Дело № 2а-3273/2025
УИД 26RS0023-01-2025-005312-92
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 ноября 2025 года город Минеральные Воды
Минераловодский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Шамановой Е.С.,
при секретаре судебного заседания Сухомлиновой Е.С.,
рассмотрев в помещении суда ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока для подачи административного иска, административный иск административного истца МРИФНС России .............. по .............. к административному ответчику ФИО1 о взыскании задолженности по налогам и пени,
УСТАНОВИЛ:
представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы .............. по СК ФИО3, действующая на основании доверенности обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам и пени на общую сумму 20058,49 руб.
Из административного иска следует, что на налоговом учёте в Межрайонной ИФНС России .............. по .............. состоит в качестве налогоплательщика ФИО1, ИНН <***>. В соответствии с п. 1 ст.45 Налогового Кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно и в установленный срок исполнить обязанность по уплате налога. Просит суд взыскать c ФИО1 недоимки на общую сумму 20058,49 руб.
Представитель истца МРИФНС России .............. по .............., надлежащим образом извещенная о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явилась, в исковом заявлении просила рассмотреть дело в отсутствии представителя инспекции.
Административный ответчик ФИО1, надлежащим образом, извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явился.
С учетом положений ст. 150 КАС РФ суд признает неявку сторон не препятствующей рассмотрению и разрешению административного дела и полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценивая представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст.8 НК РФ, под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ, подпункт 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ, уплата законно установленных налогов является основной обязанностью налогоплательщиков.
Законность исполнения обязанности по уплате налога означает уплату налога по основаниям и в порядке, предусмотренных законом.
Статья 17 НК РФ в качестве общих условий установления налогов признает определение налогоплательщиков и элементов налогообложения, налоговой базы, налогового периода, налоговой ставки, порядка исчисления налога, порядка и сроков уплаты налога.
Обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
На налоговом учёте в Межрайонная ИФНС России .............. по .............. состоит в качестве налогоплательщика ФИО1 и в соответствии с п. 1 ст. 23 НК РФ обязан уплачивать законно установленные налоги.
Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Согласно п. 1 ст. 346.12 НК РФ, ФИО1 применял упрощенную систему налогообложения.
Согласно ст. 346.19 НК РФ, налоговым периодом по УСН признается календарный год, отчетными периодами по УСН признаются I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года.
Вне зависимости от даты прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя налоговым периодом по УСН признается календарный год. Прекращение физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя не является обстоятельством, которое влечет прекращение возникшей от осуществления такой деятельности обязанности по уплате налога (Письмо Минфина России от .............. N 03-02-08/45681).
Соответственно, в случае прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя у физического лица сохраняется обязанность представить налоговые декларации и уплатить налоги за тот период, в котором он осуществлял свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.
В общем случае индивидуальные предприниматели представляют налоговую декларацию по УСН в налоговый орган по месту своего жительства не позднее 25 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (за исключением случаев, предусмотренных п. п. 2 и 3 ст. 346.23 НК РФ) (пп. 2 п. 1 ст. 346.23 НК РФ).
Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, индивидуальными предпринимателями уплачивается посредством перечисления денежных средств в качестве единого налогового платежа (если законодательством о налогах и сборах не предусмотрено иное) не позднее 28 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, а авансовые платежи - не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Если в налоговый орган подано уведомление о прекращении предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась УСН, то налог уплачивается не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения деятельности (п. 1 ст. 45, п. 8 ст. 346.13, п. 7 ст. 346.21 НК РФ).
В случае прекращения индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась УСН, он обязан уведомить о прекращении такой деятельности с указанием даты ее прекращения налоговый орган по месту жительства в срок не позднее 15 дней со дня прекращения такой деятельности и представить налоговую декларацию не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором согласно уведомлению прекращена предпринимательская деятельность, в отношении которой применялась УСН (п. 8 ст. 346.13, п. 2 ст. 346.23 НК РФ).
Индивидуальным предпринимателем в налоговый орган по месту жительства .............. представлена налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за отчетный период - 2020 год (рег. ..............).
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, на основании этой декларации, составляла 5 760,00 руб.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что вышеуказанную сумму налога ФИО1 не оплатил в полном объеме.
Таким образом, сумма налога, взимаемого с налогоплательщика, выбравшего в качестве объекта налогообложения доходы за 2020 год, подлежащая взысканию, составила 5 760 рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.23 главы 26.2 НК РФ налоговые декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, по итогам налогового периода, представляются в налоговые органы налогоплательщиками – индивидуальными предпринимателями - не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Срок представления налоговой декларации за 2020 год по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, истекает ...............
