2а-2813/2025~М-2269/2025

86RS0№-42

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

4 сентября 2025 года город Нефтеюганск

Нефтеюганский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Дудыревой Ю.В., при секретаре Ахроровой Н.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре к ФИО1 о восстановлении срока подачи административного искового заявления и взыскании задолженности с налогоплательщика,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре обратилась в суд с административным иском к ФИО1 ИНН № о восстановлении срока подачи административного искового заявления и взыскании: - Налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений: налог в размере 211,00 рублей, пеня в размере 75,41 рублей за 2015 год, пеня в размере 46.77 рублей за 2016 год, налог в размере 273,00 рублей, пеня в размере 38,08 рублей за 2017 год, налог в размере 300,00 рублей, пеня в размере 14,81 рублей за 2018 год; - Транспортному налогу с физических лиц: налог в размере 80,00 рублей, пеня в размере 27,99 рублей за 2015 год, пеня в размере 11,37 рублей за 2016 ГОД, пеня в размере 11,15 рублей за 2017 год, налог в размере 80,00 рублей, пеня в размере 03,95 рублей за 2018 год. На общую сумму 1253,53 рублей.

Требования мотивированы тем, что ФИО1 ИНН №, является плательщиком транспортного и налога на имущество физических лиц.

Статья 400 Налогового кодекса регламентирует, что налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса.

В соответствии с п. 1 ст. 401 Налогового кодекса объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя. федеральной территории "Сириус") имущество - жилой дом, квартира, комната. гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание. строение, сооружение, помещение.

Согласно п. 3 ст. 409 Налогового кодекса направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

В соответствии со ст. 409 Налогового кодекса налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В установленный срок налог на имущество налогоплательщиком не уплачен.

В соответствии с п. 1 ст. 357 Налогового кодекса налогоплательщиками транспортного налога признаются лица (организации и физические лица), на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 Налогового кодекса.

(иные данные)

Согласно абз. 3 п. 1 ст. 363 Налогового кодекса транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В установленный срок транспортный налог налогоплательщиком не уплачен.

Согласно абз. 2 п. 2 ст. 52 Налогового кодекса, в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

В случае направления документа налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика датой его получения считается день. следующий за днем размещения документа в личном кабинете налогоплательщика (абз. 4 п. 4 ст. 31 Налогового кодекса).

На основании ст. 52 Налогового кодекса налогоплательщику направлены налоговые уведомления уведомлении от (дата) №, от (дата) №, от (дата) №, от (дата) №.

В установленные сроки уплата налогов налогоплательщиком не произведена.

В соответствии с п. 1 ст. 75 Налогового кодекса пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов. уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Так как в установленный срок уплата налогов не произведена, на основании ст. 75 Налогового кодекса налогоплательщику начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности.

В соответствии со ст. 69, 70 Налогового кодекса налогоплательщику направлены следующие требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями): от (дата) №, от (дата) №, от (дата) №, от (дата) №, от (дата) №, в которых сообщалось о наличии у него задолженности и о сумме, начисленной на сумму недоимки пени.

В установленный срок налогоплательщиком требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов не исполнено.

Несмотря на истечение последнего срока уплаты налога по выставленным требованиям, за должником до настоящего времени числится задолженность по: - Налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений: налог в размере 784,00 рублей, пеня в размере 175,07 рублей; - Транспортному налогу с физических лиц: налог в размере 240,00 рублей, пеня в размере 54,46 рублей. На общую сумму 1253,53 рублей.

Возражения относительно исполнения требований об уплате налога и пени в адрес Инспекции от налогоплательщика не поступали.

(дата) мировым судьей судебного участка № Нефтеюганского судебного района Ханты-Мансийского автономного округу - Югры вынесено определение об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа в связи с истечением шестимесячного срока, установленного п. 2 ст.48 Налогового кодекса.

При рассмотрении ходатайства о восстановлении пропущенного срока налоговый орган просит суд учесть следующие обстоятельства.

Задолженность числится за налогоплательщиком в течение длительного времени, и, несмотря на осведомленность о наличии задолженности в вышеуказанном размере, налогоплательщик не уплачивает указанные суммы в добровольном порядке.

