Дело №2а-646/2025

УИД 22RS0037-01-2025-000966-72

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 ноября 2025 года с. Павловск

Павловский районный суд Алтайского края в составе:

судьи Кречетовой О.А.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы <номер> по <адрес> к ФИО1 о взыскании налога на имущество физических лиц за 2023 год, пеней,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС <номер> по <адрес> обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании налога на имущество физических лиц за 2023 год, пеней, в общем размере 3610,18 руб.

В обоснование требований административный истец указал, что административному ответчику принадлежат следующие объекты налогообложения:

- здание по адресу <адрес> кадастровый <номер>;

- здание по адресу <адрес> <адрес>, кадастровый <номер>.

Расчет налога на имущество физических лиц за 2023 год был произведен в налоговом уведомлении, которое было направлено налогоплательщику посредством личного кабинета.

В связи с введением единого налогового счета и единого налогового платежа, ФИО1 было направлено требование <номер> от ДД.ММ.ГГГГ на сумму отрицательного сальдо ЕНС 14788,51 руб. со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.

Совокупная обязанность по оплате налогов с ДД.ММ.ГГГГ составила 25948 руб., из которых налог на имущество физических лиц за 2020 год 4569 руб., за 2021 год 9137 руб., за 2022 год 12242 руб., с ДД.ММ.ГГГГ совокупная обязанность увеличилась за счет налога на имущество физических лиц за 2023 год 13467 руб. и составила 39415 руб., пеня за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ начислена в размере 6529,06 руб., 28.045.2025 на основании решения суда <номер>а-75/2025 уменьшена недоимка по налогу на имущество, пеня составила 3610,18 руб.

Налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка №<адрес> с заявлением о выдаче судебного приказа. Мировым судьей судебного участка №<адрес> выдан судебный приказ <номер>а-529/2025, который отменен ДД.ММ.ГГГГ, после чего ДД.ММ.ГГГГ последовало обращение с административным иском.

Определением от ДД.ММ.ГГГГ дело принято к рассмотрению в порядке упрощенного (письменного) производства при цене административного иска менее 20000 руб., сторонам установлены сроки для принесения возражений и доказательств до ДД.ММ.ГГГГ, до ДД.ММ.ГГГГ.

Копия определения получена сторонами: МИФНС <номер> по АК - ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 – ДД.ММ.ГГГГ (л.д.47-48), пояснений и возражений не поступило.

Исследовав представленные документы, суд счел возможным рассмотреть дело в порядке упрощенного (письменного) производства и пришел к следующему.

В силу части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Обязанность граждан-налогоплательщиков по уплате законно установленных налогов и сборов закреплена в статье 57 Конституции Российской Федерации, а также части 1 статьи 3, пункте 1 части 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В силу ст.400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 данного Кодекса.

В соответствии с ч.1 ст. 403 НК РФ если иное не установлено настоящим пунктом, налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

До ДД.ММ.ГГГГ действовал пункт 2 статьи 403 НК РФ, который предусматривал, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 данной статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 данной статьи. На основании ст. 404 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до ДД.ММ.ГГГГ.

Решением Собрания депутатов Павловского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ <номер> на территории муниципального образования Павловского сельсовета с ДД.ММ.ГГГГ введен налог на имущество физических лиц, установлено, что налоговая база по налогу в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, установлены в том числе следующие ставки налога на имущество физических лиц- 0,5% в отношении прочих объектов налогообложения.

На основании статей 408, 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных статьей 408 НК РФ.

Особенности расчета налога за первые три налоговых периода с начала применения порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения закреплены в пунктах 8 и 9 статьи 408 НК РФ.

Согласно п.8 ст.408 НК РФ, сумма налога за первые три налоговых периода с начала применения порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения исчисляется с учетом положений пункта 9 настоящей статьи по следующей формуле:

Н = (Н1 - Н2) x К + Н2,

где Н - сумма налога, подлежащая уплате. В случае прекращения у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на указанный объект налогообложения, возникновения (прекращения) права на налоговую льготу, изменения доли в праве общей собственности на объект налогообложения исчисление суммы налога (Н) производится с учетом положений пунктов 4 - 6 настоящей статьи;

Н1 - сумма налога, исчисленная в порядке, предусмотренном пунктом 1 настоящей статьи, исходя из налоговой базы, определенной в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса, без учета положений пунктов 4 - 6 настоящей статьи;

Н2 - сумма налога, исчисленная исходя из инвентаризационной стоимости объекта налогообложения (без учета положений пунктов 4 - 6 настоящей статьи) за последний налоговый период, в котором в отношении такого объекта налогообложения применялся порядок определения налоговой базы исходя из его инвентаризационной стоимости;

К - коэффициент, равный:

0,2 - применительно к первому налоговому периоду, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса;

0,4 - применительно ко второму налоговому периоду, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса;

0,6 - применительно к третьему налоговому периоду, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса.

