Дело № 2а-241/2025
УИД 22RS0071-01-2025-000269-70
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Яровое 31 октября 2025 года
Яровской районный суд Алтайского края в составе
председательствующего судьи Гросс А.И.
при помощнике судьи Безвинюк А.В.
с участием представителя административного ответчика ФИО1
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 16 по Алтайскому краю к ФИО2 о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, по транспортному налогу, пени,
УСТАНОВИЛ:
23.07.2025 Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 16 по Алтайскому краю (далее – Межрайонная ИФНС № 16 по Алтайскому краю) обратилась в суд с административным иском к ФИО2 о взыскании недоимки по налогу на имущество, транспортному налогу, по пене.
В обоснование своих требований, что ФИО2, являясь собственником транспортных средств, обязан уплатить в установленный срок транспортный налог за налоговый период 2020 год в размере 3 033 руб. автомобили: <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <данные изъяты> – 2 700 руб., <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <данные изъяты> - 333 руб. Также ФИО2, являясь собственником объектов недвижимого имущества, обязан уплатить в установленный срок налог на имущество: квартира, кадастровый номер №, <адрес>, 115 руб. за налоговый период 2021 год и 126 руб. за налоговый период 2022 год. Налогоплательщику с использованием сервиса «Личный кабинет налогоплательщика» направлены налоговые уведомления № 28835203 от 01.09.2021 на уплату транспортного налога за 2020 год, № 15696056 от 01.09.2022 и № 102377600 от 15.08.2023 на уплату налога на имущество за 2021-2022 г.г. В соответствии со ст.ст. 69,70 НК РФ должнику направлено требование об уплате задолженности № 217908 от 25.09.2023 на сумму 14 769,96 руб., в котором сообщалось о наличии отрицательного сальдо ЕНС, сумме задолженности и обязанности уплатить в установленный срок сумму отрицательного сальдо ЕНС. Дата образования отрицательного сальдо ЕНС 06.01.2023 в сумме 13937,42 руб., в том числе пени 2666,58 руб., принятые из ОКНО при переходе в ЕНС. 27.08.2024 сформировано заявление о вынесении судебного приказа № 16870, размер отрицательного сальдо на момент формирования заявления составил 15245, 79 руб., в том числе пени 5470,87 руб. Остаток непогашенной задолженности по пене, обсеченный ранее принятыми мерами взыскания составляет 252,20 руб., соответственно в заявление о вынесении судебного приказа включены пени 5218,67 руб. (5470,87 руб. – 252,20 руб.). Мировым судьей судебного участка г. Яровое 14.10.2024 вынесен судебный приказ № 2а-2234/2024 о взыскании с ФИО2 задолженности по налогам и пени, от налогоплательщика поступили возражения относительно исполнения судебного приказа, 24.01.2025 определением судебный приказ отменен. С учетом корректировки в период с 06.1202024 по 02.04.2025 сумма задолженности по пене составила 424,22 руб.
На основании изложенного налоговый орган просит суд взыскать с ФИО2 недоимки: по налогу на имущество за 2022 год в размере 126 руб., по налогу на имущество за 2021 год в размере 66,62 руб., по транспортному налогу за 2020 год в размере 273 руб., суммы пени размере 424,22 руб., на общую сумму 889,84 руб.
Представитель административного ответчика ФИО1 в судебном заседании возражал относительно заявленных требований, просил отказать в удовлетворении иска в полном объеме. ФИО1 пояснил, что транспортный налог выставлен неправомерно, поскольку автомобили проданы в 2018 году. По налогу на имущество, квартира в г. Славгороде административным ответчиком продана за пределами 2021 года, в Краснодарском крае – ему принадлежит 1/4 доля и в 2011 году данное имущество после подтопления переведено в нежилое помещение, в связи, отсутствует обязанность по уплате транспортного налога и налога на имущество физических лиц. Кроме того, поскольку определение об отмене судебного приказа вынесено 24.01.2025 в связи с чем административный истец обратился с исковым заявлением за пределами шестимесячного срока.
