Дело № 2а-2210/2025

УИД: 91RS0001-01-2025-003909-59

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 сентября 2025 года г. Симферополь

Железнодорожный районный суд г. Симферополя в составе:

председательствующего судьи – Плиевой Н.Г.,

при секретаре – Подгаецкой В.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в г. Симферополе административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Симферополю к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций,

УСТАНОВИЛ:

Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Симферополю обратилась в Железнодорожный районный суд г. Симферополя Республики Крым с административным исковым заявлением к ФИО1, в котором просит суд взыскать с ФИО1 в доход бюджета задолженность на общую сумму 16 365,17 рублей, а именно: транспортный налог с физических лиц за 2022 год в размере 5 220 рублей; транспортный налог с физических лиц за 2023 год в размере 5 220 рублей; налог на профессиональный доход за ноябрь 2023 года в размере 3 000 рублей; суммы пеней, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, распределяемых в соответствии с подпунктом 1 пункта 11 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации в размере 2 925,17 рублей.

Заявленные требования мотивированы тем, что на налоговом учёте в ИФНС России по г. Симферополю состоит в качестве налогоплательщика ФИО1, который в соответствии с п. 1 ст. 23 НК РФ обязан уплачивать законно установленные налоги. За налогоплательщиком числится задолженность, подлежащая взысканию, по следующим обязательствам: транспортный налог с физических лиц за 2022 год в размере 5 220 рублей, транспортный налог с физических лиц за 2023 год в размере 5 220 рублей автомобиль Фольксваген Passat №, налог на профессиональный доход за ноябрь 2023 года в размере 3 000 рублей, суммы пеней, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, распределяемых в соответствии с подпунктом 1 пункта 11 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации в размере 2 925,17 рублей. В связи с неисполнением обязанности по уплате налогов, пеней, штрафов и наличием отрицательного сальдо ЕНС, ИФНС России по г. Симферополю было сформировано требование № 73249 от 16.12.2023 об оплате задолженности на сумму 5 256,81 рублей, срок добровольной оплаты – до 16.12.2023. Указанное требование направлено налогоплательщику через личный кабинет, вручено 22.12.2023. В данное требование вошла задолженность по транспортному налогу за 2022 год, а также пеня, задолженности за 2023 год в него не вошли, поскольку обязательство по их уплате возникло после 16.12.2023. Согласно положениям подпункта 1 пункта 3 статьи 48 НК РФ налоговый орган вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер отрицательного сальдо превышает 10 000 рублей. Требование № 73249 об уплате задолженности от 16.12.2023 было выставлено на сумму 5 256,81 рублей. 02.12.2024 система АИС Налог 3 отобразила, что отрицательное сальдо превысило 10 000 рублей, а именно: размер задолженности на 02.12.2024 составил 15 113,91 рублей. Следовательно, в соответствии с положениями абз. 1 подп. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ, налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании задолженности не позднее 01.07.2025. Определением мирового судьи судебного участка № 5 Железнодорожного судебного района № Ма-0038/2025 было отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа в связи с пропуском шестимесячного срока для обращения в суд. Налоговый орган считает, что срок для обращения в суд с настоящим исковым заявлением не пропущен.

Определением судьи от 07.08.2025 административное исковое заявление принято к производству суда, возбуждено административное дело и назначено к разбирательству в открытом судебном заседании на 24.09.2025.

Административный истец ИФНС России по г. Симферополю явку уполномоченного представителя в судебное заседание не обеспечила, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, что подтверждается материалами дела. До начала судебного заседания в адрес суда поступило заявление представителя административного истца ФИО2, в котором он просит суд рассмотреть дело в его отсутствие.

Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом по адресу регистрации, почтовая корреспонденция вернулась в адрес суда с отметкой «истек срок хранения».

В соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) информация о принятии административного искового заявления к производству, о времени и месте судебного заседания размещены на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» заблаговременно до начала судебного заседания.

