РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Железногорск-Илимский 27 ноября 2025 года

Нижнеилимский районный суд Иркутской области в составе председательствующего Антоневич М.Ф.,

при секретаре судебного заседания Васильеве А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-866/2025 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 24 по Иркутской области к ФИО1 о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, по налогу на имущество физических лиц, транспортному налогу,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 24 по Иркутской области (далее по тексту – налоговая инспекция) обратилась в суд с административным иском к ФИО1 (далее по тексту – ФИО1) о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, по налогу на имущество физических лиц, транспортному налогу.

В обоснование иска указано, что ФИО1 в период с *** по *** состоял на учете в качестве индивидуального предпринимателя, соответственно, обязан был осуществлять исчисление и уплату сумм страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Налоговым органом в соответствии со ст. 430 НК РФ произведено начисление страховых взносов за 2019 год: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере – 29354 руб., страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 6884 руб., а также за 2020 год: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере – 30965,16 руб., страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 8040,94 руб.

Исчисленные страховые взносы налогоплательщиком не уплачены в срок, установленный законодательством, налогоплательщику выставлены требования *** от ***, *** от ***.

Кроме того, ФИО1 являлся собственником недвижимого имущества – квартиры, расположенной по адресу: ***, а также квартиры, расположенной по адресу: ***,

В связи с чем были начислены налоги: за 2015 год в сумме *** руб., за 2017 год в сумме *** руб., за 2018 год в сумме *** руб., за 2019 год в сумме *** руб.

О необходимости уплаты налогов налогоплательщик был уведомлен своевременно уведомлениями *** от ***, *** от ***, *** от ***, *** от ***

Исчисленный налог на имущество налогоплательщиком не уплачен в срок, установленный законодательством, поэтому в соответствии со ст. 69 НК РФ были выставлены требования об уплате налога *** от *** (срок исполнения ***), *** от *** (срок исполнения ***), *** от *** (срок исполнения ***)

Кроме того, ФИО1 является собственником транспортного средства ***, государственный регистрационный знак ***.

В силу положений пп. 1 п.1 ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей (п.2 ст.362 НК РФ).

В соответствии с Законом Иркутской области «О транспортном налоге» от *** ***-оз должнику был рассчитан транспортный налог: за 2017 год в сумме *** руб., за 2018 год в сумме *** руб., за 2019 год в сумме *** руб., а также направлены уведомления *** от ***, *** от ***, *** от ***.

Заявление о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности с ФИО1 в мировой суд не направлялось.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

В соответствии с п. 2 ст. 41 БК РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы относятся к налоговым доходам бюджетов. Неуплата указанных платежей влечет неисполнение доходной части бюджета, и, следовательно, неполучение государством денежных средств.

Бездействие налогоплательщика, выразившееся в неуплате в течение длительного периода времени задолженности по налогу, свидетельствует о нарушений требования закона именно налогоплательщиком, что не должно оправдываться несвоевременными действиями налогового органа, и влечет восстановление срока для взыскания задолженности.

Административный истец просит восстановить пропущенный срок на взыскание задолженности с ФИО1 и взыскать с ФИО1 задолженность по налогам в общей сумме *** руб., в том числе:

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за расчетный период 2019 года в размере *** руб.;

- страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за расчетный период 2019 года в размере *** руб.;

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за расчетный период 2020 года в размере *** руб.;

- страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за расчетный период 2020 года в размере ***.;

- налог на имущество физических лиц за 2015 год в сумме *** руб.;

- налог на имущество физических лиц за 2017 год в сумме *** руб.,

- налог на имущество физических лиц за 2018 года в сумме *** руб.;

- налог на имущество физических лиц за 2019 год в сумме *** руб.;

- транспортный налог с физических лиц за 2017 год в сумме *** руб.;

- транспортный налог с физических лиц за 2018 год в сумме *** руб.;

- транспортный налог с физических лиц за 2019 год в сумме *** руб.

В судебное заседание представитель административного истца - Межрайонной ИФНС России №23 по Иркутской области не явился, просил рассматривать административное дело в его отсутствие.

Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о дне судебного заседания уведомлен надлежаще по месту жительства и регистрации, об уважительности причины неявки в суд не сообщил, судебная корреспонденция возвращена в суд без вручения адресату с указанием об истечении срока хранения.

Кроме того, информация о времени и месте судебного заседания была своевременно размещена на официальном сайте Нижнеилимского районного суда Иркутской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Суд, посчитал возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся сторон.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 62 ч. 1 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Доказательствами по административному делу, в соответствии со ст. 59 КАС РФ, являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела. В качестве доказательств допускаются объяснения лиц, участвующих в деле, и показания свидетелей, полученные в том числе путем использования систем видеоконференц-связи, а также письменные и вещественные доказательства, аудио- и видеозаписи, заключения экспертов, электронные документы.

В силу ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Главой 32 КАС РФ регламентирован порядок производства по административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций.

В силу ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

На основании ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее по тексту – НК РФ) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога посредством перечисления денежных средств в качестве единого налогового платежа, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Налогоплательщик вправе перечислить денежные средства в качестве единого налогового платежа до наступления установленного срока.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Согласно ч. 2 ст.52 НК РФ если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, налоговый орган не позднее 30 дней до наступления срока платежа направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

В соответствии с п. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Согласно п. 1 ст. 357 НК РФ, налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 358 НК РФ).

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 359 НК РФ налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

Согласно ч. 1 ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые предоставляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

В соответствии с ч. 5 ст. 362 НК РФ органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщить в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о транспортных средствах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, по состоянию на 31 декабря истекшего календарного года до 1 февраля текущего календарного года, а также обо всех связанных с ними изменениях, произошедших за предыдущий календарный год. Сведения, указанные в пунктах 4 и 5 настоящей статьи, представляются органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, по формам, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Таким образом, налоговые органы в силу названной нормы располагают достоверными и актуальными сведениями о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы.

Указанные сведения предоставляются подразделениями ГИБДД в территориальные органы ФНС России в виде специально сформированных файлов в форматах федеральной информационной системы ГИБДД в соответствии с системой классификации и кодирования объектов учета, принятой в ФИС ГИБДД. Сведения предоставляются по электронной почте или на электронных носителях. Передача сведений по электронной почте или доставка на электронных носителях осуществляется с направлением (приложением) реестров файлов, содержащих сведения о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы.

В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

В соответствии со ст.360 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

В силу ч. 1 ст. 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну, одну единицу валовой вместимости транспортного средства или одну единицу транспортного средства.

На основании ст. 14 НК РФ транспортный налог отнесен к региональным налогам и регулируется Законом Иркутской области от 04.07.2007 № 53-ОЗ «О транспортном налоге», которым установлены налоговые ставки для исчисления транспортного налога.

Согласно п. 1 ст. 363 НК РФ уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии с п. 1, п. 2 ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, федеральной территории "Сириус") следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение. В целях настоящей главы дома и жилые строения, расположенные на земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, относятся к жилым домам.

В соответствии с п. 1 ст. 403 НК РФ если иное не установлено настоящим пунктом, налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

В соответствии со ст. 405 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

В соответствии с п. 1, п. 2 ст. 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту" налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей ст. 2. Сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со ст. 85 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено п. 2.1 настоящей статьи.

В соответствии с п. 1, п. 2, п. 3, п. 4, ст. 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее I декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Как установлено судом и следует из материалов дела, что в период *** г.г. ФИО1 являлся собственником транспортного средства ***, государственный регистрационный знак ***.

В связи с чем являлся плательщиком транспортного налога и ему начислен транспортный налог: за *** год в сумме *** руб., за *** год в сумме *** руб., за 2019 год в сумме *** руб.,

ФИО1 в период ***.г. являлся собственником недвижимого имущества: квартиры, расположенной по адресу: ***, а также квартиры, *** ***,

В связи с чем, являлся плательщиком налога на имущество физических лиц, и ему начислен налог на имущество физических лиц: за 2015 год в сумме *** руб., за 2017 год в сумме *** руб., за 2018 год в сумме *** руб., за 2019 год в сумме *** руб.

