Административное дело №2а-791/2025

УИД77RS0008-02-2025-002103-71

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Касимов 14 ноября 2025 г.

Касимовский районный суд Рязанской области в составе председательствующего судьи Аверкиной Г.В.,

при секретаре Соловьевой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-791/2025 по административному иску инспекции Федеральной налоговой службы №35 по г.Москве к ФИО1 о взыскании задолженности по пени,

установил:

Инспекция Федеральной налоговой службы №35 по г.Москве (далее по тесту ИФНС России №35 по г.Москве) обратилась в суд с административным иском, в котором с учетом уточнения просит взыскать с административного ответчика ФИО1 пени в размере 23680,47 руб. за период с 03.12.2017 по 11.08.2023, начисленные за неуплату транспортного налога за 2014-2016, земельного налога за 2018-2019, налога на имущество за 2018-2019, страховых взносов на ОПС и ОМС за 2017-2020.

В обоснование заявленных требований с учетом уточнения и письменных пояснений указано, что согласно сведениям, полученным налоговым органом в порядке п.4 ст. 85 НК РФ, в период с 26.11.2013 по 13.05.2020 ФИО1 являлся индивидуальным предпринимателем, в связи с чем, в соответствии с положениями ст.419,230,432 НК РФ, ст.410-417 НК РФ на него возложена обязанность по уплате страховых взносов на обязательное и пенсионное страхование в фиксированном размере. Кроме того, на имя ФИО1 были зарегистрированы следующие объекты налогообложения: 1/4 доля в праве на земельный участок с К№№, расположенный по адресу: <адрес>, период владения 09.12.2008 по 18.11.2019; 1/3 доля в праве на строение, помещение, сооружение с К№№, по адресу: <адрес>, период владения 09.12.2008 по 18.11.2019; 1/3 доля в праве на строение, помещение, сооружение с К№, по адресу: <адрес>, период владения 08.09.2011 по 18.11.2019; 1/3 доля в праве на строение, помещение, сооружение с К№№, по адресу: <адрес>, период владения 09.12.2008 по 08.10.2019; 1/3 доля в праве на строение, помещение, сооружение с К№№ по адресу: <адрес>, период владения 09.12.2008 по 08.10.2019; транспортное средство (автомобиль легковой) - <данные изъяты>, период владения с 13.02.2008 по 21.02.2016.

В соответствии с положениями налогового кодекса РФ, Закона г.Москвы от 09.07.2008 №33 «О транспортном налоге», Закона г.Москвы от 24.11.2004 №74 «О земельном налоге», на основании сведений представленных регистрирующими органами, ИФНС России №35 произвела исчисление имущественных налогов, подлежащих уплате в бюджет.

В связи с наличием отрицательного сальдо единого налогового счета сформировано требование об уплате задолженности от 25.05.2023 №1300 со сроком исполнения – 20.07.2025, направленное административному ответчику. На совокупную обязанность на суму 270801,62 руб. за период с 03.12.2023 по 11.08.2023 начислены пени в размере 23680,47 руб.

До 01.01.2023 (в период с 03.12.2017 по 31.12.2022) начислены пени на сумму 57554,80 руб. Пени начислены на недоимку по транспортному налогу за 2014,2016,2015г.г. в сумме 1011,62 руб., по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений за 2017,2018,2019 г.г. в сумме 1281,33 руб., по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений, за 2017,2018,2019 г.г. в сумме 31330,65 руб., по страховым взносам ОПС за 2017,2018,2019, 2020 г.г. в сумме 19518,28 руб., по страховым взносам ОМС за 2017,2018,2019, 2020 г.г. в сумме 4412,92 руб.

Сумма пени в размере 47995,80 списана в просроченную задолженность, а именно: сумма пени в размере 1126,21 руб., начисленная на недоимку по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселении; сумма пени в размере 22539,72 руб., начисленная на недоимку по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений; сумма пени в размере 952,38 руб., начисленная на недоимку по транспортному налогу; сумма пени в размере 19070,77 руб., начисленная на недоимку по страховым взносам ОПС; сумма пени в размере 4306,72 руб., начисленная на недоимку по страховым взносам ОМС.