В нарушение п. 2 ст. 346.23 НК РФ декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2021 год административным ответчиком представлена несвоевременно.
Количество просроченных месяцев – 23.
По вышеуказанной представленной налоговой декларации проведена камеральная налоговая проверка
В соответствии с п. 1 ст. 119 НК РФ непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.
Расчет штрафа по п. 1 ст. 119 НК РФ: 5 760,00 * 30% = 1728 руб.
С учетом положений ст. 114 НК РФ суд считает, что сумма штрафа верно уменьшена в 2 раза и составила 864 руб.
По результатам КНП вынесено Решение .............. от .............. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в котором ФИО1 привлечен к налоговой ответственности по п. 1 ст. 119 в виде штрафа в размере 864 руб. за несвоевременное представление налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения 2020 год.
В соответствии со ст. 357 НК РФ, налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства.
Согласно ст. 356 НК РФ, данный налог вводится в действие в соответствии с Налоговым Кодексом РФ, законами субъектов РФ и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта.
Налоговые ставки по правилам п. 1 ст. 361 НК РФ устанавливаются законами субъектов РФ соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместительности транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства и одну единицу транспортного средства. .............. «О транспортном налоге» ..............-кз от .............. определил ставки налога и льготы.
В соответствии с п.1 ст.360 главы 28 НК РФ налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год.
Согласно п.1 ст. 358 НК РФ, объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины, и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пункт 1 статьи 362 НК РФ предусматривает, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Согласно выписки из сведений, поступивших из Управления ГИБДД ГУВД по .............., в порядке ст. 85 НК РФ, ФИО1 в 2021 году являлся собственником транспортных средств Хонда СВ400SF гос. ..............АА26 и ВАЗ2104 гос.номер А243АТ126, в связи, с чем Инспекцией был исчислен транспортный налог.
Расчет налога за 2021 год за т/с Хонда СВ400SF г/н .............. составил 828,00 руб.
Расчет налога за 2021 за т/с ВАЗ2104 г/н .............. составила 1 273 руб.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что данные суммы ФИО1 не погашены.
Согласно пункту 1 статьи 388 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии со ст. 389 НК РФ, объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
В соответствии со ст. 390, 391 НК РФ, налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
Налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований.
Согласно п. 3 ст. 396 НК РФ, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
ФИО1 в 2021 году имел в собственности земельные участки с кадастровым номером 26:24:040517:44, расположенный по адресу: .............., и с кадастровым номером 26:04:040632:73, расположенный по адресу: .............. сот. Железнодорожник тер. 213, что также подтверждается выпиской из ЕГРН, в связи с чем, произведено начисление земельного налога.
Расчет налога за 2021 год за земельный участок с кадастровым номером 26:24:040517:44 составляет 1239 руб.
Расчет налога за 2021 год за земельный участок с кадастровым номером 26:04:040632:73 составляет 291 руб.
Сумма исчисленного земельного налога за 2021 год составила 1 530,00 руб., которая не погашена.
Расчет судом проверен, является верным, стороной ответчика не оспорен.
В соответствии со ст. 400 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество.
Согласно п. 1 ст. 401 НК РФ, объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
На основании п. 1 ст. 402 НК РФ установлен порядок определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливает в срок до .............. единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
На территории .............. единой датой начала применения порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, является .............. (.............. ..............-кз от ..............).
В силу п.1 ст. 403 НК РФ, налоговая база по налогу на имущество физических лиц определяется в отношении каждого объекта недвижимости как его кадастровая стоимость по состоянию указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
На основании ст. 405 НК РФ, налоговым периодом признается календарный год.
Согласно п. 1 ст. 408 НК РФ, сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения.
Согласно сведениям, представленных в порядке ст. 85 НК РФ, Управлением Федеральной регистрационной службы по .............., ФИО1 в 2021 году являлся собственником недвижимого имущества, а именно жилого дома с кадастровым номером 26:24:040518:88, расположенным по адресу: .............., и гаража (2/3 доли в праве) с кадастровым номером 26:24:000000:5829, расположенным по адресу: .............. гк. Змейка тер. 190, что также подтверждается выпиской из ЕГРН.
Согласно расчету, налог за 2021 год за указанный жилой дом составил 4 руб., за гараж 233 руб.
Сумма исчисленного налога на имущество физических лиц за 2021 год составила 237,00 руб., которая административным ответчиком не погашена.
