РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 октября 2025 года г. Тольятти
Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области в составе председательствующего федерального судьи Милованова И.А.,
при секретаре судебного заседания Казымовой Д.Р.к.,
с участием административного ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-2253/2025 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 23 по Самарской области к ФИО1 (ИНН ... о взыскании недоимки по налогам и пеням,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС №23 России по Самарской области предъявила в Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области административное исковое заявление к ФИО1 в котором просит суд взыскать с административного ответчика недоимку по:
- транспортному налогу с физических лиц за 2021 год в размере 1 302,39 рублей;
- транспортному налогу с физических лиц за 2022 год в размере 1793 рублей;
- транспортному налогу с физических лиц за 2023 год в размере 1793 рублей;
- пеням в размере 22063,37 рублей.
Заявленные требования мотивированы тем, что ФИО1 является плательщиком транспортного налога, так как в спорный период имел в собственности транспортное средство с которого обязан уплатить налог. По состоянию на 06.06.2025г. сумма задолженности, подлежащая взысканию в порядке, предусмотренном ст. 48 НК РФ, с учетом уменьшения (увеличения), составила 26 951,76 рублей, в том числе налог – 4 888,39 рублей, пени – 22 063,37 рублей.
Во исполнение ст. 69 НК РФ налоговым органом было направлено требование об уплате задолженности № 4015 от 27.06.2023 г., в котором сообщалось о наличии задолженности по налогам и пеням и обязанности погасить ее в установленный срок.
Поскольку указанная задолженность не была уплачена налогоплательщиком, Межрайонная ИФНС №23 России по Самарской области обратилась с заявлением к мировому судье о вынесении судебного приказа на ее взыскание. Мировым судьей судебного участка № 108 Комсомольского судебного района г. Тольятти Самарской области 10.02.2025 г. в отношении ФИО1 вынесен судебный приказ № 2а-400/2025, который был отменен 25.02.2025 г. по заявлению должника ФИО1, в связи с чем налоговый орган реализовал свое право на обращение в суд в порядке административного искового производства.
Представитель административного истца в судебное не явился, о дне, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, об отложении, рассмотрении дела без своего участия не просил.
Административный ответчик ФИО1 в судебном заседании с суммой исковых требований не согласился, пояснил, что в 2014 году произошло ДТП, в котором автомобиль получил повреждения и не эксплуатировался. Снять с учета транспортное средство не смог, так как наложен запрет на регистрационные действия, так как у него была кредитная задолженность. Просил суд пересчитать сумму задолженности, ссылался на положение ст. 113, 46, 47, 70 НК РФ. Ранее занимался предпринимательской деятельностью, которую прекратил в прошлом году. Сейчас является самозанятым.
Определением Комсомольского районного суда г. Тольятти Самарской области от 30.07.2025г. к участию в деле в качестве заинтересованного лицо привлечена МИ ФНС № 15 по Самарской области.
Представитель заинтересованного лица МИФНС № 15 по Самарской области в судебное не явился, о дне, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, об отложении рассмотрении дела не просил.
Оснований для отложения судебного разбирательства по делу, предусмотренных ч. ч. 1, 6 ст. 150, 152 КАС РФ, судом не установлено, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд выслушав ответчика, исследовав письменные материалы административного дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, суд находит административное исковое заявление подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Согласно ч. 6 ст. 289 КАС РФ юридически значимыми обстоятельствами по делам о взыскании обязательных платежей и санкций являются следующие:
- соблюдение срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом;
- имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций.
При этом суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, а также правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса РФ (далее НК РФ, Налоговый кодекс РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
Согласно ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которые возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года № 20-П, налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Как следует из общего правила, предусмотренного ч. 1 ст. 38 НК РФ, объектом налогообложения являются - реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодатель о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения.
К налогам, обязанность уплаты которых возложена на налогоплательщиков – физических лиц, относится, в том числе транспортный налог (гл. 28 НК РФ).
