Дело № 2а-4246/2025

УИД 54RS0005-01-2025-006324-26

Поступило в суд 12.09.2025

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 октября 2025 г. г. Новосибирск

Кировский районный суд г. Новосибирска

в с о с т а в е:

председательствующего судьи Усольцева Е.Ю.,

при секретаре Токареве А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску МИФНС России № 17 по Новосибирской области к ФИО1 о взыскании недоимки по налогу и пени и штрафу,

установил:

Административный истец Межрайонная ИФНС России № 17 по Новосибирской области обратилась в суд с иском, в котором просит взыскать с ФИО1 (ИНН №) задолженность по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 НК РФ (за исключением доходов от долевого участия в организации, полученных физическим лицом – налоговым резидентом Российской Федерации в виде дивидендов) (в части суммы налога, не превышающей 650 тысяч рублей за налоговые периоды до 01 января 2025 года) за 2023 г. в размере 14 263,55 руб., пени, установленные НК РФ, распределяемые в соответствии с подп. 1 п. 11 ст. 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в размере 41 287,75 руб., штраф за налоговое правонарушение, установленное гл. 16 НК РФ, в размере 21 395,33 руб.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., состоит на налоговом учете в качестве налогоплательщика в МИФНС России № 19 по Новосибирской области.

Межрайонная ИФНС России № 17 по Новосибирской области обращалась к мировому судье 1-го судебного участка Кировского района г. Новосибирска с заявлениями о выдаче судебного приказа о взыскании с ФИО1 налоговой задолженности. 30 июля 2025 г. мировым судьей вынесен судебный приказ № 2а-1930/2025-5-1, который в дальнейшем был отменен.

В ходе рассмотрения дела административный истец уточнил исковые требования, просил взыскать с ответчика штраф за неуплату налога за 2023 год в размере 14 263,55 руб., штраф за не предоставление налоговой декларации за 2023 год в размере 21 395,33 руб. и пени, установленные НК РФ, распределяемые в соответствии с подп. 1 п. 11 ст. 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в размере 41 287,75 руб. Принимая к рассмотрению данные уточнения, суд учитывает, что они не направлены на увеличение исковых требований и не затрагивают существо предмета и основания иска.

Представитель административного истца МИФНС России № 17 по Новосибирской области, административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Руководствуясь ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), суд рассмотрел административное дело в отсутствие неявившихся лиц.

Суд, исследовав письменные материалы дела по правилам ст. 84 КАС РФ, приходит к следующим выводам.

Положениями части 1 статьи 286 КАС РФ предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно части 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.

На основании п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Плательщиками налога на доходы физических лиц согласно п. 1 ст. 207 НК РФ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

В силу ст. 209 НК РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса.

Согласно подп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ исчисление и уплату налога производят физические лица - исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 настоящего Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению, а также если иное не предусмотрено настоящей главой.

В силу п. 1 ст. 229 НК РФ налоговая декларация представляется налогоплательщиками, указанными в статьях 227, 227.1 и пункте 1 статьи 228 настоящего Кодекса, представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено статьей 227.1 настоящего Кодекса.

Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту жительства (месту учета по иному основанию, установленному настоящим Кодексом, - при отсутствии места жительства) налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 4 ст. 228 НК РФ).

Согласно п. 2 и 4 ст. 217.1 НК РФ, если иное не установлено настоящей статьей, доходы, получаемые налогоплательщиком от продажи объекта недвижимого имущества, освобождаются от налогообложения при условии, что такой объект находился в собственности налогоплательщика в течение минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества и более.

По общему правилу минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет пять лет.

Согласно полученным из Роскадастра сведениям, ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРН зарегистрировано право собственности ФИО1 на ? доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес> (кадастровый №). ДД.ММ.ГГГГ данная доля отчуждена ФИО2 Следовательно, административный ответчик владел указанным объектом недвижимости менее одного года.

В ходе проведения камеральной налоговой проверки в отношении ФИО1 установлено, что сумма ее дохода от продажи ? доли имущества, расположенного по адресу: <адрес>, составила 3 675 000 руб. Однако декларацию по форме 3-НДФЛ за 2023 год ФИО1 не предоставляла, подоходный налог не уплачивала.

Кадастровая стоимость объекта с учетом понижающего коэффициента на дату реализации 1/2 доли составила 1 421 264 руб.

