№ 2-1496/2025

УИД № 71RS0025-01-2025-002006-49

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

7 октября 2025 г. г. Тула

Судья Зареченского районного суда г. Тулы Жадик А.В., рассмотрев по правилам упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению УФНС России по Тульской области к ФИО1 о взыскании недоимки по налогу и пени,

установил:

УФНС России по Тульской области обратилось в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании недоимки по налогу, пени.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ФИО1 в период с 2018 года по настоящее время является плательщиком транспортного и земельных налогов, налога на имущество физических лиц. В связи с ненадлежащим исполнением административным ответчиком обязанности по оплате обязательных платежей и санкций налоговым органом последнему направлялись требования об уплате налогов, которые надлежащим образом исполнены не были, в связи с чем административный истец обращался к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа. Вынесенные мировым судьей судебные приказы впоследствии отменены на основании поступивших возражений ответчика и по состоянию на 5 сентября 2025 г. задолженность ФИО1 по оплате налогов составляет 25 331 руб. 55 коп. из которых 608 руб. – налог, 20 723 руб. 55 коп. – пени.

УФНС России по Тульской области просит суд взыскать с ФИО1 задолженность суммы отрицательного сальдо в размере 25 331 руб. 55 коп. из которых:

земельный налог физических лиц в границах городских округов за 2023 год – 2122 руб.; земельный налог физических лиц в границах сельских поселений за 2023 год – 422 руб.; налог на имущество физических лиц по ставкам, применяемых к объектам налогообложения в границах сельских поселений за 2023 год в сумме 6 руб.; суммы пеней, установленных НК РФ, распределяемых в соответствии с пп. 1 п. 11 ст. 46 БК РФ в размере 20 723 руб. 55 коп. с 10 апреля 2024 г. по 21 января 2025 г.; транспортный налог с физических лиц за 2023 год в размере 2058 руб.

Определением судьи на основании ч.7 ст. 150 КАС РФ ввиду неявки всех лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, осуществлен переход к рассмотрению дела в порядке упрощенного (письменного) производства, о чем постановлено соответствующее определение.

Исследовав письменные материалы данного административного дела, суд приходит к следующим выводам.

Обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы предусмотрена статьей 57 Конституции Российской Федерации, статьей 23 НК РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных налоговым законодательством обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

В силу ст.ст. 45, 46 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога и (или) пени является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии с ч. 2 ст. 57 НК РФ при уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно п. 3 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (п. 5 ст. 75 НК РФ).

В силу п.3 ст. 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Согласно ч.6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом.

В соответствии с ч.1 ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии с изменениями в НК РФ, внесенными Федеральным законом от 03.07.2016 №243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», начиная с 01 января 2017 года полномочия по администрированию страховых взносов возложены на налоговый орган. Также к налоговым органам переходят полномочия взыскания недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням и штрафам, в том числе возникшей до 01 января 2017 года.

Согласно ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

В силу пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются в том числе индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).

На основании пункта 3 статьи 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 Кодекса.

Согласно статье 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (п.1).

Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

При превышении суммы страховых взносов, определенной налоговым органом в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, над суммой страховых взносов, фактически уплаченных плательщиком за расчетный период, налоговый орган выявляет в порядке, установленном настоящим Кодексом, недоимку по страховым взносам (п. 2).

В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя (п. 5).

Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ является правообладателем объекта недвижимости – жилого дома, площадью 27,2 кв.м., с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>.

Одновременно ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ является собственником жилого дома с кадастровым номером №, площадью 51,3 кв.м., по адресу: <адрес>.

Данные обстоятельства объективно подтверждаются выписками из ЕГРН от 17 сентября 2025 г.

Согласно ст.15 НК РФ налог на имущество физических лиц относится к местным налогам.

Порядок определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц с 1 января 2015 года установлен главой 32 НК РФ.

Во исполнение Федерального закона от 04.10.2014 N 284-ФЗ было принято Решение Тульской городской Думы от 28.11.2014 N 4/75 "Об установлении и введении в действие на территории муниципального образования город Тула налога на имущество физических лиц".