В соответствии со ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. ст. 357-358 НК РФ).
Налоговым периодом признается календарный год (ст. 360 НК РФ).
Согласно ст. 362 Налогового кодекса РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые предоставляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных НК РФ.
Размер ставок, применяемых для исчисления транспортного налога на территории Самарской области, установлен статей 2 Закона Самарской области от 06.11.2002 года № 86-ГД «О транспортном налоге на территории Самарской области».
Сведения о наличии у налогоплательщиков – физических лиц объектов налогообложения по указанным налогам предоставляется в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств (п. 4 ст. 85 НК РФ).
Таким образом, расчет транспортного налога осуществляется исходя из представленных регистрирующими органами сведений.
Указанные органы направляют сведения в налоговые органы по форме, утвержденной приказом ФНС России от 17 сентября 2007 года N ММ-3-09/536@ "Об утверждении форм сведений, предусмотренных статьей 85 Налогового кодекса Российской Федерации" (зарегистрировано в Минюсте России 19 октября 2007 года N 10369).
Пунктом 2 части 1 статьи 18 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено прекращение государственного учета транспортного средства по заявлению прежнего владельца транспортного средства в случае, если новый владелец данного транспортного средства в течение десяти дней со дня его приобретения не обратился в регистрационное подразделение для внесения соответствующих изменений в регистрационные данные транспортного средства.
Как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 25 сентября 2014 года N 2015-0 Федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика, что само по себе не может рассматриваться как нарушение прав налогоплательщиков. Собственник транспортного средства, являясь налогоплательщиком, не может быть освобожден от уплаты транспортного налога до момента снятия автомобиля с регистрационного учета либо регистрации смены его владельца.
Статьей 362 Налогового кодекса РФ установлено, что исчисление транспортного налога прекращается с месяца, следующего за месяцем снятия транспортного средства с учета в регистрирующих органах.
Из анализа положений налогового законодательства следует, что обязанность налогоплательщика по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства, а не от его фактического использования, и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации или иным актом законодательства о налогах и сборах (статья 44 Налогового кодекса РФ), в том числе в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах.
Таким образом, до момента снятия транспортного средства с учета в регистрирующих органах ГИБДД, плательщиком транспортного налога является лицо, за которым зарегистрировано транспортное средство. Прекращение взимания транспортного налога возможно только в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1 в рассматриваемом налоговом периоде на праве собственности принадлежало транспортное средство: автомобиль марки FIATDUCATO, государственный регистрационный знак ... (период регистрации с 09.08.2011г. по дату предоставления ответа 15.08.2025 г.); Принадлежность данного имущества административному ответчику в спорные периоды образования недоимки по налогам и пеням подтверждается сведениями из ГИБДД У МВД по г. Тольятти (л.д. 80-81). Представленные административным ответчиком определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 14.04.2014 г. и справка о ДТП от 14.04.2014 г. о снятии вышеуказанного автомобиля с регистрационного учета и прекращении права владения транспортным средством не свидетельствуют.
Также установлено, что административный ответчик в период с 24.04.2019г. по 17.11.2024 г. является индивидуальным предпринимателей, что подтверждается сведениями из ЕГРИП от 30.09.2025 г. (л.д.83-88).
Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Между тем, в силу п. 2 ст. 52 НК РФ обязанность по исчислению сумм земельного налога, налога на имущество физических лиц и транспортного налога возлагается на налоговый орган. В связи, с чем налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (пункт 3 статьи 52 НК РФ).
В силу части 4 статьи 52 Налогового кодекса РФ налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Согласно положениям пункта 2 статьи 11.2 Налогового кодекса РФ налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах
В силу пункта 4 статьи 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога физическим лицом возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Как отмечается Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 23 ноября 2017 года № 2519-О, в ряде случаев (при уплате имущественных налогов налогоплательщиками - физическими лицами) обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указываются сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52). В процессе реализации указанных норм обязанность по уплате налога не может возникнуть у налогоплательщика ранее даты получения им налогового уведомления, что прямо следует из пункта 4 статьи 57 Налогового кодекса РФ.
