Дело № 2а-3316/2025
64RS0044-01-2025-004459-06
Решение
Именем Российской Федерации
26 ноября 2025 года город Саратов
Заводской районный суд города Саратова в составе:
председательствующего судьи Савиной Т.В.,
при секретаре Баженовой А.Е.;
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 20 по Саратовской области (далее – МИФНС) к ФИО1 о взыскании налога и пени,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 20 по Саратовской области (далее – МИФНС № 20) обратилась в суд с указанным административным иском, в котором просит взыскать с ФИО1 задолженность в общей сумме <данные изъяты>. в том числе: транспортный налог с физических лиц за <Дата> год в сумме <данные изъяты> налог на доходы физических лиц с доходов, полученных физическим лицами в соответствии со ст.228 НК РФ, за <Дата> год в размере <данные изъяты> пени за период с <Дата> в размере <данные изъяты>., указав следующее.
ФИО1 состоит на налоговом учете в МИФНС № 19.
Главой 23 НК РФ определены налогоплательщики налога на доходы физических лиц и установлены порядок и сроки уплаты НДФЛ.
В адрес Инспекцию от АО "СОГАЗ" поступили сведения по форме 2-НДФЛ за <Дата> года с указанием дохода в размере <данные изъяты>
Сумма дохода, согласно сведений АО "СОГАЗ", за <Дата> год составила <данные изъяты>., сумма налога - <данные изъяты>) п.1 ст.224 НК РФ). Расчет суммы налога произведен в налоговом уведомлении от <Дата> № <№> за <Дата> год.
На основании сведений регистрирующих органов инспекцией установлено, ФИО1 является владельцем с <Дата> транспортного средства <данные изъяты>, мощность <данные изъяты> л.с., государственный регистрационный знак <№> и в соответствии со ст.357 НК РФ является плательщиком транспортного налога: налог за <Дата> год составил <данные изъяты>месяца владения), налог не оплачен.
Инспекцией в адрес налогоплательщика направлено уведомление № <№> от <Дата>
В связи с тем, что в установленные НК РФ сроки обязанность по уплате налогов, сборов должником не исполнена, на сумму образовавшейся задолженности в соответствии со ст. 75 НК РФ начислены пени с <Дата> (в условиях ЕНС) в размере <данные изъяты> исчислены в том числе: <данные изъяты>., начисленные на недоимку (общее отрицательное сальдо в размере <данные изъяты>. за период с <Дата> за <данные изъяты> дн. по ставке ЦБ <данные изъяты>
Требование об уплате задолженности по состоянию на <Дата> № <№> сформировано и направлено в срок установленный статьей 70 НК РФ, с учетом Постановления Правительства Российской Федерации от 29.03.2023 № 500 "О мерах по урегулированию задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, в 2023 году", в связи с наличием отрицательного сальдо ЕНС.
В адрес Налогоплательщика направлено заказной почтовой корреспонденцией направлено решение от <Дата> № <№> о взыскании задолженности за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка, иного лица) в банках, а также электронных денежных средств.
По истечении срока исполнения требования, обязанность налогоплательщика по уплате налога не исполнена.
МИФНС обращалось с заявление о взыскании недоимки и пени по налогам. Мировым судьей судебного участка № 8 Заводского района г.Саратова вынесен судебный приказ № <№>, который отменен – <Дата>, связи с чем, предъявлен настоящий иск.
Лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судом постановлено рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
В ранее состоявшемся судебном заседании административный ответчик ФИО1 не отрицал о имеющейся задолженности по транспортному налогу, пояснил что решением Фрунзенского суда г.Саратова с АО "СОГАЗ" было взыскано страховое возмещение, неустойки и штраф.
Исследовав материалы административного дела, суд пришел к следующему.
Обязанность по оплате законно установленных налогов и сборов предусмотрена статьей 57 Конституции Российской Федерации.
Как определено статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
В силу положений части 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В соответствии со статьёй 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу пункта 4 статьи 397 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 1 статья 409 НК РФ).
Статьей 358 НК РФ предусматривается, что объектом налогообложения по транспортному налогу признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (пункт 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации).
