00 руб. (почтовое отправление с штриховым почтовым идентификатором <данные изъяты> получено налогоплательщиком 26.09.2024).
Согласно положениям ст. 69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки, ему направляется требование, которым признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Пунктом 1 ст. 70 НК РФ установлено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом. В случае, если сумма недоимки не превышает 3 000 рублей, требование об уплате налога и имеющейся на день его формирования задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
В случае, если обязанность налогоплательщика, налогового агента, плательщика сбора или плательщика страховых взносов по уплате налога, сбора или страховых взносов изменилась после направления требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней или штрафа, налоговый орган обязан направить указанным лицам уточненное требование (статья 71 НК РФ).
01.01.2023 вступил в силу Федеральный закон от 14.07.2022 №263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон от 14.07.2022 №263-ФЗ), которым усовершенствован порядок уплаты налогов, сборов и взносов в виде единого налогового платежа при введении с 01.01.2023 института Единого налогового счета.
Исходя из положений п. 2 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 №263-ФЗ сальдо единого налогового счета организации или физического лица формируется 01.01.2023 с учетом особенностей, предусмотренных указанной статьей, в порядке, аналогичном установленному статьей 11.3 НК РФ, на основании имеющихся у налоговых органов по состоянию на 31.12.2022 сведений о суммах излишне уплаченных и излишне взысканных налогов, авансовых платежей, государственной пошлины, в отношении уплаты которой выдан исполнительный документ, иных сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, предусмотренных Кодексом процентов, а также о суммах денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа физического лица, организации, индивидуального предпринимателя и не зачтенных в счет исполнения соответствующей обязанности по уплате налогов, авансовых платежей, государственной пошлины, в отношении уплаты которой налоговому органу выдан исполнительный документ, иных сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов.
Направление после 01.01.2023 требования по новым правилам отменяет действие требований, выставленных до 31.12.2022 (включительно), если инспекция еще не приняла меры по взысканию (пп. 1 п. 9 ст. 4 Федерального закона №263-ФЗ).
В силу п. 1 ст. 11.3 НК РФ единым налоговым платежом признаются денежные средства, перечисленные налогоплательщиком, плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом и (или) иным лицом в бюджетную систему Российской Федерации на счет Федерального казначейства, предназначенные для исполнения совокупной обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, а также денежные средства, взысканные с налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента в соответствии с Налоговым кодексом.
Согласно п. 3 ст. 11.3 НК РФ сальдо единого налогового счета представляет собой разницу между общей суммой денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, и денежным выражением совокупной обязанности.
Положительное сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, больше денежного выражения совокупной обязанности. При формировании положительного сальдо единого налогового счета не учитываются суммы денежных средств, зачтенные в счет исполнения соответствующей обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента.
Отрицательное сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, меньше денежного выражения совокупной обязанности.
Нулевое сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, равна денежному выражению совокупной обязанности.
Совокупная обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счете лица, указанного в пункте 4 настоящей статьи, в валюте Российской Федерации на основе документов, предусматривающих возникновение, изменение, прекращение обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и (или) процентов, установленной законодательством о налогах и сборах (п. 5 ст. 11.3 НК РФ).
Из системного толкования вышеприведенных норм закона следует, что требование об уплате задолженности формируется один раз на сумму отрицательного сальдо налогоплательщика и действует до момента перехода отрицательного сальдо в нулевое или положительное.
При этом Правительством Российской Федерации 29.03.2023 принято постановление №500 «О мерах по урегулированию задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, в 2023 и 2024 годах» (далее по тексту – постановление Правительства РФ от 29.03.2023 №500), в соответствии с пунктом 1 которого, предусмотренные НК РФ предельные сроки направления требований об уплате задолженности и принятия решений о взыскании задолженности увеличены на 6 месяцев.
Вследствие неисполнения в установленный налоговым законодательством срок обязанности по уплате обязательных платежей в порядке ст. 69 НК РФ в адрес ФИО1 заказной почтовой корреспонденцией направлялось требование №99522 по состоянию на 24.07.2023 об уплате в срок до 17.11.2023 недоимки по транспортному налогу в размере 2 984,00 руб., пени в сумме 1 017,69 руб. (почтовое отправление с штриховым почтовым идентификатором <данные изъяты> получено налогоплательщиком 28.09.2023).
Поскольку задолженность по уплате транспортного налога за 2022-2023 годы возникла у ФИО1 после направления налоговым органом требования №99522 по состоянию на 24.07.2023, направление дополнительного (уточненного) требования с учетом положений ст. 69 НК РФ и Приказа ФНС России от 02.12.2022 №ЕД-7-8/1151@ не требовалось.
