РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 сентября 2022 года город Балтийск
Балтийский городской суд Калининградской области в лице судьи Дуденкова В.В.
при секретаре судебного заседания Кожевниковой М.Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-504/2022 по административному иску Управления Федеральной налоговой службы по Калининградской области к ФИО1 о взыскании недоимок по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц и пеней за просрочку уплаты налогов,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 7 по Калининградской области обратилась в районный суд с административным иском к ФИО1 о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2020 год в размере 28 875 рублей и пени за просрочку уплаты этого налога за период с 2 по 16 декабря 2021 года включительно в размере 108 рублей 28 копеек, недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2020 год в размере 4 рублей и пени за просрочку уплаты этого налога за период с 2 по 16 декабря 2021 года включительно в размере 2 копеек. Свои требования административный истец обосновал тем, что в 2020 году ФИО1 как собственник транспортных средств и жилого дома признавалась налогоплательщиком транспортного налога и налога на имущество физических лиц соответственно. Несмотря на получение налогового уведомления № № от 01.09.2021 и выставление требования об уплате налога и пени № № от 17.12.2021, административная ответчица своевременно не уплатила начисленные транспортный налог и налог на имущество физических лиц за 2020 год и пени за просрочку их уплаты.
На основании определения Балтийского городского суда Калининградской области от 14.09.2022 произведена замена первоначального административного истца его правопреемником: УФНС России по Калининградской области (л.д. 106).
Представитель УФНС России по Калининградской области ФИО2 подал письменное ходатайство о рассмотрении административного дела в отсутствие представителя административного истца (л.д. 111).
Административная ответчица ФИО1 надлежащим образом извещалась о месте и времени рассмотрения административного дела, однако не явилась в судебное заседание по неизвестным причинам и не представила каких-либо возражений относительно административного иска.
Проверив доводы, изложенные в административном исковом заявлении, и исследовав письменные доказательства, суд находит административный иск УФНС России по Калининградской области подлежащим частичному удовлетворению по следующим мотивам.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – "НК РФ") налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В силу части первой статьи 19 НК РФ налогоплательщиками признаются физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги.
В соответствии с пунктом 3 статьи 14, пунктами 1 и 2 статьи 15 НК РФ к региональным налогам относится транспортный налог, а к местным налогам – налог на имущество физических лиц.
Как следует из пункта 1 статьи 44 НК РФ, обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.
В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком (пункт 2 статьи 17 НК РФ).
Согласно абзацу второму пункта 3 статьи 56 НК РФ льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются НК РФ и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах.
В силу пункта 2 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.
Абзацем вторым пункта 1 статьи 45 НК РФ предусмотрено, что обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 58 НК РФ уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах.
Согласно части первой статьи 356 НК РФ транспортный налог устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В силу части первой статьи 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьёй 358 НК РФ.
Как следует из пункта 1 статьи 358 НК РФ, объектом налогообложения в числе прочего признаются автомобили и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Подпунктом 5 пункта 2 статьи 358 НК РФ предусмотрено, что не являются объектом налогообложения тракторы, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции.
Системное толкование приведённых выше норм законодательства о налогах и сборах позволяет суду сделать вывод о том, что основными критериями непризнания объектом налогообложения тракторов и специальных автомашин является соответствие физического лица, на которого они зарегистрированы, понятию сельскохозяйственного товаропроизводителя, определённому Федеральным законом от 29.12.2006 № 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", и использование этих транспортных средств по целевому назначению в течение налогового периода по транспортному налогу.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" сельскохозяйственным товаропроизводителем признаётся индивидуальный предприниматель, осуществляющий производство сельскохозяйственной продукции (в том числе органической продукции, сельскохозяйственной продукции и продовольствия с улучшенными характеристиками), её первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.
В силу пункта 3 части 2 статьи 3 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства" сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются также крестьянские (фермерские) хозяйства в соответствии с Федеральным законом от 11.06.2003 № 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Согласно пунктам 1 и 4 статьи 1 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии. Крестьянское (фермерское) хозяйство может признаваться сельскохозяйственным товаропроизводителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В состав имущества крестьянского (фермерского) хозяйства могут входить транспортные средства (пункт 1 статьи 6 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве").
Пунктом 1 статьи 16 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" предусмотрено, что главой крестьянского (фермерского) хозяйства по взаимному согласию членов крестьянского (фермерского) хозяйства признаётся один из его членов.
В соответствии с письмом Минсельхоза России от 19.09.2016 № 14/232 крестьянским (фермерским) хозяйствам в целях получения статуса сельскохозяйственных товаропроизводителей не требуется подтверждать долю дохода от реализации сельскохозяйственной продукции в размере не менее чем семьдесят процентов за календарный год.
Из материалов административного дела (л.д. 9, 40–41, 58–68, 109) следует, что в период с 11 августа 2011 года до 26 апреля 2022 года ФИО1 (ранее – ФИО3) Татьяна Сергеевна была в установленном порядке зарегистрирована в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства.