В силу п. 1 ст. 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Таким образом, риск ответственности неполучения любой корреспонденции по месту официальной регистрации, вне зависимости от проживания или нет, по такому адресу, несет физическое лицо в полной мере.
Судом установлено, что налоговым органом административному ответчику сформировано налоговое уведомление № 7876101 от 01.09.2022 г. о необходимости уплаты транспортного налога за 2021 год в размере 1793 рублей в срок не позднее 01.12.2022 г. (л.д.25). Направление данного налогового уведомления административному ответчику подтверждается списком заказной почтовой корреспонденции № 6884 от 12.09.2022 г. (л.д.22).
Также налоговым органом административному ответчику сформировано налоговое уведомление № 88940491 от 15.08.2023 г. о необходимости уплаты транспортного налога за 2022 год в размере 1793 рублей, в срок не позднее 01.12.2023 г. Направление и доставление данного налогового уведомления административному ответчику подтверждается скрин-шотом из личного кабинета налогоплательщика ФИО1 (л.д.19 обратная сторона).
Также налоговым органом административному ответчику сформировано налоговое уведомление № 177316451 от 24.08.2024 г. о необходимости уплаты транспортного налога за 2023 год в размере 1793 рублей в срок не позднее 02.12.2024 г. Направление и доставление данного налогового уведомления административному ответчику подтверждается скрин-шотом из личного кабинета налогоплательщика ФИО1 (л.д.19).
Расчеты недоимки по транспортному налогу за 2021-2023 года судом проверены и признаются верными в полном объеме.
Исходя из положений статьи 52 Налогового кодекса РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 Налогового кодекса РФ.
Согласно пунктам 1, 2, 5, 6 статьи 69 Налогового кодекса РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Требование об уплате задолженности должно быть направлено налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту не позднее трех месяцев со дня формирования отрицательного сальдо единого налогового счета этого лица в размере, превышающем 3000 рублей, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (п 1 ст. 70 НК РФ).
В связи с неоплатой задолженности по транспортному налогу в размере 1302,39 рублей, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 27603,47 рублей, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 13149,19 рублей и пеням на сумму 11582,04 рубля административному ответчику направлено требование № 4015 по состоянию на 27.06.2023г. о необходимости уплаты задолженности в срок до 26.07.2023 г. Направление и доставление данного требования административному ответчику подтверждается скрин-шотом из личного кабинета налогоплательщика ФИО1 (л.д.19 обратная сторона).
Указанное требование налогового органа ФИО1 удовлетворены не были, в связи с чем 14.09.2023 г. в соответствии с п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ налоговым органом вынесено решение № 2012 о взыскании задолженности за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, а также электронных денежных средств. Направление и доставление данного решения административному ответчику подтверждается списком почтовых отправлений № 15 (партия 97689) от 18.09.2023 г. (л.д. 23-24).
Поскольку сальдо ЕНС у административного ответчика продолжало оставаться отрицательным до момента принятия налоговым органом решения о взыскании задолженности в судебном порядке, вынесение иного требования не требовалось.
Согласно ч. 1 ст. 72 Налогового кодекса РФ исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться следующими способами: залогом имущества, поручительством, пеней, приостановлением операций по счетам в банке и наложением ареста на имущество налогоплательщика, банковской гарантией.
Согласно статье 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен уплатить в бюджетную систему Российской Федерации в случае неисполнения обязанности по уплате причитающихся сумм налогов в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается дополнительно к причитающимся к уплате суммам налога независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов начиная со дня возникновения недоимки по день (включительно) исполнения совокупной обязанности по уплате налогов.
Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов определяется в процентах от суммы недоимки. Если иное не установлено настоящим пунктом, процентная ставка пени принимается равной для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации.
Согласно представленным административным истцом сведениям и расчетам за период с 07.08.2019 г. - 31.12.2022 г. ФИО1 начислена сумма пеней - 9562,96 рублей (КРСБ), которая состоит из задолженности по:
- страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, по сроку уплаты 31.12.2019 г. – 20140,11 рублей (пени 2679,66 рублей);
- страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, по сроку уплаты 31.12.2020 г. - 32448 рублей (пени 3868,20 рублей);
- страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, по сроку уплаты 10.01.2022 г. - 8469,63 рублей (пени 492,51 рубля);
- страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, по сроку уплаты 10.01.2022 г. - 13432,27 рублей (пени 781,12 рубль);
- транспортному налогу за 2016 год, по сроку уплаты 01.12.2017 г. - 2321 рублей (пени 12,76 рублей);
- транспортному налогу с за 2017 год, по сроку уплаты 03.12.2018 г. – 1793 рублей (пени 517,85 рублей);
- транспортному налогу за 2018 год, по сроку уплаты 02.12.2019 г. - 1793 рублей (пени 356,20 рублей);
- транспортному налогу с ФЛ за 2019 год, по сроку уплаты 01.12.2020 г. - 1793 руб. (пени 131,93 рублей);
- транспортному налогу за 2020 год, по сроку уплаты 01.12.2021 г. - 1793 руб. (пени 123,51 рублей).
- транспортному налогу за 2021 год, по сроку уплаты 01.12.2022 г. - 1793 руб. (пени 13,45 рублей);
- страховым взносам на обязательное медицинское страхование, по сроку уплаты 31.12.2020 г. - 8426 рублей (пени 224,83 рублей);
- страховым взносам на обязательное медицинское страхование, по сроку уплаты 10.01.2022 г. - 2199,37 рублей (пени 127,90 рублей);
- страховым взносам на обязательное медицинское страхование, по сроку уплаты 10.01.2022 г. - 3488,18 рублей (пени 202,83 рублей);
- по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации по сроку уплаты 25.06.2021 г. - 889 рублей (пени 27,95 рублей);
- по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности по сроку уплаты 25.01.2021 г. - 3384 рублей (пени 2,26 рублей).
На отрицательное сальдо ЕНС за период с 01.01.2023 г. - 10.01.2025 г. начислены пени в сумме 12500,41 рублей.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 08.02.2007 N 381-О-П "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества "Ростелеком" на нарушение конституционных прав и свобод положениями пунктов 5 и 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" разъясняется, что обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Взыскание пени, без установления факта уплаты самого налога либо его взыскания налоговым органом в принудительном порядке, недопустимо.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца (ч. 4 ст. 289 КАС РФ).
Согласно представленным административным истцом расчетам пеней (л.д.30), налоговым органом дважды выносились постановления о взыскании задолженностей с индивидуального предпринимателя ФИО1 № 632400782 от 09.03.2021 г. и № 638201025 от 17.03.2022 г., а также 07.08.2019 г. за № 8424 подавалось заявление о вынесении судебного приказа.
Установлено, что по заявлению МИ ФНС России № 19 по Самарской области мировым судьей судебного участка № 108 Комсомольского судебного района г. Тольятти Самарской области 11.10.2019 г. вынесен судебный приказ № 2а-2388/2019 о взыскании с ФИО1 задолженности по транспортному налогу за 2016-2017 года в сумме 4141 рубля и пеням в размере 662,41 рублей (л.д. 91-117).
