Дело №а-1183/2022 (42RS0№-70)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Новокузнецк 22 сентября 2022 года
Куйбышевский районный суд г. Новокузнецка Кемеровской области в составе председательствующего Филатовой Н.И., при секретаре судебного заседания Овченковой А.А., рассмотрев в отрытом судебном заседании административное дело по административному иску Инспекции федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новокузнецка Кемеровской области-Кузбассу к ФИО3 о взыскании задолженности по недоимке,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новокузнецка Кемеровской области-Кузбассу (далее – Инспекция) обратилась в суд с административным иском к ФИО3 о взыскании задолженности по недоимке, в котором просит взыскать с административного ответчика задолженность по транспортному налогу за 2019 г. в сумме 4070 руб., пени за 2017 г. в сумме 124, 15 руб., за 2019 г. в сумме 44,97 руб.; налогу на имущество физических лиц, взимаемых по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов: пеня за 2015 г. в размере 5826,93 руб., за 2016 г. в размере 35432,85 руб., за 2017 г. в размере 3430.08 руб.; налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 НК РФ – пени в размере 37,91 руб., а всего в размере 17066,89 руб.
Свои требования мотивирует тем, что ФИО3 состоит на налоговом учёте в ИФНС России по Центральному району г. Новокузнецка в качестве налогоплательщика.
Истец обратился к мировому судье судебного участка №4 Центрального судебного района г. Новокузнецка с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО3 задолженности по налогам.
30.09.2021г. мировым судьей судебного участка №4 Центрального судебного района г. Новокузнецка был вынесен судебный приказ о взыскании недоимки по налогам с ФИО3
Однако 20.10.2021 года указанный судебный приказ был отменен, в связи с поступлением от должника возражений.
На имя ФИО3 зарегистрированы следующие транспортные средства: втомобили легковые, МИЦУБИСИ ФИО2 3.0 LWB, гос/рег/знак №, МИЦУБИСИ ЕС LIPSE CROSS 1.5, гос/рег/знак №
Кроме того, ФИО1 является собственником имущества, находящегося по адресу: <адрес>; <адрес>, <адрес>
<адрес> со ст. 52 НК РФ налогоплательщику были направлены налоговые уведомления: № от 19.12.2018г. на уплату налогов физическим лицом с указанием срока уплаты 15.02.2019г., № от 21.08.2018г. на уплату налогов физическим лицом с указанием срока уплаты 03.12.2018г., № от 01.09.2020г. на уплату налогов физическим лицом с указанием срока уплаты 01.12.2020г.
В соответствии со ст.ст. 69, 70 НК РФ налогоплательщику были направлены требования «Об уплате налога, сбора, пени, штрафа», ставящие его в известность об имеющейся задолженности по налогам и указывающее в какой срок она должна быть погашена: № от ДД.ММ.ГГГГ, в срок до 15.05.2019г.; № от ДД.ММ.ГГГГ, в срок до 13.04.2021г.; № от ДД.ММ.ГГГГ, в срок до 23.06.2021г.
В установленный в требовании срок, задолженность по налогам налогоплательщиком уплачена не была.
В связи с тем, что налогоплательщик своевременно не исполнил обязанность по уплате налогов, в соответствии со статьей 75 НК РФ начислена пеня.
В расчете сумм пени, включенной в требование по уплате налога № от 30.03.2019г. был произведен расчет задолженности по пени, начисленной на недоимку по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 НК РФ.
Представитель административного истца Инспекции федеральной налоговой службы по <адрес>-Кузбассу в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в отсутствие его представителя.
Административный ответчик ФИО3 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, представила письменный отзыв, относительно заявленных требований, в котором возражала против иска, считает требования административного истца в части взыскания транспортного налога за 2019 г. и пени, незаконными, поскольку в соответствии с ч.4 ст.57 НК РФ налог не начисляется, пока налогоплательщик не получит налоговое уведомление. В части взыскания пени по налогу на имущество за 2015 - 2017 г.г. также считает административные требования незаконными с учетом решений Куйбышевского районного суда г.Новокузнецка по делам: № 2а-5/2021 г., № 2а-87/2021 г., которым ИФНС было отказано во взыскании налога на имущество за 2015 - 2017 года, в связи с чем, пеня, как производная от основных требований о взыскании налога также не может быть начислена. В части взыскания пени на доходы физических лиц за 2017 г. истец указывает на требование № 15093 от 30.03.2019 г., однако не представлено доказательств его отправки налогоплательщику.
Суд полагает, возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие представителя административного истца, поскольку основания для его отложения отсутствуют (ст. 150 КАС РФ).
Представитель ответчика ФИО3 – ФИО4, действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против административных исковых требований, по доводам, изложенным в письменном отзыве. Считает также, что административный истец пропустил срок исковой давности, чем нарушил ст. 48 НК РФ в части взыскания пени по доходу физических лиц за 2017 г, а также пеня по налогу на имущество за 2015-2017 г.г.
Выслушав объяснения представителя ответчика ФИО4 и исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.3, п. 1 ст. 23 НК РФ, ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законном установленные налоги и сборы.
