Дело № 2а-4114/2022

22RS0066-01-2022-000822-83

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 августа 2022 года г.Барнаул

Центральный районный суд г.Барнаула в составе:

председательствующего судьи Быхуна Д.С.,

при секретаре Мардарь В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Алтайскому краю к ФИО1 о взыскании недоимки по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество физических лиц, пени,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 16 по Алтайскому краю (далее – Межрайонная ИФНС России № 16 по Алтайскому краю) обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2016 года в размере 204 руб., пени 1,48 руб.; по транспортному налогу за 2016 год – 2316 руб., пени 16,77 руб.; по земельному налогу за 2016 год – 3188 руб., пени 23,09 руб., всего на общую сумму 5749,34 руб.

В обоснование требований указано, что ФИО1 на праве собственности в 2016 году принадлежали транспортные средства «», государственный регистрационный знак №, «Тойота », государственный регистрационный знак № «», государственный регистрационный знак № Данное имущество признается объектом налогообложения. В этой связи ФИО1 является плательщиком транспортного налога.

Кроме того, ФИО1 является плательщиком земельного налога в связи с принадлежностью ему в 2016 году земельного участка, расположенного по адресу: .... «б», кадастровый №, земельного участка, расположенного по адресу: .... кадастровый №.

Согласно данным органов, осуществляющих государственную регистрацию права на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органов технической инвентаризации, ФИО1 является собственником недвижимого имущества, а именно жилого дома, расположенного по адресу: .... «а», кадастровый №, в связи с чем административный ответчик является плательщиком налога на имущество физических лиц.

В связи с неуплатой налогоплательщиком налогов в установленный срок образовалась недоимка по налогам, начислены пени. Налоговое уведомление, требование об уплате налога направлены налогоплательщику, однако, оплата задолженности в установленный срок не произведена. Судебный приказ о взыскании недоимки отменен по заявлению административного ответчика.

Представитель Межрайонной ИФНС России № 16 по Алтайскому краю в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, извещался о времени и месте рассмотрения дела телеграммой, однако адресат отказался принять телеграмму.

С учетом изложенного, в соответствии с частью 2 статьи 100 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд признает извещение административного ответчика надлежащим.

На основании части 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации закреплена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно пункту 1 статьи 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой (пункт 2 статьи 356 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 1 Закона Алтайского края от 10 октября 2002 года № 66-ЗС «О транспортном налоге на территории Алтайского края» в редакции, действовавшей в момент возникновения обязанности по уплате налога, налоговые ставки устанавливаются соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в следующих размерах: автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы), и составляют до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно – 10 руб.; свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно – 20 руб.

Согласно части 2 статьи 2 Закона Алтайского края от 10 октября 2002 года № 66-ЗС «О транспортном налоге на территории Алтайского края» налогоплательщики – физические лица уплачивают налог в срок, установленный статьей 363 Налогового кодекса Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщики – физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом (пункт 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 3 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. Если регистрация транспортного средства произошла до 15-го числа соответствующего месяца включительно или снятие транспортного средства с регистрации (снятие с учета, исключение из государственного судового реестра и так далее) произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства. Если регистрация транспортного средства произошла после 15-го числа соответствующего месяца или снятие транспортного средства с регистрации (снятие с учета, исключение из государственного судового реестра и так далее) произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства не учитывается при определении коэффициента, указанного в настоящем пункте.

При этом согласно пункту 6 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога исчисляется в полных рублях. Сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а сумма налога 50 копеек и более округляется до полного рубля.

Как следует из материалов дела и установлено судом, по сведениям УМВД России по г.Барнаулу в 2016 году за ФИО1 были зарегистрированы следующие транспортные средства: «», государственный регистрационный знак №, мощностью 105 л.с., право собственности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, «», государственный регистрационный знак № мощностью 109 л.с., право собственности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, «», государственный регистрационный знак №, мощностью 80 л.с., право собственности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Сумма транспортного налога исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы (мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах) и налоговой ставки.