Согласно пункта 1 статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (утратившим статус индивидуального предпринимателя) (далее в настоящей статье – физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган обращает взыскание на имущество физического лица посредством размещения в реестре решений о взыскании задолженности в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 46 настоящего Кодекса решений о взыскании, информации о вступившем в законную силу судебном акте и поручений налогового органа на перечисление суммы задолженности с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
09.07.2024 Межрайонной ИФНС России №7 по Омской области в отношении ФИО1 сформировано решение №34789 о взыскании задолженности за счет денежных средств (драгоценных металлов), а также электронных денежных средств на счетах в банках в пределах суммы отрицательного сальдо ЕНС налогоплательщика (налогового агента – организации или физического лица (индивидуального предпринимателя) и (или) суммы неуплаченного (не полностью уплаченного) утилизационного сбора (роялти), указанной в требовании об уплате задолженности от 24.07.2023 №99522, в размере 8 071,83 руб.
Решение направлено в адрес налогоплательщика заказанным почтовым отправлением (штриховой почтовый идентификатор <данные изъяты>), которое, согласно информации по отслеживанию почтового отправления, содержащейся на официальном сайте АО «Почта России», адресатом получено не было и возвращено отправителю ввиду истечения срока хранения.
Пункт 3 ст. 48 НК РФ (в редакции Федерального закона от 14.07.2022 №263-ФЗ) предусматривает, что налоговый орган вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности:
1) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер отрицательного сальдо превышает 10 тысяч рублей;
2) не позднее 1 июля года, следующего за годом, в течение которого налоговым органом осуществлено обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности, в случае неисполнения обязанности по требованию об уплате задолженности, на основании которого подано такое заявление, и образовании после подачи предыдущего заявления задолженности, подлежащей взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме более 10 тысяч рублей,
либо года, на 1 января которого сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, превысила 10 тысяч рублей,
либо года, на 1 января которого истекло три года со срока исполнения требования об уплате, и сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, не превысила 10 тысяч рублей,
либо года, на 1 января которого истекло три года, следующих за годом, в течение которого налоговый орган обратился в суд с заявлением о взыскании задолженности, и при этом по требованию об уплате указанной задолженности, взыскиваемой в судебном порядке, образовалась новая сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме менее 10 тысяч рублей.
В пределах установленного ст. 48 НК РФ срока налоговый орган направил мировому судье судебного участка <данные изъяты> в Октябрьском судебном районе в г. Омске заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО1 обязательных платежей и санкций.
17.06.2025 исполняющим обязанности мирового судьи судебного участка <данные изъяты> в Октябрьском судебном районе в г. Омске – мировым судьей судебного участка <данные изъяты> в Октябрьском судебном районе в г. Омске вынесен судебный приказ <данные изъяты> о взыскании с ФИО1 в пользу Межрайонной ИФНС России №7 по Омской области задолженности за период с 2021 по 2023 годы за счет имущества физического лица в размере 12 553,84 руб., в том числе: по налогам – 9 152,00 руб., по пени, подлежащим уплате в бюджетную систему Российской Федерации в связи с неисполнением обязанности по уплате причитающихся сумм налогов, сборов в установленные законодательством о налогах и сборах сроки – 3 401,84 руб. Кроме того, в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 2 000,00 руб.
В связи с поступившими от должника ФИО1 возражениями относительно исполнения судебного приказа, определением мирового судьи судебного участка <данные изъяты> в Октябрьском судебном районе в г. Омске от 11.07.2025 судебный приказ <данные изъяты> от 17.06.2025 отменен.
Административное исковое заявление о взыскании задолженности за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке административного судопроизводства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа, об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа либо определения о повороте исполнения судебного приказа, если на момент вынесения судом определения об отмене судебного приказа задолженность была погашена (абзац второй п. 4 ст. 48 НК РФ).
С настоящим административным иском налоговый орган обратился в Октябрьский районный суд г. Омска 05.09.2025 (согласно дате на почтовом штемпеле организации почтовой связи по месту отправления), то есть в пределах установленного шестимесячного срока после отмены указанных выше судебных приказов.
Из материалов дела усматривается, что административным ответчиком ФИО1 обязанность по уплате обязательных платежей и санкций в установленный законом срок не исполнена, доказательств обратного суду не представлено.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца, о чем указано в ч. 4 ст. 289 КАС РФ.