О необходимости уплаты налогов налогоплательщик был уведомлен своевременно уведомлениями *** от ***, *** от ***, *** от ***, *** от ***. Доказательств направления уведомлений в адрес административного ответчика административным истцом не представлено.

В связи с неоплатой задолженности, выставлены требования*** от *** (срок исполнения ***), *** от *** (срок исполнения ***), *** от *** (срок исполнения ***). Доказательств направления требований в адрес административного ответчика административным истцом не представлено.

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

На основании части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Судом установлено и из ответа о предоставлений сведений из ЕРН по запросу о физическом лице следует, что ФИО1 в период с *** по *** была зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, и являлся плательщиком налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (объект налогообложения - доходы).

Согласно статье 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 данного Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено данной статьей (пункт 1).

Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование (абзац 1 пункта 2).

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 данного Кодекса, в срок, установленный абзацем 2 данного пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 Налогового кодекса Российской Федерации сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками (абзац 3 пункта 2).

В соответствии со статьей 432 Налогового кодекса Российской Федерации расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год.

Статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

ФИО1 обязанность уплате страховых взносов за расчетный период 2019, 2020 года не исполнена.

В силу ч.1 ст.70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно ч. 3 ст. 69 НУ РФ требование об уплате задолженности должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты задолженности не указан в этом требовании.

Требование об уплате задолженности может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика, а также может быть передано налогоплательщику - физическому лицу в электронной форме через личный кабинет на едином портале государственных и муниципальных услуг. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма ( ч. 4 ст. 69 НК РФ).

Форматы и порядок направления налогоплательщику требования об уплате задолженности в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В соответствии с ч. 5 ст. 69 НК РФ Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются в отношении плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов.

В пункте 53 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 года N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" судам разъяснено, что согласно абзацу первому пункта 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации разъяснено, что в случае направления требования об уплате налога по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. При рассмотрении споров судам необходимо исходить из того, что в силу прямого указания закона соответствующая налоговая процедура признается соблюденной независимо от фактического получения налогоплательщиком (его представителем) требования об уплате налога, направленного заказным письмом.

В связи с неуплатой страховых взносов ФИО1 выставлены требования *** от *** (срок исполнения ***), *** от *** (срок исполнения ***).

Доказательств доставления указанных требований налогоплательщику административным истцом в суд не представлено.

Административный истец к мировому судье за выдачей судебного приказа не обращался.

Данное административное исковое заявление направлено в суд через Государственную автоматизированную систему Российской Федерации "Правосудие" ***.

Административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на взыскание задолженности.

В соответствии с ч. 3 ст. 48 НК РФ Налоговый орган вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности:

1) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер отрицательного сальдо превышает 10 тысяч рублей;

2) не позднее 1 июля года, следующего за годом, в течение которого налоговым органом осуществлено обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности, в случае неисполнения обязанности по требованию об уплате задолженности, на основании которого подано такое заявление, и образовании после подачи предыдущего заявления задолженности, подлежащей взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме более 10 тысяч рублей,

либо года, на 1 января которого сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, превысила 10 тысяч рублей,

либо года, на 1 января которого истекло три года со срока исполнения требования об уплате, и сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, не превысила 10 тысяч рублей,

либо года, на 1 января которого истекло три года, следующих за годом, в течение которого налоговый орган обратился в суд с заявлением о взыскании задолженности, и при этом по требованию об уплате указанной задолженности, взыскиваемой в судебном порядке, образовалась новая сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме менее 10 тысяч рублей.

В силу ст. 286 КАС РФ Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании, предусмотренный пунктами 3 и 4 настоящей статьи, может быть восстановлен судом. К заявлению о взыскании может прилагаться ходатайство налогового органа о принятии мер предварительной защиты (п. 5 ст. 48 НК РФ).