Представитель административного истца, административный ответчик в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения административного дела надлежащим образом об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали. В административном исковом заявлении заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного истца.
Руководствуясь ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Исследовав письменные материалы дела, заслушав представителя административного ответчика, суд приходит к следующему.
Положениями ч. 1 ст. 286 КАС РФ предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
При этом, в соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации. Согласно ч. 4 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в п. 1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).
Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст. 2 НК РФ). Таким образом, налоговые правоотношения это публичные правоотношения, а уплата налога является публичной и конституционной обязанностью каждого налогоплательщика.
Согласно положениям ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора (п. 2 ст. 44 НК РФ).
Возникновение обязанности по уплате налога законодательство о налогах и сборах связывает с наличием у налогоплательщика объекта налогообложения (п. 1 ст. 38 НК РФ). Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй названного Кодекса и с учетом положений этой статьи.
В соответствии со ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, если иное не предусмотрено статьей 356.1 настоящего Кодекса.
Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса (п. 1 ст. 357 НК РФ).
Из пп. 1 п. 1 ст. 359 НК РФ следует, что налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Согласно п. 1 ст. 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну, одну единицу валовой вместимости транспортного средства или одну единицу транспортного средства.
Налоговые ставки, указанные в п. 1 ст. 361 НК РФ, могут быть увеличены (уменьшены) законом субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз.
Указанное ограничение размера уменьшения налоговых ставок законами субъекта Российской Федерации не применяется в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л.с. (до 110,33 кВт) включительно (ч. 2 ст. 3614 НК РФ).
Законом Алтайского края от 10.10.2002 № 66-ЗС «О транспортном налоге на территории Алтайского края» установлена ставка в отношении легковых автомобилей:
- свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно – 20 руб.,
- свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно – 25 руб.,
- свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно – 60 руб.,
- свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) – 120 руб.
Как следует из материалов дела, административному ответчику принадлежали:
- в период с 22.03.2016 по 17.12.2020 легковой автомобиль – <данные изъяты>, 1991 года выпуска, с мощностью двигателя – 135 л.с. (99 кВт);
- в период с 09.08.2016 по 20.07.2018 легковой автомобиль – <данные изъяты>, 2001 года выпуска, VIN: <данные изъяты>, с мощностью двигателя – 70 л.с. (52 кВт);
- в период с 22.11.2017 по 30.04.2020 легковой автомобиль – <данные изъяты>, 1990 года выпуска, с мощностью двигателя – 100 л.с. (73,5 кВт);
- в период с 16.06.2018 по 12.08.2020 легковой автомобиль – <данные изъяты>, 2002 года выпуска, VIN: <данные изъяты>, с мощностью двигателя – 74,5 л.с. (54,8 кВт);
- в период с 16.06.2021 по 25.01.2023 легковой автомобиль – <данные изъяты>, 2002 года выпуска, VIN: <данные изъяты>, с мощностью двигателя – 76,7 л.с. (56,4 кВт);
- в период с 16.06.2021 по 25.01.2023 легковой автомобиль – <данные изъяты>, 2002 года выпуска, VIN: <данные изъяты>, с мощностью двигателя – 76,7 л.с. (56,4 кВт).
С учетом налоговой базы, ставок налога и периода владения транспортным средством налоговым органом верно исчислен транспортный налог за 2020 год в сумме 3033 руб.:
- по транспортному средству - легковой автомобиль – <данные изъяты>, 1991 года выпуска, с мощностью двигателя – 135 л.с. (99 кВт) в размере 2700 руб.;
- по транспортному средству легковой автомобиль – <данные изъяты>, 1990 года выпуска, с мощностью двигателя – 100 л.с. (73,5 кВт) в размере 333 руб.