В этой связи размер транспортного налога за 2016 год составляет 2316 руб. исходя из следующего расчета:

- в отношении автомобиля » – 105 л.с. (мощность двигателя) * 20 руб. (налоговая ставка) * 5/12 (количество месяцев владения с учетом пункта 3 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации) = 875 руб.;

- в отношении автомобиля «» – 109 л.с. (мощность двигателя) * 20 руб. (налоговая ставка) * 5/12 (количество месяцев владения с учетом пункта 3 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации) = 908 руб.;

- в отношении автомобиля «» – 80 л.с. (мощность двигателя) * 10 руб. (налоговая ставка) * 8/12 (количество месяцев владения с учетом пункта 3 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации) = 533 руб.;

Аналогичный расчет произведен налоговым органом в налоговом уведомлении от 06 сентября 2017 года № 40923116.

При этом в рамках исполнительного производства №-ИП, возбужденного на основании судебного приказа исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 4 Железнодорожного района г.Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ, с ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ взыскана задолженность в размере 50 руб., которая зачислена налоговым органом за налоговый период 2015 года по транспортному налогу.

Между тем, вышеназванным судебным приказом с ФИО1 взыскана задолженность по транспортному налогу за 2016 год.

Пунктом 5 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, которая производится налоговыми органами самостоятельно. При этом решение о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты налога или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась, либо со дня вступления в силу решения суда.

Таким образом, налоговый орган вправе производить зачет только суммы излишне уплаченного налога в счет имеющейся недоимки, в то время как у ФИО1 имелась задолженность по транспортному налогу за 2016 год, в связи с чем у налогового органа отсутствовали основания для принятия самостоятельного решения о зачете указанной суммы в счет погашения недоимки по данному налогу за предыдущие налоговые периоды.

Учитывая изложенное, с административного ответчика подлежит взысканию недоимка по транспортному налогу в размере 2266 руб. (2316 руб. – 50 руб.).

Согласно пункту 1 статьи 287 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

В силу пункта 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в момент возникновения обязанности по уплате налога).

В соответствии с пунктом 4 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

Согласно пунктам 1, 3 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в момент возникновения обязанности по уплате налога) сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 настоящей статьи. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

Налоговым периодом в соответствии с пунктом 1 статьи 393 Налогового кодекса Российской Федерации признается календарный год.

Налог подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (абзац 3 пункта 1 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации).

Решением Барнаульской городской Думы от 09 октября 2012 года № 839 (в редакции, действующей в момент исчисления налога) утверждено Положение о земельном налоге на территории городского округа – города Барнаула Алтайского края, которым установлены налоговые ставки для собственников земельных участков в зависимости от вида разрешенного использования земельных участков, в том числе в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом или приобретенных (предоставленных) физическим лицам для индивидуального жилищного строительства, налоговая ставка установлена в размере 0,1 %; земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, налоговая ставка установлена в размере 0,3 %.

Из материалов дела следует, что ФИО1 на праве собственности в 2016 году принадлежали следующие земельные участки:

- земельный участок, расположенный по адресу: .... кадастровый №, право собственности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, кадастровая стоимость на ДД.ММ.ГГГГ составляет 542470 руб.;

- земельный участок, расположенный по адресу: .... «а», кадастровый №, право собственности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, вид разрешенного использования – под строительство индивидуального жилого дома, кадастровая стоимость на ДД.ММ.ГГГГ составляет 1561115,64 руб.

Административным истцом заявлены требования о взыскании недоимки по земельному налогу за 2016 год в размере 3188 руб.

Сумма земельного налога за 2016 год в отношении земельного участка, расположенного по адресу: .... «б», кадастровый №, составляет 1627 руб. исходя из следующего расчета: 542470 руб.*0,3 %*1*12/12.

Сумма земельного налога за 2016 год в отношении земельного участка, расположенного по адресу: .... «а», кадастровый №, составляет 1561 руб. исходя из следующего расчета: 1561115,64 руб.*0,1 %*1*12/12.

Учитывая изложенное, сумма налога, подлежащая взысканию с налогоплательщика, составляет 3188 руб.

В соответствии с пунктом 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в момент исчисления налога) налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Согласно пункту 2 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой.

В силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

Согласно пункту 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 2 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.

В силу статьи 404 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года.

