Дело №2а-1256/2022

УИД 27RS0007-01-2022-001421-71

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Комсомольск-на-Амуре 23 августа 2022 года

Ленинский районный суд г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в составе председательствующего судьи Вальдес В.В.,

при секретаре судебного заседания ФИО5,

с участием ответчика ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по к ФИО1 о взыскании задолженности по штрафу, налогам, пени,

УСТАНОВИЛ:

ИФНС России по обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании задолженности по штрафу за несвоевременное представление налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере , по налогу на имущество физических лиц в размере , пени в размере ; по транспортному налогу в размере , пени в размере .

В обоснование административного иска указано о том, что в нарушении п.п. 4 п. 1 ст. 23, п. 1 ст. 229 Налогового кодекса Российской Федерации административный ответчик представил налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц за 2017 год с нарушением установленного законодательством срока – ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ принято решение о привлечении ФИО1 к ответственности по ч. 1 ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации, назначено наказание в виде штрафа в размере . ФИО1 было направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ об уплате штрафа до ДД.ММ.ГГГГ, однако до настоящего времени штраф не оплачен. В 2014-2019 годах административный ответчик являлся собственником транспортных средств, в связи с чем ему был начислен транспортный налог за 2019 год в сумме . Поскольку при уплате транспортного налога за следующие налоговые периоды налогоплательщик не указывал в платежном поручении сведения о налоговом периоде, налоговый орган засчитывал сумму в счет недоимки по предыдущим периодам. В связи с этим ФИО1 направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога, которое оставлено без исполнения. В 2014-2019 годах административный ответчик являлся собственником недвижимого имущества, в связи с чем ответчику исчислен налог на имущество за налоговый период 2014 года в размере , 2015 год – , 2016 год – , 2018 год – , 2019 год – . ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 оплатил , ДД.ММ.ГГГГ – , службой судебных приставов взыскано , недоимка по налогу составила по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку при уплате налога на имущество за следующие налоговые периоды налогоплательщик не указывал в платежном поручении сведения о налоговом периоде, налоговый орган засчитывал сумму в счет недоимки по предыдущим периодам. В связи с этим ФИО1 направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога, которое оставлено без исполнения. В связи с несвоевременной уплатой налогов за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по налогу на имущество физических лиц за 2018 год на сумму недоимки исчислены пени в размере , на сумму недоимки по транспортному налогу за 2018 год исчислены пени в размере . За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на сумму недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2019 год исчислены пени в размере , на сумму недоимки по транспортному налогу за 2019 год исчислены пени в размере . Определением мирового судьи судебного участка № судебного района «-на-амуре » от ДД.ММ.ГГГГ ранее вынесенный мировым судьей судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании недоимки по штрафу, налогами и пени отменен.

В судебное заседание представитель административного истца ИФНС России по не явился, о времени и месте извещался судом надлежащим образом, о причинах неявки в суд не сообщили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлял.

В соответствии со ст. 150, ч. 2 ст. 289 КАС РФ суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя административного истца.

Ранее в судебном заседании представитель ИФНС России по ФИО6 пояснила о том, что поскольку при уплате налогов ФИО1 не указывал конкретный налоговый период, за который производит оплату, налоговый орган засчитывал поступившие денежные средства в счет недоимки по предыдущим периодам.

В судебном заседании административный ответчик ФИО1 с исковыми требованиями не согласился, поскольку штраф в размере им был оплачен, однако доказательства, подтверждающие оплату, не сохранились. С 2018 года им своевременно оплачиваются налоги по текущим платежам. Полагает действия ИФНС по зачету поступивших денежных средств в счет недоимки по предыдущим периодам незаконными, поскольку таких распоряжений он не давал, а кроме того, в платежных документах указан УИН, по которому можно идентифицировать платеж.

Выслушав ФИО1, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Как установлено судом и следует из материалов административного дела, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 представил в ИФНС России по декларацию на доходы физических лиц, срок представления которой истек ДД.ММ.ГГГГ.

По результатам проведенной проверки на основании пункта 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ вынесено решение № о привлечении ФИО1 к налоговой ответственности в виде взыскания штрафа в размере .

Налогоплательщику в порядке досудебного урегулирования направлено требование об уплате штрафа № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.

До настоящего времени задолженность не погашена.

Определением мирового судьи судебного участка № судебного района «-на-амуре » от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ отменен в связи с поступившими от ФИО1 возражениями относительно его исполнения.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

В силу статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии с п. 1 ст. 229 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация представляется налогоплательщиками, указанными в статьях 227, 227.1 и пункте 1 статьи 228 настоящего Кодекса. Налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено статьей 227.1 настоящего Кодекса.