Согласно п. 1 ст. 362 НК РФ транспортный налог, исчисляется налоговыми органами, срок уплаты налогов установлен не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии с п. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Из п. 4 ст. 57 НК РФ следует, что налоговое уведомление может быть направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика, личный кабинет на едином портале государственных и муниципальных услуг. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Из материалов дела следует, что налоговое уведомление от 01.09.2021 №28835203 направлено ответчику по месту жительства заказным почтовым отправлением 07.10.2021, что подтверждается списком заказных писем № 485521, содержащим сведения о почтовом идентификаторе, номере реестра почтовых отправлений, штемпель отделения почтовой связи о принятии корреспонденции.
Следовательно, у ответчика возникла обязанность по уплате транспортного налога за 2020 год не позднее 1 декабря 2021 года.
В соответствии со ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой.
Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса (статья 400 НК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Как предусмотрено п. 1 ст. 402 НК РФ, если иное не установлено настоящим пунктом, налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Налоговая база в отношении объекта налогообложения за налоговый период 2023 года определяется как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января 2022 года с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей, в случае, если кадастровая стоимость такого объекта налогообложения, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января 2023 года, превышает кадастровую стоимость такого объекта налогообложения, внесенную в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащую применению с 1 января 2022 года, за исключением случаев, если кадастровая стоимость соответствующего объекта налогообложения увеличилась вследствие изменения его характеристик.
В соответствии с п. 3 ст. 403 НК РФ налоговая база в отношении квартиры, части жилого дома определяется как ее кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 20 квадратных метров общей площади этой квартиры, части жилого дома.
Налоговая база в отношении комнаты, части квартиры определяется как ее кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 10 квадратных метров площади этой комнаты, части квартиры (п. 4 НК РФ).
Налоговая база в отношении жилого дома определяется как его кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 50 квадратных метров общей площади этого жилого дома.
Согласно п. 2 ст. 406 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории «Сириус») в размерах, не превышающих:
1) 0,1 процента в отношении: жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат; объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом; единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы один жилой дом; гаражей и машино-мест, в том числе расположенных в объектах налогообложения, указанных в подпункте 2 настоящего пункта; хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства;
2) 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса;
3) 0,5 процента в отношении прочих объектов налогообложения.
В соответствии с п. 3 ст. 406 НК РФ налоговые ставки, указанные в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, могут быть уменьшены до нуля или увеличены, но не более чем в три раза нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории «Сириус»).
Следовательно, налог на имущество физических лиц за 2021, 2022 годы подлежит исчислению исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Из материалов дела следует, что ФИО2 за период с 2021 года по 2022 год на праве собственности принадлежало следующее имущество:
- квартира, расположенная по адресу: <адрес> площадью 43,1, дата регистрации права 18.07.2008;
- летняя кухня, расположенная по адресу: <адрес>, площадью 37,5, дата регистрации права 08.04.2019.
В соответствии с п. 2 ст. 406 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
В силу п. 2 ст. 409 НК РФ налог на имущество физических лиц уплачиваются на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Согласно п. 4 ст. 52 и п. 4 ст. 69 НК РФ налоговое уведомление, требование могут быть направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления, требования по почте заказным письмом налоговое уведомление, требование считаются полученными по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии с п. 1 ст. 409 НК РФ налог на имущество физических лиц за 2021 год, 2022 год с учетом направления уведомлений в 2022, 2023 году подлежали уплате не позднее 1 декабря 2022 года, 1 декабря 2023 года соответственно.
ФИО2 налоговым органом направлены уведомления:
- налоговое уведомление от 01.09.2022 № 15696056 об уплате налога на имущество физических лиц за 2021 год (срок уплаты – 1 декабря 2022 года);
Из материалов дела следует, что налоговое уведомление от 01.09.2022 № 15696056 направлено ответчику по месту жительства заказным почтовым отправлением 03.10.2022, что подтверждается списком заказных писем № 650993, содержащим сведения о почтовом идентификаторе, номере реестра почтовых отправлений, штемпель отделения почтовой связи о принятии корреспонденции.
- налоговое уведомление от 15.08.2023 № 102377600 об уплате налога на имущество физических лиц за 2022 год (срок уплаты – 1 декабря 2023 года). Названное налоговое уведомление от 15.08.2023 передано в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика, личный кабинет на едином портале государственных и муниципальных услуг.