Остаток пени в сумме 9559,00 руб., принятые из ОКНО при переходе в ЕНС. Списана задолженность по состоянию на 01.01.2023 при отсутствии признаков банкротства 12.04.2023 в сумме 1152,05 руб.

Остаток пени принятые из ОКНО при переходе в ЕНС 8406,95 руб. (9559-1152,05).

Согласно расчету пени за период с 01.01.2023 по 11.08.2023, пени в сумме 15273,52 руб. начислены на совокупную обязанность в размере 270501,62 руб.

Совокупная обязанность, на которую начислены пени, состоит из недоимок по транспортному налогу за 2014г. по сроку уплаты 01.12.2017, страховых взносов ОПС за 2020г. по сроку уплаты 28.05.2020, страховых взносов ОПС за 2018 по сроку уплаты 09.01.2019, страховых взносов ОПС за 2019 по сроку уплаты 31.12.2019, страховых взносов ОМС за 2017 по сроку уплаты 09.01.2018, страховых взносов ОМС за 2018 по сроку уплаты 09.01.2019, страховых взносов ОМС за 2019 по сроку уплаты 31.12.2019, страховых взносов ОМС за 2020 по сроку уплаты 28.05.2020, налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселении за 2018 по сроку уплаты 02.12.2019, налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселении за 2019 по сроку уплаты 01.12.2020, земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений за 2019 по сроку уплаты 01.12.2020, земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений за 2018 по сроку уплаты 02.12.2019, транспортному налогу с физических лиц за 2016 по сроку уплаты 01.12.2017, транспортному налогу с физических лиц за 2015 по сроку уплаты 01.12.2016, страховых взносов ОПС за 2017 по сроку уплаты 09.01.2018.

Согласно информационному ресурсу налогового органа, в отношении указанных недоимок применены следующие меры взыскания: транспортный налог за 2015, 2014-2016, страховые взносы ОПС и ОМС за 2017,2018,2020 взысканы судебным приказом мирового судьи судебного участка №9 района Крюково г.Москвы №2а-156/2021, на основании которого возбуждено исполнительное производство №№ от ДД.ММ.ГГГГ2021; земельный налог за 2018, налог на имущество за 2018 взысканы судебным приказом мирового судьи судебного участка №9 района Крюково г.Москвы №2а-61/2020, на основании которого возбуждено исполнительное производство №№ от ДД.ММ.ГГГГ.2020; земельный налог за 2019, налог на имущество за 2019 взысканы судебным приказом мирового судьи судебного участка №9 района Крюково г.Москвы №2а-561/2021, на основании которого возбуждено исполнительное производство №№ от ДД.ММ.ГГГГ.2022; страховые взносы на ОПС и ОМС за 2019 взысканы судебным приказом мирового судьи судебного участка №9 района Крюково г.Москвы №2а-108/2021, на основании которого возбуждено исполнительное производство №№ от ДД.ММ.ГГГГ.2022. Указанные исполнительные производства на 15.10.2025 не окончены;

ИФНС №35 по г.Москве обратилась к мировому судье судебного участка №9 района Крюково г.Москвы с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении ФИО1 Определением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка №9 района Крюково г.Москвы – мирового судьи судебного участка №1 района Матушкино г.Москвы от 27.08.2024 в принятии заявления о вынесении судебного приказа отказано.

Одновременно с подачей административного иска ИФНС №35 по г.Москве заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока для подачи административного искового заявления к ФИО1

Данное ходатайство мотивировано тем, что налоговым органом проведены мероприятия по уточнению сумм и сроков задолженности, установлении сведений о платежах произведенных в рамках принудительного взыскания задолженности, наличия факта оплаты задолженности. Данное обстоятельство лишило Инспекцию возможности своевременного, в пределах процессуального срока, направления в суд заявления о взыскании.

Представитель административного истца - ИФНС №35 по г.Москве в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом.

Административный ответчик ФИО1, в судебное заседание не явился, о дате времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом.

Суд на основании ч.2 ст.289 Кодекса административного судопроизводства (далее КАС РФ) рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав материалы административного дела, суд пришел к следующему.