На основании п. 4 ст. 52 НК РФ, налоговое уведомление об уплате налогов .............. от .............. направлено налогоплательщику заказной корреспонденцией.
Налогоплательщик в силу п. 6 ст. 58 НК РФ обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
ФИО1 являлся плательщиком страховых взносов в фиксированном размере, налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, налога на профессиональный доход, налога на имущество физических лиц, транспортного и земельного налогов.
Вышеуказанные обязательства не оплачивались в сроки, установленные налоговым законодательством.
В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
В соответствии с п. 5 ст. 75 НК РФ уплата пеней является не самостоятельной, а обеспечивающей исполнение основной обязанности по уплате налога.
Пени подлежат принудительному взысканию в том же порядке, что и задолженность, на которую они начислены.
Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пеней недопустимо, поскольку дополнительное обязательство не может существовать отдельно от основного.
За период до .............. пени исчислялись на каждый вид налоговых обязательств, исходя из сумм задолженности по конкретному виду налогового обязательства.
С 01.01.2023вступил в силу Федеральный закон от .............. № 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ», предусматривающий введение института Единого налогового счета.
В рамках Единого налогового счета предусмотрен переход всех налогоплательщиков на ЕНС в обязательном порядке, для каждого налогоплательщика сформировано единое сальдо расчетов с бюджетом всех начисленных и уплаченных налогов с использованием единого налогового платежа.
Единый налоговый платеж – это перечисление денежных средств единым платежным поручением для всех налогов, все платежи аккумулируются на ЕНС налогоплательщика.
Согласно п. 3 ст. 75 НК РФ, с момента вступления в силу закона о ЕНС пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов начиная со дня возникновения недоимки по день (включительно) исполнения совокупной обязанности по уплате налогов.
Дата образования отрицательного сальдо ЕНС .............. в сумме 124141,95 руб., в том числе пени 27099,12 руб.
Состояние отрицательного сальдо ЕНС на момент формирования заявления о вынесении судебного приказа .............. от ..............: общее сальдо в сумме 136375,71 руб., в том числе пени 37647,58 руб.
Остаток непогашенной задолженности по пени на дату формирования заявления о вынесении судебного приказа .............. от .............., обеспеченный ранее принятыми мерами взыскания, составляет 23828,62 руб.
Расчет пени для включения в заявление:
37647,58 руб. (сальдо по пени на момент формирования заявления ..............) – 23828,62 руб. (остаток непогашенной задолженности по пени, обеспеченный ранее принятыми мерами взыскания) = 13818,96 руб.
Согласно материалам дела, вышеуказанная пеня частично погашена на сумму 3424,47 руб., таким образом, сумма пени, подлежащая взысканию в рамках настоящего административного искового заявления, составляет 10394,49 руб.
Согласно п. 1 ст. 11.2 НК РФ, .............. налогоплательщик получил доступ к личному кабинету.
В абз. 4 п. 2 ст. 11.2 НК РФ, предусмотрено что, документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствии с положениями ст. 69 НК РФ неисполнение обязанности по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, повлекшее формирование отрицательного сальдо единого налогового счета налогоплательщика, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате задолженности.
Требованием об уплате задолженности признается извещение налогоплательщика о наличии отрицательного сальдо единого налогового счета и сумме задолженности с указанием налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов на момент направления требования, а также об обязанности уплатить в установленный срок сумму задолженности.
С .............. требование об уплате задолженности формируется налоговым органом один раз на всю сумму отрицательного сальдо ЕНС, имевшуюся на дату формирования требования об уплате.
Требование действует до момента перехода отрицательного сальдо в положительное или нулевое.
Исполнением требования об уплате задолженности считается уплата суммы задолженности в размере отрицательного сальдо на дату исполнения требования.
На основании вышеизложенного, в отношении ФИО1 сформировано требование об уплате задолженности по состоянию на .............. .............., которое направлено в адрес налогоплательщика.
С момента формирования вышеуказанного требования, сальдо ЕНС ФИО1 имело только отрицательное сальдо, следовательно, у налогового органа отсутствовала обязанность по формированию нового требования.
Согласно п. 1 ст. 48 НК РФ (в редакции, действующей с ..............) в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (утратившим статус индивидуального предпринимателя) (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган обращает взыскание на имущество физического лица посредством размещения в реестре решений о взыскании задолженности в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 46 НК РФ решений о взыскании, информации о вступившем в законную силу судебном акте и поручений налогового органа на перечисление суммы задолженности.
