Дело № 2а-268/2022

УИД 67RS0009-01-2022-000266-58

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Город Велиж 15 сентября 2022 года

Велижский районный суд Смоленской области

В составе:

Председательствующего (судьи) Романова А.В.,

при секретаре Соколовой Е.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 7 по Смоленской области к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам, пени,

УСТАНОВИЛ :

Межрайонная ИФНС России № 7 по Смоленской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2020 год в размере 21628 рублей 00 копеек, сославшись на то, что ФИО1 по данным органов государственной регистрации является собственником 3 автомобилей в 2018-2020 годах, являющихся объектом налогообложения. Налогоплательщику инспекцией были направлены налоговые уведомления № от 28.06.2019, № от 01.09.2020, № от 01.09.2021 об уплате транспортного налога за 2018-2020 год. Однако налогоплательщик налоги оплатил только частично, в связи с чем ему были начислены пени по транспортному налогу за 2018-2020 год в размере 7330 руб. 57 коп. и направлены требования № от 29.10.2021, № от 15.12.2021 об уплате транспортного налога и пени на транспортный налог, налог на имущество за 2018-2020 год, которые также не были исполнены полностью. Просит взыскать с ФИО1 недоимку по транспортному налогу и пени за 2018-2020 годы.

Определением мирового судьи судебного участка №29 в МО «Велижский район» от 15.04.2022, был отменен судебный приказ от 29.03.2022 о взыскании с ФИО1 в пользу Межрайонной ИФНС России № 7 по Смоленской области, задолженности по транспортному налогу за 2020 год, пени по транспортному налогу и налогу на имущество.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был надлежащим образом извещен, просил рассмотреть дело в их отсутствие, требования поддерживает в полном объеме, их явка в судебное заседание не является обязательной, что не препятствует рассмотрению дела (ч.2 ст.150, ч.2 ст.289 КАС РФ).

Административный ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был надлежащим образом извещен, по месту его жительства, согласно сведении указанных в адресной справке о его месте жительства, судебное извещение направлено и вручено с соблюдением п.34-35 «Правил оказания услуг почтовой связи» (утв. Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 31 июля 2014 г. N 234), п.10 Приложения к Приказу ФГУП "Почта России" от 07.03.2019 N 98-п "Об утверждении Порядка приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений" (вместе с "Порядком приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений (редакция N 2)".

В силу п.39 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ, извещения, с которыми закон связывает правовые последствия, влекут для соответствующего лица такие последствия с момента доставки извещения ему или его представителю. Извещение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. Изложенные правила подлежат применению в том числе к судебным извещениям и вызовам (глава 9 КАС РФ), если законодательством об административном судопроизводстве не предусмотрено иное. Бремя доказывания того, что судебное извещение или вызов не доставлены лицу, участвующему в деле, по обстоятельствам, не зависящим от него, возлагается на данное лицо (часть 4 статьи 2, часть 1 статьи 62 КАС РФ).

Злоупотребление правами лицами, участвующими в деле, не допускается. По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства.

Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не может быть препятствием для рассмотрения судом дела по существу. При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика, не представившего доказательств об уважительных причинах неявки, его участие в деле не является обязательным ( ст.98, ч.2 ст.150, ч.2 ст.289 КАС РФ).

Аудиопротоколирование не осуществляется при неявке в судебное заседание или в место совершения процессуального действия участников судебного процесса, а также при совершении процессуального действия, рассмотрении административного дела (заявления, ходатайства) без извещения лиц, участвующих в деле (без проведения судебного заседания), так как в данных случаях информация суду участниками судебного процесса в устной форме не представляется. При проведении судебного заседания в каждом случае составляется письменный протокол (п.65 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации").

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога (п.1 ст.3 НК РФ).

Согласно пп.1 п.1 ст.23 НК РФ налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии с п.1 ст.45 НК РФ Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии с п.1-3 ст.48 НК РФ (в ред. действовавшей до 29.12.2020) – в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи (п.1).

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей (п.2).

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (п.3).

В Российской Федерации установлены следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные (п.1 ст.12 НК РФ).

Согласно п.3 ст.14 НК РФ транспортный налог относится к числу региональных.

В силу ст.15 НК РФ, земельный налог и налог на имущество физических лиц относится к местным налогам.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (ч.6 ст. 289 КАС РФ).

Транспортный налог

Согласно ст. 357 НК РФ, налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации.

Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.1 ст.358 НК РФ).

Согласно п.п.1 п.1 ст. 359 НК РФ, налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом) РФРРРРррр.

Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта (ст.363 НК РФ).

Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (ст.363 НК РФ).

В соответствии со ст. 75 п. 3 НК РФ - пени начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме (п.5 ст.75 НК РФ).