Следовательно, у ФИО2 возникла обязанность по уплате налога на имущество физических лиц за 2021, 2022 годы.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке, предусмотренном статьями 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
В связи с неуплатой налогов, пеней в установленные законом сроки налогоплательщику направлено:
- требование № 121374 об уплате задолженности по налогам и пеням на сумму 3593,42 руб. по состоянию на 17.12.2021 со сроком уплаты до 31.01.2022;
- требование № 217908 об уплате задолженности по налогам и пеням на сумму 14769,96 руб. по состоянию на 25.09.2023 со сроком уплаты до 28.12.2023.
Административный истец обратился в суд с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с ФИО2, включая недоимки по налогам за 2020 – 2022 гг. и пени на общую сумму 10078,67 руб. По результатам рассмотрения данного заявления 14.10.2024 мировым судьей судебного участка г. Яровое Алтайского края вынесен судебный приказ № 2а-2234/2024. Определением мирового судьи судебного участка г. Яровое Алтайского края 24.01.2025 в виду наличия возражений административного ответчика названный судебный приказ отменен.
С административным иском Межрайонная ИФНС России № 16 по Алтайскому краю обратилась в Яровской районный суд Алтайского края 23.07.2025, т.е. в пределах 6 месяцев после отмены судебного приказа (поступило в суд 28.07.2025),
Действующий порядок взыскания налоговой задолженности с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, предполагает, что по общему правилу реализации полномочий налогового органа по судебному взысканию налоговой задолженности предшествует выставление налогоплательщику требования о ее уплате (п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации). Нормативная регламентация направления и исполнения требования об уплате налоговой задолженности подверглась определенным изменениям с введением Федеральным законом № 263-ФЗ институтов «единого налогового платежа» и «единого налогового счета».
До вступления в силу названного Федерального закона НК РФ закреплял, что требование об уплате налога подлежит направлению налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, а требование об уплате задолженности по пеням - не позднее одного года со дня уплаты недоимки либо со дня, когда сумма пеней превысила 3000 рублей (п. 1 ст. 70 НК РФ); требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты его получения (п. 4 ст. 69 НК РФ), а максимальный срок, по истечении которого направленное требование считалось полученным налогоплательщиком, составлял шесть дней (п. 6 ст. 69 НК РФ). Соответственно, налоговое законодательство исходило из самостоятельности требований об уплате недоимки и начисленных пеней. В то же время приведенные нововведения не внесли существенных изменений в регламентацию порядка и сроков взыскания налоговой задолженности с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, установленную в статье 48 НК РФ.
Конституционный Суд Российской Федерации ранее неоднократно указывал на необходимость последовательного соблюдения налоговым органом при осуществлении судебного взыскания налоговой задолженности с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, всех сроков, установленных ст. 48 НК РФ как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и, если судебный приказ отменен, для последующего обращения в суд в исковом порядке (пункты 3 - 4).
С учетом вышеназванной позиции, изложенной в Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 25.10.2024 № 45-П, суду при рассмотрении настоящего дела, в том числе надлежит проверить соблюдение налоговым органом срока обращения в суд по каждой недоимке.
Особенности взыскания налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в том числе сроки для обращения налогового органа в суд с административным исковым заявлением, установлены статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, которая за период с 2017 по 2024 гг. претерпевала изменения в связи с принятием Федеральных законов.
В соответствии с абз. 2 п. 4 ст. 48 НК РФ административное исковое заявление о взыскании задолженности за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке административного судопроизводства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа, об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа либо определения о повороте исполнения судебного приказа, если на момент вынесения судом определения об отмене судебного приказа задолженность была погашена.
Из правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.01.2020 № 12-О, следует, что принудительное взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица, предусмотренное статьей 48 НК РФ, по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (п. 2 данной статьи). При этом при принудительном взыскании суммы налога с налогоплательщика налоговым органом должны быть соблюдены все последовательные сроки, установленные статьей 48 НК РФ как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации (Определение от 08.02.2007 № 381-О-П), установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Возможность принудительного взыскания утрачивается при истечении срока давности взыскания налогов в судебном порядке (п. 3 ст. 46, п. 3 ст. 48 НК РФ).