Согласно ч.1 ст. 45 НК, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии с ч.1 ст. 357 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Объектом налогообложения в силу п.1 ст.358 НК РФ признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Для расчета транспортного налога применяются налоговые ставки на основании ст. 361 НК РФ и ст. 2 Закона Кемеровской области от 28.11.2002 г. № 95-ОЗ «О транспортном налоге».
Согласно ч.1 ст.362 НК РФ, сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей (ч.2 ст.362 НК РФ)
Часть 1 ст.359 НК РФ устанавливает, что налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах. Мощность двигателя определяется, исходя из технической документации на соответствующее транспортное средство, и указывается в регистрационных документах.
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации (ч.1 ст.361 НК РФ).
Согласно ч.1 ст.363 НК РФ, уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств.
Согласно ч.3 ст.363 НК РФ, налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
В соответствии с ч.1 ст.45 НК РФ, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога (абз.3).
На основании ч.1 ст.70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, не превышает у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, 500 рублей, …, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
Согласно ст.75 НК РФ, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.
Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.
Процентная ставка пени принимается равной для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации;
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
В судебном заседании установлено, что с 17.10.2011 г. по 27.04.2019 г. ФИО1 являлась собственником транспортного средства - МИЦУБИСИ ФИО2 3.0 LWB, гос/рег/знак № и с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время является собственником транспортного средства - МИЦУБИСИ ЕС LIPSE CROSS 1.5, гос/рег/знак №.
Размер транспортного налога за 2019 г. в отношении транспортного средства МИЦУБИСИ ФИО2 3.0 LWB, гос/рег/знак № составляет 2670 руб., согласно расчету: 178,00 (налоговая база) * 45,00 (налоговая ставка) * 12/4 (месяцев владения) = 2670 руб.
Размер транспортного налога за 2019 г. в отношении транспортного средства МИЦУБИСИ ЕС LIPSE CROSS 1.5, гос/рег/знак № составляет 1400 руб., согласно расчету: 150,00 (налоговая база) * 14,00 (налоговая ставка) * 12/8 (месяцев владения) = 1400 руб.
Проверив расчет транспортного налога, суд приходит к выводу, что административным истцом применены правильные налоговые ставки, учтена действующая налоговая база в отношении транспортных средств, в связи с чем, считает расчет задолженности по транспортному налогу арифметически верным.
Таким образом, сумма транспортного налога за 2019 год составляет 4070 руб. (2670 руб.+1400 руб.).
На основании ст.ст. 363, 409 НК РФ налоги подлежат уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии со ст. 52 НК РФ инспекцией ответчику были направлены налоговые уведомления: № от ДД.ММ.ГГГГ на уплату транспортного налога за 2017 г. с указанием срока уплаты 03.12.2018г., № от ДД.ММ.ГГГГ на уплату транспортного налога за 2019 г. с указанием срока уплаты ДД.ММ.ГГГГ.
В виду неуплаты налога в установленный законом срок административному ответчику в соответствии со ст.ст. 69, 70 НК РФ инспекцией были направлены требования «Об уплате налога, сбора, пени, штрафа», ставящие его в известность об имеющейся задолженности по налогам и указывающее в какой срок она должна быть погашена: № от ДД.ММ.ГГГГ в срок до 15.05.2019г.; № от ДД.ММ.ГГГГ, в срок до 13.04.2021г., что подтверждается реестром списка отправлений № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с ч.1 ст.48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Согласно ч.2 ст.48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом
На основании ч.3 ст.48 НК РФ, требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Согласно ч.1 ст. 286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (ч.2).
Из анализа вышеприведенных норм следует, что до обращения в суд с административным исковым заявление о взыскании налога для налогового органа обязательным условием является его обращение к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании налога, которым вынесенный судебный приказ по требованию о взыскании налога был отменен.
В случае отмены судебного приказа определением мирового судьи налоговый орган вправе обратиться в суд с административным иском в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
В судебном заседании установлено, что административный истец обратился с заявлением к мировому судье о вынесении судебного приказа ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № Центрального судебного района <адрес> был вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 в пользу взыскателя ИФНС России по <адрес> недоимки по налогам.
На судебный приказ поступили возражения ФИО3, в связи с чем, 20.10.2021 г. определением мирового судьи судебного участка №4 Центрального судебного района г. Новокузнецка судебный приказ от 30.09.2021 г. о взыскании с ФИО3 недоимки по налогам отменен.
19.04.2022 г. (в пределах установленного срока) ИФНС России по Центральному району г. Новокузнецка обратилась в суд с административным иском о взыскании с административного ответчика задолженности по недоимке в принудительном порядке.
Таким образом, налоговым органом предпринимались меры по взысканию с налогоплательщика ФИО3 недоимки по пени в установленном законом порядке. Предусмотренный абз.2 ч.3 ст.48 НК РФ 6-ти месячный срок для подачи административного искового заявления административным истцом не нарушен.