Согласно ч. 2 ст. 289 КАС РФ суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Суд, принимая во внимание надлежащее уведомление лиц, участвующих в деле, о дате, времени и месте судебного заседания, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив доводы административного искового заявления, исследовав материалы административного дела, всесторонне и полно исследовав все фактические обстоятельства, объективно оценив доказательства, которые имеют значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Обязанность платить налоги – это безусловное требование государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства; взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества; оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2007 года № 381-О-П).

Система налогов и сборов, страховые взносы и принципы обложения страховыми взносами, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации определены Налоговым кодексом Российской Федерации.

Согласно положениям п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Статьей 45 НК РФ определено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога посредством перечисления денежных средств в качестве единого налогового платежа, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Налогоплательщик вправе перечислить денежные средства в счет исполнения обязанности по уплате налога до наступления установленного срока.

Органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций (ч. 1 ст. 286 КАС РФ).

Согласно ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, если иное не предусмотрено статьей 356.1 настоящего Кодекса. Устанавливая налог, законодательные органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой.

В соответствии с положениями ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 359 НК РФ налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели – как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

В соответствии с п. 1 ст. 360 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

Как следует из положений ст. 362 НК РФ сумма налога исчисляется на основании сведений органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками – физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

Согласно положениям п. 1 ст. 363 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В соответствии с п. 3 ст. 363 НК РФ налогоплательщики – физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.

Налоговые ставки, в соответствии с положениями ст. 361 НК РФ, установлены в ст. 3 Закона Республики Крым от 19.11.2014 № 8-ЗРК/2014 «О транспортном налоге».

Судом установлено и из материалов дела следует, что на налоговом учёте в ИФНС России по г. Симферополю в качестве налогоплательщика состоит ФИО1 (ИНН №).

Согласно карточке поиска регистрационных действий за ФИО1 с 14.11.2017 зарегистрировано транспортное средство Фольксваген Passat, VIN №, 1993 года выпуска, государственный регистрационный знак №.

Соответственно, в налоговые периоды 2022 и 2023 годов ФИО1 являлся собственником указанного транспортного средства.

Мощность двигателя указанного транспортного средства составляет 174 л.с.

Согласно положениям ст. 3 Закона Республики Крым от 19.11.2014 № 8-ЗРК/2014 «О транспортном налоге» налоговая ставка на территории Республики Крым для легкового автомобиля с мощностью двигателя свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно составляет 30,0 рублей.

Административному ответчику было выставлено налоговое уведомление № 80989102 от 28.08.2023, в соответствии с которым ФИО1 начислен следующий налог за налоговый период 2022 год:

- за транспортное средство Фольксваген Passat, государственный регистрационный знак №, начислен к уплате транспортный налог в размере 5 220 рублей (налоговая база 174; налоговая ставка – 30 рублей; количество месяцев владения в году 12/12).

Указанный налог было необходимо уплатить не позднее 01.12.2023.

Налоговое уведомление № 80989102 от 28.08.2023 направлено административному ответчику на бумажном носителе почтовой связью 29.09.2023 (РПО №), получено им 12.10.2023.

В соответствии с п. 1 ст. 69 НК РФ неисполнение обязанности по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, повлекшее формирование отрицательного сальдо единого налогового счета налогоплательщика, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате задолженности.

В связи с неисполнением обязанности по уплате налогов ИФНС России по г. Симферополю было сформировано требование № 73249 об уплате задолженности по состоянию на 16 декабря 2023 года, которое направлено налогоплательщику через личный кабинет налогоплательщика 21.12.2023, получено 22.12.2023. Срок добровольной уплаты задолженности по требованию – 16.01.2024.

Кроме того, административному ответчику было выставлено налоговое уведомление № 157971942 от 24.07.2024, в соответствии с которым ФИО1 начислен следующий налог за налоговый период 2023 год:

- за транспортное средство Фольксваген Passat, государственный регистрационный знак №, начислен к уплате транспортный налог в размере 5 220 рублей (налоговая база 174; налоговая ставка – 30 рублей; количество месяцев владения в году 12/12).