В силу п. 2 ст. 214.10 НК РФ в случае, если доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на проданный объект недвижимого имущества (в случае образования этого объекта недвижимого имущества в течение налогового периода - кадастровая стоимость этого объекта недвижимого имущества, определенная на дату его постановки на государственный кадастровый учет), умноженная на понижающий коэффициент 0,7, в целях налогообложения доходы налогоплательщика от продажи этого объекта недвижимого имущества принимаются равными умноженной на понижающий коэффициент 0,7 соответствующей кадастровой стоимости этого объекта недвижимого имущества.

Положения ст. 214.10 НК РФ применяются в отношении объектов недвижимости, приобретенных в собственность после ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно подп. 1 п. 1 и подп. 1 и 2 п. 2 ст. 220 НК РФ при продаже имущества, находившегося в собственности налогоплательщика менее минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, установленного в соответствии со ст. 217.1 Кодекса, налогоплательщик вправе получить имущественный налоговый вычет в суммах, полученных - налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи, но не превышающих в целом 1 000 000 рублей, либо вместо получения имущественного налогового вычета в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 220 Кодекса налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением этого имущества.

Проданный административным ответчиком объект недвижимости образовался путем раздела двухуровневой квартиры.

По данным Росреестра расходы на приобретение двухуровневой квартиры площадью 151,6 кв.м. (кадастровый №) на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ составили 5 800 000 руб., которая отчуждена ДД.ММ.ГГГГ в связи с ее перепланировкой на 2 квартиры площадью 78,1 кв.м. (кадастровый №) и 77,4 кв.м. (кадастровый №) соответственно.

В случае раздела объекта недвижимого имущества срок владения новыми объектами недвижимости исчисляется с даты регистрации права на такие объекты (письма Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №).

Согласно письму Минфина от ДД.ММ.ГГГГ №, в случае раздела объекта недвижимого имущества, определение сумм расходов на приобретение каждого из образованных при разделе объектов недвижимого имущества, допустимо путем разделения суммы понесенных расходов на приобретение первоначального объекта недвижимого имущества пропорционально площади каждого объекта недвижимого имущества, образованного в результате раздела первоначального объекта недвижимого имущества.

Учитывая приведенные законоположения и разъяснения, а также принимая во внимание срок владения ФИО1 ? доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, образованной в результате перепланировки двухуровневой квартиры, который составляет менее 1 года, налоговый орган, применив налоговую ставку в 13 %, определил сумму подлежащего уплате налога в размере 285 271 руб.

При этом расчет налога произведен с учетом имеющегося у административного ответчика права на имущественный налоговый вычет в сумме фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением этого имущества, составляющей 1 480 606,86 руб. (5 800 000 руб. / 151,6 кв. м. = 38 258,58 руб. кв. м. * 77,4 кв. м. = 2 961 213,72 руб. / 2).

Данный расчет основан на фактических обстоятельствах дела и нормах законодательства, а также не опровергнут ответчиком, а потому судом принимается как правильный и обоснованный.

В соответствии с пунктом 4 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

В силу ч. 1 ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Положениями пунктов 1, 2, 4 статьи 69 НК РФ установлено, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу институт Единого налогового счета (ЕНС) в рамках Федерального закона № 263-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», согласно которому с налогоплательщики с ДД.ММ.ГГГГ исполняют обязанность по уплате налога путем перечисления денежных средств в качестве единого налогового платежа (ЕНП) (п. 1 ст. 45 НК РФ). Для этого открывается единый налоговый счет (ЕНС) (п. 4 ст. 11.3 НК РФ).

В соответствии с п. 3 ст. 11.3 НК РФ сальдо единого налогового счета представляет собой разницу между общей суммой денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, и денежным выражением совокупной обязанности. Совокупная обязанность (суммы, которые в соответствии с НК РФ лицо должно уплатить (вернуть) в бюджетную систему) формируется на едином налоговом счете на основании документов, предусматривающих возникновение, изменение, прекращение установленной законодательством о налогах и сборах обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов (абз. 28 п. 2 ст. 11, п. 5 ст. 11.3 НК РФ). Учтенная на едином налоговом счете сумма зачитывается в уплату налога по общему правилу не ранее наступления установленного срока уплаты соответствующего налога.

В случае если сумма ЕНП на ЕНС превышает совокупную обязанность, образуется положительное сальдо.

Отрицательное сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, меньше денежного выражения совокупной обязанности.

Единый налоговый счет ведется в отношении каждого физического лица и каждой организации, являющихся налогоплательщиками, плательщиками сбора, плательщиками страховых взносов и (или) налоговыми агентами (п. 4 ст. 11.3 НК РФ).