В 2020 году (в течение 12-ти полных месяцев) за ФИО1 как главой крестьянского (фермерского) хозяйства были зарегистрированы следующие транспортные средства: 1) грузовой автомобиль (седельный тягач) <.....>; 2) трактор <.....>
Следовательно, в течение налогового периода 2020 года вышеперечисленные специальные транспортные средства были зарегистрированы за ФИО1 как сельскохозяйственным товаропроизводителем, являлись имуществом крестьянского (фермерского) хозяйства и использовались для осуществления сельскохозяйственной деятельности.
При таких обстоятельствах суд делает вывод о том, что ФИО1 как сельскохозяйственный товаропроизводитель на основании подпункта 5 пункта 2 статьи 358 НК РФ подлежит освобождению от уплаты транспортного налога в отношении грузового автомобиля (седельного тягача) <.....> и трактора <.....> за налоговый период 2020 года.
В соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 32 НК РФ, и особенности определения налоговой базы в соответствии с главой 32 НК РФ (абзац первый пункта 2 статьи 399 НК РФ).
Согласно статье 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьёй 401 НК РФ.
Как следует из подпункта 6 пункта 1 статьи 401 НК РФ, объектом налогообложения признаются здания, строения, сооружения, помещения, расположенные в пределах муниципального образования.
В силу абзаца первого пункта 1 статьи 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 402 НК РФ.
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы (пункт 1 статьи 406 НК РФ).
На территории Россыпнянского сельского поселения Калачеевского муниципального района Воронежской области (код ОКТМО 20615448) налог на имущество физических лиц и его ставки на 2020 год были установлены решением Совета народных депутатов Россыпнянского сельского поселения Калачеевского муниципального района Воронежской области от 26.11.2015 № 17.
В соответствии со статьёй 405 НК РФ налоговым периодом по налогу на имущество физических лиц признаётся календарный год.
Согласно пункту 1 статьи 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
В случае, если объект налогообложения находится в общей долевой собственности, налог исчисляется в соответствии с пунктом 1 статьи 408 НК РФ с учётом положений пункта 8 статьи 408 НК РФ для каждого из участников долевой собственности пропорционально его доле в праве собственности на такой объект налогообложения (абзац первый пункта 3 статьи 408 НК РФ).
В силу абзаца первого пункта 5 статьи 408 НК РФ в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на имущество исчисление суммы налога в отношении данного имущества производится с учётом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых это имущество находилось в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде.
Пунктом 1 статьи 409 НК РФ предусмотрено, что налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истёкшим налоговым периодом.
Согласно пункту 2 стати 409 НК РФ налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
ФИО1 в течение двенадцати полных месяцев в 2020 году являлась собственником 1/5 доли в праве общей собственности на жилой дом с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <.....> (л.д. 10, 72–77).
Следовательно, ФИО1 являлась налогоплательщиком налога на имущество физических лиц на территории Россыпнянского сельского поселения Калачеевского муниципального района Воронежской области за налоговый период 2020 года.
С заявлением о предоставлении налоговой льготы по налогу на имущество физических лиц за 2020 год административная ответчица в налоговый орган не обращалась.
В соответствии с абзацем вторым пункта 2 и абзацем первым пункта 3 статьи 52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление, в котором должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога.
Согласно абзацу первому пункта 4 статьи 52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Налоговый орган передал ФИО1 через личный кабинет налогоплательщика налоговое уведомление № № от 01.09.2021 о необходимости уплатить в установленный законом срок налог на имущество физических лиц за 2020 год в сумме 4 рублей (л.д. 10, 11).
Пунктом 2 статьи 69 НК РФ предусмотрено, что требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
В силу пункта 6 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Согласно пункту 1 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трёх месяцев со дня выявления недоимки.
Поскольку в срок не позднее 1 декабря 2021 года ФИО1 не исполнила обязанность по уплате налога на имущество физических лиц за 2020 год, 17 декабря 2021 года Межрайонная ИФНС России № 10 по Калининградской области передала ей через личный кабинет налогоплательщика требование об уплате налога, пени № №, в котором известила о наличии по состоянию на 17 декабря 2021 года недоимки по налогу на имущество физических лиц в размере 4 рублей и пени по этому налогу в размере 2 копеек, а также об обязанности уплатить задолженность в срок до 20 января 2022 года (л.д. 12, 13).
В срок, установленный административным истцом в требовании № №, ФИО1 как налогоплательщик не исполнила обязанность по уплате недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2020 год и пени за просрочку его уплаты.
Согласно пункту 1 статьи 72 и пункту 1 статьи 75 НК РФ исполнение обязанности по уплате налогов может обеспечиваться пеней, которой признаётся денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога (пункт 2 статьи 75 НК РФ).
В силу пунктов 3 и 4 статьи 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, определяется за каждый день просрочки в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной одной трёхсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 31 НК РФ налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены НК РФ.
