Дело: № 2а-4823/2025
УИД: №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Кировский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Лукьяновой С.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Кировского районного суда <адрес>, расположенном по адресу: <адрес>, административное дело № 2а-4823/2025 по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по <адрес> к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкции,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец УФНС России по <адрес> обратился в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкции, указав, что ФИО1 состоит на налоговом учете в УФНС России по <адрес> и является плательщиком имущественных налогов. Согласно сведениям МРО ГИБДД Управления МВД России по <адрес> ФИО1 является (являлась) собственником транспортного средства ЗИЛ431412, государственный регистрационный знак №, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, кроме этого в собственности у ФИО1 находятся объекты недвижимости: с кадастровым номером №, площадь объекта 99,10 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, дата регистрации права с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время; с кадастровым номером №, площадь объекта 18,80 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, дата регистрации права с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; здание АЗС-38 с кадастровым номером №, площадь объекта 61,40 кв.м., дата регистрации права с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, расположенное по адресу: <адрес>Б; земельный участок, с кадастровым номером № дата регистрации права с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, расположенный по адресу: <адрес>. УФНС России по <адрес> налогоплательщику ФИО1 направлялось налоговое уведомление о необходимости оплаты транспортного налога, налога на имущество физических лиц, земельного налога за налоговый период 2023 год. Обязанность оплаты налога налогоплательщиком ФИО1 в установленный законодательством срок не исполнена. Кроме того, ФИО1 не оплачены пени по налоговому требованию № от ДД.ММ.ГГГГ Административный истец обращался к мировому судье судебного участка № <адрес> с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО1 обязательных платежей и санкций, ДД.ММ.ГГГГ вынесен судебный приказ, который ДД.ММ.ГГГГ отменен. В связи с чем, административный истец просит суд взыскать с административного ответчика ФИО3 задолженность по транспортному налогу с физических лиц в размере <данные изъяты> за налоговый период 2023 года, задолженность по налогу на имущество физических лиц в размере <данные изъяты> за налоговый период 2023 год, задолженность по земельному налогу физических лиц в границах городских поселений в размере <данные изъяты> за налоговый период 2023 год, пени в размере <данные изъяты>, а всего взыскать <данные изъяты>.
Представитель административного истца УФНС России по <адрес>, при надлежащем извещении в судебное заседание явку представителя не обеспечил, о причинах неявки суду не сообщили.
Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщила, представила письменное возражение на административное исковое заявление, просила оставить заявленные требования без удовлетворения.
С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, оценив относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также взаимность и достаточность всех доказательств, суд пришел к следующему.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушениях законодательства о налогах и сборах.
Статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление (пункт 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации).
В судебном заседании установлено, что ФИО1 (ИНН №), состоит на учете в качестве налогоплательщика в УФНС России по Астраханской области.
Налогоплательщиками транспортного налога в соответствии со статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьи 360 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом признается календарный год.
Согласно статье 363 Налогового кодекса Российской Федерации уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно пункту 3 указанной статьи налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
На основании статьи <адрес> «О транспортном налоге» от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ, налоговые ставки устанавливаются соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.
Как следует из материалов дела, ФИО1 является собственником транспортных средств: ЗИЛ431412,государственный регистрационный знак №, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
Кроме того, ФИО1 согласно сведениям об имуществе налогоплательщика – физического лица, является (являлась) собственником объектов недвижимости – квартиры, с кадастровым номером №, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 99,1 кв.м., дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ; объекта недвижимости с кадастровым номером №, площадь объекта 18,80 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, дата регистрации права с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; здания АЗС-38 с кадастровым номером №, площадь объекта 61,40 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> дата регистрация права ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; земельного участка, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, дата регистрации права с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии со статьей 400 Налогового Кодекса Российской Федерации административный ответчик является плательщиком налога на имущество.
В соответствии с пунктом 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Согласно пункту 1 статьи 409 Налогового Кодекса Российской Федерации срок уплаты налога на имущество физических лиц не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. В соответствии со статьей 405 Налогового Кодекса Российской Федерации налоговым периодом по налогу на имущество признается календарный год.
Согласно пункту 1 статьи 403 Налогового Кодекса Российской Федерации налоговая база по налогу на имущество определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В связи с этим налоговым органом в адрес ответчика ФИО1 было направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ № в котором предлагалось в срок до ДД.ММ.ГГГГ оплатить за налоговый период 2023 года транспортный налог в размере 4 800 рублей 00 копеек, земельный налог в размере 11 095 рублей 00 копеек, налог на имущество физических лиц в размере <данные изъяты>.
Указанное налоговое уведомление ФИО1 исполнено не было.
Федеральным законом от 14 июля 2022 г. № 263-Ф3 «О внесении изменении в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» с 1 января 2023 г. введен особый порядок уплаты налогов, сборов и взносов в виде единого налогового счета (далее – ЕНС).
В соответствии с пунктом 3 статьи 11.3. Налогового кодекса Российской Федерации сальдо ЕНС представляет собой разницу между общей суммой денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, и денежным выражением совокупной обязанности.
Статьей 4 Федерального закона от 14 июля 2022 г. № 263-Ф3 «О внесении изменении в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» установлено, что сальдо ЕНС налогоплательщика формируется 1 января 2023 г. с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей, в порядке, аналогичном установленному статьей 11.3. Налогового кодекса Российской Федерации, на основании имеющихся у налоговых органов по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ сведений о суммах неисполненных обязанностей и излишне уплаченных и излишне взысканных налогов, авансовых платежей, государственной пошлины.