В связи с чем, инспекцией принято решение о взыскании задолженности за счет денежных средств налогоплательщика в банках, а также электронных денежных средств на счетах налогоплательщика .............. от ...............
Согласно пункту 3 статьи 48 НК РФ налоговый орган вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер отрицательного сальдо превышает 10 тысяч рублей.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ, налоговый орган вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности не позднее 1 июля года, следующего за годом, в течение которого налоговым органом осуществлено обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности, в случае неисполнения обязанности по требованию об уплате задолженности, на основании которого подано такое заявление, и образовании после подачи предыдущего заявления задолженности, подлежащей взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме более 10 тысяч рублей.
либо года, на 1 января которого сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, превысила 10 тысяч рублей,
либо года, на 1 января которого истекло три года со срока исполнения требования об уплате, и сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, не превысила 10 тысяч рублей,
либо года, на 1 января которого истекло три года, следующих за годом, в течение которого налоговый орган обратился в суд с заявлением о взыскании задолженности, и при этом по требованию об уплате указанной задолженности, взыскиваемой в судебном порядке, образовалась новая сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме менее 10 тысяч рублей.
Согласно п. 4 ст. 48 НК РФ исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев после вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном ст. 48 НК РФ.
Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ копия решения о взыскании направляется физическому лицу в течение шести дней со дня принятия такого решения через личный кабинет налогоплательщика (при отсутствии (прекращении) у налогоплательщика доступа к личному кабинету налогоплательщика - по почте заказным письмом).
Статьей 46 НК РФ регламентирован порядок взыскания налога, сбора, страховых взносов, а также пеней, штрафа за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика или налогового агента в банках, а также за счет его электронных денежных средств.
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 46 НК РФ, решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока или сроков, указанных в абзацах третьем и четвертом настоящего пункта, считается недействительным и исполнению не подлежит.
В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога.
Заявление может быть подано в суд в течение 6 месяцев после истечения соответственно срока исполнения требования об уплате налога, сроков, указанных в абзацах 3 и 4 настоящего пункта.
Решение о взыскании принимается, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию, превышает 3000/10 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем четвертым настоящего пункта.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию, такая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000/10 000 рублей, решение о взыскании принимается в течение двух месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000/10 000 рублей (действующий в период спорных правоотношений).
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию, такая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3000/10 000 рублей, решение о взыскании принимается в течение двух месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Частью 7 ст. 46 НК РФ определено, что при недостаточности или отсутствии денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя либо его электронных денежных средств или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя либо информации о реквизитах его корпоративного электронного средства платежа, используемого для переводов электронных денежных средств, налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со ст. 47 НК РФ, которой регламентирован порядок взыскания налога, сбора, страховых взносов, а также пеней и штрафов за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора, плательщика страховых взносов) - организации, индивидуального предпринимателя.
Абзацем 3 п. 1 ст. 47 НК РФ установлено, что решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога или сроков, указанных в абзацах третьем и четвертом пункта 3 статьи 46 настоящего Кодекса. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, принятое после истечения указанных сроков, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога.
Заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения соответственно срока исполнения требования об уплате налога, сроков, указанных в абзацах третьем и четвертом пункта 3 статьи 46 настоящего Кодекса.
Проанализировав нормы действующего законодательства, суд, учитывает правило возникновения у налогового органа права на обращение в суд - с момента истечения срока исполнения требования, в контексте требований абз. 2 п. 2 ст. 48 НК РФ, в связи с чем, приходит к выводу, что шестимесячный срок при обращении с заявлением о взыскании суммы недоимки по нескольким налоговым требованиям подлежит исчислению со дня истечения добровольного срока исполнения последнего требования.
Вопрос соблюдения налоговым органом срока обращения в суд для получения судебного приказа, установленного в пункте 2 статьи 48 НК РФ проверяется при рассмотрении соответствующего процессуального вопроса мировым судьей, о чем разъяснено в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от .............. .............., согласно которому истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в пункте 2 статьи 48 НК РФ является препятствием для выдачи судебного приказа.
Статьей 17.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что мировой судья рассматривает заявления о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке, установленном главой 11.1 настоящего Кодекса.
В соответствии с главой 11.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации приказное административное производство представляет собой упрощенное, основанное на письменных доказательствах производство в суде первой инстанции с целью обеспечения возможности принудительного исполнения обязательства в сокращенные по сравнению с исковым производством сроки.