Согласно ч.2 ст. 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

На основании п.4 ст.52 НК РФ налоговое уведомление может быть направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Кроме того, согласно п.1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен уплатить в бюджетную систему Российской Федерации в случае неисполнения обязанности по уплате причитающихся сумм налогов в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.

Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов определяется в процентах от суммы недоимки. Если иное не установлено настоящей статьей, процентная ставка пени принимается равной для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации (пп.1 п.4 ст. 75 НК РФ).

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №263-ФЗ в Налоговый кодекс Российской Федерации включена статья 11.3 («Единый налоговый платеж. Единый налоговый счет»), согласно пункту 1 которой единым налоговым платежом признаются денежные средства, перечисленные налогоплательщиком, плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом и (или) иным лицом в бюджетную систему Российской Федерации на счет Федерального казначейства, предназначенные для исполнения совокупной обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, а также денежные средства, взысканные с налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента в соответствии с настоящим Кодексом.

Согласно пунктам 4, 5 указанной статьи единый налоговый счет ведется в отношении каждого физического лица и каждой организации, являющихся налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и (или) налоговыми агентами (в том числе при исполнении обязанности управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета в связи с выполнением договора инвестиционного товарищества).

Совокупная обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счете лица, указанного в пункте 4 данной статьи, в валюте Российской Федерации на основе, среди прочего, налоговых уведомлений - со дня наступления установленного законодательством о налогах и сборах срока уплаты соответствующего налога (подпункт 6).

В соответствии с п.1 п.1 ст.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» сальдо единого налогового счета организации или физического лица формируется ДД.ММ.ГГГГ с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей, в порядке, аналогичном установленному статьей 11.3 НК РФ.

При этом, согласно пункту 2 вышеуказанной статьи в целях пункта 1 части 1 настоящей статьи в суммы неисполненных обязанностей не включаются суммы недоимок по налогам, государственной пошлине, в отношении уплаты которой налоговому органу выдан исполнительный документ, иным сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации процентам, по которым по состоянию на 31 декабря 2022 года истек срок их взыскания.

Задолженность, образовавшаяся до 1 января 2023 года, размер которой не превышает размера требований к должнику, установленного законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения производства по делу о банкротстве, и в отношении которой судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об окончании исполнительного производства при возврате взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", признается безнадежной к взысканию (ч.11 ст.4 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 263-ФЗ).

Как следует из п.1 ст. 69 НК РФ (в редакции с 01.01.2023) неисполнение обязанности по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, повлекшее формирование отрицательного сальдо единого налогового счета налогоплательщика, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате задолженности. Требованием об уплате задолженности признается извещение налогоплательщика о наличии отрицательного сальдо единого налогового счета и сумме задолженности с указанием налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов на момент направления требования, а также об обязанности уплатить в установленный срок сумму задолженности.

Требование об уплате задолженности может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика, а также может быть передано налогоплательщику - физическому лицу в электронной форме через личный кабинет на едином портале государственных и муниципальных услуг. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п.4 ст. 69 НК РФ).

В соответствии с п.1,2 ст. 70 НК РФ (в редакции с 01.01.2023) требование об уплате задолженности должно быть направлено налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту не позднее трех месяцев со дня формирования отрицательного сальдо единого налогового счета этого лица, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. В случае, если отрицательное сальдо единого налогового счета лица - налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента не превышает 3 000 рублей, требование об уплате задолженности в размере отрицательного сальдо единого налогового счета должно быть направлено этому лицу не позднее одного года со дня формирования указанного отрицательного сальдо единого налогового счета.