Согласно сведениям, содержащихся в информационных ресурсах налоговых органов, у ФИО1 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ сформировалось отрицательное сальдо ЕНС в размере <данные изъяты>, в связи с чем ФИО1 направлено налоговое требование № от ДД.ММ.ГГГГ
Требование в установленный срок ФИО1 не исполнено в полном объеме. Доказательств обратного административным ответчиком ФИО1 в судебное заседание не предоставлено.
Следует отметить, что статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено выставление одного требования при наличии отрицательного сальдо единого налогового счета, и не предусмотрено выставление последующих требований при увеличении отрицательного сальдо единого налогового счета.
Чтобы исполнить требование, надо уплатить (перечислить) сумму задолженности в размере отрицательного сальдо ЕНС на дату исполнения (пункт 3 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно части 5 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен уплатить в бюджетную систему Российской Федерации в случае неисполнения обязанности по уплате причитающихся сумм налогов в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается дополнительно к причитающимся к уплате суммам налога независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов начиная со дня возникновения недоимки по день (включительно) исполнения совокупной обязанности по уплате налогов.
Согласно представленному расчету административного истца остаток непогашенной задолженности по пени, обеспеченный ранее принятыми мерами взыскания, на дату формирования заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО1 задолженности по обязательным платежам и санкциям (ДД.ММ.ГГГГ) составляет <данные изъяты>.
Пени подлежащие уплате в бюджетную систему Российской Федерации, в связи с неисполнением ФИО1 обязанности по уплате причитающихся сумм налогов и сборов в установленные законодательство сроки, с учетом уменьшения на остаток непогашенной задолженности по пени, обеспеченных ранее принятыми мерами взыскания, составляют 5 599 рублей 71 копейка (38 578,11 (сальдо по пени на момент формирования заявления о выдаче судебного приказа) – <данные изъяты> (остаток непогашенной задолженности по пени, обеспеченный ранее принятыми мерами взыскания).
Административным ответчиком ФИО1 заявлено о пропуске административным истцом срока для обращения в суд. Рассмотрев указанное ходатайство суд приходит к следующему.
Сроки обращения налогового органа в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности установлены в пункте 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговый орган вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер отрицательного сальдо превышает 10 тысяч рублей; не позднее 1 июля года, следующего за годом, в течение которого налоговым органом осуществлено обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности, в случае неисполнения обязанности по требованию об уплате задолженности, на основании которого подано такое заявление, и образовании после подачи предыдущего заявления задолженности, подлежащей взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме более 10 тысяч рублей (абзац 1 подпункт 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации); не позднее 1 июля года на 1 января которого сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, превысила 10 тысяч рублей (абзац 2 подпункта 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации); не позднее 1 июля года, на 1 января которого истекло три года со срока исполнения требования об уплате, и сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, не превысила 10 тысяч рублей (абзац 3 подпункта 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации); не позднее 1 июля года, на 1 января которого истекло три года, следующих за годом, в течение которого налоговый орган обратился в суд с заявлением о взыскании задолженности, и при этом по требованию об уплате указанной задолженности, взыскиваемой в судебном порядке, образовалась новая сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме менее 10 тысяч рублей (абзац 4 подпункта 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
Толкование приведенных законоположений свидетельствует о дифференцированном подходе к исчислению сроков обращения в суд в зависимости от обстоятельств формирования задолженности.
Как видно из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ УФНС России по <адрес> обращалось в Кировский районный суд <адрес> с административным исковым заявление к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций за период 2022 года. Дело № (УИД: №-12) рассмотрено ДД.ММ.ГГГГ, административные исковые требования удовлетворены.
Учитывая, изложенное, срок подачи заявления о выдаче судебного приказа о взыскании недоимки и пени по заявленным в административном иске требованиям подлежал исчислению на основании подпункта 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем, УФНС России по <адрес> вправе обратиться с заявлением о вынесении судебного приказа до ДД.ММ.ГГГГ.
С заявлением о вынесении судебного приказа УФНС России по <адрес> обратилось к мировому судье – ДД.ММ.ГГГГ, то есть в срок, предусмотренный статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № <адрес> вынесен судебный приказ № о взыскании с ФИО1 обязательных платежей и санкций, который по заявлению ФИО1 отменен ДД.ММ.ГГГГ
С настоящим административным исковым заявлением УФНС России по <адрес> обратилось в Кировский районный суд <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, то есть в сроки установленные статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, сроки обращения административного истца в суд с административным исковым заявлением соблюдены.
Оценив представленные административным истцом доказательства в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд приходит к выводу, что они являются относимыми, допустимыми, достаточными, не вызывают у суда сомнения в их достоверности и в совокупности подтверждают обстоятельства, на которые он ссылается как на основания своих требований.
Согласно статье 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Статьей 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Учитывая, что административный истец при обращении в суд с заявлением был освобожден от оплаты государственной пошлины, а также принимая во внимание требования закона, суд полагает возможным взыскать с административного ответчика в доход бюджета муниципального образования «<адрес>» государственную пошлину в размере 4000 рублей.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Управления Федеральной налоговой службы по <адрес> к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкции, – удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 (ИНН: №) в пользу Управления Федеральной налоговой службы по Астраханской области задолженность по транспортному налогу с физических лиц в размере <данные изъяты> за налоговый период 2023 года, задолженность по налогу на имущество физических лиц в размере 846 рублей за налоговый период 2023 год, задолженность по земельному налогу физических лиц в границах городских поселений в размере <данные изъяты> за налоговый период 2023 год, пени в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты>, а всего взыскать <данные изъяты>.
?Взыскать с ФИО1 (ИНН: №) в доход бюджета муниципального образования «Городской округ город Астрахань» государственную пошлину в размере 4 000 рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Астрахани.
Мотивированный текст решения изготовлен 27 ноября 2025 г.
Судья С.В. Лукьянова