Из ответа ОСП Комсомольского района г. Тольятти ГУФССП России по Самарской области от 21.08.2025 г. (л.д.72) следует, что на исполнении в ОСП находилось исполнительное производство № 6336/20/63029-ИП, возбужденное 27.01.2020г. на основании исполнительного документа №2а-2388/2019, выданного мировым судьей судебного участка № 108 Комсомольского судебного района г. Тольятти Самарской области в отношении ФИО1, на взыскание задолженности по транспортному налогу за 2016-2017 года в размере 4776,41 рублей. 20.03.2020г. исполнительное производство окончено в соответствии с отсутствием у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание. Доказательств повторного предъявления исполнительного документа к взысканию, исследованные доказательства по делу не содержат.
Между тем, согласно части 1 статьи 21 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов, за исключением исполнительных листов, указанных в частях 2, 4 и 7 настоящей статьи, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 31 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если истек и не восстановлен судом срок предъявления исполнительного документа к исполнению.
Подпунктом 5 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что обязанность налогоплательщика по уплате налогов прекращается, в частности, с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.
Также из ответа ОСП Комсомольского района г. Тольятти ГУФССП России по Самарской области от 21.08.2025 г. следует, что на исполнении находилось исполнительное производство № 37058/22/63029-ИП, возбужденное 18.03.2022г. на основании исполнительного документа №638201025, выданного МИ ФНС России № 23 по Самарской области в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 о взыскании задолженности в размере 30401,01 рублей. 22.12.2022г. исполнительное производство окончено в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 47 ФЗ "Об исполнительном производстве"- задолженность взыскана в полном объеме. При таких обстоятельствах начисление пеней после 22.12.2022 г. признается судом необоснованным.
Доказательств предъявления к принудительному исполнению постановления в порядке ст. 47 НК РФ № 632400782 от 09.03.2021 г. и взыскания задолженности, а также доказательств взыскания задолженности по транспортному налогу за 2018-2020 года, страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2019-2021 года, налогу на добавленную стоимость, по сроку уплаты 25.06.2021г., по единому налогу на вмененный доход для отдельных видом деятельности, по сроку уплаты 25.01.2021 г. в судебном порядке налоговым органом не представлено и судом не установлено.
При таких обстоятельствах судом признаются обоснованными только требования о взыскании задолженности по пеням, начисленным на недоимку по транспортному налогу за 2021-2023 года, которые за период с 02.12.2022 г. по 10.01.2025 г. составили – 1097,79 рублей (использован калькулятор расчета пеней по налогам и страховым взносам на официальном сайте https://calc.consultant.ru).
Доказательств отсутствия у административного ответчика задолженности по пеням на сумму 1?097,79 рублей или наличия задолженности в меньшем размере суду не представлено и судом не установлено. Вопреки доводам административного ответчика налоговым законодательство возможность снижения размера пеней ввиду сложных жизненных обстоятельств не предусмотрена. Таким образом, смерть его супруги основанием для снижения задолженности по пеням не является.
В соответствии с ч. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ налоговый орган вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности:
1) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер отрицательного сальдо превышает 10 тысяч рублей;
2) не позднее 1 июля года, следующего за годом, в течение которого налоговым органом осуществлено обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности, в случае неисполнения обязанности по требованию об уплате задолженности, на основании которого подано такое заявление, и образовании после подачи предыдущего заявления задолженности, подлежащей взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме более 10 тысяч рублей,
либо года, на 1 января которого сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, превысила 10 тысяч рублей,
либо года, на 1 января которого истекло три года со срока исполнения требования об уплате, и сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, не превысила 10 тысяч рублей,
либо года, на 1 января которого истекло три года, следующих за годом, в течение которого налоговый орган обратился в суд с заявлением о взыскании задолженности, и при этом по требованию об уплате указанной задолженности, взыскиваемой в судебном порядке, образовалась новая сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме менее 10 тысяч рублей.