Указанный налог было необходимо уплатить не позднее 02.12.2024.

Налоговое уведомление № 157971942 от 24.07.2024 направлено административному ответчику на бумажном носителе почтовой связью 23.09.2024 (РПО №), возвращено отправителю по причине истечения срока хранения 03.12.2024.

Материалами административного дела подтверждено наличие задолженности административного ответчика по уплате транспортного налога за расчетные периоды 2022 и 2023 года в размере 10 440 рублей (5 220 рублей за каждый год), административный ответчик на момент рассмотрения дела не представил суду доказательства, подтверждающие погашение указанной налоговой задолженности.

Таким образом, суд находит административные исковые требования в данной части подлежащими удовлетворению.

Также административным истцом заявлено требование о взыскании с ФИО1 налога на профессиональный доход за ноябрь 2023 года в размере 3 000 рублей.

Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 18 НК РФ налог на профессиональный доход (в порядке эксперимента) относится к специальным налоговым режимам.

В соответствии с частью 1.1. статьи 1 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в субъектах Российской Федерации, не указанных в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи, специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» вводится в действие законами субъектов Российской Федерации

Законом Республики Крым от 17.04.2020 № 67-ЗРК/2020 «О введении в действие специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в Республике Крым» с 1 июля 2020 года на территории Республики Крым введен в действие специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход».

В силу ч. 7 ст. 2 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» (далее – Федеральный закон № 422-ФЗ) профессиональный доход – доход физических лиц от деятельности, при ведении которой они не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам, а также доход от использования имущества.

Согласно ч. 8 ст. 2 Федерального закона № 422-ФЗ физические лица, применяющие специальный налоговый режим, освобождаются от налогообложения налогом на доходы физических лиц в отношении доходов, являющихся объектом налогообложения налогом на профессиональный доход.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 422-ФЗ налогоплательщиками налога на профессиональный доход признаются физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, перешедшие на специальный налоговый режим в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Объектом налогообложения признаются доходы от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) (ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 422-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 422-ФЗ налоговым периодом признается календарный месяц, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно положениям статьи 11 Федерального закона № 422-ФЗ сумма налога исчисляется налоговым органом как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при применении разных ставок – как сумма, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз, с учетом уменьшения соответствующей суммы налога на сумму налогового вычета в порядке, предусмотренном статьей 12 настоящего Федерального закона.

Уплата налога осуществляется не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, по месту ведения налогоплательщиком деятельности.

Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона № 422-ФЗ налоговые ставки устанавливаются в следующих размерах: 4 процента в отношении доходов, полученных налогоплательщиками от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) физическим лицам.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога, повлекшие формирование отрицательного сальдо единого налогового счета налогоплательщика, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику через мобильное приложение «Мой налог» предусмотренного статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации требования об уплате задолженности в сроки, установленные статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения требования об уплате задолженности налоговый орган вправе взыскать имеющуюся у налогоплательщика задолженность в порядке и сроки, которые установлены Налоговым кодексом Российской Федерации.

Как усматривается из материалов административного дела, ФИО1 29.05.2023 поставлен на учет в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход.

Как следует из информации, представленной налоговым органом, в ноябре 2023 года сумма доходов, полученных ФИО1 от оказания услуг физическим лицам, составила 100000 рублей.

Вместе с тем, поскольку административным ответчиком налог на профессиональный доход в размере 4 000 рублей (4 % от 100 000 рублей) был оплачен не в полном объеме, доказательств его оплаты административным ответчиком в оставшейся сумме 3 000 рублей за ноябрь 2023 года суду не представлено, указанная сумма подлежит взысканию с ФИО1

Согласно положениям ст. 57 НК РФ при уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ.

В силу пунктов 1, 3 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен уплатить в бюджетную систему Российской Федерации в случае неисполнения обязанности по уплате причитающихся сумм налогов в установленные законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов начиная со дня возникновения недоимки по день (включительно) исполнения совокупной обязанности по уплате налогов.