Из письменных материалов дела усматривается, что в 2018-2020 году административный ответчик являлся собственником транспортных средств:

- грузового автомобиля марки <данные изъяты> регистрационный знак № мощность двигателя 411 л.с.;

- легкового автомобиля марки <данные изъяты>, регистрационный знак №, мощность двигателя 408 л.с., снят с учета 20.09.2019;

- легковой автомобиль марки <данные изъяты>, регистрационный знак № мощность двигателя 76.7 л.с., зарегистрирован с 08.09.2020.

В соответствии со ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-з «О транспортном налоге», п. 1 ст. 361 НК РФ, налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства в следующих размерах на 2018-2020 год:

- Автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л.с. – 10 руб., свыше 250 л.с. – 110 руб. (за 2018 год) и 150 руб. (за 2019 год);

-Автомобили грузовые с мощностью двигателя свыше 250 л.с. – 52 руб..

Как следует из материалов дела в соответствии со ст.ст.52, 363 НК РФ, истец направил ФИО1 налоговые уведомления:

- № от 28.06.2019г. об уплате транспортного налога за 2018 год в срок до 02.12.2019г. в размере 46451 руб. 00 коп.;

-№ от 01.09.2020г. об уплате транспортного налога за 2019 год в срок до 01.12.2020г. в размере 67272 руб. 00 коп.;

- № от 01.09.2021г. об уплате транспортного налога за 2020 год в срок до 01.12.2021г. в размере 21628 руб. 00 коп..

Налоговые уведомления получены ответчиком, в соответствии с п.4 ст.52 НК РФ, однако ФИО1 транспортный налог за 2018 год оплатил в полном объеме только 31.05.2021;

- транспортный налог за 2019 год оплачивался частично по сведениям на 16.06.2022 в карточке расчета с бюджетом, административный истец не предъявляет требований по взысканию недоимки по транспортному налогу за 2019 год ;

- за 2020 год транспортный налог не оплачен.

По истечении срока, установленного в уведомлении об уплате налогов, в соответствии со ст.ст.45, 69-70 НК РФ истец направил в адрес ФИО1 требования:

- № от 29.10.2021г. об уплате пени по транспортному налогу за 2018-2019 год в срок до 07.12.2021г. в размере 7260 руб. 28 коп. и пени по налогу на имущество за 2019 год в срок до 07.12.2021г. в размере 8 руб. 43 коп.;

- № от 15.12.2021г. об уплате транспортного налога за 2020 год в срок до 31.01.2022г. в размере 21628 руб. 00 коп. и пени за 2020 год в срок до 31.01.2022г. в размере 70 руб. 29 коп..

Данные требования ответчиком в силу п.6 ст.69 НК РФ получены. Однако указанные платежи в бюджет к указанному сроку также не поступили.

Указанные налоговым органом суммы недоимки по транспортному налогу за 2020 год проверена судом и является достоверными, соответствующими установленным в 2020 году налоговым ставкам и налоговому периоду. Таким образом, задолженность по транспортному налогу за 2020 год составила 21628 рублей 00 копеек, которую ответчик обязан уплатить в доход бюджета Смоленской области.

В целях обеспечения исполнения обязанности ответчиком по уплате транспортного налога, в связи с неисполнением административным ответчиком обязанности по оплате в установленные сроки, за 2018 и 2019 года недоимка по транспортному налога оплачена после 02.12.2019 и 01.12.2020, транспортный налог за 2020 год не оплачен, то за каждый день просрочки исполнения такой обязанности в соответствии со ст.75 НК РФ была начислена налоговым органом пеня:

- с 03.12.2019 по 31.05.2021 по недоимки 46451 руб. за 2018 год;

- с 02.12.2020 по 28.10.2021 по недоимки 67272 руб. за 2019 год;

- с 02.12.2021 по 14.12.2021 по недоимки 21628 руб. за 2020 год, общий размер которой с учетом сумм пени указанных в требованиях составил 7330 руб. 57 коп. (3322,79+3937,49+70,29).. Судом был проверен расчет пени по имевшимся суммам недоимки и указанная истцом сумма пени не превышает ее размер, в связи с чем, сумма пени в размере 7330 руб. 57 коп. по транспортному налогу подлежит взысканию с ФИО1.

Таким образом, общая сумма задолженности по транспортному налогу и пени составила 28958 руб. 57 коп. (21628 + 7330.57), которую административный ответчик обязан уплатить в доход бюджета Смоленской области.

Выше приведенные обстоятельства подтверждают обязанность ответчика нести налоговое бремя:

ответчик имеет в собственности транспортное средство в 2018-2020 году, которое за ним зарегистрировано, а следовательно, в соответствии с налоговым законодательством он является налогоплательщиком транспортного налога;

данные о налогоплательщике, об объекте налогообложения, основаны на данных органов государственной регистрации;

транспортный налог рассчитан налоговым органом верно, исходя из налоговой базы, ставки налога;

ответчик не оспаривает надлежащее вручение ему налогового требования;

при этом соблюдены сроки о направлении требований об уплате налога.

Ответчиком же не представлено доказательств об уплате налога в срок либо наличия оснований для освобождения его от уплаты налога.