Частью 1 статьи 286 КАС РФ предусмотрено, что органы государственной власти, иные государственные органы, наделённые в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Таким образом, УФНС России по Калининградской области как налоговый орган обладает полномочиями по обращению в суд с административным иском о взыскании обязательных платежей (налога на имущество физических лиц, пени) с ФИО1
Из абзаца первого пункта 2 статьи 48 НК РФ следует, что заявление о взыскании налога и пеней за счёт имущества физического лица подаётся в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога и пеней.
Согласно абзацу второму пункта 3 статьи 48 НК РФ и части 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей (налога, пеней) и санкций может быть подано в суд не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Заявление о вынесении судебного приказа о взыскании с должницы ФИО1 недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2020 год, пени за просрочку уплаты этого налога поступило к мировому судье 1-го судебного участка Балтийского судебного района Калининградской области 6 апреля 2022 года, было принято им к своему производству и послужило основанием для вынесения судебного приказа от 13.04.2022 в рамках дела № № (л.д. 44–51).
8 июля 2022 года и.о. мирового судьи 1-го судебного участка Балтийского судебного района Калининградской области вынес определение, которым отменил судебный приказ от 08.07.2022 по делу № № о взыскании с ФИО1 недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2020 год, пени за просрочку уплаты этого налога (л.д. 69–70).
Административное исковое заявление, послужившее основанием для возбуждения настоящего административного дела, поступило в Балтийский городской суд Калининградской области 18 июля 2022 года, что свидетельствует о соблюдении административным истцом шестимесячного срока, установленного абзацем вторым пункта 3 статьи 48 НК РФ (л.д. 3).
Никаких допустимых доказательств, подтверждающих полное погашение задолженности, указанной в требовании об уплате налога, пеней № №, либо наличие предусмотренных законом льгот по уплате налога на имущество физических лиц, административная ответчица суду не представила.
Факт наличия недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2020 год ФИО1 не оспаривался.
Следовательно, имеются достаточные основания для взыскания с ФИО1 как налогоплательщика налога на имущество физических лиц за налоговый период 2020 года всей суммы задолженности, выявленной административным истцом.
Проведённая судом проверка документов, представленных административным истцом, достоверно показала, что рассчитанный размер взыскиваемой задолженности по налогу на имущество физических лиц определён административным истцом в полном соответствии с требованиями статей 75, 402, 404, 406, 408 НК РФ и решения Совета народных депутатов Россыпнянского сельского поселения Калачеевского муниципального района Воронежской области от 26.11.2015 № 17, в частности, с использованием установленных ставок налога на имущество физических лиц и пени, на основании сведений о налоговой базе (кадастровой стоимости объекта налогообложения), представленных регистрирующим органом, исходя из размера доли ФИО1 в праве общей собственности на объект налогообложения и продолжительности периода нахождения жилого дома в собственности административной ответчицы.
Каких-либо счётных ошибок при исчислении недоимки ФИО1 по налогу на имущество физических лиц и пени судом не выявлено.
Правильность расчёта взыскиваемой денежной суммы и её общий размер ФИО1 не оспаривала и допустимыми средствами доказывания не опровергла.
Таким образом, общий размер задолженности административного ответчика по налогу на имущество физических лиц за 2020 год и пене за этот налоговый период составляет 4 рубля 2 копейки.
В соответствии с абзацами первым и третьим статьи 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы от налога на имущество физических лиц (по нормативу 100 процентов) зачисляются в бюджеты городских округов.
С учётом установленных обстоятельств дела, оценивая совокупность исследованных доказательств, суд приходит к окончательному выводу о том, что административный иск УФНС России по Калининградской области подлежит частичному удовлетворению, а с ФИО1 подлежат взысканию в доход местного бюджета Россыпнянского сельского поселения Калачеевского муниципального района Воронежской области недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2020 год в размере 4 рублей и пеня за просрочку уплаты налога на имущество физических лиц за период с 2 по 16 декабря 2021 года включительно в размере 2 копеек.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 114, 175–180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
удовлетворить административный иск Управления Федеральной налоговой службы по Калининградской области частично.
Взыскать с ФИО1, зарегистрированной по месту жительства по адресу: <.....>, в доход местного бюджета Россыпнянского сельского поселения Калачеевского муниципального района Воронежской области (ОКТМО 20615448) денежные средства в сумме 4 (четырёх) рублей 02 копеек, из которых 4 рубля – недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2020 год (КБК 18210601030101000110), 2 копейки – пеня по налогу на имущество физических лиц за 2020 год (КБК 18210601030102100110) за период с 2 по 16 декабря 2020 года включительно.
Отказать Управлению Федеральной налоговой службы по Калининградской области в удовлетворении остальной части исковых требований,
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Калининградского областного суда через Балтийский городской суд Калининградской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Балтийского городского суда
Калининградской области В.В. Дуденков
Мотивированное решение изготовлено 13 октября 2022 года.