В установленный в требованиях срок задолженность по налогам ответчиком уплачена не была, в связи с чем, в соответствии со ст. 75 НК РФ ответчику была начислена пеня по транспортному налогу за каждый день просрочки в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка РФ действующей в соответствующем периоде. Формула расчета пени: SP (сумма пени) = N (недоимка) * К (количество дней просрочки) * SR (действующая ставка рефинансирования Банка России, выраженная в процентах) * 1/300 /100.
Размер пени по транспортному налогу за 2017 г. составляет 124,15 руб., согласно следующему расчету: с 29.01.2019 г. по 29.03.2019 г. (8010 (недоимка (руб.)) * 60 (кол-во дней просрочки) * (1/300* 7,75 ЦБ РФ) = 124,16 руб.).
Размер пени по транспортному налогу за 2019 г. составляет 44,97 руб., согласно следующему расчету: с 02.12.2020 г. по 17.02.2021 г. (4070 (недоимка (руб.)) * 78 (кол-во дней просрочки) * (1/300*4,25 ЦБ РФ) = 44,97 руб.).
Обсуждая доводы возражений представителя ответчика относительно требований о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени за 2019 г., суд приходит к следующему.
Судом установлено и следует из материалов дела, что в адрес административного ответчика ФИО3 было направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ на уплату транспортного налога за 2019 г. в размере 4070 руб. (л.д.15).
Исходя из изложенного, в силу п. 4 ст. 52 и п. 6 ст. 69 НК РФ, направленное ФИО1 заказным письмом налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ считается полученным по истечении шести дней с даты направления указанного заказного письма, а ФИО1 считается уведомленной о наличии у нее соответствующих обязанностей по уплате налога и задолженности.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца о взыскании задолженности по уплате транспортного налога за 2019 г. в размере 4070 руб., пени за 2017 г. в размере 124,15 руб., за 2019 г. в размере 44,97 являются законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.
Кроме того, ФИО1 является собственником недвижимого имущества: 1) магазина, расположенного в <адрес>, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; 2) отдельно стоящего нежилого здания (склад) по адресу: <адрес>, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ; 3) здания спортивного комплекса управления социальными объектами по адресу: <адрес>, <адрес> дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ; 4) пристроенного нежилого здания (склад) по адресу: <адрес>, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ; 5) магазина товаров повседневного спроса по адресу: <адрес>, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ; 6) иные строения, помещения и сооружения по адресу: <адрес>, дата регистрации права с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; 7) индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ.
В силу ст. 400, 401, 402 НК РФ, исходя из их кадастровой стоимости недвижимого имущества, в соответствии с п.2 «Положения о налоге на имущество физических лиц на территории Новокузнецкого городского округа», утвержденного Решением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении положения о налоге на имущество физических лиц на территории Новокузнецкого городского округа» (далее - Положение) ответчику был начислен налог на имущество, который ФИО1 в установленный законом срок не был оплачен.
В связи с чем, Инспекцией начислена пеня по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов: за 2015 г. в размере 5826,93 руб., за 2016 г. в размере 3114,54 руб., за 2017 г. в размере 3430,08 руб.
Судом установлено, что решением Куйбышевского районного суда г. Новокузнецка от 13.01.2021 г. по административному делу № 2а-5/2020 г. по иску ИФНС России по Центральному району г. Новокузнецка к ФИО3 о взыскании задолженности по недоимке в удовлетворении заявленных требований по делу о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2015, 2016, 2017 г.г. в размере 158471 руб. и пени в размере 268,46 руб. отказано. Решение суда вступило в законную силу 19.02.2021 г.
Таким образом, поскольку в удовлетворении требований налогового органа к ФИО3 о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2015-2017 г.г. было отказано, не подлежит взысканию с административного ответчика пени за просрочку уплаты данного налога.
Осуждая требования административного истца в части взыскания пени на доходы физических лиц за 2017 г., суд приходит к выводу, что в удовлетворении указанных требований следует отказать, поскольку материалы дела не содержат доказательств направления указанного требования в установленный срок в адрес административного ответчика, т.е. отсутствует почтовый реестр, подтверждающий его направление, в связи с чем, процедура принудительного взыскания пени на доходы физических лиц за 2017 г. налоговым органом не соблюдена.
Поскольку административный истец в соответствии со ст. 333.37 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, то в соответствии с ч.1 ст.114 КАС РФ, ст. 333.19 НК РФ суд считает необходимым взыскать с административного ответчика ФИО3 в доход местного бюджета расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 руб.
Руководствуясь статьями ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес> (<данные изъяты> России по <адрес> в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ) в пользу Инспекции федеральной налоговой службы по <адрес>-Кузбассу, <данные изъяты> задолженность по транспортному налогу за 2019 г. в размере 4070 рублей, пени по транспортному налогу за 2017 г. в размере 124 рублей 15 копеек, пени по транспортному налогу за 2019 г. в размере 44 рублей 97 копеек.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Взыскать с ФИО3 в доход бюджета муниципального образования города Новокузнецка государственную пошлину в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 30.09.2022 г.
Председательствующий: