Мотивированное решение составлено ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА
НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 октября 2025 года город Ярославль
Красноперекопский районный суд г. Ярославля в составе
судьи Лисютиной О.В.
при секретаре Нейман Ю.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Ярославской области к ФИО1 о восстановлении срока на подачу административного искового заявления, взыскании задолженности по транспортному налогу за период обезличен, по земельному налогу за период обезличен,
установил:
Межрайонная ИФНС России № 10 по Ярославской области обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о восстановлении процессуального срока на подачу административного искового заявления о взыскании налога, взыскании с ФИО1 задолженности по земельного налогу с физических лиц в размере 42 руб. за период обезличен, задолженности по транспортному налогу с физических лиц в размере 2 790 руб. за период обезличен, а всего 2 832 руб.
В иске указано, что ФИО1 состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России №5 по ЯО, является плательщиком имущественных налогов. По состоянию на ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА сумма задолженности, подлежащая взысканию в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ, с учетом увеличения (уменьшения), включения в административное исковое заявление суммы отрицательного сальдо, составляет 2 832 руб., в т.ч. налог 2 832 руб. Указанная задолженность образовалась в связи с неуплатой (не полной уплатой) налогоплательщиком следующих начислений: транспортный налог с физических лиц в размере 2 790 руб. за период обезличен земельный налог с физических лиц, в размере 42 руб. за период обезличен. Согласно сведениям, полученным из регистрирующих органов, на указанного налогоплательщика были зарегистрированы следующие транспортные средства – ВАЗ 21043 гос.номер НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН. В соответствии со ст. 52 НК РФ в адрес ответчика ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА направлено налоговое уведомление НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА направлено налоговое уведомление НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА направлено налоговое уведомление НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА - налоговое уведомление НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА направлено налоговое уведомление НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. На основании п.1 ст. 397 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Таким образом, срок уплаты транспортного налога за период обезличен - ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, за период обезличен - ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, за период обезличен - ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, за период обезличен - ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, за период обезличен -ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. Согласно сведениям, полученным инспекцией из регистрирующих органов, на указанного налогоплательщика были также зарегистрированы: земельный участок с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН по адресу: АДРЕС; земельный участок с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН по адресу: АДРЕС. В адрес ответчика ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА направлено налоговое уведомление НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА об уплате земельного налога. Срок уплаты земельного налога за период обезличен - ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. Налоговым органом в отношении ФИО1 выставлены требования от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН об уплате налога, в котором сообщалось о наличии у нее задолженности и о сумме начисленной на сумму недоимки пени. До настоящего времени указанная сумма в бюджет не поступила. Согласно взаимосвязанному толкованию норм подпункта 5 пункта 3 статьи 44 и подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Кодекса исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе, в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм. Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться, в том числе, в мотивировочной части судебного акта. Соответствующие записи исключаются налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика после вступления такого судебного акта в законную силу. Таким образом, основанием для списания налоговым органом задолженности по налоговым платежам в рамках процедуры, предусмотренной указанным выше положением статьи 59 НК РФ, является наличие вступившего в законную силу судебного акта, которым установлена (подтверждена) невозможность взыскания налоговым органом соответствующих платежей, либо содержащего отказ в восстановлении пропущенного налоговым органом срока подачи в суд заявления об их взыскании. Причины пропуска срока на обращение в суд за взысканием обусловлены большим количеством налогоплательщиков, не исполняющих свои обязанности по уплате налогов, и невозможностью налоговыми органами проконтролировать не исполнение всеми налогоплательщиками своей обязанности с целью своевременного обращения в суд с заявлениями на выдачу судебных приказов. К мировому судье для выдачи судебного приказа инспекция не обращалась, в связи с пропуском срока для применения ст. 48 НК РФ. На момент направления административного искового заявления указанная выше задолженность налогоплательщиком не погашена, сроки на ее взыскание истекли до ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в иске просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Административный ответчик в судебное заседание не явилась, мнения по иску не представила.
Иные участники в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии сторон, заинтересованного лица, по представленным доказательствам.
Исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства, суд считает требования подлежащими удовлетворению.
Установлено, что административный ответчик является плательщиком имущественных налогов, а также налогов на доходы физических лиц.
В соответствии со ст. 1 НК РФ порядок взимания налогов и сборов регламентируется законодательством о налогах и сборах, которое состоит из НК РФ и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов.
Согласно ст. 57 Конституции РФ, ст. ст. 3, 23, 45 НК РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налоговым периодом признается календарный год (п. 1 ст. 360 НК РФ).
Налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется в порядке ст. 402, 403 НК РФ.
В соответствии с п.1 ст.409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса (ст.357 НК РФ).
Объектом налогообложения транспортного налога признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.1 ст.358 НК РФ).
Налоговым периодом транспортного налога признается календарный год (ст.360 НК РФ).
Налоговая база в отношении объектов налогообложения транспортного налога определяется в порядке ст. 359 НК РФ.
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации (п.1 ст.361 НК РФ).
Ставки налога установлены в ст. 2 Закона ЯО от 05.11.2002 №71-з «О транспортном налоге в Ярославской области».
В силу ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Статьей 400 НК РФ установлено, что налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 НК РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 406 НК РФ налоговые ставки по налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы.
В соответствии с п.1 ст. 15 НК РФ земельный налог является местным налогом. Порядок налогообложения этим налогом регулируется гл. 31 НК РФ.
Согласно ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Исходя из положений ст. 11.3 НК РФ единым налоговым платежом признаются денежные средства, перечисленные налогоплательщиком, плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом и (или) иным лицом в бюджетную систему Российской Федерации на счет Федерального казначейства, предназначенные для исполнения совокупной обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, а также денежные средства, взысканные с налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента в соответствии с настоящим Кодексом. Для целей настоящего Кодекса единым налоговым платежом также признаются суммы денежных средств, подлежащие учету на едином налоговом счете: в связи с принятием налоговым органом решения о возмещении (о предоставлении налогового вычета) суммы налога, - в день принятия соответствующего решения; в связи с поступлением от иного лица в результате зачета суммы денежных средств в соответствии со ст. 78 настоящего Кодекса, - в день осуществления налоговым органом такого зачета; в связи с отменой (полностью или частично) зачета денежных средств в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате конкретного налога (сбора, страхового взноса), осуществленного на основании заявления, представленного в соответствии с п. 6 ст. 78 настоящего Кодекса, либо в связи с отсутствием на едином налоговом счете денежных средств, необходимых для исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и (или) процентов, - не позднее дня, следующего за днем представления указанного заявления, или в день возникновения задолженности. Признание единым налоговым платежом сумм денежных средств, ранее зачтенных в счет исполнения предстоящей обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента по уплате конкретного налога, осуществляется последовательно начиная с наиболее ранних сроков уплаты налога (сбора, страхового взноса), в счет исполнения обязанности по уплате которого был осуществлен зачет. В случае совпадения сроков уплаты признание единым налоговым платежом указанных денежных средств осуществляется начиная с меньшей суммы; в связи с начислением налоговым органом процентов в соответствии с пунктами 4 и (или) 9 ст. 79 настоящего Кодекса, - со дня их начисления; в связи с представлением налогоплательщиком, плательщиком сбора заявления о возврате излишне уплаченных сумм налога на доходы физических лиц, уплачиваемого в порядке, установленном ст. 227.1 настоящего Кодекса, налога на профессиональный доход и сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, налога на сверхприбыль, - в размере излишне уплаченной суммы налога (сбора) не позднее дня, следующего за днем получения указанного заявления.
Сальдо единого налогового счета представляет собой разницу между общей суммой денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, и денежным выражением совокупной обязанности. Отрицательное сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, меньше денежного выражения совокупной обязанности (п. 3 ст. 11.3 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 69 НК РФ неисполнение обязанности по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, повлекшее формирование отрицательного сальдо единого налогового счета налогоплательщика, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате задолженности.
