К делу №2а-2904/25
УИД 23RS0044-01-2025-003711-74
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ст. Северская Краснодарского края 24 ноября 2025 года
Северский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Безугловой Н.А.,
при секретаре судебного заседания Кириенко А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №11 по Краснодарскому краю к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам,
установил:
начальник Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №11 по Краснодарскому краю ФИО2 обратился в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам, в котором просит суд взыскать с административного ответчика в пользу административного истца транспортный налог в размере 1081 рубль 30 копеек за 2020-2021 годы; налог на имущество физических лиц в размере 241 рубль за 2022-2023 годы, земельный налог в размере 901 рубль за 2022-2023 годы; налог на доходы физических лиц (НДФЛ) в размере 117 000 рублей за 2023 год; штрафы в размере 30 250 рублей и пени в размере 32 944 рубля 34 копейки, указав, что основанием для выставления требований об уплате задолженности по налогам, пене послужило неисполнение обязанности по их уплате.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, начальник Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №11 по Краснодарскому краю ФИО2 просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя инспекции.
Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о дате времени и месте проведения судебного заседания извещен путем направления повестки почтовым отправлением, которое вернулось в адрес суда по истечении срока хранения, что в силу ч. 9 ст. 96 КАС РФ считается надлежащим извещением. Кроме того, информация о движении дела была размещена в сети «Интернет» на официальном сайте суда http://seversky.krd.sudrf.ru.
Ходатайства об отложении судебного заседания, не представлено.
Руководствуясь ч. 2 ст. 150 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела.
Суд, обсудив изложенные доводы административного иска, исследовав и оценив в соответствии со ст. 84 КАС РФ представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Статьей 3 НК РФ установлено, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
В силу ст. 44 НК РФ, обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Как указано в ч. 1 ст. 388 НК РФ, налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом. В отношении земельных участков, входящих в имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, налогоплательщиками признаются управляющие компании. При этом налог уплачивается за счет имущества, составляющего этот паевой инвестиционный фонд.
В соответствии со ст.ст. 390-391, 394 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
В части 1 ст. 393 НК РФ указано, что налоговым периодом признается календарный год.
Как установлено в судебном заседании и нашло подтверждение в материалах дела, административный ответчик ФИО1 , <...> года рождения зарегистрирован в качестве налогоплательщика в Межрайонной инспекции ФНС России №11 по Краснодарскому краю, ИНН <...>
В судебном заседании установлено, что ФИО1 являлся собственником транспортного средства <...> с государственным регистрационным знаком <...> в период с 17.09.2014 г. по 28.05.2021 г.
Налогоплательщику исчислен к уплате транспортный налог за 2020-2021 года в сумме 1384 рубля 30 копеек, в том числе за 2020 год – 894 рубля 30 копеек, за 2021 год – 490 рублей.
На основании ст. 356 НК РФ, транспортный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, если иное не предусмотрено статьей 356.1 настоящего Кодекса.
Налогоплательщиками налога, в соответствии со ст. 357 НК РФ, признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 3 Закона Краснодарского края от 26.11.2003 №639-КЗ «О транспортном налоге на территории Краснодарского края», в рамках статьи 363 НК РФ, срок уплаты сумм транспортного налога налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Обязанность по уплате транспортного налога налогоплательщиком ФИО1 исполнена не в полном объеме, задолженность по транспортному налогу за 2020 – 2021 годы составляет 1081 рубль 30 копеек, в том числе за 2020 год – 591 рубль 30 копеек, за 2021 год – 490 рублей.
Согласно ст. 399 НК РФ, налог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно сведениям, представленным из регистрирующего органа, в соответствии со ст. 85 НК РФ, ответчик является собственником жилого дома с кадастровым номером <...> расположенного по адресу: <...> и в период с 25.08.2022 г. по 17.04.2023 г. являлся собствеником <...> кадастровым номером <...>, расположенной по адресу: <...>.
Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 настоящего Кодекса. Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образования в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 ст. 406 НК РФ.
Налогоплательщику ФИО1 исчислен к уплате налог на имущество физических лиц за 2022-2023 года в сумме 241 рубль.
В установленный законодательством срок налогоплательщик не исполнил обязанность по уплате налога.
Земельный налог физических лиц устанавливается главой 31 НК РФ и нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ, налогоплательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК ПРФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
По сведениям, представляемым в налоговую инспекцию регистрирующими органами, налогоплательщик ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером 23:26:1003019:105, расположенного по адресу: <...>.
Налогоплательщику ФИО1 исчислен к уплате земельный налог за 2022-2023 года в сумме 901 рубль.
В установленный законодательством срок налогоплательщик не исполнил обязанность по уплате земельного налога.
На основании сведений, представленных из регистрирующих органов, налоговым органом исчислены имущественные налоги, в соответствии с положениями п. 2 ст. 52 НК РФ налогоплательщику направлены налоговые уведомления №44209973 от 01.09.2021 г., №56126732 от 01.09.2022 г., №97413014 от 10.08.2023 г., №193453446 от 09.08.2024 г.
Также налогоплательщиком ФИО1 самостоятельно не представлена налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц (форма №3-НДФЛ) за 2023 год, в связи с чем 16.07.2024 г. налоговым органом на основании п. 1.2 ст. 88 НК РФ произведен расчет НДФЛ по продаже и (или) дарению объектов недвижимого имущества, расположенного по адресу: <...>
По результатам камеральной налоговой проверки расчета по НДФЛ налоговым органом вынесено решение №630 от 20.03.2025 г., согласно которому начислен НДФЛ за 2023 год к уплате в сумме 117 000 рублей (срок уплаты 15.07.2024).
Обязанность по уплате НДФЛ за налогоплательщиком не исполнена.
В соответствии с положениями ст. 122 НК РФ, начислен штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога, подлежащего уплате в бюджет, по сроку уплаты налога составляет 23 400 рублей (117 000 * 20% = 23 400).
В соответствии с п. 1 ст. 119 НК РФ, за нарушение срока представления декларации по НДФЛ начислен штраф в сумме 35 100 рублей (117 000 * 30% = 35 100).
В ход е проверки установлены обстоятельства, смягчающие ответственность налогоплательщика за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 122 и по пункту 1 статьи 119 Кодекса, в связи с чем размер штрафа подлежит снижению в 2 раза (по п. 1 ст. 122 размер штрафа 11 700 рублей, по п. 1 ст. 119 Кодекса размер штрафа 17 550 рублей.
Также налогоплательщиком ФИО1 не представлена налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц (форма №3-НДФЛ) за 2020 год, в связи с чем 16.07.2021 г. налоговым органом на основании п. 1.2 ст. 88 НК РФ произведен расчет НДФЛ по продаже и (или) дарению объектов недвижимости за 2020 год в связи с получением дохода от продажи земельного участка, расположенного по адресу: <...> По результатам камеральной налоговой проверки вышеуказанного расчета по НДФЛ налоговым органом вынесено решение №1231 от 10.12.2021 г., согласно которому в соответствии с пунктом 1 статьи 119 НК РФ за нарушение срока предоставления декларации по НДФЛ начислен штраф в сумме 1 000 рублей.
Таким образом, общая сумма штрафных санкций, подлежащая взысканию составила 30 250 рублей.
В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога посредством перечисления денежных средств в качестве единого налогового платежа, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Неисполнение обязанности по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, повлекшее формирование отрицательного сальдо единого налогового счета налогоплательщика, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате задолженности в порядке ст. 69 НК РФ.
