Дело № 2а-2425/2022
36RS0003-01-2022-003050-74
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Воронеж 13 сентября 2022 года
Левобережный районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Бражниковой Е.А.,
при секретаре Ивановой Т.В.,
с участием представителя административного истца ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №17 по Воронежской области к ФИО2 о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, транспортному налогу, пени,
установил :
МИФНС России №17 по Воронежской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО2 о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2019 год в сумме 53550 руб., пени по транспортному налогу за 2019 год за период с 02.12.2020 по 08.02.2021 в размере 523,45 руб., по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в сумме 5 руб., и за 2018 год в размере 70 руб., пени по налогу на имущество физических лиц на задолженность за 2016 год за период с 04.12.2018 по 08.07.2019 в сумме 0,29 руб., на задолженность за 2018 год за период с 03.12.2019 по 25.06.2020 в сумме 2,86 руб., а всего в сумме 54151,60 руб. (л.д.4-6).
Представитель административного истца МИФНС России №17 по Воронежской области ФИО1 в судебном заседании заявленные требования поддержал, просил удовлетворить их в полном объеме.
Административный ответчик ФИО2 в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося административного ответчика.
Выслушав представителя административного истца, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации и ст.ст.3,23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Пунктом 1 статьи 44 Налогового Кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
По смыслу ст. 57 Конституции Российской Федерации и названных норм налогового законодательства при рассмотрении спора между налогоплательщиком и налоговым органом о взыскании налога критерием законно установленного налога является не только установленный законом тот или иной налог, но и взыскание налога в законных процедурах.
Согласно подпунктам 9, 14 п. 1 ст. 31 Налогового Кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени и штрафы в порядке, установленном Налоговым кодексом. При этом налоговые органы обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах (часть первая ст.32 Налогового Кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п.1 ст.45 Налогового Кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога в срок, установленный законом.
Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора (часть 2 ст.44 Налогового Кодекса Российской Федерации).
Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 Налогового Кодекса Российской Федерации.
Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса (ст. 400 Налогового кодекса Российской Федерации).
Частью 6 ст. 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем.
В случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (ч. 7 ст. 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. 1 ст. 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ.
Согласно ст. 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.
В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которого данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.
В соответствии со ст. 359 НК РФ налоговая база транспортного налога в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Согласно ст. 361 Налогового кодекса Российской Федерации, ст. 2 Закона Воронежской области от 27.12.2002 № 80-03 введении в действие транспортного налога на территории Воронежской области» налоговые ставки устанавливаются в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств соответственно в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспорта средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в размерах, установленных названными нормами.
Согласно ч. 1 ст. 363 Налогового Кодекса Российской Федерации транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Судом установлено, что ФИО2 является владельцем транспортных средств:
БМВ 7451, государственный №, 2002 года выпуска, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;
ЛЕНДРОВЕР ЛЕНД РОВЕР ФРИЛЕНДЕР, государственный №, 1999 года выпуска, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ.
Также, согласно сведениям об имуществе, поступившим из органов Госрегистрации, ФИО2 является собственником недвижимого имущества:
- квартиры, расположенной по адресу: , кадастровый №, площадью 52,10 кв.м., доля в праве 1/9. Дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12).
Таким образом, административный ответчик является плательщиком транспортного налога и налога на имущество физических лиц.
В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. В данном случае налогоплательщик обязан был уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении (п. 4 ст. 57, п.6 ст.58, п.4 ст.397 Налогового кодекса Российской Федерации).
Исходя из положений ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно, т.е. от своего имени и за счет своих собственных средств, уплатить соответствующую сумму налога в бюджет, если иное не предусмотрено законом, иной смысл исполнения обязанности по уплате налога данной нормой не придается.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Исходя из положений п.3 ст. 363 и п. 4 ст. 409 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговый орган может направить уведомление на уплату физическим лицом транспортного налога и налога на имущество физических лиц не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления, а налогоплательщики - физические лица, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Пунктом 4 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для начисления налогоплательщику пени и направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации).
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете, не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 ст.70 Налогового кодекса Российской Федерации. Правила, установленные ст.70 НК РФ применяются также в отношении сроков направления требования об уплате сбора, а также пеней и штрафа (ст.ст.69,70 Налогового кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела усматривается, что ФИО2 по почте было направлено:
налоговое уведомление № 37197380 от 03.08.2020 об уплате в срок до 01.12.2020 года транспортного налога за 2019 год в сумме 53550 руб. (л.д.11-12, 13),
налоговое уведомление № 39147806 от 05.09.2018 об уплате в срок до 03.12.2018 года налога на имущество физических лиц за 2016 год в сумме 5 руб. и налоговое уведомление № 29088347 от 10.07.2019 об уплате в срок до 02.12.2010 года налога на имущество физических лиц за 2018 год в сумме 70 руб. (л.д.14-15, 16-17, 18).
Соответственно, у ответчика возникла обязанность по уплате транспортного налога за 2019 год и налога на имущество физических лиц за 2016 и 2018 года.