Порядок списания недоимки и задолженности по пеням штрафам, признанных безнадежными к взысканию, установлен п. 1 ст. 59 НК РФ, в соответствии с которой определен перечень оснований признания безнадежными ко взысканию недоимки и задолженности по пеням и штрафам.
Безнадежными ко взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (пп. 5 п. 1 ст. 59 НК РФ).
В силу пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
В силу пункта 5 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании, предусмотренный пунктами 3 и 4 данной статьи, может быть восстановлен судом.
Таким образом, при разрешении спора и определения наличия у административного ответчика задолженности, подлежащей взысканию, суду надлежит проверить правильность формирования единого налогового счета с учетом того, что в совокупную обязанность не подлежали включению суммы недоимки и пени, безнадежные к взысканию по состоянию на 31 декабря 2022 года, а также правильность произведенного налоговым органом расчета пеней, с учетом поступивших в погашение задолженности платежей.
Судом установлено и следует из материалов дела, что налоговым органом по состоянию на 01.01.2023 в совокупную обязанность налогоплательщика ФИО2 включена сумма 13937,42 руб., из них по уплате налогов – 11270,84 руб.: по транспортному налогу за 2020 год – 3033 руб., за 2018 год – 4108 руб., за 2017 год – 2165,92 руб.; по налогу на имущество физических лиц (ОКТМО 03625101) за 2021 год – 495 руб., за 2020 год – 450 руб., за 2015 год – 83 руб., за 2012 год – 26, 32 руб.; по налогу на имущество физических лиц (ОКТМО 01719000) за 2021 год – 115 руб., за 2020 год – 97 руб.; по земельному налогу за 2015 год – 436 руб., за 2014 год – 261,60 руб.
Вместе с тем, с указанными действиями налогового органа нельзя согласиться, исходя из следующего.
Федеральным законом от 14.07.2022 № 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и второю НК РФ» (далее – Федеральный закон от 14.07.2022 № 263-ФЗ) в НК РФ включена статья 11.3 «Единый налоговый платеж. Единый налоговый счет».
Согласно п. 1 ст. 11.3 НК РФ единым налоговым платежом признаются денежные средства, перечисленные налогоплательщиком, плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом и (или) иным лицом в бюджетную систему Российской Федерации на счет Федерального казначейства, предназначенные для исполнения совокупной обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, а также денежные средства, взысканные с налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента в соответствии с настоящим Кодексом.
Из пункта 4 статьи 11.3 НК РФ единый налоговый счет ведется в отношении каждого физического лица и каждой организации, являющихся налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и (или) налоговыми агентами (в том числе при исполнении обязанности управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета в связи с выполнением договора инвестиционного товарищества).
В соответствии с п. 5 ст. 11.3 НК РФ совокупная обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счете лица, указанного в пункте 4 настоящей статьи, в валюте Российской Федерации на основе, в том числе налоговых уведомлений - со дня наступления установленного законодательством о налогах и сборах срока уплаты соответствующего налога (пп. 6 п. 5 ст. 11.3 НК РФ); исполнительных документов о взыскании с лица, указанного в пункте 4 настоящей статьи, государственной пошлины - со дня выдачи судом соответствующего исполнительного документа, который для целей учета совокупной обязанности на едином налоговом счете признается установленным сроком уплаты (пп. 12 п. 5 ст. 11.3 НК РФ); иных документов, предусматривающих возникновение, изменение, прекращение обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и (или) процентов, установленной законодательством о налогах и сборах, - не ранее наступления срока уплаты соответствующих налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов (пп. 17 п. 5 ст. 11.3 НК РФ).