В соответствии с п.1,2 ст. 70 НК РФ (в редакции с 23.12.2020 по 01.01.2023) требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. В случае, если сумма недоимки не превышает 3000 рублей, требование об уплате налога и имеющейся на день его формирования задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи. Требование об уплате задолженности по пеням, начисленным на недоимку после дня формирования требования об уплате такой недоимки, должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее одного года со дня уплаты такой недоимки либо со дня, когда сумма указанных пеней превысила 3 000 рублей.

Постановлением Правительства РФ от 29.03.2023 № 500 в 2023-2024 годах предельные сроки направления требования об уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, увеличены на 6 месяцев.

Положениями подп. 1 п. 3 ст. 44, подп. 1 п. 7 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом; обязанность по уплате налога считается исполненной (частично исполненной) налогоплательщиком, если иное не предусмотрено п. 13 настоящей статьи, со дня перечисления денежных средств в качестве единого налогового платежа в бюджетную систему Российской Федерации или со дня признания денежных средств в качестве единого налогового платежа при наличии на соответствующую дату учтенной на едином налоговом счете совокупной обязанности в части, в отношении которой может быть определена принадлежность таких сумм денежных средств в соответствии с п. 8 данной статьи.

Согласно п.3 ст. 48 НК РФ (в редакции с 01.01.2023) налоговый орган вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности:

1) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер отрицательного сальдо превышает 10 тысяч рублей;

2) не позднее 1 июля года, следующего за годом, в течение которого налоговым органом осуществлено обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности, в случае неисполнения обязанности по требованию об уплате задолженности, на основании которого подано такое заявление, и образовании после подачи предыдущего заявления задолженности, подлежащей взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме более 10 тысяч рублей,

либо года, на 1 января которого сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, превысила 10 тысяч рублей,

либо года, на 1 января которого истекло три года со срока исполнения требования об уплате, и сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, не превысила 10 тысяч рублей,

либо года, на 1 января которого истекло три года, следующих за годом, в течение которого налоговый орган обратился в суд с заявлением о взыскании задолженности, и при этом по требованию об уплате указанной задолженности, взыскиваемой в судебном порядке, образовалась новая сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме менее 10 тысяч рублей.

На основании п.4 ст. 48 НК РФ (в редакции с 01.01.2023) рассмотрение дел о взыскании задолженности за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Административное исковое заявление о взыскании задолженности за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке административного судопроизводства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа, об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа либо определения о повороте исполнения судебного приказа, если на момент вынесения судом определения об отмене судебного приказа задолженность была погашена.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании, предусмотренный пунктами 3 и 4 статьи 48 НК РФ, может быть восстановлен судом.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 25.10.2024 N 48-П абзац второй пункта 4 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации признан не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку он в системе действующего правового регулирования предполагает обязанность суда, рассматривающего административное исковое заявление о взыскании налоговой задолженности, проверить соблюдение налоговым органом не только шестимесячного срока на подачу соответствующего иска, исчисляемого с момента отмены судебного приказа о взыскании той же задолженности после поступления возражений налогоплательщика, но и шестимесячного срока на обращение за вынесением такого судебного приказа, а также наличие оснований для их восстановления.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в соответствии с Положением о Межрайонной ИФНС России N 16 по <адрес>, утвержденным приказом Управления Федеральной налоговой службы по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ <номер>@, указанный налоговый орган уполномочен на взыскание в установленном порядке недоимок, а также пеней, процентов и штрафов по налогам, сборам и страховым взносам, предъявление в суды общей юрисдикции соответствующих исков.

Судом установлено, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>.

Согласно сведениям филиала ППК «Роскадастр» по <адрес> ФИО1 принадлежат:

- с ДД.ММ.ГГГГ здание по адресу: <адрес> <адрес>, кадастровый <номер>, кадастровой стоимостью на ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ – 1948870 руб.;

- с ДД.ММ.ГГГГ здание по адресу: <адрес> <адрес> кадастровый <номер>, кадастровой стоимостью на ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ – 2619716,31 руб.

Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 по месту жительства по адресу: <адрес>, заказным письмом было направлено налоговое уведомление <номер> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15-16), в котором произведен расчет налога на имущество физических лиц за 2020 год в общей сумме 4569 руб.: на здание по адресу: <адрес> кадастровый <номер> руб. (3213140х1х0,50%х12/12х1,1) и на здание по адресу: <адрес> <адрес>, кадастровый <номер> руб. (2619716х1х0,50%х12/12х0,2), всего- 13467 руб..