Поскольку в Алтайском крае решение об утверждении кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества на момент исчисления налога за 2016 не принималось, налоговая база определена налоговым органом исходя из инвентаризационной стоимости объекта собственности.

Налоговые ставки в момент возникновения спорных правоотношений были установлены Решением Барнаульской городской Думы от 07 ноября 2014 года № 375 «О налоге на имущество физических лиц на территории городского округа - города Барнаула Алтайского края», зависели от суммарной инвентаризационной стоимости и вида объектов налогообложения, принадлежащих на праве собственности налогоплательщику, умноженной на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов) и составляли до суммы 300000 рублей включительно 0,1 %.

Как следует из материалов дела, в 2016 году ФИО1 являлся собственником жилого дома, расположенного по адресу: ...., кадастровый №, площадью 31,8 кв.м, право собственности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно налоговому уведомлению № от ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом произведено исчисление налога на имущество физических лиц за 2016 год исходя из инвентаризационной стоимости объекта недвижимости, умноженной на долю в праве собственности, количество полных месяцев владения имуществом и соответствующего размера налоговой ставки, сумма налога на имущество за 2016 год составила 204 руб.

Вместе с тем, постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 15 февраля 2019 года № 10-П «По делу о проверке конституционности статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки ФИО2» признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации пункты 1 и 2 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку – по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования – они не исключают права налогоплательщика требовать в индивидуальном порядке (при разрешении налогового спора), в целях исчисления суммы налога на имущество физических лиц, использования сведений об определенной в надлежащем порядке кадастровой (рыночной) стоимости этого имущества и соответствующего размера налоговой ставки в том случае, когда сумма налога, исчисленная налоговым органом исходя из инвентаризационной стоимости этого имущества, существенно превышает сумму налога, исчисляемую исходя из его кадастровой стоимости. Выявленный в настоящем Постановлении конституционно-правовой смысл пунктов 1 и 2 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации является общеобязательным, что исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

В соответствии с пунктом 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости кадастровая стоимость жилого дома, расположенного по адресу: .... «а», кадастровый №, на ДД.ММ.ГГГГ составляет 515017,54 руб.

В силу пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории «Сириус») в размерах, не превышающих 0,1 процента в отношении жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат.

Согласно пункту 5 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении жилого дома определяется как его кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 50 квадратных метров общей площади этого жилого дома.

На основании вышеизложенного, налог на имущество физических лиц за 2016 год в отношении жилого дома, расположенного по адресу: .... «а», кадастровый №, составляет 0 руб., с учетом уменьшения налоговой базы на величину кадастровой стоимости 50 квадратных метров общей площади жилого дома в соответствии с пунктом 5 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации.

Учитывая, что при разрешении налогового спора административным ответчиком заявлено о необходимости применения для расчета налога на имущество кадастровой стоимости объекта недвижимости, принимая во внимание правовую позицию, изложенную в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15 февраля 2019 года № 10-П, суд приходит к выводу о наличии оснований для исчисления суммы налога на имущество физических лиц с использованием кадастровой стоимости и соответствующего размера налоговой ставки, поскольку сумма налога, исчисленная налоговым органом, исходя из инвентаризационной стоимости этого имущества, существенно превышает сумму налога, исчисляемую исходя из его кадастровой стоимости.

Проверяя соблюдение налоговым органом предусмотренного налоговым кодексом порядка взыскания задолженности по налоговым платежам, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (пункт 3 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 4 той же статьи налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Согласно пункту 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

В силу пункта 6 статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии с пунктом 1 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (пункт 2 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 4 той же статьи требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

В силу пункта 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В соответствии с пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в момент направления требований об уплате налога), требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье – физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказ (абзац 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).

Из материалов дела следует, что налоговое уведомление об уплате налогов за 2016 год № от ДД.ММ.ГГГГ с расчетом налогов и сроком уплаты налога до ДД.ММ.ГГГГ было направлено административному ответчику посредством сервиса «Личный кабинет налогоплательщика», получено ДД.ММ.ГГГГ.

В установленный срок ФИО1 не произвел уплату налогов. В этой связи в его адрес через «Личный кабинет налогоплательщика» направлено требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате налогов, пени за 2016 год, которое направлено ДД.ММ.ГГГГ и не было исполнено.