Разрешая административные исковые требования о взыскании задолженности по оплате штрафа за несвоевременное предоставление налоговой декларации на доходы физических лиц, установив обоснованность привлечения административного ответчика к налоговой ответственности за несвоевременное представление налоговой декларации, учитывая, что установленная законом обязанность по оплате штрафа ФИО1 в установленные сроки исполнена не была, налоговым органом соблюдены сроки и порядок обращения в суд с требованием о взыскании задолженности, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, в связи с чем с административного ответчика подлежит взысканию задолженность по штрафу в размере .

Доказательств оплаты штрафа ФИО1 не представлено.

Разрешая исковые требования о взыскании задолженности по оплате транспортного налога, налога на имущество физических лиц, пени, суд приходит к следующему.

Обязанность граждан-налогоплательщиков по уплате законно установленных налогов и сборов закреплена в статье 57 Конституции Российской Федерации, а также части 1 статьи 3, пункте 1 части 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ.

Согласно статье 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса.

Сумма налога (сумма авансового платежа по налогу) исчисляется на основании сведений органов (организаций, должностных лиц), осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами (пункт 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу абзаца 3 пункта 1 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии со статьей 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Пунктом 1 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Статьей 408 Налогового кодекса РФ определено, что сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи.

Налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 1 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации).

Как следует из материалов дела, за административным ответчиком ФИО1 значились зарегистрированными транспортные средства: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – автомобиль «», государственный регистрационный знак № с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – автомобиль «», государственный регистрационный знак №; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – автомобиль «ФИО2», государственный регистрационный знак № с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – автомобиль «», государственный регистрационный знак № с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – автомобиль «», государственный регистрационный знак № с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – автомобиль «», государственный регистрационный знак № с ДД.ММ.ГГГГ – автомобиль «ФИО3», государственный регистрационный знак №; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – автомобиль «», государственный регистрационный знак №

В период 2014-2019 годов ФИО1 являлся собственником недвижимого имущества – гаража, расположенного по адресу: , 17-2, кадастровый №.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 через личный кабинет налогоплательщика направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ № о необходимости уплаты за 2015 год транспортного налога в сумме , налога на имущество физических лиц в сумме не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 через личный кабинет налогоплательщика направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ № о необходимости уплаты за 2017 год транспортного налога в сумме , налога на имущество физических лиц в сумме не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 через личный кабинет налогоплательщика направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ № о необходимости уплаты за 2018 год транспортного налога в сумме , налога на имущество физических лиц в сумме не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 через личный кабинет налогоплательщика направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ № о необходимости уплаты за 2019 год транспортного налога в сумме , налога на имущество физических лиц в сумме .

Согласно представленным административным ответчиком платежным квитанциям, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 произведены налоговые платежи на сумму и ; ДД.ММ.ГГГГ произведены налоговые платежи на сумму и ; ДД.ММ.ГГГГ произведены налоговые платежи на сумму и .

Налоговым органом указанные платежи были направлены на погашение налоговой задолженности за иные периоды, в связи с чем ФИО1 было направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ № об уплате задолженности по пени в сумме , исчисленной по транспортному налогу, по пени в сумме , исчисленной по налогу на имущество физических лиц, задолженности по транспортному налогу за 2019 год в размере , по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в размере в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Также административному ответчику направлялось требование от ДД.ММ.ГГГГ №, из которого следует, что на сумму недоимки по транспортному налогу в размере начислены пени в сумме , на сумму недоимки по налогу на имущество физических лиц в размере начислены пени в сумме , установлен срок для уплаты пени до ДД.ММ.ГГГГ.

В направленных ФИО1 налоговых уведомлениям налоговым органом была включена информация необходимая для перечисления налога.

Платежные документы заполняются в соответствии с Правилами указания информации, идентифицирующей платеж в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов, страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему российской федерации, администрируемых налоговыми органами, утвержденными приказом Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ №н (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 12 Правил в реквизите «Код» распоряжения о переводе денежных средств указывается уникальный идентификатор начисления, состоящий из 20 или 25 знаков.

Как следует из разъяснений ФНС России «О порядке указания УИН при заполнении распоряжений о переводе денежных средств в счет уплаты налогов (сборов) в бюджетную систему Российской Федерации» налогоплательщики - физические лица уплачивают имущественные налоги (земельный налог, налог на имущество физических лиц, транспортный налог) на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом, и приложенного к нему платежного документа (извещения) по форме N ПД (налог).

При этом в качестве уникального идентификатора начисления (УИН) в платежном документе (извещении) по форме N ПД (налог) указывается индекс документа, который формируется налоговым органом.