Как следует из положений статьи 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

Согласно пункту 1 статьи 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В силу пунктов 1 и 2 статьи 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.

Согласно сведениям ЕГРН, содержащимся в выписках от 17 сентября 2025 г., ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ является собственником земельного участка <адрес>

ФИО1 также принадлежит земельный участок <адрес>

Согласно ст.15 НК РФ земельный налог относятся к местным налогам. Порядок определения налоговой базы, исчисления и уплаты земельного налога установлен главой 31 НК РФ.

Плательщиками земельного налога в силу пункта 1 статьи 388 НК РФ признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Согласно п.1 ст.389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

В соответствии с пунктом 3 статьи 396 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

Согласно данным ГИБДД, ФИО1 является владельцем Nissan X-Trail 2.0 SE, <данные изъяты> дата регистрации права – ДД.ММ.ГГГГ.

Порядок уплаты транспортного налога определен в главе 28 НК РФ, подлежащей применению в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений.

В силу ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 357 НК РФ налогоплательщиками признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

По транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента официального опубликования настоящего Федерального закона, налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности. При этом лица, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств.

Объектом налогообложения признаются автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. (ст. 358 НК РФ).

В соответствии со ст. 359 НК РФ в отношении транспортных средств, имеющих двигатели - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

Налоговым периодом признается календарный год (ст. 360 НК РФ).

Согласно ст. 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства.

Ставки транспортного налога в Тульской области, порядок и сроки его уплаты установлены Законом Тульской области от 28 ноября 2002 года № 343-ЗТО «О транспортном налоге» в соответствующей редакции.

Согласно статье 362 НК РФ сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации; сумма налога исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

Согласно п. 3 ст. 363 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Таким образом, исходя из установленных по делу обстоятельств в их непосредственной взаимосвязи с приведенными правовыми нормами, ФИО1 является плательщиком налога на имущество физических лиц, земельного и транспортного налогов.

В соответствии с требованиями налогового законодательства ФИО1 налоговым органом исчислен налог подлежащий уплате и направлены по месту регистрации налоговые уведомления № от 4 июля 2019 г., № от 3 августа 2020 г., № от 1 сентября 2021 г., № от 1 сентября 2022 г., № от 15 августа 2023 г., № от 27 сентября 2024 г.

Поскольку административным ответчиком в установленные законом сроки налоговые уведомления не оплачены, в соответствии со ст. 69 НК РФ, налоговым органом выставлены и направлены по месту регистрации ФИО3 требования об уплате налога № от 25 декабря 2019 г., № от 28 января 2020 г., № от 15 февраля 2021 г., № от 9 июля 2023 г.

Образовавшаяся у ФИО1 задолженность взыскивалась налоговым органом на основании судебных приказов № 2-893/58/2021 от 7 июля 2021 г., № 2а-943/58/2024 от 20 мая 2024 г., выданных мировым судьей судебного участка № 58 Зареченского судебного района г. Тулы, а также исполнительного листа выданного Зареченским районным судом г. Тулы по административному делу № 2а-264/2022.

В связи с введением с 01.01.2023 института единого налогового счета (далее – ЕНС) и в соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от 14.07.2022 №263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» единым налоговым счетом признается форма учета налоговыми органами денежного выражения совокупной обязанности и денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа.

В соответствии со статьей 11.3 НК РФ совокупная обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счете лица (далее – ЕНС), который ведется в отношении каждого физического лица. Исполнение обязанности, числящейся на ЕНС, осуществляется с использованием единого налогового.

Сальдо ЕНС представляет собой разницу между общей суммой денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве ЕНП, и денежным выражением совокупной обязанности.

В соответствии с пунктом 11 НК РФ задолженностью по уплате налогов, сборов и страховых взносов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации признается общая сумма недоимок, а также не уплаченных налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов и (или) налоговым агентом пеней, штрафов и процентов, предусмотренных НК РФ, и сумм налогов, подлежащих возврату в бюджетную систему Российской Федерации в случаях, предусмотренных НК РФ, равная размеру отрицательного сальдо единого налогового счета этого лица.