В силу п. 6 ст. 11.3 НК РФ сумма пеней, рассчитанная в соответствии со статьей 75 настоящего Кодекса, учитывается в совокупной обязанности со дня учета на едином налоговом счете недоимки, в отношении которой рассчитана данная сумма.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ сальдо единого налогового счета организации или физического лица формируется 1 января 2023 года с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей, в порядке, аналогичном установленному статьей 11.3 НК РФ, на основании имеющихся у налоговых органов по состоянию на 31 декабря 2022 года сведений, в том числе о суммах неисполненных обязанностей организации или физического лица, являющихся налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов и (или) налоговыми агентами, по уплате налогов, авансовых платежей, государственной пошлины, в отношении уплаты которой налоговому органу выдан исполнительный документ, иных сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.
При этом согласно ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ в целях пункта 1 части 1 настоящей статьи в суммы неисполненных обязанностей не включаются суммы недоимок по налогам, государственной пошлине, в отношении уплаты которой налоговому органу выдан исполнительный документ, иным сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации процентам, по которым по состоянию на 31 декабря 2022 года истек срок их взыскания.
Согласно п. 1 ч. 9 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ с 1 января 2023 года взыскание сумм недоимки по налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, процентам осуществляется с учетом следующих особенностей: требование об уплате задолженности, направленное после 1 января 2023 года в соответствии со статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), прекращает действие требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, направленных до 31 декабря 2022 года (включительно), в случае, если налоговым органом на основании таких требований не приняты меры взыскания, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона).
Таким образом, сальдо единого налогового счета на 1 января 2023 года формируется на основании имеющихся у налоговых органов по состоянию на 31.12.2022 данных, в частности, о суммах неисполненных (до 1 января 2023 года) обязанностей налогоплательщика по уплате налогов (кроме тех по которым истек срок взыскания). При этом требование об уплате задолженности, направленное после 1 января 2023 года, прекращает действие требований, направленных до 31 декабря 2022 года (включительно), если налоговым органом не были приняты меры взыскания на основании таких требований (п.п. 2, 3 ст. 45, ст. 48, п. 1 ст. 69 НК РФ).
Установлено, что решением Яровского районного суда от 08.09.2020 отказано в удовлетворении исковых требований налогового органа о взыскании с ФИО2 задолженности по транспортному налогу за 2017 год и пени, налогу на имущество физических лиц за 2015 год и пени. Решение суда вступило в законную силу 09.10.2020.
Решением Яровского районного суда от 27.09.2022 отказано в удовлетворении исковых требований налогового органа о взыскании с ФИО2 задолженности по транспортному налогу за 2017 год, 2018 год, 2019 год и пени, налогу на имущество физических лиц за 2017 год, 2018 год, 2019 год и пени, по земельному налогу за 2016 год и пени. Решение суда вступило в законную силу 08.11.2022.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что задолженность по транспортному налогу за 2018 год – 4108 руб., за 2017 год – 2165,92 руб.; по земельному налогу за 2015 год – 436 руб., за 2014 год – 261,60 руб.; по налогу на имущество физических лиц (ОКТМО 03625101) за 2015 год – 83 руб., за 2012 год – 26, 32 руб. подлежали признанию безнадежными к взысканию, и как следствие необоснованно включены в размер совокупной обязанности ЕНС налогоплательщика.
Кроме того, не подлежали включению в совокупную налоговую обязанность пени исчисленные по единому налогу на вмененный доход в сумме 10,68 руб., по транспортному налогу (за 2016 год, 2017 год, 2018 год) – 2013,17 руб., по налогу на имущество физических лиц (за 2012 год, за 2015 год) – 57,72 руб., по земельному налогу (за 2014 год, за 2015 год) – 333,83 руб., поскольку налоговым органом утрачено право на взыскание данных налогов.
Так, в соответствии с п.п. 1, 2 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная этой статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В соответствии с положениями ст. 75 НК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2023 года) пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 НК РФ, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего дня за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно.
Из пункта 3 статьи 75 НК РФ следует, что сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.