Суду представлен детальный расчет образовавшейся задолженности, включая начисление пени. Расчет взыскиваемой налоговым органом налога и пени судом проверен и сомнений не вызывает.

Согласно п. 3 ст. 11.3 НК РФ сальдо единого налогового счета представляет собой разницу между общей суммой денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, и денежным выражением совокупной обязанности.

Отрицательное сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, меньше денежного выражения совокупной обязанности.

В соответствии с положениями статьи 11 НК РФ задолженность по уплате налогов, сборов и страховых взносов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации – общая сумма недоимок, а также не уплаченных налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов и (или) налоговым агентом пеней, штрафов и процентов, предусмотренных настоящим Кодексом, и сумм налогов, подлежащих возврату в бюджетную систему Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, равная размеру отрицательного сальдо единого налогового счета этого лица.

Согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 31 НК РФ налоговые органы вправе взыскивать задолженность в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ налоговый орган вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности не позднее 1 июля года, следующего за годом, в течение которого налоговым органом осуществлено обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности, в случае неисполнения обязанности по требованию об уплате задолженности, на основании которого подано такое заявление, и образовании после подачи предыдущего заявления задолженности, подлежащей взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме более 10 тысяч рублей.

Согласно пункту 4 статьи 48 НК РФ административное исковое заявление о взыскании задолженности за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке административного судопроизводства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа, об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа либо определения о повороте исполнения судебного приказа, если на момент вынесения судом определения об отмене судебного приказа задолженность была погашена.

Как следует из распечатки программы АИС Налог 3, содержащейся в административном исковом заявлении, 02.12.2024 указанная система отобразила, что отрицательное сальдо превысило 10 000 рублей, а именно: размер задолженности на 02.12.2024 составил 15 113,91 рублей.

Следовательно, налоговый орган был вправе обратиться с заявлением о взыскании задолженности с ФИО1 до 01.07.2025.

Определением мирового судьи судебного участка № 5 Железнодорожного судебного района города Симферополь от 05.05.2025 по материалу № 9а-5-18/2025 отказано в принятии заявления ИФНС России по г. Симферополя о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО1 задолженности в размере 16 365,17 рублей.

С настоящим административным исковым заявлением ИФНС России по г. Симферополю обратилась в Железнодорожный районный суд г. Симферополя Республики Крым 07.08.2025.

Применив вышеуказанные нормы налогового законодательства, суд приходит к выводу, что срок на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением не пропущен.

В соответствии с частью 3 статьи 178 КАС РФ при принятии решения суд также решает вопросы о распределении судебных расходов.

Согласно части 1 статьи 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Административный истец в силу предписаний статьи 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобожден.

Оснований для освобождения административного ответчика от уплаты государственной пошлины в ходе рассмотрения административного дела не установлено.

Исходя из указанного выше, в соответствии со статьей 333.19 НК РФ с административного ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4 000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 290, 297-298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Симферополю – удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 (ИНН №) в доход бюджета задолженность в размере 16 365,17 рублей, а именно:

- транспортный налог с физических лиц за 2022 год в размере 5 220,00 рублей (пять тысяч двести двадцать рублей 00 копеек);

- транспортный налог с физических лиц за 2023 год в размере 5 220,00 рублей (пять тысяч двести двадцать рублей 00 копеек);

- налог на профессиональный доход за ноябрь 2023 года в размере 3 000,00 рублей (три тысячи рублей 00 копеек);

- суммы пеней, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, распределяемых в соответствии с подпунктом 1 пункта 11 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации в размере 2 925,17 рублей (две тысячи девятьсот двадцать пять рублей семнадцать копеек).

Взыскать с ФИО1 (ИНН №) в доход местного бюджета сумму государственной пошлины в размере 4 000,00 рублей (четыре тысячи рублей 00 копеек).

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Железнодорожный районный суд города Симферополя Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Н.Г. Плиева

Решение в окончательной форме составлено 8 октября 2025 года.

Судья Н.Г. Плиева