При этом, согласно разъяснениям, приведенным в Обзоре судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 декабря 2016 года, судам необходимо иметь в виду, что несвоевременное совершение налоговым органом действий, предусмотренных пунктами 4, 6 статьи 69, пунктами 1 - 2 статьи 70, статьями 46 - 47 Налогового кодекса Российской Федерации, не влечет продления совокупного срока принудительного взыскания задолженности, который исчисляется объективно - в последовательности и продолжительности, установленной названными нормами закона.

Аналогичные правовые позиции изложены Конституционным Судом Российской Федерации.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 29 сентября 2020 года N 2315-О, положения Налогового кодекса Российской Федерации не предполагают возможности обращения налогового органа в суд с требованием о принудительном взыскании страховых взносов с налогоплательщика за пределами срока, установленного Налоговым кодексом Российской Федерации: налоговым органом должны быть последовательно соблюдены все сроки, установленные статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены.

При упущениях органов, уполномоченных действовать в интересах казны, включая пропуски сроков, ошибки в применении надлежащих законом установленных процедур и форм налогового (фискального) принуждения, уголовного преследования, приказного или искового производства, выступающих причиной, которой обусловлено прекращение налогового обязательства, физическое лицо имеет законные основания ожидать, что причинение соответствующего вреда не будет ему вменено на основании гражданско-правовых законоположений, оспариваемых по настоящему делу (Постановление от 2 июля 2020 года N 32-П).

Принудительное взыскание налога с физического лица по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (пункт 2 статьи 48). Налоговый кодекс Российской Федерации, определяя порядок принудительного взыскания налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица, устанавливает шестимесячный срок на заявление налоговым органом соответствующего требования в суд после отмены судебного приказа в отношении данного налогоплательщика, а также порядок и основания восстановления срока, пропущенного налоговым органом.

Таким образом, соблюдение установленного федеральным законом срока направления требования об уплате недоимки по налогам и сборам входит в совокупность сроков совершения налоговым органом действий по выявлению и последующему взысканию недоимки и, соответственно, влияет на срок обращения налогового органа в суд с заявлением о вынесении судебного приказа, а после его отмены в порядке административного искового производства, предусмотренном главой 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В силу положений части 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Разрешая по существу административные исковые требования, суд исходит из того, что процессуальные сроки для обращения в суд с административным исковым заявлением налоговым органом не соблюдены.

Доводы административного истца на то, что срок на обращение в суд пропущен по уважительным причинам в связи с длительным бездействием самого налогоплательщика, расцениваются судом как несостоятельные, которые не являются уважительной причиной пропуска срока и основанием для восстановления срока на обращение в суд с вышеназванным иском.

При этом суд учитывает, что своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.

Учитывая, что доказательств соблюдения налоговым органом порядка и сроков для взыскания задолженности, установленных законодательством о налогах и сборах, уважительности причин пропуска срока суду не представлено, то правовые основания к удовлетворению заявленного административного иска отсутствуют, и суд считает необходимым заявленные административные исковые требования оставить без удовлетворения.

В связи с чем, суд не находит оснований для восстановления пропущенного срока на обращение в суд с иском на взыскание задолженности, и в удовлетворении административного иска следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении ходатайства Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 24 по Иркутской области о восстановлении пропущенного срока обращения в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам в общей сумме *** руб., в том числе: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за расчетный период *** года в размере *** руб.; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за расчетный период *** года в размере *** руб.; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за расчетный период *** года в размере *** руб.; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за расчетный период *** года в размере ***.; налог на имущество физических лиц за *** год в сумме *** руб.; налог на имущество физических лиц за *** год в сумме *** руб., налог на имущество физических лиц за *** года в сумме *** руб.; налог на имущество физических лиц за *** год в сумме *** руб.; транспортный налог с физических лиц за *** год в сумме *** руб.; транспортный налог с физических лиц за *** год в сумме *** руб.; транспортный налог с физических лиц за *** год в сумме *** руб.

Административное исковое Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 24 по Иркутской области к ФИО1 о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, по налогу на имущество физических лиц, транспортному налогу оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Нижнеилимский районный суд Иркутской области в течение одного месяца со дня вынесения.

Председательствующий М.Ф. Антоневич