Законом Саратовской области от 25.11.2002 № 109-ЗСО на территории Саратовской области введен транспортный налог (далее – Закон № 109-ЗСО),
Транспортный налог рассчитывается по формуле: налоговая база (лошадиные силы)*налоговая ставка (ст.2 Закона № 109-ЗСО)*количество (коэффициент) месяцев владения. 12/12*доля в праве = сумма налога.
В статье 45 НК РФ определено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога физическим лицом в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 69 НК РФ требованием об уплате задолженности признается извещение налогоплательщика о наличии отрицательного сальдо единого налогового счета и сумме задолженности с указанием налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов на момент направления требования, а также об обязанности уплатить в установленный срок сумму задолженности.
На основании п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате задолженности может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика, а также может быть передано налогоплательщику - физическому лицу в электронной форме через личный кабинет на едином портале государственных и муниципальных услуг. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии с пунктом 1 статьи 70 НК РФ требование об уплате задолженности должно быть направлено налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту не позднее трех месяцев со дня формирования отрицательного сальдо единого налогового счета этого лица.
Постановлением Правительства РФ от 20.10.2022 № 1874 предельные сроки направления требования об уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, страховых взносов увеличены на 6 месяцев.
Постановлением Правительства РФ от 29.03.2023 № 500 в 2023 предельные сроки направления требований об уплате задолженности и принятия решений о взыскании задолженности увеличиваются на 6 месяцев.
После 01.01.2023 в случае увеличения отрицательного сальдо направление дополнительного (уточненного) требования об уплате задолженности законодательством Российской Федерации по налогам и сборам не предусмотрено.
На основании сведений регистрирующих органов инспекцией установлено, ФИО1 является владельцем с <Дата> транспортного средства <данные изъяты>, мощность <данные изъяты> л.с., государственный регистрационный знак <№> и в соответствии со ст.357 НК РФ является плательщиком транспортного налога: налог за <Дата> год составил <данные изъяты>(месяца владения), налог не оплачен.
Инспекцией в адрес налогоплательщика направлено уведомление № <№> от <Дата>
Главой 23 НК РФ определены налогоплательщики налога на доходы физических лиц и установлены порядок и сроки уплаты НДФЛ.
Согласно п.1 ст.224 НК РФ налоговая ставка устанавливается в следующих размерах: 13 процентов.
В соответствии со ст.207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Из п.1 ст.210 НК РФ следует, при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и натуральной формах, или право на распоряжение, которыми у него возникло.
При этом, согласно статье 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая для физических лиц в соответствии с главой 23 "Налог на доходы физических лиц" названного Кодекса.
В соответствии с п.1 ст. 226 НК РФ российские организации, индивидуальные предприниматели, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 названной статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 данного Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных этой статьей.
Исчисление сумм и уплата налога в соответствии с указанной статьей производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, с зачетом ранее удержанных сумм налога (пункт 2).
При невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму, налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.
Форма сообщения о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога, а также порядок его представления в налоговый орган утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (пункт 5).
Статьей 217 НК РФ определены виды доходов, которые не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения). Данный перечень является исчерпывающим.
Согласно п.5 ст.226 НК РФ при невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога
На основании п.6 ст.228 НК РФ налогоплательщики, получившие доходы, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы в порядке, установленном п.5 ст.226 НК РФ, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога. Соответственно п.2 ст. 52 НК РФ, в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Так по запросу суда, вступившем в законную силу решением Фрунзенского районного суда г.Саратова от <Дата> по гражданскому делу № <№> с АО "СОГАЗ" в пользу ФИО1 взыскано страховое возмещение в размере <данные изъяты>., неустойка в размере <данные изъяты>, руб., штраф в размере <данные изъяты>., расходы по оплате услуг юридических услуг в общем размере <данные изъяты>., компенсация морального вреда в размере <данные изъяты>. Также с АО "СОГАЗ" в пользу ФИО1 взыскана неустойка за каждый день просрочки, начиная со дня, следующего за днем вынесения судебного решения по день фактического исполнения судебного решения, из расчета 1 % от стоимости услуги, но не более размера страховой премии в сумме <данные изъяты>. Факт выплаты денежных средств подтверждается платежным поручением № <№> от <Дата>
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от <Дата> решение Фрунзенского районного суда г.Саратова <Дата> года оставлено – без изменения, апелляционная жалоба АО "СОГАЗ" – без удовлетворения.
<Дата> определением Первого Кассационного суда общей юрисдикции решение Фрунзенского районного суда г.Саратова от <Дата> года, апелляционное определением судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от <Дата> оставлены – без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.
В адрес Инспекцию от АО "СОГАЗ" поступили сведения по форме 2-НДФЛ за <Дата> года с указанием дохода в размере <данные изъяты>., сумма налога составила <данные изъяты>
Сумма дохода, согласно сведений АО "СОГАЗ", за <Дата> год составила <данные изъяты>., сумма налога - <данные изъяты> п.1 ст.224 НК РФ). Расчет суммы налога произведен в налоговом уведомлении от <Дата> № <№> за <Дата> год, налог не оплачен.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 14.07.2022 года № 263-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации", по состоянию на <Дата> сформировано вступительное сальдо ЕНС на основании сведений, имеющихся у налоговых органов по состоянию на <Дата>
В соответствии с абзацем первым п. 6 ст. 11.3 НК РФ сумма пеней, рассчитанная в соответствии со ст. 75 НК РФ, учитывается в совокупной обязанности со дня учета на ЕНС недоимки, в отношении которой рассчитана данная сумма.
В связи с тем, что в установленные НК РФ сроки обязанность по уплате налогов, сборов должником не исполнена, на сумму образовавшейся задолженности в соответствии со ст. 75 НК РФ начислены пени с <Дата> (в условиях ЕНС) в размере <данные изъяты> исчислены в том числе: <данные изъяты>., начисленные на недоимку (общее отрицательное сальдо в размере <данные изъяты>. за период с <Дата> за <данные изъяты> дн. по ставке <данные изъяты>
Сумма пени подтверждена имеющимся в деле расчетом, произведенным с учетом количества дней просрочки уплаты налога и ставки ЦБ РФ, действующей в соответствующий период, являющимся арифметически верным.
Требование об уплате задолженности по состоянию на <Дата> № <№> сформировано и направлено в срок установленный статьей 70 НК РФ, с учетом Постановления Правительства Российской Федерации от 29.03.2023 № 500 "О мерах по урегулированию задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, в 2023 году", в связи с наличием отрицательного сальдо ЕНС.
В адрес Налогоплательщика направлено заказной почтовой корреспонденцией направлено решение <Дата> № <№> о взыскании задолженности за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка, иного лица) в банках, а также электронных денежных средств.
По истечении срока исполнения требования, обязанность налогоплательщика по уплате налога не исполнена.
<Дата> мировым судьёй судебного участка № 8 Заводского района г.Саратова вынесен судебный приказ <№>, который отменен – <Дата> связи с чем, предъявлен настоящий иск.
С настоящим административным иском налоговый орган обратился – <Дата> то есть в установленный ст. 48 НК РФ срок.
Проверяя расчет налога и пени, суд считает необходимым согласиться с ним. Поскольку правильность расчета задолженности и пени, основанного на действующем законодательстве, не вызывает сомнений, а ответчик не представил доказательств обратного, либо контррасчета, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в полном объеме и взыскивает задолженность в заявленном размере.
В соответствии со ст. 114 КАС РФ с административного ответчика в доход бюджета муниципального образования "Город Саратов" подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты>
Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
решил:
административный иск удовлетворить.
взыскать с ФИО1 (ИНН <№>) в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 20 по Саратовской области задолженность в общей сумме <данные изъяты>. в том числе: транспортный налог с физических лиц за <Дата> год в сумме <данные изъяты>.; налог на доходы физических лиц с доходов, полученных физическим лицами в соответствии со ст.228 НК РФ, за <Дата> год в размере <данные изъяты>., пени за период с <Дата> в размере <данные изъяты>
Взыскать с ФИО1 (ИНН <№>) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Заводской районный суд города Саратова в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме – 28 ноября 2025 года.
Судья Т.В. Савина