Статьей 57 Конституции Российской Федерации установлена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с п.1 ч.1. ст.23 НК РФ, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии со статьей 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.

В соответствии со ст.11 НК РФ задолженностью по уплате налогов, сборов и страховых взносов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации признается общая сумма недоимок, а также не уплаченных налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов и (или) налоговым агентом пеней, штрафов и процентов, предусмотренных НК РФ, и сумм налогов, подлежащих возврату в бюджетную систему Российской Федерации в случаях, предусмотренных НК РФ, равная размеру отрицательного сальдо единого налогового счета этого лица.

В соответствии со статьей 11.3 НК РФ совокупная обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счете лица (далее - ЕНС), который ведется в отношении каждого физического лица. Исполнение обязанности, числящейся на ЕНС, осуществляется с использованием единого налогового платежа (далее - ЕНП).

Сальдо ЕНС представляет собой разницу между общей суммой денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве ЕНП, и денежным выражением совокупной обязанности.

Отрицательное сальдо ЕНС формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве ЕНП, меньше денежного выражения совокупной обязанности.

В силу п. п. 1,3 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога посредством перечисления денежных средств в качестве единого налогового платежа, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Налогоплательщик вправе перечислить денежные средства в счет исполнения обязанности по уплате налога до наступления установленного срока.

Если иное не предусмотрено пунктами 4 и 5 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание задолженности в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ.

В соответствии с ч.1 ст.18.1 Налогового кодекса Российской Федерации в Российской Федерации устанавливаются страховые взносы, которые являются федеральными и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст.419 НК РФ плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования:

1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями;

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).

Если плательщик относится одновременно к нескольким категориям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, он исчисляет и уплачивает страховые взносы отдельно по каждому основанию (ч.2 ст.419 НК РФ).

В соответствии с п.1,2 ч.1 ст.430 НК РФ (в редакции от 28.12.2017) плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают:

страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, которые определяются в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса;

в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.

При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса;

страховые взносы на обязательное медицинское страхование, фиксированный размер которых определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование, установленного подпунктом 3 пункта 2 статьи 425 настоящего Кодекса.

В соответствии с п.1,2 ч.1 ст.430 НК РФ (в редакции от 21.05.2020) плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:

в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года;

страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6 884 рублей за расчетный период 2019 года и 8 426 рублей за расчетный период 2020 года.

Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом (ч.2 ст.432 НК РФ (в редакции от 27.12.2019 и от 29.11.2021)).

Согласно ч.1 ст. 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно ст.400 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, федеральной территории "Сириус") следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

В соответствии с ч.1 ст.403 НК РФ, если иное не установлено настоящим пунктом, налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Согласно ч.3 ст.401 НК РФ налоговая база в отношении квартиры, части жилого дома определяется как ее кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 20 квадратных метров общей площади этой квартиры, части жилого дома.

Согласно ч.5 ст.401 ГК РФ налоговая база в отношении жилого дома определяется как его кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 50 квадратных метров общей площади этого жилого дома.

Налоговым периодом признается календарный год (ст.405 НК РФ).

В соответствии ч.1,2 ст.408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи.

В соответствии с п.8.1. ст. 408 НК РФ в случае, если сумма налога, исчисленная в соответствии с настоящей статьей исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения (без учета положений пунктов 4 - 6 настоящей статьи), превышает сумму налога, исчисленную исходя из кадастровой стоимости в отношении этого объекта налогообложения (без учета положений пунктов 4 - 6 настоящей статьи) за предыдущий налоговый период с учетом коэффициента 1,1, сумма налога подлежит уплате в размере, равном сумме налога, исчисленной в соответствии с настоящей статьей исходя из кадастровой стоимости этого объекта налогообложения (без учета положений пунктов 4 - 6 настоящей статьи) за предыдущий налоговый период с учетом коэффициента 1,1, а также с учетом положений пунктов 4 - 6 настоящей статьи, примененных к налоговому периоду, за который исчисляется сумма налога.