Из положений ст. 70 НК РФ следует, что требование об уплате задолженности должно быть направлено налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту не позднее трех месяцев со дня формирования отрицательного сальдо единого налогового счета этого лица в размере, превышающем 3000 рублей, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. В случае, если размер отрицательного сальдо единого налогового счета лица - налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента превышает 500 рублей, но составляет не более 3000 рублей, требование об уплате задолженности в размере отрицательного сальдо единого налогового счета должно быть направлено этому лицу не позднее одного года со дня формирования отрицательного сальдо его единого налогового счета в размере, превышающем 500 рублей.
В установленный законом срок уплата налогов ФИО2 не производилась, в связи с чем, в адрес ответчика направлялись требования.
В установленный в требованиях срок налогоплательщиком не была исполнена обязанность по уплате налога, пени.
Согласно п. 3 ст. 48 НК РФ налоговый орган вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности: в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер отрицательного сальдо превышает 10 тысяч рублей; не позднее 1 июля года, следующего за годом, в течение которого налоговым органом осуществлено обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности, в случае неисполнения обязанности по требованию об уплате задолженности, на основании которого подано такое заявление, и образовании после подачи предыдущего заявления задолженности, подлежащей взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме более 10 тысяч рублей, либо года, на 1 января которого сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, превысила 10 тысяч рублей, либо года, на 1 января которого истекло три года со срока исполнения требования об уплате, и сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, не превысила 10 тысяч рублей, либо года, на 1 января которого истекло три года, следующих за годом, в течение которого налоговый орган обратился в суд с заявлением о взыскании задолженности, и при этом по требованию об уплате указанной задолженности, взыскиваемой в судебном порядке, образовалась новая сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме менее 10 тысяч рублей.
Административное исковое заявление о взыскании задолженности с ФИО1 поступило в суд ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА.
Таким образом, налоговый орган обратился в суд с требованиями к ответчику ФИО1 с пропуском установленного законом срока
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Инспекция просит восстановить пропущенный срок для подачи административного искового заявления, поскольку причины пропуска срока на обращение в суд за взысканием задолженности обусловлены большим количеством налогоплательщиков, не исполняющих свои обязанности по уплате налогов, и невозможностью налоговыми органами проконтролировать не исполнение всеми налогоплательщиками своей обязанности с целью своевременного обращения в суд с заявлениями на выдачу судебных приказов.
Суд считает, что налоговым органом не приведено доказательств, объективно препятствовавших на протяжении длительного времени обратиться в суд с административным исковым заявлением; приведенные административным истцом обстоятельства, которые могли быть оценены судом для целей решения вопроса об уважительных причинах пропуска срока на обращение в суд, отсутствуют. При этом, пропуск срока в рассматриваемом деле не может считаться незначительным и, несмотря на безусловную значимость взыскания в бюджет невыплаченных налогоплательщиком налогов, страховых взносов и пени, не освобождает налоговый орган от обязанности обращаться в суд в установленные законом сроки, а в случае их несоблюдения приводить доводы и представлять отвечающие требованиям относимости, допустимости доказательства уважительности причин пропуска срока для обращения в суд.
В силу ч.8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока для обращения в суд является самостоятельным основанием для отказа в иске о взыскании недоимки по налогам.
Таким образом, в связи с отсутствием доказательств уважительности причин пропуска срока для обращения в суд с административными требованиями о взыскании задолженности с ФИО1, оснований для восстановления налоговому органу указанного срока и для удовлетворения указанных требований, у суда не имеется.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.175 - 176, 178 – 180 КАС РФ, суд
решил :
В удовлетворении административных исковых требованиях Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №10 по Ярославской области (ИНН НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН) к ФИО1 (ИНН НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН) о восстановлении срока на подачу административного искового заявления, взыскании задолженности по транспортному налогу за период обезличен, по земельному налогу за период обезличен, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в течение месяца в Ярославский областной суд через районный суд с момента составления мотивированного решения.
Судья О.В. Лисютина