Обращаясь в суд с административным иском, административный истец просил взыскать с ФИО1 задолженность по уплате обязательных платежей и санкций в общей сумме 12 553,84 руб., в том числе:
- транспортный налог за 2021 год в размере 2 784,00 руб.;
- транспортный налог за 2022 год в размере 3 184,00 руб.;
- транспортный налог за 2023 год в размере 3 184,00 руб.;
- пени по состоянию на 19.05.2025 включительно в сумме 3 401,84 руб.
По сведениям Межрайонной ИФНС России №7 по Омской области налогоплательщиком осуществлено внесение единого налогового платежа в общей сумме 400,00 руб. При этом произведенные налогоплательщиком платежи (от 11.01.2023 в сумме 200,00 руб., от 29.10.2024 в сумме 166,75 руб., от 01.11.2024 в сумме 33,25 руб.) на основании п. 8 ст. 45 НК РФ распределены налоговым органом в счет погашения транспортного налога за 2021 год.
Расчет транспортного налога за 2021 – 2023 годы, подлежащего взысканию с ФИО1 проверен судьей и признан арифметически верным.
В административном исковом заявлении административный истец указывает, что пени по состоянию на 19.05.2025 составляют 3 401,84 руб. исходя из следующего расчета: 864,61 руб. (пени, сформированные на 01.01.2023) + 2 674,15 руб. (пени, начисленные на совокупную обязанность за период с 01.01.2023 по 19.05.2025 включительно) – 136,92 руб. (пени, обеспеченные ранее принятыми мерами).
Между тем при расчете пени, подлежащих взысканию административным истцом не учтено следующее.
Из разъяснений, содержащихся в п. 51 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 №57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» следует, что при проверке соблюдения налоговым органом сроков направления требования об уплате пеней судам надлежит учитывать положения пункта 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Из приведенной нормы следует, что требование об уплате пеней, начисленных на сумму недоимки, возникшей по итогам конкретного налогового (отчетного) периода, направляется названным органом на основании пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации не позднее трех месяцев с момента уплаты налогоплательщиком всей суммы недоимки (в случае погашения недоимки частями – с момента уплаты последней ее части).
Учитывая приведенные правовые позиции, возможность взыскания в судебном порядке задолженности зависит от соблюдения всех последовательно установленных сроков обращения в суд, которые, в свою очередь, зависят от соблюдения налоговым органом срока направления требования об уплате задолженности.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 08.02.2007 №381-О-П «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества «Ростелеком» на нарушение конституционных прав и свобод положениями пунктов 5 и 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» разъясняется, что обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога.
Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 17.02.2015 №422-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО3 на нарушение его конституционных прав пунктом 5 части первой статьи 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, положениями пунктов 1, 2 и абзацем первым пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации» указано, что положения Налогового кодекса Российской Федерации, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Пени не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.
Таким образом, исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога. После истечения срока взыскания самой задолженности по налогу, пени не могут рассматриваться как способ обеспечения исполнения обязанности по его уплате.
Расчет пени по состоянию на 01.01.2023 в размере 864,61 руб. произведен налоговым органом исходя из следующих сумм обязательных платежей, подлежащих уплате: транспортный налог за 2015 год – 6 746,00 руб., за 2016 год – 8 337,00 руб., за 2017 год – 3 662,00 руб., за 2018 год – 3 184,00 руб., за 2019 год – 3 184,00 руб., за 2020 год – 3 184,00 руб., за 2021 год – 3 184,00 руб.; налог на имущество физических лиц за 2014 год – 83,00 руб., за 2016 год – 127,00 руб.
Между тем, по данным Межрайонной ИФНС России №7 по Омской области, приведенным в административном исковом заявлении, обязанность по уплате транспортного налога за 2015-2020 годы, а также налога на имущество физических лиц за 2014 год и за 2016 год исполнена налогоплательщиком в следующие сроки:
- транспортный налог за 2015 год – 24.07.2017;
- транспортный налог за 2016 год – 20.03.2018 в размере 6 630,00 руб., 10.10.2019 в размере 107,81 руб., 11.11.2019 в размере 7,97 руб., 04.02.2020 в размере 1 591,00 руб.;
- транспортный налог за 2017 год – 20.12.2017 в размере 115,78 руб., 04.02.2020 в размере 3 546,22 руб.;
- транспортный налог за 2018 год – 04.02.2020;
- транспортный налог за 2019 год – 23.12.2020;
- транспортный налог за 2020 год – 28.06.2022;
- налог на имущество физических лиц за 2014 год – 20.03.2018;
- налог на имущество физических лиц за 2016 год – 20.03.2018.
Согласно представленному административным истцом расчету пени за период с 01.01.2023 по 19.05.2025 включительно в совокупную обязанность входят следующие суммы задолженности по уплате обязательных платежей: транспортный налог за 2021 год – 3 184,00 руб., за 2022 год – 3 184,00 руб., за 2023 год – 3 184,00 руб., с учетом произведенных налогоплательщиком платежей.