Пункт 4 статьи 75 НК РФ определяет, что пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной: для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Согласно п. 5 ст. 75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Таким образом, пени подлежат уплате налогоплательщиком в случае возникновения у него недоимки по налогу. Исходя из положений п. 5 ст. 75 НК РФ, пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
В соответствии с правовой позицией Конституционного суда Российской Федерации от 17.02.2015 № 422-О, положения НК РФ, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.
Таким образом, пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога.
Таким образом, суд приходит к выводу, что по состоянию на 01.01.2023 включению в ЕНС подлежала сумма – 4441,18 руб., из них по налогам в размере 4190 руб. (по транспортному налогу за 2020 год – 3033 руб., по налогу на имущество физических лиц (ОКТМО 03625101) за 2020 - 2021 годы на сумму 945 руб., по налогу на имущество физических лиц (ОКТМО 01719000) за 2020 – 2021 годы на сумму 212 руб.) и пени – 251,18 руб. (по транспортному налогу за 2020 год – 208,92 руб., по налогам на имущество физических лиц за 2020 – 2021 годы – 42,26 руб.).
Поскольку недоимка по налогам на дату выставления налоговым органом – 25.09.2023 составляла 4190 руб., а сумма пени в размере 562,50 руб., то при таких обстоятельствах в соответствии со ст. 48 НК РФ (в редакции, действовавшей в момент спорных правоотношений) налоговый орган обратился с заявлением о выдаче судебного приказа своевременно, как и в последующем с настоящим исковым заявлением.
Из искового заявления следует, что дата образования отрицательного сальдо ЕНС 06.01.2023 в сумме 13937,42 руб., в том числе пени 2666,58 руб. и предоставлен расчет пени по 27.08.2024 (на момент формирования заявления о выдаче судебного приказа), между с тем, суд не соглашается с предоставленным расчетом, поскольку в совокупную обязанность налогоплательщика по уплате налогов подлежала включению недоимка в размере 4 190 руб. с последующим доначислением налога на имущество физических лиц за 2022 год в размере 670 руб.
С учетом изложенного, подлежала начислению пеня за период с 01.01.2023 по 27.08.2024 в размере 1400,37 руб. (пеня по состоянию на 01.0.1.2023) 251,18 + руб. + 1149,19 (с 01.01.2023 по 27.08.2024).
Из материалов дела, следует, что 01.10.2024 от ФИО2 поступил платеж в размере 800 руб., который необоснованно распределен налоговым органом в налоги за 2014 год и за 2015 год (л.д. 228).
Кроме того, 23.01.2025 произведено удержание по судебному приказу № 2а-2234/2024 на сумму 5777,38 руб., между тем, распределение налоговым органом 3308 руб. в транспортный налог за 2018 год (л.д. 228) также является незаконным.
Согласно ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ денежные средства, поступившие после 1 января 2023 года в счет погашения недоимки по налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, процентам, учитываются в качестве единого налогового платежа и определяются по принадлежности в соответствии со ст. 45 НК РФ.
В соответствии с п. 8 ст. 45 НК РФ принадлежность сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, определяется налоговыми органами на основании учтенной на едином налоговом счете налогоплательщика суммы его совокупной обязанности с соблюдением следующей последовательности:
1) недоимка по налогу на доходы физических лиц - начиная с наиболее раннего момента ее возникновения;
2) налог на доходы физических лиц - с момента возникновения обязанности по его перечислению налоговым агентом;
3) недоимка по иным налогам, сборам, страховым взносам - начиная с наиболее раннего момента ее возникновения;
4) иные налоги, авансовые платежи, сборы, страховые взносы - с момента возникновения обязанности по их уплате (перечислению);
5) пени;
6) проценты;
7) штрафы.
Учитывая, внесенные ФИО2 01.10.2024 и 23.01.2025 платежи на общую сумму в размере 6577,38 руб. покрывающий задолженность ФИО2 по налогам и по пени, суд не находит оснований для удовлетворения требований налогового органа по настоящему административному исковому заявлению.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №16 по Алтайскому краю к ФИО2 о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, по транспортному налогу, пени оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Яровской районный суд Алтайского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья А.И. Гросс
Мотивированное решение составлено 17.11.2025.