Положения настоящего пункта не применяются при исчислении налога с учетом положений пункта 5.1 настоящей статьи, а также при исчислении налога в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, за исключением гаражей и машино-мест, расположенных в таких объектах налогообложения.

Согласно ч.1 ст.409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно ст.357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса.

Согласно ч.1 ст.358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из п.1 ч.1 ст.359 НК РФ следует, что налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

Согласно ст.360 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

В соответствии с ч.1 ст.361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну, одну единицу валовой вместимости транспортного средства или одну единицу транспортного средства …….

Согласно ч. 2 статьи налоговые ставки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз.

Из положений ст.362 НК РФ следует, что сумма налога (сумма авансового платежа по налогу) исчисляется на основании сведений органов (организаций, должностных лиц), осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно ст. 363 НК РФ уплата (перечисление) налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.

Ставки транспортного налога и порядок уплаты установлены Законом г.Москвы №33 от 09.07.2008г. "О транспортном налоге».

Согласно ч.1 ст.388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Согласно ч. 1 ст.389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, федеральной территории "Сириус"), на территории которого введен налог.

Согласно ч.1 ст.390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

На основании ст.393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

Частью 1 ст.394 НК РФ установлено, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать:

1) 0,3 процента в отношении земельных участков:

отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;

занятых жилищным фондом и (или) объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением части земельного участка, приходящейся на объект недвижимого имущества, не относящийся к жилищному фонду и (или) к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, за исключением указанных в настоящем абзаце земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности, и земельных участков, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей;

не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", за исключением указанных в настоящем абзаце земельных участков, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей;

ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

Согласно ч.1 ст.396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога (сумма авансового платежа по налогу) исчисляется на основании сведений органов, осуществляющих государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, а также иных сведений, представленных в налоговые органы в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами (ч.2 статьи).

Согласно ст.397 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Ставки земельного налога установлены Законом г.Москвы №74 от 24.11.2004г. «О земельном налоге».

Согласно ч.1 ст.52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Плательщик страховых взносов самостоятельно исчисляет сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период, исходя из базы для исчисления страховых взносов и тарифа, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Подлежащая уплате сумма сбора исчисляется в соответствии с настоящим Кодексом.

В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления. (ч.2 ст.52 НК РФ).

Согласно п.1 ст.69 НК РФ неисполнение обязанности по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, повлекшее формирование отрицательного сальдо единого налогового счета налогоплательщика, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате задолженности.

Требованием об уплате задолженности признается извещение налогоплательщика о наличии отрицательного сальдо единого налогового счета и сумме задолженности с указанием налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов на момент направления требования, а также об обязанности уплатить в установленный срок сумму задолженности.

В соответствии с п.3 ст.69 НК РФ Требование об уплате задолженности должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты задолженности не указан в этом требовании. Исполнением требования об уплате задолженности признается уплата (перечисление) суммы задолженности в размере отрицательного сальдо на дату исполнения.

Согласно ст.70 НК РФ Требование об уплате задолженности должно быть направлено налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту не позднее трех месяцев со дня формирования отрицательного сальдо единого налогового счета этого лица в размере, превышающем 3000 рублей, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В случае, если размер отрицательного сальдо единого налогового счета лица - налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента превышает 500 рублей, но составляет не более 3000 рублей, требование об уплате задолженности в размере отрицательного сальдо единого налогового счета должно быть направлено этому лицу не позднее одного года со дня формирования отрицательного сальдо его единого налогового счета в размере, превышающем 500 рублей.

Согласно п.1.2,3 ст.75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен уплатить в бюджетную систему Российской Федерации в случае неисполнения обязанности по уплате причитающихся сумм налогов в установленные законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается дополнительно к причитающимся к уплате суммам налога независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов начиная со дня возникновения недоимки по день (включительно) исполнения совокупной обязанности по уплате налогов.

Из выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей по состоянию на 27.02.2025 усматривается, что ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ являлся индивидуальным предпринимателем и обязан был уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование в совокупном фиксированном размере.