В соответствии с п. 8 ст. 45 НК РФ принадлежность сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, определяется налоговыми органами на основании учтенной на едином итоговом счете налогоплательщика суммы его совокупной обязанности с соблюдением следующей последовательности: 1) недоимка - начиная с наиболее раннего момента ее выявления; 2) налоги, авансовые платежи, сборы, страховые взносы - с момента возникновения обязанности по их уплате; 3) пени; 4) проценты; 5) штрафы.

В случае, если на момент определения налоговыми органами принадлежности в соответствии с пунктами 8 и 9 статьи 45 Кодекса сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, недостаточно для исполнения обязанностей по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов с совпадающими сроками их уплаты, принадлежность определяется в соответствии с последовательностью, установленной пунктом 8 статьи 45 Кодекса, пропорционально суммам таких обязанностей (пункт 10 статьи 45 Кодекса).

Таким образом, нововведениями, связанными с единым налоговым счетом и единым налоговым платежом, предусмотрено, что недоимка и пени учитываются совместно на едином налоговом счете налогоплательщика и формируют его совокупную налоговую обязанность; если денежное выражение данной обязанности больше суммы внесенных для ее погашения денежных средств, образуется отрицательное сальдо единого налогового счета, в связи с которым и направляется требование об уплате задолженности (п. 3 и 6 ст. 11.3 НК РФ, п. 1 ст. 70 НК РФ. В свою очередь, исполнением требования об уплате задолженности признается уплата (перечисление) суммы задолженности в размере отрицательного сальдо единого налогового счета на дату исполнения, тогда как в случае неисполнения этого требования взыскание задолженности производится в размере отрицательного сальдо с учетом как имеющейся недоимки по налогам, так и начисляемых на нее пеней (п. 3 ст. 46, п. 1 ст. 48, п. п. 1, 3 ст. 69 НК РФ).

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В пп. 1 п. 9 ст. 4 Закона № 263-ФЗ указано, что требование об уплате задолженности, направленное налоговым органом после ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со статьей 69 НК РФ, прекращает действие требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, направленных до ДД.ММ.ГГГГ (включительно), если налоговым органом не приняты меры взыскания, предусмотренные НК РФ (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно статье 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган обращает взыскание на имущество такого физического лица (пункт 1).

Налоговый орган вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности:

1) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер отрицательного сальдо превышает 10 тысяч рублей;

2) не позднее 1 июля года, следующего за годом, в течение которого налоговым органом осуществлено обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности, в случае неисполнения обязанности по требованию об уплате задолженности, на основании которого подано такое заявление, и образовании после подачи предыдущего заявления задолженности, подлежащей взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме более 10 тысяч рублей,

либо года, на 1 января которого сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, превысила 10 тысяч рублей,

либо года, на 1 января которого истекло три года со срока исполнения требования об уплате, и сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, не превысила 10 тысяч рублей,

либо года, на 1 января которого истекло три года, следующих за годом, в течение которого налоговый орган обратился в суд с заявлением о взыскании задолженности, и при этом по требованию об уплате указанной задолженности, взыскиваемой в судебном порядке, образовалась новая сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме менее 10 тысяч рублей (пункт 2).

Административное исковое заявление о взыскании задолженности за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке административного судопроизводства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа, об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа либо определения о повороте исполнения судебного приказа, если на момент вынесения судом определения об отмене судебного приказа задолженность была погашена (пункт 6).

Вышеприведенные законоположения не направлены на искусственное продление сроков осуществления полномочий налоговых органов по взысканию задолженности с налогоплательщиков за счет игнорирования несвоевременности их действий по реализации этих полномочий. Напротив, данное нормативное регулирование выступает дополнительной гарантией прав налогоплательщиков в рамках процедур судебного взыскания налоговой задолженности, поскольку исключает бессрочное нахождение налогоплательщика под угрозой применения со стороны государства неблагоприятных имущественных последствий, что соответствует вытекающим из статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации критериям пропорциональности и соразмерности ограничения прав и свобод граждан.

Конституционный Суд Российской Федерации ранее неоднократно указывал на необходимость последовательного соблюдения налоговым органом при осуществлении судебного взыскания налоговой задолженности с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, всех сроков, установленных статьей 48 НК РФ как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и, если судебный приказ отменен, для последующего обращения в суд в исковом порядке.