Отрицательное сальдо ЕНС формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, меньше денежного выражения совокупной обязанности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 69 НК РФ неисполнение обязанности по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, повлекшее формирование отрицательного сальдо единого налогового счета налогоплательщика, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате задолженности.

В соответствии с п. 3 ст. 69 НК РФ исполнением требования об уплате задолженности признается уплата (перечисление) суммы задолженности в размере отрицательного сальдо на дату исполнения.

В случае изменения суммы задолженности направление дополнительного (уточненного) требования об уплате задолженности законодательством РФ о налогах и сборах не предусмотрено.

Таким образом, по состоянию на 5 сентября 2025 г. сумма задолженности, подлежащая взысканию в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ, с учетом увеличения (уменьшения), включения в заявления о взыскании задолженности суммы отрицательного сальдо, составляет 25 331 руб. 55 коп.

Учитывая, что в ходе рассмотрения дела установлено и не оспаривалось ФИО1, что им нарушены сроки уплаты налогов и сборов, взыскание с административного ответчика в пользу УФНС России по Тульской области пени является обоснованным.

Представленный административным истцом расчет пени судом проверен и является верным. Административным ответчиком данный расчет не оспаривался.

Поскольку указанные требования об уплате указанных обязательных платежей и санкций исполнены не были, в связи с чем УФНС России по Тульской области обратилась с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с административного ответчика задолженности, однако определением мирового судьи от 12 мая 2025 г. судебный приказ № 2а-578/58/2025 от 11 апреля 2025 г. отменен в связи с поступившими возражениями должника.

Впоследствии, 21 августа 2025 г. налоговый орган обратился в суд с настоящими требованиями, что свидетельствует о соблюдении административным истцом установленного законом срока для обращения в суд с настоящим иском.

Суд признает расчет, представленный административным истцом, законным, обоснованным и верным, а, следовательно, приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Согласно ст.114 КАС РФ государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления, взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от ее уплаты, в доход федерального бюджета.

Вместе с тем, порядок уплаты налогов и сборов регулируется нормами налогового законодательства Российской Федерации, согласно которым (статья 333.18 НК РФ) государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме.

Порядок зачисления доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации регулируется нормами бюджетного законодательства Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 61.1 и пункту 2 статьи 61.2 Бюджетного кодекса РФ налоговые доходы от государственной пошлины, уплачиваемой по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации) подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов и городских округов.

В пункте 40 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" разъяснено, что при разрешении коллизий между частью 1 статьи 114 КАС РФ и положениями Бюджетного кодекса РФ судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса РФ.

В связи с этим государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления, подлежит взысканию с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход бюджета муниципального района или городского округа по месту рассмотрения административного дела.

Исходя из изложенного, на основании подпункта 1 пункта 1 ст.333.19 НК РФ с ФИО1 подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета муниципального образования город Тула в размере 4000 рублей, от уплаты которой административный истец был освобожден.

Руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление УФНС России по Тульской области к ФИО1 о взыскании недоимки по налогу и пени удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 в пользу Управления Федеральной налоговой службы России по Тульской области недоимку по налогу и пени в размере 25 331 рубль 55 копеек, из которых:

земельный налог физических лиц в границах городских округов за 2023 год – 2122 руб.

земельный налог физических лиц в границах сельских поселений за 2023 год – 422 руб.;

налог на имущество физических лиц по ставкам, применяемых к объектам налогообложения в границах сельских поселений за 2023 год в сумме 6 руб.;

суммы пеней, установленных НК РФ, распределяемых в соответствии с пп. 1 п. 11 ст. 46 БК РФ в размере 20 723 руб. 55 коп. с 10 апреля 2024 г. по 21 января 2025 г.;

транспортный налог с физических лиц за 2023 год в размере 2058 руб.

Взыскать с ФИО1 в доход бюджета МО г. Тула государственную пошлину в размере 4000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Зареченский районный суд г.Тулы в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии судебного решения.

Суд по ходатайству заинтересованного лица выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных п.4 ч.1 ст.310 КАС РФ.

Председательствующий <данные изъяты> А.В. Жадик