Административным ответчиком представлены в материалы дела платежные документы от ДД.ММ.ГГГГ (чеки-ордера, информация ПАО «Сбербанк России) об оплате налоговых платежей на сумму и ; от ДД.ММ.ГГГГ (чеки-ордера, подтверждение платежа ПАО Сбербанк, включенного в платежное поручение № от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждение платежа ПАО Сбербанк, включенного в платежное поручение № от ДД.ММ.ГГГГ), которые свидетельствуют о том, что ФИО7 (по налогам ФИО1) произведены два платежа на сумму и , а также платежные квитанции от ДД.ММ.ГГГГ №, №, согласно которым ФИО1 произведены два платежа на сумму и .

Уникальные идентификаторы начислений, указанные в платежных документах от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ идентичны уникальным идентификаторам начислений, сформированным налоговым органом для уплаты налогов за 2017, 2018 и 2019 года.

Размер внесенных платежей полностью соответствуют размерам налогов за 2017, 2018 и 2019 года, исчисленных налоговым органом.

Платежи внесены после направления налоговым органом налоговых уведомлений о необходимости уплаты транспортного налога и налога на имущество физических лиц.

Кроме того из платежных документов от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что в графе - основание платежа указано «ТП», что в соответствии с Правилами указания информации, идентифицирующей платеж в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов, страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему российской федерации, администрируемых налоговыми органами, утвержденными приказом Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ №н, свидетельствует о том, что налогоплательщик оплатил текущий платеж.

Указанные уникальные идентификаторы начислений, в совокупности с иными сведениями, указанными в платежных документах административного ответчика, позволяют идентифицировать произведенные налоговые платежи, как уплату транспортного налога и налога на имущество физических лиц за 2017, 2018 и 2019 года, в связи с чем у налогового органа не имелось правовых оснований для направления внесенных административным ответчиком денежных средств на погашение задолженности за иные платежные периоды.

Поскольку транспортный налог и налог на имущество физических лиц за 2019 год были уплачены административным ответчиком в полном объеме и своевременно, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований ИФНС России по о взыскании с ФИО1 задолженности по уплате налогов за 2019 год и пени.

Вместе с тем, в силу положений пп. 1 и 2 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Согласно пп. 3 и 4 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно в процентах от неуплаченной суммы налога.

Из содержания приведенных положений следует, что пеня выступает мерой государственного принуждения, обеспечивающей реализацию публичного интереса в своевременном поступлении суммы налога в бюджет, - она стимулирует налогоплательщиков к добросовестной уплате причитающихся сумм налогов. Одновременно она является мерой имущественной (восстановительной) ответственности, призванной компенсировать ущерб, понесенный бюджетной системой в случаях, когда налоговая обязанность не была исполнена в срок.

Как установлено судом и не оспаривалось административным ответчиком, транспортный налог и налог на имущество физических лиц за 2018 год были уплачены ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку в установленный налоговым законодательством срок (не позднее ДД.ММ.ГГГГ) обязанность по уплате транспортного налога за 2018 год, налога на имущество физических лиц за 2018 год административным ответчиком не исполнена, расчет пени произведен ИФНС России по правильно, налоговым органом соблюдены сроки и порядок обращения в суд с требованием о взыскании задолженности по пени, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований в части взыскания с ФИО1 пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за просрочку уплаты транспортного налога за 2018 год в сумме , пени за просрочку уплаты налога на имущество физических лиц за 2018 год в сумме .

В соответствии со ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Пунктом 2 ст. 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что налоговые доходы от государственной пошлины - в соответствии с пунктом 2 статьи 61.1 настоящего Кодекса (по нормативу 100 процентов по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции) зачисляются в бюджеты городских округов.

Таким образом, поскольку административный истец на основании подп.19 п.1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины, с административного ответчика с учетом размера удовлетворенных требований согласно подп.1 п.1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит взысканию государственная пошлина в размере в доход местного бюджета.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Инспекции Федеральной налоговой службы по к ФИО1 о взыскании задолженности по штрафу, налогам, пени удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО1 в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы по задолженность по уплате штрафа за несвоевременное представление налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц в размере , пени за просрочку уплаты транспортного налога за 2018 год в сумме , пени за просрочку уплаты налога на имущество физических лиц за 2018 год в сумме .

В удовлетворении остальной части административного искового заявления Инспекции Федеральной налоговой службы по отказать.

Взыскать с ФИО1 в доход бюджета муниципального образования городского округа «» государственную пошлину в размере .

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Ленинский районный суд г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья В.В. Вальдес