УИД: №
Дело № 2а-2565/2025
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 октября 2025 года г. Нижний Новгород
Приокский районный суд г. Нижнего Новгорода
в составе председательствующего судьи Васениной А.Н.,
при помощнике ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по Нижегородской области к ФИО2 о взыскании задолженности по налогам и пени,
Установил:
Межрайонная ИФНС России № по Нижегородской области обратилась с административным исковым заявлением к ФИО2 о взыскании задолженности по налогам и пени.
В обоснование административных исковых требований указывает, что на налоговом учете в качестве налогоплательщика состоит ФИО2 и является плательщиком налога на имущество в соответствии со ст. 12,15 НК РФ, т.к. является собственником имущества: вид собственности - иные строения, помещения и сооружения, площадь 2289,40, <адрес>.
Административный ответчик является плательщиком налога на землю в соответствии со ст. 12,15,388 НК РФ, так как является собственником земельного участка, расположенного по <адрес>.
В связи с неисполнением обязанности по уплате налога, у ФИО2 образовалась задолженность по налогам на общую сумма 24244 руб. из которых 17 759 руб. - налог на имущество физических лиц, взимаемых по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах муниципальных округов(начислен по налоговому уведомлению № от ДД.ММ.ГГГГ), а также в размере 6 485 руб. - земельный налог с физических лиц, обладающих земельными участками, расположенными в границах муниципальных округов(начислен по налоговому уведомлению № от ДД.ММ.ГГГГ).
На основании изложенного, просят суд: взыскать с ФИО2 недоимки по: - Налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах муниципальных округов: налог в размере 17 759.00 руб., - Земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах муниципальных округов: налог в размере 6 485.00 руб., всего на общую сумму 24244.00 рублей.
Определением <адрес> районного суда города Нижнего Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ административное дело № по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № по Нижегородской области к ФИО2 о взыскании недоимки передано на рассмотрение по подсудности в Приокский районный суд города Нижнего Новгорода.
Протокольным определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Межрайонная ИФНС России № по Нижегородской области.
Административный истец - Межрайонная ИФНС России № по Нижегородской области, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Административный ответчик, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Заинтересованные лица, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направляли, не явились.
Лица, участвующие в деле, обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки. Если указанные лица не сообщили суду о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок, такие причины считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этих лиц. Суд откладывает судебное разбирательство административного дела в случае, если в судебное заседание не явился кто-либо из лиц, участвующих в деле, в отношении которых отсутствуют сведения об их извещении о времени и месте судебного заседания. Суд может отложить судебное разбирательство административного дела в случае неявки в судебное заседание по уважительной причине лица, участвующего в деле, заявившего ходатайство об отложении судебного разбирательства и представившего доказательства уважительности причины неявки (п. 1 ч. 1, ч. 2 и п. 1 ч. 6 ст. 150 КАС РФ).
Как следует из части 1 статьи 286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделённые в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу ч.2 ст.289 КАС РФ неявка в судебное заседание административного истца, административного ответчика, явка которых не признана судом обязательной, не является препятствием к рассмотрению административного дела.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.
Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3.4 статьи 23 Налогового кодекса РФ плательщики страховых взносов обязаны уплачивать установленные настоящим Кодексом страховые взносы.
В соответствии с изменениями в Налоговый кодекс РФ, внесенными Федеральным законом от 03.07.2016 г. N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование", полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование возложены на налоговый орган.
В развитие указанных положений статьей 44 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность по уплате налога или сбора (страхового взноса) возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора (страхового взноса) возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора (плательщиков страховых взносов) с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора (страхового взноса).
Согласно ст.45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (страхового взноса), если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога (страхового взноса) должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога (страхового взноса) является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога (страхового взноса).
Плательщиками страховых взносов в силу пп.2 п.1 ст.419 Налогового кодекса Российской Федерации являются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования, а именно: индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
Как предусматривает п.1 ст.419 Налогового кодекса Российской Федерации, плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: 1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями; 2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
Согласно положениям ст.430 Налогового кодекса Российской Федерации, если плательщики начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев начиная с календарного месяца начала деятельности. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.
В целях реализации п.3 настоящей статьи календарным месяцем начала деятельности признается:
1) для индивидуального предпринимателя календарный месяц, в котором произведена его государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя;
2) для адвоката, медиатора, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, оценщика, патентного поверенного и иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, - календарный месяц, в котором адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой, арбитражный управляющий, занимающийся частной практикой оценщик, патентный поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, поставлены на учет в налоговом органе.
Если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, или адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой, арбитражный управляющий, занимающиеся частной практикой оценщик, патентный поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, сняты с учета в налоговых органах.
За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, дату снятия с учета в налоговых органах адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, оценщика, медиатора, патентного поверенного и иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, включительно.
В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов (п.5 ст.432 Налогового кодекса Российской Федерации).
Исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в пп.2 п.1 ст.419 Налогового кодекса Российской Федерации, производится ими самостоятельно в соответствии со ст.430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
За исполнение обязанности по уплате налогов (страховых взносов) с нарушением установленных законом сроков предусмотрена ответственность в виде начисления пени.
В силу ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налог определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Правила, предусмотренные статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации, применяются также в отношении сборов, страховых взносов и распространяются на плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов и консолидированную группу налогоплательщиков.
В силу статьи 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей(пункт 1).
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (пункт 3).
В соответствии с п. 1 ст. 401 НК РФ расположенные в пределах муниципального образования: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение признаются объектами налогообложения.
Физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 НК РФ, признаются налогоплательщиками налога на имущество физических лиц (ст. 400 НК РФ).