В соответствии с п. 4 ст. 52 НК РФ налоговое уведомление может быть направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика, личный кабинет на едином портале государственных и муниципальных услуг. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии с п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате задолженности должно быть направлено налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту не позднее трех месяцев со дня формирования отрицательного сальдо единого налогового счета этого лица, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Налоговым органом в адрес административного ответчика было направлено требование об уплате задолженности, направленное заказным письмом, в котором сообщалось о наличии отрицательного сальдо единого налогового счета и сумме задолженности с указанием налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов на момент направления требования, а также об обязанности уплатить в установленный срок сумму отрицательного сальдо ЕНС.
Согласно п. 2 ст. 45 НК РФ если иное не предусмотрено пунктами 4 и 5 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание задолженности в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Поскольку сумма задолженности в установленный срок уплачена не была, в соответствии со ст. 75 НК РФ на сумму недоимки начислены пени.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 41 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 9 от 11 июня 1998 года «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
Статьей 113 НК РФ установлен общий трехлетний срок давности с момента совершения налогового правонарушения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено правонарушение, и по истечении этого срока лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В соответствии со ст.48 НК РФ, в случае неисполнения плательщиком страховых взносов – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании задолженности, за счет имущества должника.
В связи с неуплатой налога, административный истец обратился к мировому судье судебного участка №265 Северского района Краснодарского края с заявлением о вынесении судебного приказа для взыскания указанной задолженности.
Определением мирового судьи судебного участка №265 Северского района Краснодарского края от 12 сентября 2025 года отказано Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №11 по Краснодарскому краю в принятии заявления о вынесении судебного приказа в отношении ФИО1 , связи с наличием спора о праве.
Частью 2 пункта 48 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016г. №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» разъяснено, что если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 КАС РФ в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке.
Как разъяснено в п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016г. №62, истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в п. 2 ст. 48 НК РФ, является препятствием для выдачи судебного приказа.
Административное исковое заявление о взыскании задолженности за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке административного судопроизводства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (п. 4 ст. 48 НК РФ).
29.10.2025 года административный истец обратился с иском в суд.
Суд приходит к выводу о том, что представленные сведения, подтверждают направление и получение ФИО1 требования, не выполнение которого послужило основанием для обращения налогового органа с заявлением о вынесении судебного приказа, а впоследствии в суд с настоящим иском.
Таким образом, налоговым органом срок обращения в суд, предусмотренный ст. 48 НК РФ соблюден, исковое заявление впервые направлено в суд в течение шестимесячного срока с момента отмены судебного приказа.
Налоговый орган выполнил свои обязанности, предусмотренные действующим налоговым законодательством, а налогоплательщиком обязанность по уплате обязательных платежей и санкций не исполнена, что влечет неисполнение доходной части бюджета, а, следовательно, неполучение государством денежных средств, и нарушает интересы налогового органа.
Доказательств, своевременного исполнения обязанности по уплате налога не представлено, задолженность не погашена, законность ее начисления и порядок расчетов не опровергнуты допустимыми доказательствами, что является основанием удовлетворения требований.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
В силу требований ст. 111, ч. 1 ст. 114 КАС РФ, ст. 333.19 и ст. 333.36 НК РФ, с административного ответчика ФИО1 подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета муниципального образования Северский район в размере 6 427 рублей 53 копейки, от уплаты которой административный истец освобожден законом при подаче административного искового заявления.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
решил:
административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №11 по Краснодарскому краю к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам, удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 , <...> года рождения, ИНН <...>, проживающего по адресу: <...> в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №11 по Краснодарскому краю сумму задолженности по транспортному налогу в размере 1081 рубль 30 копеек за 2020-2021 годы; налогу на имущество физических лиц в размере 241 рубль за 2022-2023 годы, земельному налогу в размере 901 рубль за 2022-2023 годы; налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) в размере 117 000 рублей за 2023 год; штрафам в размере 30 250 рублей и пени в размере 32 944 рубля 34 копейки, а всего 182 417 рублей 64 копейки.
Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования Северский район Краснодарского края в размере 6 427 рублей 53 копейки.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Северский районный суд Краснодарского края в течение месяца со дня его вынесения.
Председательствующий Н.А. Безуглова