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 по почте заказным письмом было направлено требование <номер> от ДД.ММ.ГГГГ, в котором ему сообщалось о наличии отрицательного сальдо ЕНС, предложено оплатить задолженность в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ налоговый орган обратился с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании недоимок по налогу на имущество физических лиц, пеней.

Мировым судьей судебного участка №<адрес> выдан судебный приказ <номер> от ДД.ММ.ГГГГ. Определением этого же мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ <номер>а-731/2024 отменен.

Решением Павловского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ <номер>а-347/2025 отказано в удовлетворении административного иска Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы <номер> по <адрес> к ФИО1 о взыскании налога на имущество физических лиц за 2020-2022 годы, пени.

ДД.ММ.ГГГГ, в установленный срок, налоговый орган обратился с заявлением о выдаче судебного приказа, ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка №<адрес> выдан судебный приказ <номер>а-529/2025, который отменен определением этого же мирового судьи от 24.03.2025, после чего 08.09.2025, в установленный срок, налоговый орган обратился в суд с административным иском, что свидетельствует о соблюдении установленных пунктами 3 и 4 статьи 48 НК РФ сроков обращения в суд.

В то же время, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам ст.84 КАС РФ, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска ввиду следующего.

Общим условием для возникновения налоговой обязанности служит наличие объекта налогообложения. В этой связи именно с наличием объекта налогообложения (жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение) ст. 401 НК РФ связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

Согласно п. 2.1 ст. 408 НК РФ (введен Федеральным законом от 15.04.2019 N 63-ФЗ, вступившим в силу 15 апреля 2019 года) в отношении объекта налогообложения, прекратившего свое существование в связи с его гибелью или уничтожением, исчисление налога прекращается с 1-го числа месяца гибели или уничтожения такого объекта на основании заявления о его гибели или уничтожении, представленного налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору. С указанным заявлением налогоплательщик вправе представить документы, подтверждающие факт гибели или уничтожения объекта налогообложения. Указанные заявление и документы могут быть представлены в налоговый орган через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

В случае, если документы, подтверждающие факт гибели или уничтожения объекта налогообложения, в налоговом органе отсутствуют, в том числе не представлены налогоплательщиком самостоятельно, налоговый орган по информации, указанной в заявлении налогоплательщика о гибели или уничтожении объекта налогообложения, запрашивает сведения, подтверждающие факт гибели или уничтожения объекта налогообложения, у органов и иных лиц, у которых имеются эти сведения. Орган или иное лицо, получившие запрос налогового органа о представлении сведений, подтверждающих факт гибели или уничтожения объекта налогообложения, исполняет указанный запрос в течение семи дней со дня его получения или в тот же срок сообщает в налоговый орган о причинах неисполнения запроса.

Налоговый орган в течение трех дней со дня получения указанного сообщения обязан проинформировать налогоплательщика о неполучении по запросу сведений, подтверждающих факт гибели или уничтожения объекта налогообложения, и о необходимости представления налогоплательщиком подтверждающих документов в налоговый орган.

Заявление о гибели или уничтожении объекта налогообложения рассматривается налоговым органом в течение 30 дней со дня его получения. В случае направления налоговым органом запроса, предусмотренного настоящим пунктом, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе продлить срок рассмотрения такого заявления не более чем на 30 дней, уведомив об этом налогоплательщика.

По результатам рассмотрения заявления о гибели или уничтожении объекта налогообложения налоговый орган направляет налогоплательщику способом, указанным в этом заявлении, уведомление о прекращении исчисления налога в связи с гибелью или уничтожением объекта налогообложения либо сообщение об отсутствии основания для прекращения исчисления налога в связи с гибелью или уничтожением объекта налогообложения.

В уведомлении о прекращении исчисления налога в связи с гибелью или уничтожением объекта налогообложения должны быть указаны основания прекращения исчисления налога, объекты налогообложения и период, начиная с которого исчисление налога прекращается. В сообщении об отсутствии основания для прекращения исчисления налога в связи с гибелью или уничтожением объекта налогообложения должны быть указаны основания для отказа в прекращении исчисления налога и объекты налогообложения.