Налог на имущество физических лиц устанавливается Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (п. 1 ст. 399 НК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 402 НК РФ, налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в п. 3 данной статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости, если субъектом Российской Федерации не принято решение об установлении единой даты начала применения на территории этого субъекта порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до ДД.ММ.ГГГГ (ст. 404 НК РФ).
Расчет инвентаризационной стоимости до указанной даты производило Бюро технической инвентаризации, учитывало ее при составлении технических паспортов на объекты недвижимости и передавало в налоговые органы в соответствии ст. 85 НК РФ. С ДД.ММ.ГГГГ все данные были переданы в кадастровые палаты.
Согласно п. 1 ст. 406 НК РФ, налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений п. 5 настоящей статьи, согласно которым допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от:
1) кадастровой стоимости объекта налогообложения (суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов);
2) вида объекта налогообложения;
3) места нахождения объекта налогообложения.
В случае определения налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости пределы налоговых ставок, устанавливаемых на основе умноженной на коэффициент-дефлятор суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, принадлежащих на праве собственности налогоплательщику (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов), расположенных в пределах одного муниципального образования, предусмотрены п. 4 ст. 406 НК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 408 НК РФ, сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со ст. 85 настоящего Кодекса.
В отношении объектов налогообложения, права на которые возникли до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», налог исчисляется на основании данных о правообладателях, которые представлены в установленном порядке в налоговые органы до 01.03.2013 (п. 2 ст. 408 НК РФ).
Согласно п. 5 ст. 408 НК РФ, в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на имущество исчисление суммы налога в отношении данного имущества производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых это имущество находилось в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде.
Если возникновение права собственности на имущество произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение права собственности на имущество произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права.
Если возникновение права собственности на имущество произошло после 15-го числа соответствующего месяца или прекращение указанного права произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц возникновения (прекращения) указанного права не учитывается при определении коэффициента, указанного в настоящем пункте.
Согласно п. 1 ст. 409 НК РФ, налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом (п. 2 ст. 409 НК РФ).
В соответствии с приказом ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ № функции по урегулированию и взысканию задолженности в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, зарегистрированных на территории <адрес>, из территориальных налоговых органов <адрес> переданы в Межрайонную ИФНС России № по <адрес>.
Из материалов дела следует, что на налоговом учете в качестве налогоплательщика состоит ФИО2 и является плательщиком налога на имущество в соответствии со ст. 12,15 НК РФ, т.к. является собственником имущества: вид собственности - иные строения, помещения и сооружения, площадь 2289,40, <адрес>.
Ответчик является плательщиком налога на землю в соответствии со ст. 12,15,388 НК РФ, так как является собственником земельного участка, расположенного по <адрес>.
В связи с неисполнением обязанности по уплате налога, у ФИО2 образовалась задолженность по налогам на общую сумма 24244 руб. из которых 17 759 руб. - налог на имущество физических лиц, взимаемых по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах муниципальных округов(начислен по налоговому уведомлению № от ДД.ММ.ГГГГ), а также в размере 6 485 руб. - земельный налог с физических лиц, обладающих земельными участками, расположенными в границах муниципальных округов(начислен по налоговому уведомлению № от ДД.ММ.ГГГГ). Пени должнику начислены на основании ст. 75 НК РФ.
В связи с образовавшееся задолженностью, в адрес налогоплательщика было направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ №. Требование ответчиком не исполнено.
Административный истец обратился к мировому судье судебного участка № <адрес> судебного района города Нижнего Новгорода с заявлением о вынесении судебного приказа и ДД.ММ.ГГГГ был вынесен судебный приказ №, однако указанный судебный приказ был отменен мировым судьей определением от ДД.ММ.ГГГГ
Указанная задолженность образовалась в связи с неуплатой(не полной уплатой) налогоплательщиком вышеупомянутых начислений.
Представленный расчет пени суд признает арифметически верными.
Административный ответчик не предоставил сведений, которые могли бы свидетельствовать о полной оплате задолженности административному истцу.
Своего расчета Административный ответчик не предоставил.
До настоящего времени требования налогоплательщиком в полном объеме не исполнены.
Проверив порядок, процедуру взыскания, расчет заявленной к взысканию суммы задолженности, сроки обращения в суд, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований и наличии оснований для взыскания с Административного ответчика задолженности в заявленном в административном иске размере.
В соответствии с частью 1 статьи 114 КАС РФ государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобождён, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскивается с административного ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Согласно пункту 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» при разрешении коллизий между указанной нормой права (нормой, предусмотренной частью 1 статьи 114 КАС РФ) и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) судам необходимо руководствоваться положениями БК РФ как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 61.2 БК РФ государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, по нормативу 100 процентов подлежит зачислению в бюджет городского округа.
Как следует из подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ, государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве административных истцов, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Оснований для освобождения административного ответчика от уплаты государственной пошлины, предусмотренных статьёй 333.36 НК РФ, суд не усматривает, не представлено доказательств в подтверждение наличия таких оснований и самим административным ответчиком.
При таких обстоятельствах государственная пошлина, исчисленная в соответствии с требованиями абзаца второго подпункта 1 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ в размере 4000 руб. подлежит взысканию с административного ответчика в местный бюджет.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 290, 138 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № по Нижегородской области удовлетворить.
Взыскать с ФИО2 (ИНН №) в пользу Межрайонной ИФНС России № по Нижегородской области (ИНН №) недоимки по:
- налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах муниципальных округов: налог в размере 17 759.00 руб., - Земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах муниципальных округов: налог в размере 6 485.00 руб., на общую сумму 24244.00 рубля.
Взыскать с ФИО2 в местный бюджет государственную пошлину в размере 4000 руб.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течении месяца через Приокский районный суд г. Нижнего Новгорода.
Судья А.Н. Васенина