Как установлено судом, обязанность по уплате исчисленных налогов в установленный срок ФИО2 исполнена не была.
В связи с неуплатой ФИО2 транспортного налога за 2019 год и налога на имущество физических лиц за 2016 и 2018 год в установленный законом срок, Инспекция в порядке ст. 75 НК РФ начислила пени и в соответствии со ст.ст. 69, 70 НК РФ выставила и направила в личный кабинет налогоплательщика требования: №42760 от 09.07.2019, в котором налогоплательщику предлагалось погасить задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в сумме 5 руб., пени на задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2016 год за период с 04.12.2018 по 08.07.2019 в сумме 0,29 руб.; №40910 от 26.06.2020, в котором налогоплательщику предлагалось погасить задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в сумме 70 руб., пени на задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2018 год за период с 03.12.2019 по 25.06.2020 в сумме 2,86 руб.; №4885 от 09.02.2021, в котором налогоплательщику предлагалось погасить задолженность по транспортному налогу за 2019 год в сумме 53550 руб., пени на задолженность по транспортному налогу за 2019 год за период с 02.12.2020 по 08.02.2021 в размере 523,45 руб. (л.д.19-20, 21, 22, 24-25, 26, 27, 29-30, 31, 32, 33).
Однако, данные требования ФИО2 в установленный срок исполнены не были.
В силу части 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требований об уплате налога.
Абзацем 2 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей до внесения изменений Федеральным законом от 23 ноября 2020 года N 374-ФЗ) было установлено, что если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 руб., налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 руб.
Абзацем 3 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей до внесения изменений Федеральным законом от 23 ноября 2020 года N 374-ФЗ) было установлено, что если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3000 руб., налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 23 ноября 2020 года N 374-ФЗ в ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, сумма указанная в данной статье с 3000 руб. была увеличена до 10 000 руб.
Как следует из абзаца 2 части 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Согласно ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Таким образом, законодатель установил специальный порядок обращения в суд налогового органа, согласно которому требование о взыскании налога за счет имущества физического лица предъявляется им в порядке приказного производства. В порядке искового производства такие требования могут быть предъявлены при отмене судебного приказа не позднее шести месяцев со дня вынесения соответствующего определения суда.
Как следует из материалов дела, Межрайонная ИФНС России №17 по Воронежской области обратилась к мировому судье судебного участка №5 в Левобережном судебном районе Воронежской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО2 недоимки по налогу и пени в пределах сумм, указанных в неисполненных требованиях №42760 от 09.07.2019, №40910 от 26.06.2020, №4885 от 09.02.2021.
Мировым судьей судебного участка №5 в Левобережном судебном районе Воронежской области был выдан судебный приказ № 2а-1708/21 от 28.07.2021 о взыскании с ответчика задолженности по транспортному налогу за 2019 год в сумме 10000 руб., пени по транспортному налогу за 2019 год за период с 02.12.2020 по 08.02.2021 в размере 97,75 руб., по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в сумме 2511 руб., пени по налогу на имущество физических лиц за 2019 год за период с 02.12.2020 по 08.02.2021 в сумме 24,54 руб., а всего в сумме 12633,29 руб.
ФИО2 представил возражения относительно исполнения судебного приказа, в связи с чем, мировым судьей судебного участка №5 в Левобережном судебном районе Воронежской области 18.02.2022 было вынесено определение об отмене судебного приказа (л.д.9).
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что административный истец как за выдачей судебного приказа, так и с настоящим административным иском в суд обратился в установленные законом сроки.
В соответствии со ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, каждая сторона обязана доказывать обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Доказательства, опровергающие доводы административного истца о наличии у административного ответчика спорной недоимки по транспортному налогу за 2019 год и налогу на имущество физических лиц за 2016 и 2018 года год в материалах дела отсутствуют.
В соответствии со ст.114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ст.ст.333-19,333-20 Налогового кодекса Российской Федерации с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 1824,55 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 289-294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административные исковые требования Межрайонной ИФНС России №17 по Воронежской области к ФИО2 о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, по транспортному налогу, пени, удовлетворить.
Взыскать с ФИО2, проживающего по адресу: , задолженность по транспортному налогу за 2019 год в сумме 53550 руб., пени на задолженность по транспортному налогу за 2019 год за период с 02.12.2020 по 08.02.2021 в размере 523,45 руб., по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в сумме 5 руб., пени по налогу на имущество физических лиц за 2016 год за период с 04.12.2018 по 08.07.2019 в сумме 0,29 руб., по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в сумме 70 руб., пени на задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2018 год за период с 03.12.2019 по 25.06.2020 в сумме 2,86 руб., а всего взыскать 54151 (пятьдесят четыре тысячи сто пятьдесят один) руб. 60 коп.
Взыскать с ФИО2 государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 1824,55 руб.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме. Решение изготовлено в мотивированном виде ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: Т.Е. Бражникова