Отправление в адрес административного ответчика налогового уведомления и требования об уплате налогов, пени подтверждается представленными в материалы дела сведениями из личного кабинета административного ответчика, получение указанных уведомления и требования ФИО1 не оспаривается.

При этом в силу пункта 23 Приказа ФНС России от 22 августа 2017 года ММВ-7-17/617 датой отправки документов (информации), сведений налогоплательщику через личный кабинет налогоплательщика считается дата, зафиксированная налоговым органом в подтверждении даты отправки. Датой получения документов (информации), сведений налогоплательщиком считается день, следующий за днем размещения документов (информации), сведений в личном кабинете налогоплательщика.

Таким образом, налоговым органом обязанность по направлению налогового уведомления и требования исполнена надлежаще, в связи с чем в силу вышеназванных положений Налогового кодекса Российской Федерации они считаются полученными налогоплательщиком.

Согласно требованию № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ срок оплаты недоимки установлен до ДД.ММ.ГГГГ. В установленный срок оплата налогов административным ответчиком не произведена.

В течение 6-ти месяцев по истечении установленного в требовании срока административный истец обратился за выдачей судебного приказа (ДД.ММ.ГГГГ).

Выданный ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ о взыскании недоимки отменен по заявлению должника определением мирового судьи судебного участка № 4 Железнодорожного района г.Барнаула от 11 августа 2021 года.

В суд с настоящим административным иском налоговый орган обратился ДД.ММ.ГГГГ, то есть в пределах шестимесячного срока со дня отмены судебного приказа.

Таким образом, установленный статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации срок принудительного взыскания недоимки соблюден, в связи с чем имеются фактические и правовые основания для взыскания с административного ответчика налогов за 2016 год.

В соответствии с пунктом 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Согласно пункту 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.

В силу пункта 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Согласно расчету административного истца, требованию № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ пени начислены на сумму задолженности по транспортному налогу за 2016 год в размере 16,77 руб. за период со 02 декабря по ДД.ММ.ГГГГ. Указанный расчет судом проверен и признан верным.

Кроме того, административным истцом начислены пеня на сумму задолженности по земельному налогу за 2016 год в размере 23,09 руб. за период со 02 декабря по ДД.ММ.ГГГГ. Указанный расчет судом проверен и признан верным.

Поскольку сумма налога на имущество физических лиц за 2016 год на объект недвижимости – жилой дом, расположенный по адресу: .... «а», кадастровый №, составляет 0 руб., то оснований для начисления пени не имелось.

С учетом изложенного, требования Межрайонной ИФНС России № 16 по Алтайскому краю подлежат частичному удовлетворению. С ФИО1 в пользу административного истца подлежит взысканию с зачислением в соответствующий бюджет задолженность по транспортному налогу за 2016 год в сумме 2266 руб., пеня по транспортному налогу за период со 02 декабря по ДД.ММ.ГГГГ в размере 16,77 руб., задолженность по земельному налогу за 2016 год – 3188 руб., пеня по земельному налогу за период со 02 декабря по ДД.ММ.ГГГГ – 23,09 руб., всего на общую сумму 5493,86 руб.

На основании части 1 статьи 111, части 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с частичным удовлетворением исковых требований с ФИО1 в доход муниципального образования городской округ г.Барнаул подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 382,24 руб.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Алтайскому краю удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО1, зарегистрированного по адресу: ...., в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Алтайскому краю с зачислением в соответствующий бюджет недоимку по транспортному налогу за 2016 год в сумме 2266 руб., пеню по транспортному налогу за период со 02 декабря по 28 декабря 2017 года в размере 16,77 руб., недоимку по земельному налогу за 2016 год – 3188 руб., пеню по земельному налогу за период со 02 декабря по 28 декабря 2017 года – 23,09 руб., всего на общую сумму 5493,86 руб.

Взыскать с ФИО1 в доход бюджета муниципального образования – городской округ г.Барнаул государственную пошлину в размере 382,24 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г.Барнаула в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.

Судья Д.С. Быхун

Мотивированное решение составлено 24 августа 2022 года.