Кроме того, на имя ФИО1 были зарегистрированы следующие объекты налогообложения: 1/4 доля в праве на земельный участок с К№№, расположенный по адресу: <адрес>, период владения 09.12.2008 по 18.11.2019; 1/3 доля в праве на строение, помещение, сооружение с К№№, по адресу: <адрес>, период владения 09.12.2008 по 18.11.2019; 1/3 доля в праве на строение, помещение, сооружение с К№№, по адресу: <адрес>, период владения 08.09.2011 по 18.11.2019; 1/3 доля в праве на строение, помещение, сооружение с К№№, по адресу: <адрес>, период владения 09.12.2008 по 08.10.2019; 1/3 доля в праве на строение, помещение, сооружение с К№№, по адресу: <адрес>, период владения 09.12.2008 по 08.10.2019; транспортное средство (автомобиль легковой) - <данные изъяты>, период владения с 13.02.2008 по 21.02.2016. В связи с ем ФИО1 являлся плательщиком земельного налога, налога на имущество и транспортного налога.

У административного ответчика перед налоговым органом имелась задолженность по уплате транспортного налога за 2014г. по сроку уплаты 01.12.2017, за 2015, 2016, по налогу на имущество физических лиц за 2018, 2019, по земельному налогу за 2018, 2019, страховых взносов ОПС за 2017, 2018, 2019, 2020, страховых взносов ОМС за 2017, 2018, 2019, 2020.

Из письменных объяснений административного истца следует, что в отношении указанных недоимок применены следующие меры взыскания: транспортный налог за 2015, 2014-2016, страховые взносы ОПС и ОМС за 2017,2018,2020 взысканы судебным приказом мирового судьи судебного участка №9 района Крюково г.Москвы №2а-156/2021, на основании которого возбуждено исполнительное производство №№ от ДД.ММ.ГГГГ.2021; земельный налог за 2018, налог на имущество за 2018 взысканы судебным приказом мирового судьи судебного участка №9 района Крюково г.Москвы №2а-61/2020, на основании которого возбуждено исполнительное производство №№ от ДД.ММ.ГГГГ.2020; земельный налог за 2019, налог на имущество за 2019 взысканы судебным приказом мирового судьи судебного участка №9 района Крюково г.Москвы №2а-561/2021, на основании которого возбуждено исполнительное производство №№ от ДД.ММ.ГГГГ.2022; страховые взносы на ОПС и ОМС за 2019 взысканы судебным приказом мирового судьи судебного участка №9 района Крюково г.Москвы №2а-108/2021, на основании которого возбуждено исполнительное производство №№ от ДД.ММ.ГГГГ.2022. Указанные исполнительные производства на 15.10.2025 не окончены. Данные обстоятельства также, подтверждаются копиями указанных судебных приказов.

В связи с неуплатой (несвоевременной уплатой) задолженности по транспортному налогу за 2014г., за 2015, 2016, по налогу на имущество физических лиц за 2018, 2019, по земельному налогу за 2018, 2019, по страховым взносам ОПС за 2017,2018,2019,2020, страховым взносам ОМС за 2017,2018,2019,2020 ФИО2 начислены пени.

Согласно расчету пени за период с 03.12.2017 по 31.12.2022, изложенному в уточненном административном исковом заявлении с исх.№№ от 13.11.2025, начисленных на указные выше недоимки с учетом списанной задолженности, размер пени за указанный период составляет 8406,95 руб.

Согласно расчету пени за период с 01.01.2023 по 11.08.2023, изложенному в уточненном административном исковом заявлении с исх.№№ от 13.11.2025, начисленных на совокупную обязанность, состоящую из указанных выше недоимок, размер пени за указанный период составляет 15273,52 руб. А всего пени за период с 03.12.2017 по 11.08.2023 составляют 23680,47 руб. ( 8406,95 +15273,52).