Налог на имущество физических лиц

Согласно ст.400 НК РФ, налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; квартира, иные здание, строение, сооружение, помещение (ст.401 НК РФ).

Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (п.1 ст.403 НК РФ).

Налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (ст.409 НК РФ).

Из письменных материалов дела видно, что ФИО1 в 2018-2019 годах является собственником ? доли в праве собственности на квартиру, с кадастровым №, расположенная по адресу: <адрес>, с кадастровым №.

Как следует из материалов дела в соответствии со ст.ст.52 НК РФ истец направил ФИО1 налоговые уведомления:

-№ от 01.09.2020г. об уплате налога за 2018-2019 год в срок до 01.12.2020г. в размере 427 руб. 00 коп..

Налоговые уведомления получены ответчиком, в соответствии с п.4 ст.52 НК РФ, однако ФИО1 налог на имущество уплатил по истечении установленного срока, на 12.11.2021.

По истечении срока, установленного в уведомлениях об уплате налога, в соответствии со ст.ст.45,69-70 НК РФ истец направил в адрес ФИО1 требования:

- № от 29.10.2021г. об уплате пени по налогу на имущество за 2019 год в срок до 07.12.2021г. в размере 8 руб. 43 коп..

Данные требования ответчиком в силу п.6 ст.69 НК РФ получены, однако сумма пени в бюджет к указанному сроку была выплачена частично, в размере 5 руб. 27 коп..

Судом был проверен расчет пени по имевшимся суммам недоимки и указанные истцом суммы пени не превышают их размер, в связи с чем сумма пени по налогу на имущество подлежат взысканию с ФИО1.

Указанные суммы по налогу на имущество физических лиц проверены судом и являются достоверными, соответствующими установленным в 2019 году налоговым ставкам и налоговому периоду. Таким образом, общая сумма задолженности в бюджет МО Велижское городское поселение по пени налога на имущество физических лиц составила 3 руб. 16 коп., которую ответчик обязан уплатить в доход бюджета.

Выше приведенные обстоятельства подтверждают обоснованность ответчика нести налоговое бремя: ответчик имеет на праве собственности недвижимое имущество в виде жилых домов, следовательно, является налогоплательщиком налога на имущество физических лиц;

данные о налогоплательщике, об объекте налогообложения, основаны на данных органов государственной регистрации;

налог на имущество рассчитан исходя из кадастровой стоимости, ставки налога (0,10%);

надлежащее вручение ответчику налогового уведомления не оспаривается;

при этом соблюдены сроки о направлении требований об уплате налога.

В соответствии с ч.2 ст.286 КАС РФ, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В силу п.3 ст.48 НК РФ, требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Как было установлено, срок исполнения требований:

- об уплате недоимки по транспортному налогу и пени за 2020 год, истек 31.01.2022;

- об уплате пени по транспортному налогу за 2018-2019 и пени по налогу на имущество за 2019 год, истек 07.12.2021.

Шестимесячный срок для обращения в суд (начиная с 31.01.2022) за взысканием недоимки по налогам и пени, с учетом превышения суммы 10000 руб. в силу абз.1 п.2 ст.48 НК РФ (в ред. действующей с 29.12.2020), истекал 31.07.2022г..

29.03.2022 судебным приказом вынесенным мировым судьей судебного участка №29 в МО «Велижский район» взыскана была задолженность с ФИО1, но с учетом поступивших возражений, определением от 15.04.2022 был отменен судебный приказ, что повлекло возникновение права налогового органа обращение в суд с настоящим административном иском в течении 6 месяцев, до 15.10.2022.

Административный истец подал настоящий административный иск 02.06.2022 года, в адрес административного ответчика административное исковое заявление направлялось 06.06.2022, что свидетельствует о соблюдении срока обращения в суд с административным иском. в соответствии с п.2-3 ст.48 НК РФ.

Таким образом, иск налогового органа о взыскании задолженности по налогу и пени, подлежит полному удовлетворению.

Согласно пункту 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180,290, гл.32 КАС РФ, суд

РЕШИЛ :

1. Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 7 по Смоленской области к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам, пени, удовлетворить полностью.

2. Взыскать с ФИО1 , проживающего по адресу: <адрес>, задолженность:

- по транспортному налогу за 2020 год в размере 21628 (двадцать одна тысяча шестьсот двадцать восемь) рублей 00 копеек;

- пени по транспортному налогу за 2018-2020 года в размере 7330 (семь тысяч триста тридцать) рублей 57 копеек,

- пени по налогу на имущество за 2019 год в размере 3 (три) рубля 16 копеек, а всего на общую сумму 28 961 (двадцать восемь тысяч девятьсот шестьдесят один) рубль 73 копейки.

3. Взыскать с ФИО1 , в доход соответствующего бюджета согласно нормативам отчислений, установленных бюджетным законодательством РФ государственную пошлину в размере 1068 (одна тысяча шестьдесят восемь) рублей 85 копеек.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Велижский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: подпись