Значительная загруженность правового отдела Инспекции, а именно: Инспекция пропустила срок подачи заявления о вынесении судебного приказа, так как в правовом отделе Инспекции работает два юриста, причем юрист представляет интересы Инспекции в Арбитражном суде Ханты-Мансийского автономного округа по судебным делам, с выездом за пределы округа.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя административного истца МИФНС России № по ХМАО-Югре, административных ответчика ФИО1, по правилам ст.ст. 150, 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии со ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 228 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление и уплату налога в соответствии со ст. 228 Налогового кодекса производят физические лица исходя из сумм, полученных от продажи имущества. принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав. за исключением случаев. предусмотренных п. 17.1 ст. 217 Налогового кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению.

Налогоплательщики, указанные в пункте 1 ст. 228 Налогового кодекса Российской Федерации, самостоятельно исчисляют суммы налога. подлежащие уплате в соответствующий бюджет. в порядке, установленном ст. 225 Налогового кодекса. Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисляется налогоплательщиком с учетом сумм налога. удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода. При этом убытки прошлых лет, понесенные физическим лицом, не уменьшают налоговую базу (п. 2 ст. 228 Налогового кодекса).

Налогоплательщики, указанные в п. 1 ст. 228 Налогового кодекса Российской Федерации, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию (п. 3 ст. 228 Налогового кодекса).

В соответствии со ст.400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

В силу п. 2 ст. 15, абз. 1 п. 1 ст. 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается данным кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В соответствии с п.1 ст. 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом, квартира, комната.

В соответствии с п. 1 ст. 405 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом признается календарный год.

В соответствии с п. 1 ст. 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ФИО1 ИНН №, является плательщиком транспортного и налога на имущество физических лиц.

Согласно налоговому уведомлению, ФИО1 начислены налоги на следующие объекты налогообложения и доходы: 1) налог на имущество (налоговый период 2016 год) - квартира, кадастровый №, расположенная по (адрес); 2) транспортный налог (налоговый период 2016 год) – (иные данные).

Расчет налогов отражен в уведомлениях: - от (дата) № на уплату налогов на сумму 291,00 руб. со сроком уплаты до (дата), от (дата) № на уплату налогов на сумму 328,00 руб. со сроком уплаты до (дата), от (дата) № на уплату налогов на сумму 353,00 руб. со сроком уплаты до (дата), от (дата) № на уплату налогов на сумму 380,00 руб. со сроком уплаты до (дата).

В соответствии со ст. 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации по истечении срока по уплате налогов, должнику были направлены требования от (дата) №, от (дата) №, от (дата) №, от (дата) №, от (дата) №.

Несмотря на истечение последнего срока уплаты налога по выставленному требованию за должником до настоящего времени числится задолженность по налогам.

Определением мирового судьи судебного участка № Нефтеюганского судебного района ХМАО-Югры от (дата), и.о. мирового судьи судебного участка № Нефтеюганского судебного района ХМАО-Югры, в принятии заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по обязательным платежам с ФИО1 отказано.

Из требований об уплате налогов и пени следует, что сроки в которые налогоплательщику предложено погасить задолженность истекли за несколько лет до подачи иска.

Согласно части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Учитывая, что настоящее заявление в нарушение п.2 ст.48 Налогового кодекса РФ направлено в суд по истечении шестимесячного срока со дня истечения указанного трехлетнего срока (истек шестимесячный и трехгодичный срок), при этом административный истец не представил в суд доказательства уважительности пропуска срока подачи административного искового заявления, административные исковые требования не подлежат удовлетворению.

Законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей и порядок реализации таких мер.

Обращение Инспекции с заявлением о вынесении судебного приказа регламентировано пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, при этом соблюдение налоговым органом срока обращения в суд для получения судебного приказа проверяется при рассмотрении соответствующего процессуального вопроса мировым судьей, о чем разъяснено в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от (дата) №, согласно которому истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, является препятствием для выдачи судебного приказа.

При изложенных обстоятельствах, порядок принудительного взыскания с ФИО1 задолженности по налогам и пени в размере 1253,53 руб. налоговым органом не соблюден.

При таких обстоятельствах, административный иск не подлежит удовлетворению в связи с пропуском срока на его подачу.

Руководствуясь статьями 175-180, 289–290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре к ФИО1 о восстановлении срока подачи административного искового заявления и взыскании задолженности с налогоплательщика, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в срок, не превышающий месяца со дня вынесения решения в мотивированной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Нефтеюганский районный суд.

Судья. Подпись.

Копия верна. Судья Ю.В. Дудырева

Решение в мотивированной форме составлено 18.09.2025 года.