На основании положения статей 69, 70 НК РФ налоговым органом по средством почтовой связи ФИО1 направлено требование №№ от 25.05.2023г., в котором сообщалось о сумме задолженности по транспортному налогу в размере 2441,80 руб., налогу на имуществу физических лиц в размере 7373,00 руб., земельному налогу в размере 153788,00 руб., страховых взносов на ОПС за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2023 (в фиксированном размере, зачисляемые на выплату страховой пенсии, за расчетные периоды с 01.01.2017 по 31.12.2022) в размере 86781,70 руб., страховых взносов на ОМС за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2023 (страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере). Срок исполнения требования до 20.07.2023. Данные обстоятельства подтверждаются указанным требованием и списком внутренних почтовых отправлений от 26.05.2023.

В установленный срок требование налогового органа административным ответчиком исполнено не было.

В соответствии со ст.46 НК РФ административном истцом 08.08.2023г. вынесено решение №№ о взыскании задолженности за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка, иного лица) в банках, а также электронных денежных средств в размере 342170,97 руб., которое было направлено административному ответчику посредством почтовой связи, что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений от 28.08.2023г.

Из материалов административного дела следует, что в связи с неуплатой суммы задолженности по пени первоначально налоговый орган, через представителя, обратился к мировому судье судебного участка №9 района Крюково г.Москвы 09.01.2024 с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с ФИО1 задолженности за счет имущества физического лица в размере 62215,15 руб., в том числе пени в размере 62215,15 руб., т.е в установленный п.3 ст.48 НК РФ (в редакции, действующей на момент спорных правоотношений) срок.

Определением мирового судьи судебного участка №9 района Крюково г.Москвы от 10.01.2024г. указанное выше заявление в вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по пени с ФИО1 возвращено заявителю. Данное определение получено административным истцом 19.02.2024г., что подтверждается копией реестра №№ от 14.02.2024г.

После этого административный истец вновь обратился к мировому судье судебного участка №9 района Крюково г.Москвы с аналогичным заявлением с датой на фирменном штампе 09.01.2024 через своего представителя о выдаче судебного приказа о взыскании с ФИО1 задолженности за счет имущества физического лица в размере 62215,15 руб., в том числе пени в размере 62215,15 руб.

Определением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка №9 района Крюково г.Москвы – мировым судьей судебного участка №1 района Матушкино г.Москвы от 27.08.2024 в принятии указанного выше заявления отказано. Данное определение направлено административному истцу и получено им не позднее 17.09.2024, что подтверждается отчетом об отслеживании ШПИ №.

С настоящим административным иском ИФНС №35 по г.Москве обратилась в приемную Зеленоградского районного суда г.Москвы 07.03.2025.

Определением Зеленоградского районного суда г.Москвы 30.05.2025 административное дело по иску ИФНС №35 по г.Москве к ФИО1 о взыскании недоимки передано по подсудности в Касимовский районный суд.

Согласно п.3 ст.48 НК РФ (действующей в редакции спорных правоотношений) налоговый орган вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности:

1) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер отрицательного сальдо превышает 10 тысяч рублей;

2) не позднее 1 июля года, следующего за годом, в течение которого налоговым органом осуществлено обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности, в случае неисполнения обязанности по требованию об уплате задолженности, на основании которого подано такое заявление, и образовании после подачи предыдущего заявления задолженности, подлежащей взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме более 10 тысяч рублей,

либо года, на 1 января которого сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, превысила 10 тысяч рублей,

либо года, на 1 января которого истекло три года со срока исполнения требования об уплате, и сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, не превысила 10 тысяч рублей,

либо года, на 1 января которого истекло три года, следующих за годом, в течение которого налоговый орган обратился в суд с заявлением о взыскании задолженности, и при этом по требованию об уплате указанной задолженности, взыскиваемой в судебном порядке, образовалась новая сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме менее 10 тысяч рублей.

Административное исковое заявление о взыскании задолженности за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке административного судопроизводства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа, об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа либо определения о повороте исполнения судебного приказа, если на момент вынесения судом определения об отмене судебного приказа задолженность была погашена (4 ст.48 НК РФ, действующей в редакции спорных правоотношений).

Учитывая приведенные выше обстоятельства и нормы ст.48 НК РФ, суд приходит к выводу, что ИФНС №35 по г.Москве обратилось с настоящими требованиями к ФИО1 с пропуском срока установленного ст.48 НК РФ.

