Дело №

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Шадринск Курганской области 15 сентября 2022 года

Шадринский районный суд Курганской области в составе

председательствующего судьиБузаева С.В.,

при секретаре судебного заседанияСоколовой Е.В.,

рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Курганской области к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, транспортному налогу, земельному налогу и пени,

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной налоговой службы по Курганской области (далее – УФНС России по Курганской области) обратилось в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании задолженности по по налогу на имущество физических лиц, транспортному налогу, земельному налогу и пени

В обоснование административного иска указано, что административный ответчик является владельцем транспортных средств и в соответствии со ст.ст. 357, 358, абз. 3 п. 1 ст. 363 Налогового кодекса РФ, ст. 5 Закона Курганской области от 26.11.2002 № 255 «О транспортном налоге на территории Курганской области» был обязан уплатить транспортный налог за 2018 год по сроку 02.12.2019 в сумме 16935 руб. на основании налогового уведомления № от 22.08.2019.

Согласно главе 32 Налогового кодекса РФ, решения Шадринской городской думы Курганской области от 25.11.2014 №678 «Об установлении налога на имущество физических лиц» плательщиками налога на имущество признаются физические лица – собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. ФИО1 является собственником имущества – жилого дома. В соответствии со ст. 409 Налогового кодекса РФ был обязан уплатить налог на имущество физических лиц за 2018 год по сроку 02.12.2019 в сумме 1239,00 руб. на основании налогового уведомления № от 29.08.2019.

В соответствии с п. 1 ст. 388 Налогового кодекса РФ плательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого дарения. Налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Применению подлежат ставки, действующие на момент начисления налога. В соответствии со ст. 390 Налогового кодекса РФ налоговой базой является кадастровая стоимость земельного участка. В соответствии со ст. 393 Налогового кодекса РФ налоговым периодом по уплате земельного налога является календарный год. В соответствии с Решением Муниципального образования «Об установлении земельного налога» сумма налога уплачивается по итогам налогового периода. ФИО1 является собственником земельных участков. В соответствии со ст. 397 Налогового кодекса РФ был обязан уплатить земельный налог за 2018 год по сроку 02.12.2019 в сумме 195,00 рублей на основании налогового уведомления № от 29.08.2019.

Административный ответчик в установленный срок самостоятельно не исполнил обязанность по уплате указанных налогов, в связи с чем, в соответствии со ст.75 НК РФ ему были начислены пени, а также направлены требования:

№ от 08.02.2020 об уплате задолженности по налогу и пени за 2018 год в размере 18609,96, в том числе: транспортный налог в размере 16935, 00 руб., пени в размере 238,22 руб., налог на имущество физических лиц в размере 1239,00 руб., земельный налог в размере 195, 00 руб., пени в размере 2,74 руб., срок уплаты по требованию-до 02.04.2020.

21.12.2020 произведена частичная уплата задолженности, с учетом которой исковые требования составляют: транспортный налог 16701, 00 руб., пени 238,22 руб., налог на имущество физических лиц -1221,92 руб., земельный налог – 192,32 руб., пени в размере 2,74 руб.

В связи с неоплатой задолженности по требованию налоговый орган в соответствии со ст. 48 НК РФ обратился с заявлением о выдаче судебного приказа, которое было удовлетворено, выдан судебный приказ № от 21.07.2020, который на основании поступивших от административного ответчика возражений, был отменен определением мирового судьи от 03.03.2022. В связи с этим, УФНС России по Курганской области просило взыскать с ФИО1 задолженность в общей сумме 18356,87 руб., в том числе: налог на имущество физических лиц в размере 1221,92 руб.; транспортный налог в размере 16701,67 руб., пени – 238,22 руб.; земельный налог с физических лиц в размере 192,32 руб., пени в размере 2,74 руб.

Представитель административного истца УФНС России по Курганской области, надлежаще извещённого о времени и месте рассмотрения административного дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть административное дело в отсутствие представителя налогового органа.

Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия, с исковыми требованиями согласен.

Исходя из положений ст. 150, 289 КАС РФ административное дело рассмотрено судом в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению в связи со следующим.

Нормами Федерального закона от 03.07.2016 №243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» определено, что с 01.01.2017 полномочия по администрированию страховых взносов осуществляют налоговые органы.

Приказом УФНС России по Курганской области от 16.12.2021 № 01-04/01-187@ Межрайонная ИФНС России № 1 по Курганской области реорганизована путём присоединения к УФНС России по Курганской области.

Статья 57 Конституции Российской Федерации устанавливает обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 23 Налогового Кодекса РФ (далее - НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Согласно п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

В силу п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Определением мирового судьи судебного участка № Шадринского судебного района Курганской области от 03.03.2022 отменён судебный приказ № от 21.07.2020 о взыскании с должника ФИО1 задолженности за 2018 год по земельному налогу с физических и пени; по налогу на имущество физических лиц; по транспортному налогу и пени, в связи с поступившими возражениями должника.

Настоящий административный иск предъявлен УФНС России по Курганской области в Шадринский районный суд Курганской области 26.08.2022.

Таким образом, срок предъявления административного иска в суд административным истцом соблюдён.

Пунктом 2 статьи 52 НК РФ предусмотрено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Согласно п. 4 ст. 52 НК РФ налоговое уведомление может быть направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57 НК РФ).

На основании п. 2 ст. 69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки в его адрес направляется требование об уплате налога.

В силу п. 6 ст. 69 НК РФ требование может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Согласно п. 1 ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В силу п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пункт 1 статьи 362 НК РФ предусматривает, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами (организациями, должностными лицами), осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ.

Налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год (п. 1 ст. 360 НК РФ).

Налоговые ставки по правилам п. 1 ст. 361 НК РФ устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.

В силу ст. 363 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1). Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом (п. 3).

Пунктом 1 статьи 388 НК РФ установлено, что налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

В соответствии с п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, федеральной территории «Сириус»), на территории которого введен налог.

Согласно п. 1 ст.390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

Для налогоплательщиков – физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п. 4 ст. 391 НК РФ).

Согласно п. 3 ст. 396 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (п.1 ст. 393 НК РФ).

Согласно п.1 ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).

В силу ст. 397 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1). Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом (п. 4).

Согласно ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц (далее – налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

В силу п. 1 ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

На основании ст. 402 НК РФ (здесь и далее в редакции закона по состоянию на момент возникновения спорных правоотношений) налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса (п. 1). Налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи (п. 2). Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения (п. 3).

Согласно п. 7 ст. 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее в настоящей статье - перечень); направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации; размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Законом Курганской области от 26.09.2019 № 131 единой датой начала применения на территории Курганской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения установлено 1 января 2020 года.

Налоговым периодом по налогу на имущество физических лиц признается календарный год (ст. 405 НК РФ).

Налоговые ставки по правилам п. 1 ст. 406 НК РФ устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.

Согласно решению Шадринской городской Думы Курганской области от 25.11.2014 № 678 на территории муниципального образования – город Шадринск налоговая база по налогу на имущество физических лиц определяется: в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в п. 3 ст. 402 НК РФ – исходя из инвентаризационной стоимости; в отношении объектов налогообложения, указанных в п. 3 ст.402 НК РФ – исходя из кадастровой стоимости.

Распоряжением Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области от 28.12.2017 г. № на 2019 год установлен перечень объектов недвижимого имущества на территории Курганский области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

В указанный перечень принадлежащие ФИО1 объекты недвижимости не включены, поэтому налоговая база по данным объектам обоснованно исчислена налоговым органом исходя из инвентаризационной стоимости.

Пункт 2 статьи 408 НК РФ предусматривает, что сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со ст.85 настоящего Кодекса.

В силу ст. 409 НК РФ налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1). Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом (п. 2).

Из материалов административного дела следует, что за ФИО1 зарегистрированы транспортные средства:

- автомобиль грузовой, государственный регистрационный знак №, марка/модель МАЗ 54329-020, VIN отсутствует, год выпуска 2002, дата регистрации права – 13.05.2008, дата утраты права – 11.03.2022;

- трактор, комбайны и специальные автомашины, государственный регистрационный знак №, марка/модель МТЗ-82, VIN №, год выпуска 1988, дата регистрации права- 31.12.2010, дата утраты права – 01.04.2019;

- прочие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, государственный регистрационный знак №, марка/модель Т-16, VIN отсутствует, год выпуска 1985, дата регистрации права- 07.05.2018, дата утраты права – 01.04.2019;

Кроме того, ФИО1 является собственником имущества – жилого дома, расположенного по адресу: 641857, Курганская область, Шадринский район, с. ..., ул. ..., д...., кадастровый номер: №, доля в праве – 1/2, дата регистрации права – 11.06.2008, дата утраты права- нет.

В собственности ФИО1 также имеются земельные участки, расположенные по адресу:

- ..., Курганская область, Шадринский район, с. ..., ул. ..., д...., кадастровый номер: ..., доля в праве - 1, площадь 1534, дата регистрации права- 11.06.2008, дата утраты права- нет;

- ..., Курганская область, Шадринский район, с. ..., ул. ..., д...., кадастровый номер: №, доля в праве - 1, площадь 2170, дата регистрации права- 28.08.2012, дата утраты права- нет;

Право собственности на перечисленные объекты подтверждается сведениями ЕГРН.

Согласно налоговому уведомлению № от 22.08.2019 ФИО1 начислены за 2018 год транспортный налог в размере 16935,00 руб., земельный налог в размере 195 руб. и налог на имущество физических лиц в размере 1239, 00 руб. со сроком уплаты не позднее 02.12.2019. Налоговое уведомление направлено налогоплательщику заказным письмом 22.08.2019.

В установленный в уведомлении срок налогоплательщик не оплатил указанный в нём налог, в связи с чем, в его адрес направлено требование № об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов по состоянию на 08.02.2020 со сроком исполнения до 02.04.2020, из которого следует, что у ФИО1 числится задолженность, включающая транспортный налог 16935 руб. и пени по нему 238,22 руб., земельный налог 195 руб. и пени по нему 2,74 руб., налог на имущество физических лиц 1239 руб.

Указанное требование было направлено административному ответчику заказным письмом 25.02.2020, что подтверждается списком почтовых отправлений

Согласно информации УФНС России по Курганской области, ФИО1 21.12.2020 произведена частичная уплата задолженности по исполнительному производству ССП, в том числе: по транспортному налогу 233,33 руб., по налогу на имущество физических лиц 17,08 руб., по земельному налогу 2,68 руб.

Расчет задолженности по транспортному налогу, земельному налогу и налогу на имущество физических лиц, представленный административным истцом, является правильным, административным ответчиком не оспаривается, недоимка по налогу не погашена, доказательства обратного в материалах административного дела отсутствуют.

В соответствии со ст. 75 НК РФ за неуплату налогоплательщиком налога начисляется пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно (п. 1). При этом процентная ставка пени для физических лиц принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ (п. 4).

Суд признает обоснованным требования административного истца о взыскании пени по транспортному и земельному налогу, поскольку пени на недоимку начисляются с момента просрочки исполнения обязанности по уплате налога до фактического взыскания недоимки (уплаты задолженности по налогу). То есть, начисление пеней продолжается до момента, пока обязанность по уплате налога не будет исполнена. Расчет пени судом проверен и принимается для взыскания, административный ответчик его не оспаривал, иного расчета суду не представил.

На момент рассмотрения административного иска задолженность ФИО1 по транспортному налогу за 2018 год составляет 16701,67 руб., пени за период с 03.12.2019 по 07.02.2020 – 238,22; задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 1221,92 руб.; задолженность по земельному налогу с физических ли за 2018 год в размере 192,32 руб., пени за период с 03.12.2019 по 07.02.2020 – 2,74 руб., всего – 18356,87 руб. При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что административный иск к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному, земельному налогу и пени, а также налогу на имущество с физических лиц за нарушение срока уплаты налога, предъявлен правомерно и подлежит удовлетворению.

В соответствии со статьей 114 КАС РФ государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Управления Федеральной налоговой службы по Курганской области к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени, земельному налогу и пени, налогу на имущество физических лиц удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 в пользу Управления Федеральной налоговой службы по Курганской области 18356 рублей 87 коп., в том числе: задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 1221 рубль 92 коп., задолженность по транспортному налогу за 2018 год в размере 16701 рубль 67 коп., пени по транспортному налогу за период с 03.12.2019 по 07.02.2020 в размере 238 рублей 22 копеек, задолженность земельному налогу с физических лиц в размере 192 рублей, 32 коп., пени по земельному налогу за период с 03.12.2019 по 07.02.2020 в размере 2 рубля 74 коп.

Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в бюджет муниципального образования Шадринский муниципальный округ в сумме 734 рубля 27 коп.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение 1 месяца со дня его вынесения путём подачи апелляционной жалобы через Шадринский районный суд Курганской области.

Судья С.В. Бузаев