Дело №2а-2571/2025
УИД №22RS0066-01-2025-004460-81
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Барнаул 11 ноября 2025 г.
Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе: председательствующего Тагильцева Р.В.,
при секретаре Масликовой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №16 по Алтайскому краю к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному, земельному налогам, налогу на имущество физических лиц и пеней,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №16 по Алтайскому краю (далее – МИФНС) обратилась в суд с административным иском к ФИО1, в котором просит взыскать с административного ответчика задолженность по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ в размере 910 руб., по земельному налогу физических лиц в границах городских округов за ДД.ММ.ГГГГ в размере 3 212 руб., по налогу на имущество физических лиц по ставке, применяемой к объекту налогообложения в границах городского округа, за ДД.ММ.ГГГГ в размере 6 325 руб., а также пени в размере 14 600,17 руб., а всего 25 047,17 руб.
В обоснование требований указано, что ФИО1 (ИНН №) является собственником транспортного средства, поэтому обязан оплачивать транспортный налог (статья 357 Налогового кодекса Российской Федерации, статья 1 Закона Алтайского края «О транспортном налоге на территории Алтайского края»), размер которого за ДД.ММ.ГГГГ составил 910 руб.
Также административный ответчик является собственником земельных участков, поэтому обязан оплачивать земельный налог (статья 388 Налогового кодекса Российской Федерации), размер которого за ДД.ММ.ГГГГ составил 3 212 руб.
Кроме того, ФИО1 является собственником недвижимого имущества, поэтому обязан оплачивать налог на имущество физических лиц (статья 400 Налогового кодекса Российской Федерации), размер которого за ДД.ММ.ГГГГ составил 6 325 руб.
В связи с неуплатой налогов в установленные сроки ФИО1 начислены пени в размере 14 600,17 руб.
Поскольку задолженность до настоящего времени не погашена, налоговый орган обратился с настоящим административным иском в районный суд.
В судебное заседание представитель административного истца МИФНС не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще.
Административный ответчик ФИО1 в судебном заседании возражал против удовлетворения административных исковых требований в части начисления пени, считая суму слишком завышенной.
Суд с учетом положений статей 96, 150, 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав административного ответчика ФИО1, изучив доводы административного иска, исследовав представленные сторонами доказательства в их совокупности с обстоятельствами настоящего административного дела по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к следующему выводу.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации установлена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как отмечено Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 г. №20-П, налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Налоговое законодательство, в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (нормы, цитируемые в настоящем решении здесь и далее, приведены в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений), конкретизируя данный принцип, указывает, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, и разделяет указанный принцип дополнительно на составные части: обязанность уплачивать налог в полном объеме; обязанность своевременно уплачивать налоги; обязанность уплачивать налоги в установленном порядке.
Согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе предъявлять в суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации или арбитражные суды иски (заявления), в частности о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Проверяя соблюдение порядка принудительного взыскания исчисленной налоговым органом задолженности, суд приходит к выводу о том, что указанный порядок не нарушен.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей до 1 января 2023 г.) заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье – заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей (до 23 декабря 2020 г. – 3 000 рублей), за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
В силу пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (абзац 1).
Аналогичные положения содержатся в статье 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей (до 23 декабря 2020 г. – 3 000 рублей), налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей (до 23 декабря 2020 г. – 3 000 рублей) (абзац 2).
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей (до 23 декабря 2020 г. – 3 000 рублей), налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (абзац 3).
Федеральным законом от 14 июля 2022 г. №263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закона №263-ФЗ) в Налоговый кодекс Российской Федерации с 1 января 2023 г. введены положения о едином налоговом платеже и едином налоговом счете (далее – ЕНС).
Совокупная обязанность формируется и подлежит учету на ЕНС, который ведется в отношении каждого физического лица. Исполнение обязанности, числящейся в ЕНС, осуществляется с использованием единого налогового платежа.
Под единым налоговым счетом понимается форма учета налоговыми органами денежного выражения совокупной обязанности, а также денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа (пункт 2 статьи 11.3 настоящего Кодекса).
Сальдо ЕНС представляет собой разницу между общей суммой денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, и денежным выражением совокупной обязанности. Отрицательное сальдо ЕНС формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, меньше денежного выражения совокупной обязанности (пункт 3 статьи 11.3 настоящего Кодекса).
Сальдо ЕНС организации или физического лица формируется 1 января 2023 г. на основании имеющихся у налоговых органов по состоянию на 31 декабря 2022 г. сведений о суммах неисполненных обязанностей организации или физического лица, являющихся налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов и (или) налоговыми агентами, по уплате налогов, авансовых платежей, государственной пошлины, в отношении уплаты которой налоговому органу выдан исполнительный документ, иных сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации процентов (пункт 1 части 1 статьи 4 Федерального закона №263-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 1 января 2023 г.) в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (утратившим статус индивидуального предпринимателя), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган обращает взыскание на имущество физического лица посредством размещения в реестре решений о взыскании задолженности в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 46 настоящего Кодекса решений о взыскании, информации о вступившем в законную силу судебном акте и поручений налогового органа на перечисление суммы задолженности с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона №263-ФЗ) определена процедура обращения в суд после направления требования.
Если размер отрицательного сальдо ЕНС превышает 10 000 рублей, налоговый орган обращается в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования (подпункт 1 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
Если размер отрицательного сальдо ЕНС не превышает, налоговый орган обращается в суд не позднее 1 июля года, на 1 января которого истекло три года со срока исполнения требования об уплате, и сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, не превысила 10 000 рублей (абзац 3 подпункта 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 части 9 статьи 4 Федерального закона №263-ФЗ требование об уплате задолженности, направленное после 1 января 2023 г. в соответствии со статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), прекращает действие требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, направленных до 31 декабря 2022 г. (включительно), в случае, если налоговым органом на основании таких требований не приняты меры взыскания, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона).
При решении вопроса о соблюдении процедуры принудительного взыскания обязательных платежей и санкций после вступления в силу Федерального закона от 14 июля 2022 г. №263-ФЗ необходимо обратить внимание на следующее.
Пунктом 1 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае неисполнения обязанности по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, повлекшее формирование отрицательного сальдо единого налогового счета налогоплательщика, налоговым органом налогоплательщику направляется требование об уплате задолженности.
Требованием об уплате задолженности признается извещение налогоплательщика о наличии отрицательного сальдо единого налогового счета и сумме задолженности с указанием налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов на момент направления требования, а также об обязанности уплатить в установленный срок сумму задолженности.
Форма требования утверждена приказом ФНС России от 2 декабря 2022 г. №ЕД-7-8/1151@, которое в соответствии с пунктом 2 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации должно содержать:
- сведения о сроке исполнения требования;
- сведения о мерах по взысканию задолженности и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, которые будут применены в случае неисполнения требования налогоплательщиком;
- предупреждение об обязанности налогового органа в соответствии с пунктом 3 статьи 32 настоящего Кодекса направить материалы в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (в случае, если размер недоимки позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления).
При этом период задолженности в требовании не указывается, дополнительных приложений, в том числе расшифровки задолженности утвержденной формой не предусмотрено.
Согласно пункту 3 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате задолженности должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты задолженности не указан в этом требовании. Исполнением требования об уплате задолженности признается уплата (перечисление) суммы задолженности в размере отрицательного сальдо на дату исполнения.
Статья 71 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривавшая обязанность налогового органа направлять уточненное требование при изменении размера задолженности налогоплательщика, утратила силу.
Приведенные нормы налогового законодательства означают, что перечисление налогоплательщиком денежных средств в размере, указанном в требовании, может привести к ситуации, когда требование не будет считаться исполненным, поскольку на дату платежа размер отрицательного сальдо увеличился (например, за счет пени или нового налогового периода, который наступил после даты формирования сальдо ЕНС).
До момента погашения задолженности в размере отрицательного сальдо (в том числе размере задолженности, превышающем указанный в требовании) требование считается неисполненным, при этом новые требования (уточненные) налоговым органом не направляются, если размер отрицательного сальдо ЕНС продолжает увеличиваться либо сальдо не перестало быть отрицательным.
Иными словами, требование об уплате задолженности формируется один раз на отрицательное сальдо ЕНС и действует до момента, пока сальдо не примет положительное значение или не станет равно нулю.
Судом в ходе рассмотрения административного дела установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на едином налоговом счете ФИО1 (ИНН №) сконвертирована задолженность в размере 25 047,17 руб., в том числе: 10 447 руб. – налог, 14 600,17 руб. – пени.
ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом сформировано и направлено в адрес налогоплательщика требование № уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ. задолженности по налогам в размере 83 138,67 руб. и пени в размере 24 616,92 руб.
В связи с неисполнением данного требования в установленный срок налоговый орган ДД.ММ.ГГГГ обратился к мировому судье судебного участка <данные изъяты> с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО1 задолженности по транспортному, земельному налогам, налогу на имущество за ДД.ММ.ГГГГ и пеней в размере 25 047,17 руб.
Данное заявление удовлетворено, ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей вынесен судебный приказ №, который был отменен ДД.ММ.ГГГГ по заявлению должника.
ДД.ММ.ГГГГ МИФНС обратилась с административным иском в Железнодорожный районный суд г. Барнаула о взыскании с ФИО1 указанной задолженности.
Поскольку после направления вышеуказанного требования размер отрицательного сальдо на едином налоговом счете ФИО1 продолжал увеличиваться, задолженность не была оплачена, направление каких-либо новых требований на уплату задолженности, в том числе по налогам за ДД.ММ.ГГГГ и пеней не требовалось.
Учитывая сроки исполнения требования № об уплате задолженности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ увеличения суммы отрицательного сально после ДД.ММ.ГГГГ., даты обращения МИФНС к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа – ДД.ММ.ГГГГ в последующем в районный суд – ДД.ММ.ГГГГ. с административным иском после отмены ДД.ММ.ГГГГ судебного приказа, то налоговым органом установленный законом срок, предусмотренный пунктом 2 статьи 48 Налоговым органом Российской Федерации, на принудительное взыскание налогов за ДД.ММ.ГГГГ и пеней соблюден.
Как следует из представленных на запрос суда сведений из УМВД России по г. Барнаулу от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО1 в установленном порядке зарегистрировано транспортное средство «<данные изъяты>», ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <данные изъяты> (с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время).
Порядок уплаты и взыскания транспортного налога регулируется главой 28 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Объектом налогообложения признаются, в том числе автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налоговым периодом признается календарный год (пункт 1 статьи 360 Налогового кодекса Российской Федерации).
Законом Алтайского края от 10 октября 2002 года №66-ЗС «О транспортном налоге на территории Алтайского края» установлен и введен в действие на территории Алтайского края транспортный налог, обязательный к уплате на территории Алтайского края, а также установлены налоговые ставки в зависимости от мощности двигателя.
Статьей 1 Закона Алтайского края установлены налоговые ставки в зависимости от мощности транспортного средства, в том числе в отношении легковых автомобилей с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно – 10 руб., свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно – 20 руб., свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно – 25 руб., свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно – 60 руб., свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) – 120 руб.
С учетом ставок, установленных Законом Алтайского края «О транспортном налоге на территории Алтайского края», сумма начисленного ФИО1 транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ составила 910 руб.
Административный ответчик также является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер № (с ДД.ММ.ГГГГ. по настоящее время), квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый номер № (с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время), жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер № (с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время), что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ., представленной <данные изъяты> на запрос суда.
Порядок уплаты и взыскания налога на имущество физических лиц регулируется главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налогоплательщики – физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом (пункт 4 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками имущественного налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации.
Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, федеральной территории «Сириус») следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение (пункт 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Налоговым периодом признается календарный год (статья 405 Налогового кодекса Российской Федерации).
Порядок исчисления суммы налога на имущество физических лиц, а также порядок и сроки его уплаты установлены в статьях 408, 409 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением Барнаульской городской Думы от 9 октября 2019 г. №381 «О налоге на имущество физических лиц на территории города Барнаула» на территории городского округа – города Барнаула Алтайского края с 1 января 2020 г. введен налог на имущество физических лиц с установлением ставок налога исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, в том числе 0,3% в отношении жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат; объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом.
С учетом ставок, установленных решением Барнаульской городской Думы «О налоге на имущество физических лиц на территории города Барнаула», сумма начисленного ФИО1 налога на имущество физических лиц по ставке, применяемой к объекту налогообложения в границах городского округа, за ДД.ММ.ГГГГ составила 6 325 руб.
Также ФИО1 является собственником земельных участков, расположенных по адресам:
- <адрес>, кадастровый номер № (с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время);
- <адрес>, кадастровый номер № (с ДД.ММ.ГГГГ. по настоящее время);
- <адрес>, кадастровый номер № (с ДД.ММ.ГГГГ. по настоящее время).
Порядок уплаты и взыскания земельного налога регулируется главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации.
Земельный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 398 Налогового кодекса Российской Федерации, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (пункт 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (пункт 1 статьи 393 Налогового кодекса Российской Федерации).
Порядок и сроки уплаты земельного налога установлены в статье 397 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением Барнаульской городской Думы от 9 октября 2012 г. №839 утверждено Положение о земельном налоге на территории городского округа – города Барнаула Алтайского края, которое устанавливает налоговые ставки земельного налога в процентах от кадастровой стоимости земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации, в зависимости от их предназначения, в том числе 0,3% в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) физическими лицами для индивидуального жилищного строительства, с момента государственной регистрации права собственности налогоплательщика на которые прошло три года и более (за исключением земельных участков, используемых в предпринимательской деятельности, земельных участков, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей).
С учетом ставок, установленных решением Барнаульской городской Думы «Об утверждении Положения о земельном налоге на территории городского округа – города Барнаула Алтайского края», сумма начисленного ФИО1 земельного налога в границах муниципальных округов за ДД.ММ.ГГГГ составила 3 212 руб.
Расчет вышеуказанных налогов приведен в налоговом уведомлении № от ДД.ММ.ГГГГ, направленном ФИО1 по адресу регистрации: <адрес>
Согласно статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В ходе рассмотрения настоящего дела судом установлено, что задолженность по указанным выше налогам погашена ФИО1 частично: по транспортному налогу в размере 111,06 руб., по земельному налогу в размере 391,87 руб., по налогу на имущество физических лиц в размере 771,76 руб., что подтверждается представленной налоговым органом выпиской из КРСБ налогоплательщика.
Наличие задолженности по налогам за ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в судебном заседании не оспаривалось.
В этой связи суд взыскивает с ФИО1 задолженность по транспортному налогу в размере 798,94 руб. (910 руб. – 111,06 руб.), по земельному налогу в размере 2 820,13 руб. (3 212 руб. – 391,87 руб.), по налогу на имущество физических лиц в размере 5 553,24 руб. (6 325 руб. – 771,76 руб.).
По данным налогового органа на момент конвертации суммы задолженности ФИО1 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ размер задолженности по налогу составил 83 138,67 руб., пени – 20 377,25 руб., из них: 55 160,67 руб. – по транспортному налогу, 15 337 руб. – по земельному налогу, 12 641 руб. – по налогу на имущество физических лиц.
Впоследствии сумма задолженности, на которую были начислены пени, уменьшилась и составила 50 255,67 руб. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ., 43 421,56 руб. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ от 34 454,57 руб. до 34 163,88 руб. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ., 44 610,88 руб. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (до ДД.ММ.ГГГГ).
Таким образом, сумма пени, начисленной за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., составила 7 624,95 руб., а не 14 600,17 руб., как указано в административном иске.
В связи с чем суд взыскивает с ФИО1 пени в размере 7 624,95 руб., а всего суд взыскивает с ФИО1 в доход бюджета задолженность по налогам и пени в размере 16 797,26 руб.
В соответствии со статьей 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 8 августа 2024 г. №259-ФЗ) суд взыскивает с административного ответчика в доход бюджета государственную пошлину в размере 4 000 руб.
Руководствуясь статьями 180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №16 по Алтайскому краю удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО1 (<данные изъяты>.), зарегистрированного по адресу: <адрес>, задолженность по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ в размере 798,94 руб., по земельному налогу физических лиц в границах городских округов за ДД.ММ.ГГГГ в размере 2 820,13 руб., по налогу на имущество физических лиц по ставке, применяемой к объекту налогообложения в границах городского округа, за ДД.ММ.ГГГГ в размере 5 553,24 руб., пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. в размере 7 624,95 руб., а всего 16 797,26 руб.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Взыскать с ФИО1 в доход бюджета государственную пошлину в размере 4 000 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Алтайского краевого суда через Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Р.В. Тагильцев
Мотивированное решение изготовлено 11 ноября 2025 г.