Согласно п.5 ст.48 НК РФ (действующей в редакции спорных правоотношений) пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании, предусмотренный пунктами 3 и 4 настоящей статьи, может быть восстановлен судом. К заявлению о взыскании может прилагаться ходатайство налогового органа о принятии мер предварительной защиты.

Одновременно с подачей административного иска УФНС России по Рязанской области заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока для подачи административного искового заявления к ФИО1

Данное ходатайство мотивировано тем, что налоговым органом проведены мероприятия по уточнению сумм и сроков задолженности, установлении сведений о платежах произведенных в рамках принудительного взыскания задолженности, наличия факта оплаты задолженности. Данное обстоятельство лишило Инспекцию возможности своевременного, в пределах процессуального срока, направления в суд заявления о взыскании.

Разрешая ходатайство ИФНС №35 по г.Москве, суд приходит к следующему.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 г. № 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.

Согласно ч. 1 ст. 95 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.

В соответствии с ч. 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Предусмотрев в Налоговом кодексе Российской Федерации и Кодексе административного судопроизводства Российской Федерации норму о восстановлении пропущенного срока для подачи заявления о взыскании налоговой задолженности и об отказе в его восстановлении, законодатель отнес решение вопроса об этом к усмотрению суда, который в каждом конкретном случае дает оценку доводам соответствующего заявления, представленным в его обоснование доказательствам, и высказывает свое суждение о том, являются ли приведенные заявителем причины пропуска срока уважительными.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих определениях, положения статьи 95 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации устанавливают возможность восстановления судом пропущенного процессуального срока и направлены на расширение гарантий судебной защиты прав и законных интересов участников административного судопроизводства. Вопрос о возможности восстановления пропущенного процессуального срока решается судом в каждом конкретном случае на основе установления и исследования фактических обстоятельств дела в пределах предоставленной ему законом свободы усмотрения (определения от 27.03.2018 года № 611-О и от 17.07.2018 года № 1695-О).

Указанная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации должна быть учтена и применительно к вопросу восстановления срока на обращение в суд с административным иском, а, следовательно, и срока, установленного абзацем вторым часть 4 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

К уважительным причинам, являющимся основанием для восстановления пропущенного срока, относятся обстоятельства, не зависящие от воли лица, имеющего право подачи административного иска, которые объективно препятствовали или исключили своевременную подачу административного иска.

Доводы ИФНС №35 г.Москвы о проведении мероприятий по уточнению сумм и сроков задолженности, установлении сведений о платежах произведенных в рамках принудительного взыскания задолженности, наличия факта оплаты задолженности не влияют на исчисление сроков обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании. Данные обстоятельства не могут расцениваться в качестве уважительной причины для восстановления пропущенных сроков налоговой инспекцией, являющейся профессиональным участником налоговых правоотношений. Указанные обстоятельства являются внутренними организационными факторами работы инспекции. Об этом также указано в абзаце 3 пункта 60 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 года N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой НК Российской Федерации".

Доказательств, наличия уважительных причин пропуска срока обращения в суд, объективно препятствовавших обращению в установленный законом срок, не представлено.

Административный истец является профессиональным участником налоговых правоотношений, осуществляет возложенные на него обязанности по контролю и надзору в области налогов и сборов, в том числе, по их взысканию в принудительном порядке, что предполагает осведомленность инспекции о правилах обращения в суд с административными исками о взыскании обязательных платежей и санкций.

Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.

Принимая во внимание отсутствие доказательств, свидетельствующих о наличии объективных причин, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, суд приходит к выводу об отсутствии оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине, а потому ходатайство административного истца о восстановлении пропущенного срока для подачи административного искового заявления к ФИО1 удовлетворению не подлежит.

Несоблюдение ИФНС №35 г.Москвы установленных налоговым законодательством сроков является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении административных исковых требований инспекции Федеральной налоговой службы №35 по г.Москве к ФИО1 о взыскании задолженности по пени - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Рязанский областной суд с подачей жалобы через Касимовский районный суд Рязанской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья:

Мотивированное решение изготовлено 28 ноября 2025г.

Судья: