РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 октября 2025 года адрес

Лефортовский районный суд адрес в составе председательствующего судьи Федюниной С.В., при секретаре фио, рассмотрев в судебном заседании дело

№ 2а-862/2025 (УИД 77RS0014-02-2025-009931-34) по административному иску ИФНС России № 22 по адрес к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам, пени,

УСТАНОВИЛ:

ИФНС России № 22 по адрес обратилась в суд с административным иском к ФИО1 с требованиями о взыскании земельного и транспортного налога, налога на имущество физических лиц, мотивируя свои требования тем, что ФИО1, являясь собственником автомобилей марки марка автомобиля, г.р.з. А615НХ797, марки марка автомобиля, г.р.з. Е179ЕЕ777 и самоходной машины марки «POLARIS TRAIL BLAZER», г.р.з. 3854PE77, земельных участков с кадастровым номером 50:09:0060202:63, расположенного по адресу: адрес, с.адрес, адрес, участок при доме 83, и 50:09:0060202:1256, расположенного по адресу: адрес, адрес, а также жилых домов по адресу: адрес и д. 82, состоит на налоговом учете в ИФНС России № 22 по адрес и в соответствии со ст. 357 НК РФ является плательщиком транспортного налога, в соответствии со ст. 388 НК РФ является плательщиком земельного налога, а также, предусмотренного ст. 400 НК РФ, налога на имущество физических лиц, в связи с чем, в связи с чем налоговым органом направлено уведомление № 171538196 от 10.08.2024 с указанием суммы налогов, подлежащих уплате. Обязанность по уплате налогов ответчиком не исполнена, в связи с чем налоговый орган выставил ответчику требование об уплате задолженности по обязательным платежам № 1514, которое также осталось без удовлетворения. ИФНС России № 22 по адрес для взыскания задолженности обратилась с заявлением о вынесении судебного приказа к мировому судье судебного участка № 271 адрес. 17.03.2025 на основании поступивших от ответчика возражений мировым судьей вынесено определение об отмене судебного приказа. За период с 01.01.2023 по 31.12.2023 за ответчиком образовалась задолженность о взыскании налогов и сборов в размере сумма, пени в размере сумма Задолженность до настоящего времени в полном объеме не погашена, в связи с чем, истец обратился в суд с данным административном иском.

Представитель административного истца ИФНС России № 22 по адрес по доверенности фио в судебном заседании требования административного иска поддержала в полном объеме.

Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен судом о времени и месте проведения заседания надлежащим образом, обеспечил явку своего представителя.

Представитель административного ответчика ФИО1 по доверенности – фио возражал относительно удовлетворения административного иска по основаниям, изложенным в отзыве, согласно которому указал, что административным истцом пропущен срок для взыскания в судебном порядке суммы налогов, подтвердил, что административным ответчиком налоги уплачены не были, поскольку налоговый орган неверно произвел их расчет; не представил доказательств, подтверждающих, что ИФНС России № 22 по адрес направила требование об уплате задолженности в адрес налогоплательщика, в котором бы указывались соответствующие налоги и пени; ФИО1 не был надлежащим образом уведомлен об образовавшейся налоговой недоимке.

Выслушав явившихся лиц, изучив доводы административного искового заявления, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить установленные законом налоги.

Статьей 23 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах.

В соответствии со ст. 11 НК РФ задолженность по уплате налогов, сборов и страховых взносов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (далее - задолженность) - общая сумма недоимок, а также не уплаченных налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов и (или) налоговым агентом пеней, штрафов и процентов, предусмотренных настоящим Кодексом, и сумм налогов, подлежащих возврату в бюджетную систему Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, равная размеру отрицательного сальдо единого налогового счета этого лица, а также сумм, не учитываемых в совокупной обязанности в соответствии с подпунктами 10 и 10.1 пункта 5, подпунктами 2 - 3.4, 5 и 6 пункта 7 статьи 11.3настоящего Кодекса.

В силу ст. 11.3 НК РФ совокупная обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счете лица (далее – ЕНС), который ведется в отношении каждого физического лица. Исполнение обязанности, числящейся на ЕНС, осуществляется с использованием единого налогового платежа (далее – ЕНП).

Сальдо ЕНС представляет собой разницу между общей суммой денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве ЕНП, и денежным выражением совокупной обязанности.

Отрицательное сальдо ЕНС формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве ЕНП, меньше денежного выражения совокупной обязанности.

В силу п. 1 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.

В соответствии с п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

В ст. 45 НК РФ установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога посредством перечисления денежных средств в качестве единого налогового платежа, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Абзац 2 пункта 2 статьи 52 НК РФ предусматривает, что обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно п. 3 ст. 52 НК РФ в налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, срок уплаты налога, а также сведения, необходимые для перечисления налога в качестве единого налогового платежа в бюджетную систему Российской Федерации.

В силу п. 4 ст. 52 НК РФ налоговое уведомление может быть направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика, личный кабинет на едином портале государственных и муниципальных услуг. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Согласно п. 1 ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Статьей 400 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 НК РФ.

В силу ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

Согласно п. 2 ст. 408 НК РФ (в редакции на даты уплаты налогов) сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 НК РФ.

Положениями п. 11 ст. 85 НК РФ определено, что органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, представляют соответствующие сведения в налоговые органы в электронной форме.

В соответствии с п. 1 ст. 362 НК РФ сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется на основании сведений органов (организаций, должностных лиц), осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств в соответствии с законодательством РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Как предусмотрено п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном законом порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 359 НК РФ определяет налоговую базу по транспортному налогу как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

В абз. 1 п. 3 ст. 363 НК РФ указано, что налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

В соответствии со ст. 362 НК РФ сумма налога (сумма авансового платежа по налогу) исчисляется на основании сведений органов (организаций, должностных лиц), осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансового платежа по налогу) самостоятельно.

Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

Налоговые ставки по транспортному налогу устанавливаются ст. 361 НК РФ и могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов РФ, но не более чем в десять раз.

По смыслу вышеупомянутых положений закона, основанием для исчисления налоговым органом транспортного налога является предоставленная в Инспекцию Государственной инспекцией безопасности дорожного движения выписка из электронной базы данных владельцев автотранспортных средств.

Налог подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (абзац третий пункта 1 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации).

Налоговым периодом признается календарный год (п. 1 ст. 360 НК РФ, п. 1 ст. 393 НК РФ и ст. 405 НК РФ).

Как предусмотрено ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В соответствии со ст. 388 НК РФ, налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (п. 1 ст. 396 НК РФ).

Таким образом, в соответствии со ст. 400 НК РФ ответчик является плательщиком налога на имущество, также в соответствии со ст. 357 НК РФ является плательщиком транспортного налога, в соответствии со ст. 388 НК РФ земельного налога.

Как следует из материалов дела, согласно сведениям об имуществе налогоплательщика (транспортных средствах, земельных участках, наличии имущества), представленным в инспекцию в соответствии с п. 4 ст. 85 НК РФ, за административным ответчиком в спорном налоговом периоде (2023 год) зарегистрированы объекты налогообложения, которые указаны в налоговом уведомлении № 171538196 от 10.08.2024, а именно:

- легковой автомобиль марки марка автомобиля, г.р.з. А615НХ797;

- легковой автомобиль марки марка автомобиля, г.р.з. Е179ЕЕ777;

- самоходной машины марки «POLARIS TRAIL BLAZER», г.р.з. 3854PE77;

- земельный участок с кадастровым номером 50:09:0060202:63 по адресу: адрес, с.адрес, адрес, участок при доме 83;

- земельный участок с кадастровым номером 50:09:0060202:1256 по адресу: адрес, адрес;

- жилой дом с кадастровым номером 50:09:0060309:558 по адресу: адрес;

- жилой дом с кадастровым номером 50:09:0060309:556 по адресу: адрес.

На основании вышеуказанных норм права административному ответчику начислен налог на имущество физических лиц, транспортный налог и налог на земельные участки за 2023 год.

В соответствии с п. 1 ст. 69 НК РФ неисполнение обязанности по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, повлекшее формирование отрицательного сальдо единого налогового счета налогоплательщика, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате задолженности.

Требованием об уплате задолженности признается извещение налогоплательщика о наличии отрицательного сальдо единого налогового счета и сумме задолженности с указанием налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов на момент направления требования, а также об обязанности уплатить в установленный срок сумму задолженности.

Пунктом 4 ст. 69 ПК РФ требование об уплате задолженности может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика, а также может быть передано налогоплательщику - физическому лицу в электронной форме через личный кабинет на едином портале государственных и муниципальных услуг. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В соответствии с п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате задолженности должно быть направлено налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту не позднее трех месяцев со дня формирования отрицательного сальдо единого налогового счета этого лица в размере, превышающем сумма, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Как усматривается из материалов дела, за административным ответчиком числилась задолженность по уплате земельного, транспортного, имущественного налога, а также пени.

В связи с непогашением административным ответчиком в добровольном порядке всей суммы задолженности по уплате налога ИФНС России № 22 по адрес выставлено требование № 1514 по состоянию на 25.05.2023 об уплате задолженности. Срок исполнения указан до 17.07.2023.

Суду сведений об исполнении требования в полном объеме не представлено.

Оценивая собранные по делу доказательства и анализируя установленные на их основе обстоятельства применительно к закону, регулирующему рассматриваемые правоотношения, суд находит требования истца, изложенные в иске, обоснованными; обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания налога, административным истцом исполнена, полномочия на обращение в суд с указанными требованиями подтверждены.

Доводы административного ответчика о пропуске срока обращения налогового органа с административным иском, судом отвергаются.

Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ в целях настоящей статьи принятие решения о взыскании задолженности и его направление физическому лицу осуществляются в течение шести месяцев с даты истечения срока исполнения требования об уплате задолженности.

Решение о взыскании задолженности, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании задолженности в размере сумм, не учитываемых в совокупной обязанности в соответствии с подпунктом 2 пункта 7 статьи 11.3 настоящего Кодекса, в течение шести месяцев после истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта для принятия решения о взыскании задолженности. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом.

Судом установлено, что решение № 6957 о взыскании задолженности за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика в банках, а также электронных денежных средств в размере сумма вынесено налоговым органом 07.11.2023, то есть в пределах шестимесячного срока с момента неисполнения требования. Данное решение направлено налогоплательщику почтовым отправлением.

Исходя из содержания и смысла приведенной нормы при рассмотрении вопроса о взыскании обязательных платежей и санкций в исковом порядке правовое значение для исчисления срока обращения в суд имеет дата вынесения определения об отмене судебного приказа, в то время, когда срок обращения в суд для получения судебного приказа подлежит проверке при рассмотрении соответствующего вопроса мировым судьей судебного участка.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на необходимость последовательного соблюдения налоговым органом при осуществлении судебного взыскания налоговой задолженности с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, всех сроков, установленных статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и, если судебный приказ отменен, для последующего обращения в суд в исковом порядке (пункты 3, 4). Причем данная правовая позиция высказывалась, в том числе применительно к соответствующим положениям налогового законодательства, подвергшимся изменениям в связи со вступлением в силу Федерального закона

от 14.07.2022 № 263-ФЗ (постановление от 25.10.2024 № 48-П, определения от 26.10.2017 № 2465-О, от 28.09.2021 № 1708-О, от 27.12.2022 № 3232-О, от 31.01.2023 № 211-О,

от 28.09.2023 № 2226-О и др.).

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 62 «О некоторых вопросах применения судами положений ГПК РФ и АПК РФ о приказном производстве», истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ, является препятствием для выдачи судебного приказа.

В рассматриваемом деле судебный приказ был вынесен мировым судьей, который не усмотрел правовых оснований к отказу в принятии заявления налогового органа (статья 123.4 КАС РФ).

Поскольку судебный приказ был выдан, а в последующем отменен, то при обращении в суд с административным исковым заявлением в порядке главы 32 КАС РФ в силу ч. 6 ст. 289 КАС РФ подлежит проверке, в частности, соблюдение срока обращения в суд.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (ч. 2 ст. 286 КАС РФ).

Из материалов дела следует, ИФНС России № 22 по адрес для взыскания задолженности обратилась с заявлением о вынесении судебного приказа к мировому судье судебного участка № 270 адрес (исполняющий обязанности мирового судьи судебного участка № 271 адрес).

12.03.2025 выдан судебный приказ № 2а-0082/271/2025 о взыскании с ФИО1 задолженности по налогам; в связи с поступившими возражениями от ответчика 17.03.2025 на основании определения мирового судьи указанный судебный приказ отменен.

Налоговый орган обратился в суд с настоящим административным иском 19.08.2025, то есть в пределах установленного шестимесячного срока обращения в суд со дня отмены судебного приказа.

При этом, правомерность выдачи судебного приказа после его отмены при рассмотрении дела о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке главы 32 КАС РФ предметом проверки являться не может.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что срок для подачи искового заявления административным истцом не пропущен.

Проверив расчет размера заявленного требования, суд признает его правильным.

Таким образом, в связи с отсутствием доказательств уплаты налогов в полном объеме, признавая расчет истца верным, суд приходит к выводу, что требования истца подлежит удовлетворению в полном объеме.

Доводы административного ответчика о том, что он не был надлежащим образом уведомлен об образовавшейся налоговой недоимке, отклоняются судом, поскольку доказательств того, что он не получил налоговое уведомление, требование или решение в установленные законом сроки и способом в материалы дела не представлено.

При наличии в собственности имущества административный ответчик должен был знать об обязанности уплаты за него соответствующих налогов.

При таких обстоятельствах суд считает, что требования, предъявленные ИФНС России № 22 по адрес к ФИО1, подлежат удовлетворению в полном объеме.

В силу ст. 114 КАС РФ, ст. 333.19 НК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере сумма

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ИФНС России № 22 по адрес к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам, пени – удовлетворить.

Взыскать с фио фио (ИНН <***>) в пользу ИФНС России № 22 по адрес задолженность по земельному налогу за 2023 год в размере

сумма, налогу на имущество физических лиц за 2023 года в размере сумма, транспортному налогу за 2023 год в размере сумма, пени в размере сумма

Взыскать с ФИО1 (ИНН <***>) в доход бюджета адрес госпошлину в размере сумма

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через Лефортовский районный суд адрес в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья С.В. Федюнина

Мотивированное решение изготовлено 18 ноября 2025 года.

Судья С.В. Федюнина