В части 1 статьи 123.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что судебный приказ - судебный акт, вынесенный судьей единолично на основании заявления по требованию взыскателя о взыскании обязательных платежей и санкций. В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 123.3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в заявлении о вынесении судебного приказа должны быть указаны наименование обязательного платежа, подлежащего взысканию, размер денежной суммы, составляющей платеж, и ее расчет.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 123.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судья отказывает в принятии заявления о вынесении судебного приказа по основаниям, предусмотренным статьей 128 настоящего Кодекса, а также в случае, если из заявления и приложенных к нему документов усматривается, что требование не является бесспорным.
Соответственно бесспорность заявленных требований является условием, соблюдение которого в соответствии с нормами процессуального законодательства является обязательным при вынесении судебного приказа.
Как разъяснено в пункте 48 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от .............. N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке.
В силу разъяснений, изложенных в пункте 49 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от .............. N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" согласно пункту 3 части 3 статьи 123.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судья отказывает в принятии заявления о вынесении судебного приказа, если из заявления и приложенных к нему документов усматривается, что требование не является бесспорным. О спорности заявленных требований может свидетельствовать, в частности, поступление от должника возражений относительно данных требований, в том числе до вынесения судьей судебного приказа.
Материалами дела подтверждается, что с заявлением о выдаче судебного приказа налоговый орган обратился к мировому судье .............., на основании которого .............. мировым судьей был выдан судебный приказ.
Определением мирового судьи от .............. судебный приказ отменен по заявлению должника.
В силу п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Рассматриваемое административное исковое заявление подано в Минераловодский городской суд .............. .............. (согласно дата-штампу на конверте), то есть без нарушения срока, когда мировым судьей вынесено определение об отмене судебного приказа судебного приказа.
С учетом изложенного, инспекцией не пропущен срок для обращения с иском в суд.
Расчет размера взыскиваемой суммы, приложенный к административному исковому заявлению, судом проверен, является верным, административным ответчиком не оспорен, контррасчет не представлен.
Сведений о льготах налогоплательщика, предусмотренных налоговым законодательством, в Инспекции не имеется.
Исходя из п. 1 ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Таким образом, административные исковые требования в части взыскания с административного ответчика пени в сумме 10 394, 49 руб. заявлены обоснованно.
В силу ст. 333 ГК РФ – если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от .............. N 11-П, пеня относится к право восстановительным мерам принуждения, которые устанавливаются законодателем в целях обеспечения выполнения публичной обязанности платить законно установленные налоги и сборы и возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, в связи с несоблюдением законных требований государства.
Право восстановительные меры обеспечивают исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности по уплате налогов, то есть представляют собой погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налога.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от .............. N 20-П, Определении от .............. N 202-О также указано, что пени являются дополнительным платежом, направленным на компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок.
При таких обстоятельствах, независимо от признания пени одним из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов в контексте статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, не означает ее гражданско-правового характера, придаваемого ей в смысле статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку она установлена нормами законодательства о налогах и сборах, регулирующих отношения, основанные на административном подчинении.
Таким образом, суд не находит оснований, для применения ст. 333 ГК РФ и снижения размера пени.
Согласно ст. 111 КАС РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Исходя из п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ при подаче рассматриваемого административного иска в суд административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины.
Из статьи 114 КАС РФ следует, что государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, взыскивается с административного ответчика в доход федерального бюджета.
Исходя из п.п.1 п.1 ст. 333.19 НК РФ с административного ответчика ФИО1 в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление МРИФНС России .............. по .............. к административному ответчику ФИО1 о взыскании задолженности по налогам и пени, удовлетворить.
Взыскать с ФИО1, .............. года рождения (паспорт ..............), в доход бюджета государства недоимки на общую сумму 20058,49 руб., в том числе по:
- налог, взимаемый с налогоплательщика, выбравшего в качестве объекта налогообложения доходы за 2020 год в размере 5 760,00 руб.;
- штраф по налогу, взимаемому с налогоплательщика, выбравшего в качестве объекта налогообложения доходы за 2020 год в размере 864,00 руб.;
- земельному налогу за 2021 год в размере 1 530,00 руб.;
- налог на имущество физических лиц за 2021 год в размере 237,00 руб.;
- транспортный налог с физических лиц за 2021 год в размере 1 273,00 руб.;
- пени в размере 10394,49 руб.
Взыскать с ФИО1, .............. года рождения (паспорт ..............), в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 4 000 руб.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в ..............вой суд через Минераловодский городской суд .............. в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.С. Шаманова
Мотивированное решение составлено ...............