В случае внесения в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об утрате силы государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя заявление о взыскании задолженности, в отношении которой в реестре решений о взыскании задолженности не размещены поручение налогового органа на перечисление суммы задолженности и (или) постановление о взыскании задолженности, подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня утраты силы государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя либо в течение шести месяцев со дня вступления в силу решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения налогового органа об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в случае, если соответствующее решение вступило в силу после дня утраты силы государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке главы 32 КАС РФ может быть подано только в случае отмены судебного приказа о взыскании обязательных платежей и санкций либо отказа в принятии заявления о вынесении судебного приказа (абзац 2 части 4 статьи 48 НК РФ).
Судом установлено, что в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей запись об утрате силы государственной регистрации ФИО1 в качестве индивидуального предпринимателя внесена 17.11.2024 г.
С заявлением о вынесении судебного приказа МИ ФНС России № 23 по Самарской области обратилась к мировому судье судебного участка № 108 Комсомольского судебного района г. Тольятти Самарской области 05.02.2025 г.
10.02.2025 г. мировым судьей судебного участка №108 Комсомольского судебного района г. Тольятти Самарской области вынесен судебный приказ № 2а-400/2025, о взыскании с ФИО1 задолженности по налогу за счет имущества физических лиц за 2021-2024 г. и пеням в сумме 27206,76 рублей, из которых налог 5143,39 рублей, пени – 22063,37 рублей.
По заявлению налогоплательщика мировым судьей судебного участка № 108 Комсомольского судебного района г. Тольятти Самарской области 25.02.2025г. ранее выданный судебный приказ отменен, в связи с чем налоговый орган 23.06.2025 г. обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Таким образом, сроки обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, а также срок обращения в Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области с настоящим административным исковым заявлением административным истцом соблюдены.
Полномочия административного истца подтверждаются приказом руководителя управления ФНС по Самарской области от 28.12.2021 г. № 01-04/230 «О проведении мероприятий по передаче отдельных функций в Межрайонную ИФНС России №23 по Самарской области» и положением о Межрайонной ИФНС России № 23 по Самарской области, утвержденным приказом УФНС России по Самарской области от 30.12.2021 г. № 01-04/237, согласно которым функция по управлению долгами централизована на базе Межрайонной ИФНС России № 23 по Самарской области в полом объеме.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований административного истца в части взыскания с административного ответчика ФИО1 недоимки по:
- транспортному налогу за 2021 год в размере 1302,39 рублей;
- транспортному налогу за 2022 год в размере 1793 рублей;
- транспортному налогу за 2023 год в размере 1793 рублей;
- пеням в размере 1?097,79 рублей, а всего на общую сумму 5986,08 рублей.
Доказательств отсутствия указанной задолженности по транспортному налогу и пеням, или доказательств, подтверждающих меньший размер задолженности, административным ответчиком не представлено и судом таких доказательств не установлено.
На основании ч. 1 ст. 111 КАС РФ по делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям. В данном случае административный истец на основании п.п.19 п.1 ст. 333.36 НК РФ был освобожден от уплаты государственной пошлины, таким образом, указанные расходы подлежат взысканию с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
На основании ст. 333.19 НК РФ с административного ответчика ФИО1 в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 32, 45, 48, 59, 69-72, 75 НК РФ, ст. ст. 175-180, 286-290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 23 по Самарской области к ФИО1 (ИНН ... о взыскании недоимки по налогам и пеням – удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО1 зарегистрированного и проживающего по адресу: Самарская область, г. Тольятти, ул. Лизы ФИО2, д. 85, кв. 154, в пользу государства в лице Межрайонной ИФНС России № 23 по Самарской области задолженность по:
- транспортному налогу за 2021 год в размере 1302,39 рублей;
- транспортному налогу за 2022 год в размере 1793 рублей;
- транспортному налогу за 2023 год в размере 1793 рублей;
- пеням в размере 1?097,79 рублей, а всего на общую сумму 5986,08 рублей.
Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 4 000 рублей.
В удовлетворении административных исковых требований в остальной части – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Самарский областной суд через Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области.
Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 4 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Самарский областной суд через Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области.
Судья И.А. Милованов
Мотивированное решение составлено 17 октября 2025 года.