Форма заявления о гибели или уничтожении объекта налогообложения, порядок ее заполнения, формат представления такого заявления в электронной форме, формы уведомления о прекращении исчисления налога в связи с гибелью или уничтожением объекта налогообложения, сообщения об отсутствии основания для прекращения исчисления налога в связи с гибелью или уничтожением объекта налогообложения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В случае, если налогоплательщик не представил в налоговый орган заявление о гибели или уничтожении объекта налогообложения, исчисление налога прекращается с 1-го числа месяца гибели или уничтожения такого объекта на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом (часть 1 статьи 235 ГК РФ).

Следует отметить, что под гибелью или уничтожением в соответствии с гражданским законодательством понимается необратимое физическое прекращение существования вещи в первоначальном виде, которое делает невозможным удовлетворение исходных потребностей собственника. При этом прекращение существования вещи при ее гибели или уничтожении должно быть действительно необратимым.

Из материалов дела следует, что налоговый орган обратился в суд с административным иском о взыскании с ФИО1 недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2023 год, начисленных в отношении двух объектов налогообложения: здания, площадью 716,4 кв.м. с кадастровым номером <номер> в <адрес>, и здания, площадью 963 кв.м. с кадастровым номером <номер> в <адрес>

В то же время, вступившим в законную силу решением Павловского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ <номер> по иску Управления государственной охраны объектов культурного наследия <адрес> к ФИО1 о сохранении объекта культурного наследия «Производственный корпус Павловского сереброплавильного завода», расположенного по адресу <адрес> тракт, 5, установлен факт двойной регистрации одного и того же объекта культурного наследия в ЕГРН, в результате чего за ФИО1 числятся два объекта недвижимости: объект с кадастровым номером <номер> в <адрес> <адрес> и объект с кадастровым номером <номер> в <адрес> <адрес>

Таким образом, административным ответчиком произведена регистрация одного и того же объекта дважды, что повлекло начисление налога на имущество по одному и тому же объекту налогообложения (нежилое здание мельницы- объект культурного наследия). Поскольку первичная регистрация права собственности ФИО1 на данный объект недвижимости произведена в 2017 году на как на здание с кадастровым номером <номер>, которое поставлено на кадастровый учет на основании технического паспорта 2009 года, который составлен значительно позднее техпаспорта 1997 года, содержащегося в реестровом деле <номер>, суд приходит к выводу о том, что налог в отношении здания с кадастровым номером <номер> начислен административному ответчику излишне.

Кроме того, решением Павловского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ <номер>а-347/2025, которое вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, отказано в удовлетворении административного иска МИФНС <номер> по <адрес> к ФИО1 о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц в отношении зданий с кадастровым номером <номер> по адресу: <адрес> тракт, 6, а также в отношении здания с кадастровым номером <номер> в <адрес> за 2020,2021,2022 годы.

Указанным решением суда установлен как факт двойной регистрации одного объекта под кадастровыми номерами <номер> в <адрес> тракт, 6 и объект с кадастровым номером <номер> в <адрес>, так и факт безвозвратной гибели объекта налогообложения - здания с кадастровым номером <номер> в <адрес> тракт, 5 в связи с его разрушением, что подтверждается актами обследования Управления государственной охраны объектов культурного наследия от 2017,2018,2019,2023 годов, решением Павловского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, актом обследования ППК «Роскадастр» от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ч.2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному административному делу не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что в налоговом периоде 2023 года объекты налогообложения фактически отсутствовали, здание с кадастровым номером <номер> в <адрес> тракт, 6 было зарегистрировано повторно, а здание с кадастровым номером <номер> в <адрес> тракт, 5, было фактически разрушено и отсутствовало как объект налогообложения, в связи с чем не усматривает оснований для взыскания налога на имущество физических лиц за 2023 год.

Поскольку решением суда от ДД.ММ.ГГГГ <номер> было отказано во взыскании недоимок по налогу на имущество физических лиц за 2020-2022 годы, настоящим решением отказано во взыскании недоимки по данному налогу за 2023 год, следовательно, основания для взыскания пени, начисленной на эти недоимки, входившие в состав совокупной обязанности, суд также не усматривает.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290, 291-294.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы <номер> по <адрес> к ФИО1 оставить без удовлетворения.

Разъяснить, что в силу ст. 294.1 КАС РФ суд по ходатайству заинтересованного лица выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 310 данного Кодекса.

Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Павловский районный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья О.А. Кречетова