Анализируя установленные по делу обстоятельства, судья приходит к выводу, что обоснованными являются требования административного истца о взыскании с ФИО1 пени по состоянию на 19.05.2025 в сумме 2 698,00 руб. (из которых: пени, начисленные на недоимку по транспортному налогу за 2021 год за период с 02.12.2022 по 31.12.2022 в сумме 23,88 руб. + пени, начисленные на совокупную обязанность, за период с 01.01.2023 по 19.05.2025 включительно в сумме 2 674,12 руб.).
Расчет подлежащих к взысканию пени за период с 01.01.2023 по 19.05.2025 включительно произведен в процентах (исходя из одной трехсотой действующей ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации) от суммы совокупной задолженности по уплате налогов за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов.
При расчете суммы пени в размере 2 674,12 руб., подлежащей взысканию за период с 01.01.2023 по 19.05.2025 включительно, судья исходит из следующих периодов и сумм совокупной обязанности по уплате налогов, с учетом дат и сумм, произведенных налогоплательщиком платежей:
- 8,76 руб. – пени за период с 01.01.2023 по 11.01.2023 на совокупную обязанность в размере 3 184,00 руб. (транспортный налог за 2021 год);
- 306,71 руб. – пени за период с 12.01.2023 по 01.12.2023 на совокупную обязанность в размере 2 984,00 руб. (транспортный налог за 2021 год);
- 1 140,26 руб. – пени за период с 02.12.2023 по 29.10.2024 на совокупную обязанность в размере 6 168,00 руб. (в том числе транспортный налог за 2021 год – 2 984,00 руб., за 2022 год – 3 184,00 руб.);
- 12,60 руб. – пени за период с 30.10.2024 по 01.11.2024 на совокупную обязанность в размере 6 001,25 руб. (в том числе транспортный налог за 2021 год – 2 817,25 руб., за 2022 год – 3 184,00 руб.);
- 129,51 руб. – пени за период с 02.11.2024 по 02.12.2024 на совокупную обязанность в размере 5 968,00 руб. (в том числе транспортный налог за 2021 год – 2 784,00 руб., за 2022 год – 3 184,00 руб.);
- 1 076,28 руб. – пени за период с 03.12.2024 по 19.05.2025 включительно на совокупную обязанность в размере 9 152,00 руб. (в том числе транспортный налог за 2021 год – 2 784,00 руб., за 2022 год – 3 184,00 руб., за 2023 год – 3 184,00 руб.).
В остальной части начисленные административным истцом пени, при указанных выше обстоятельствах, взысканию не подлежат, поскольку по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате налога.
Учитывая изложенное, судья приходит к выводу, что заявленные административные исковые требования подлежат частичному удовлетворению, и находит обоснованными требования о взыскании с ФИО1:
- транспортного налога за 2021 год в размере 2 784,00 руб.;
- транспортного налога за 2022 год в размере 3 184,00 руб.;
- транспортного налога за 2023 год в размере 3 184,00 руб.;
- пени по состоянию на 19.05.2025 включительно в сумме 2 698,00 руб.
В остальной части административные исковые заявления удовлетворению не подлежат.
В соответствии со ст. 114 КАС РФ, ст. 333.19 НК РФ и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации с административного ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4 000,00 руб., от уплаты которой административный истец при подаче иска освобожден.
Руководствуясь статьями 175-180, 290, 293 КАС РФ, судья
РЕШИЛ:
Административные исковые заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Омской области к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций удовлетворить в части.
Взыскать с ФИО1, <данные изъяты> состоящего на регистрационном учете по месту жительства по адресу: <адрес>, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №7 по Омской области задолженность в общей сумме 11 850,00 руб., в том числе:
- транспортный налог за 2021 год в размере 2 784,00 руб.;
- транспортный налог за 2022 год в размере 3 184,00 руб.;
- транспортный налог за 2023 год в размере 3 184,00 руб.;
- пени по состоянию на 19.05.2025 включительно в сумме 2 698,00 руб.
В остальной части административные исковые заявления оставить без удовлетворения.
Взыскать с ФИО1, <данные изъяты> состоящего на регистрационном учете по месту жительства по адресу: <адрес>, в доход местного бюджета города Омска государственную пошлину в размере 4 000,00 руб.
Суд по ходатайству заинтересованного лица выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либоесли в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано также в апелляционном порядке в Омский областной суд через Октябрьский районный суд города Омска в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья И.А. Шлатгауэр