Следовательно, хотя налоговый орган обязан, осуществляя судебное взыскание налоговой задолженности с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, соблюсти и сроки инициирования взыскания (сроки на обращение за вынесением судебного приказа), и срок для обращения с административным исковым заявлением о взыскании такой задолженности (если вынесенный по его заявлению приказ был отменен), пропуск ни одного из них не может влечь автоматического отказа в удовлетворении требования налогового органа, заявленного в исковом производстве, когда судом установлены обстоятельства, свидетельствующие об уважительности причин такого пропуска, и имеются основания для его восстановления, в частности когда налоговый орган в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве ходатайствовал об этом.

Таким образом, абзац второй пункта 4 статьи 48 НК РФ предполагает, что суд, рассматривающий административное исковое заявление о взыскании налоговой задолженности (в том числе по пеням) после отмены судебного приказа в связи с подачей налогоплательщиком возражений относительно исполнения судебного приказа, обязан проверить, соблюдены ли налоговым органом все предусмотренные этой статьей сроки осуществления действий по судебному взысканию налоговой задолженности, включая как сроки обращения за вынесением судебного приказа (пункт 3), так и срок для подачи соответствующего административного искового заявления, если судебный приказ был отменен, а также при нарушении данных сроков (в зависимости от обстоятельств - всех в совокупности или одного из них) отказать в удовлетворении административного искового заявления налогового органа, если при этом отсутствуют основания для их восстановления.

Согласно акту налоговой проверки № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена камеральная налоговая проверка по налогу на доходы физических лиц за 2023 год /л.д. 17-19/.

ДД.ММ.ГГГГ и.о. начальника МИФНС России № по <адрес> принято решение № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении административного ответчика к ответственности за совершение налоговых правонарушений, выразившихся в неуплате суммы налога по доходу, полученному в 2023 году от продажи ? доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес> (ответственность предусмотрена п. 1 ст. 122 НК РФ), и в непредставлении в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (ответственность предусмотрена п. 1 ст. 119 НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).

В соответствии с п. 1 ст. 119 НК РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета, расчета сумм выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов за прошедший отчетный (налоговый) период в налоговый орган по месту нахождения налогового агента влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной (не перечисленной) в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате, перечислению) на основании данной налоговой декларации (расчета), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

При определении размера наказания учтены смягчающие налоговую ответственность обстоятельства, а именно несоразмерность деяния тяжести наказания, совершение правонарушения впервые и тяжелое материальное положение ФИО1, являющейся пенсионером. Ввиду чего, размер назначенных ФИО1 штрафов был уменьшен в 4 раза: по ст. 122 НК РФ с 20 % до 5 % от суммы неуплаченного налога, что составило 14 263,55 руб.: по ст. 119 НК РФ с 30 % до 7,5 % от суммы неуплаченного налога, что составило 21 395,33 руб. /л.д. 20-23/.

В силу п. 9 ст. 101 НК РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (за исключением решений, вынесенных по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков) вступают в силу по истечении одного месяца со дня вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его представителю).

Как следует из материалов дела, решение № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 получила посредствам сервиса «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» ДД.ММ.ГГГГ При этом сведений об обжаловании данного решений в деле не имеется. Следовательно, решение налогового органа № от ДД.ММ.ГГГГ вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 через личный кабинет налогоплательщика получено требование № от ДД.ММ.ГГГГ, которым ей предлагалось добровольно в срок до ДД.ММ.ГГГГ погасить числящуюся за ней задолженность по налогу в сумме 285 271 руб., пени в сумме 40 7107,68 руб. и штраф в размере 35 658,88 руб. /л.д. 24, 25/.

ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом вынесено решение № о взыскании с ФИО1 задолженности за счет денежных средств, а также электронных денежных средств на счетах в банках в пределах суммы отрицательного сальдо единого налогового счета налогоплательщика и суммы неуплаченного утилизационного сбора, указанной в требовании об уплате задолженности от ДД.ММ.ГГГГ №, в размере 76 946,63 руб. /л.д. 26/.

ДД.ММ.ГГГГ налоговая инспекция обратилась к мировому судье 1-го судебного участка Кировского судебного района <адрес> с заявлением о вынесении судебного приказа (№), копия которого направлена административному ответчику заказным письмом /л.д. 29-31, 32-34/. Рассмотрев данное заявление, мировой судья ДД.ММ.ГГГГ вынес судебный приказ о взыскании с ФИО1 задолженности по пени – 41 287,75 руб. и штрафу – 35 658,88 руб.

Определением мирового судьи 1-го судебного участка Кировского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ по делу №а-1930/2025-5-1 отменен, в связи с поступившими возражениями должника /л.д. 35/. При этом с исковым заявлением налоговый орган обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ

Исходя из исследованных обстоятельств, суд приходит к выводу, что административным истцом соблюдены установленные законом сроки, как обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа на взыскание с ФИО1 налоговой задолженности, так и подачи искового заявления в районный суд после отмены судебного приказа.

Таким образом, суд признает законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению исковые требования о взыскании с ФИО1 задолженности по штрафам, назначенным ей решением налогового органа № от ДД.ММ.ГГГГ за совершение правонарушений, предусмотренных ст. 119, 122 НК РФ.

В соответствии со ст. 75 НК РФ до ДД.ММ.ГГГГ пеня начислялась за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.

С ДД.ММ.ГГГГ согласно ст. 75 НК РФ (в действующей редакции) пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен уплатить в бюджетную систему Российской Федерации в случае неисполнения обязанности по уплате причитающихся сумм налогов в установленные законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов начиная со дня возникновения недоимки по день (включительно) исполнения совокупной обязанности по уплате налогов.

Пени не привязаны к конкретному налогу, а начисляются на сумму совокупной обязанности по ЕНС и имеют отдельный КБК. Совокупная обязанность формируется в соответствии с пунктом 5 статьи 11.3 НК РФ.

В соответствии с абз. 1 п. 6 ст. 11.3 НК РФ сумма пеней, рассчитанная в соответствии со ст. 75 НК РФ, учитывается в совокупной обязанности со дня учета на ЕНС недоимки, в отношении которой рассчитана данная сумма. Отрицательное сальдо ЕНС формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, меньше денежного выражения совокупной обязанности (абз. 3 п. 3 ст. 11.3 НК РФ). Таким образом, заявление о вынесении судебного приказа формируется на сумму отрицательного сальдо ЕНС в момент формирования, а не на сумму в требовании об уплате (как было ранее), соответственно суммы в указанных документах отличаются на суммы по операциям (начислено/уплачено), проведенным на едином налоговом счете плательщиков за период между направлением требования и формированием заявления о вынесении судебного приказа.

Конституционный Суд Российской Федерации обращал внимание на то, что по смыслу статьи 57 Конституции Российской Федерации налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить налог, установленный законом. Неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж – пеню как компенсацию потерь казны в результате недополучения налоговых сумм в срок. Обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога (Постановление от ДД.ММ.ГГГГ №-П; определения от ДД.ММ.ГГГГ №-О-П, от ДД.ММ.ГГГГ №-О-О и др.).

Статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что физические лица, получившие доход от продажи имущества, принадлежащего им на праве собственности, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет (пункт 2); обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию (пункт 3); обязаны уплатить общую сумму налога в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 4).

Таким образом, налог с полученного, но незадекларированного административным ответчиком, дохода за 2023 год в сумме 285 271 руб. необходимо было уплатить не позднее ДД.ММ.ГГГГ Следовательно, размер подлежащей начислению ФИО1 пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (день фактической уплаты налога) составляет 41 316,75 руб.:

период

дн.

ставка, %

делитель

пени, ?

ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ

13

16

300

1 977,88

ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ

49

18

300

8 386,97

ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ

42

19

300

7 588,21

ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ

65

21

300

12 979,83

ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ

52

21

300

10 383,86

Вместе с тем истец просит взыскать с ответчика пени в сумме 41 287,75 руб., т.е. в меньшем размере по сравнению с произведенным судом расчетом. Поэтому, учитывая положения ч. 1 ст. 178 КАС РФ, с ФИО1 в пользу МИФНС № России по <адрес> подлежат взысканию пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 41 287,75 руб.

Согласно ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ взысканию с административного ответчика в доход бюджета подлежит государственная пошлина в размере 4 000 руб.

Руководствуясь статьями ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Межрайонной ИФНС России № по <адрес> удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 (ИНН №) в пользу Межрайонной ИФНС России № по <адрес> задолженность на общую сумму 76 946,63 руб. в том числе:

- штраф за налоговое правонарушение, предусмотренное ст. 122 НК РФ, в размере 14 263,55 руб.

- штраф за налоговое правонарушение, предусмотренное ст. 119 НК РФ, в размере 21 395,33 руб.

- пени, установленные НК РФ, распределяемые в соответствии с подп. 1 п. 11 ст. 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 41 287,75 руб.

Взыскать с ФИО1 в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 4 000 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд через Кировский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

В окончательной форме решение составлено 17 октября 2025 г.

Судья /подпись/ Е.Ю. Усольцев

Подлинник решения хранится в административном деле № 2а-4246/2025 (УИД 54RS0005-01-2025-006324-26) Кировского районного суда г. Новосибирска.

По состоянию на 17.10.2025 решение в законную силу не вступило.