Дело № 2а-257/2022

22RS0053-01-2022-000296-22

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 августа 2022 г. с.Топчиха

Топчихинский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего Кернечишиной И.М.,

при секретаре Выставкиной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Алтайскому краю к ФИО1 о взыскании страховых взносов на обязательное медицинское страхование, на обязательное пенсионное страхование, налога на имущество физических лиц и пени,

установил :

Межрайонная ИФНС России № 16 по Алтайскому краю обратилась в суд с административным иском к ФИО1, ИНН №, и, с учётом уточнения своих административных исковых требований (л.д.119-122), просит взыскать с административного ответчика:

недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за расчётные периоды, начиная с 1 января 2017 г., в размере 16 070,56 руб. (760,56 руб. за 2018 год, 6884 руб. за 2019 год, 8426 руб. за 2020 год), пени 44,14 руб. (12,91 + 18,10 + 13,13);

страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчёты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отменённому), за расчётные периоды, начиная с 1 января 2017 г., в размере 69 319,55 руб. (7517,55 руб. за 2018 год, 29 354 руб. за 2019 год, 32 448 руб. за 2020 год) пени 187,89 руб. (82,29 + 55,04 + 50,56),

налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений, в размере 172 руб., пени 4,07 руб.,

- на общую сумму 85 798,21 руб.

В обоснование административного иска административный истец указал, что с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ ФИО1 являлась индивидуальным предпринимателем, плательщиком страховых взносов.

Абзацем вторым пункта 1, пунктом 2 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) плательщикам, не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, величина дохода которых за расчётный период не превышает 300 000 рублей, установлены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за расчетные периоды: 2018 год – 26 545 рублей, 2019 год – 29 354 рубля, 2020 год – 32 448 рублей, страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за расчетные периоды: 2018 год – 5840 рублей, 2019 год – 6884 рубля, 2020 год – 8426 рублей.

Пунктом 2 статьи 432 НК РФ предусмотрено, что суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьёй.

На недоимку за 2018 год выставлено требование № 262 от 22.01.2019, на недоимку за 2019 год – требование № 979 от 10.01.2020, на недоимку за 2020 год – требование № 9 от 12.01.2021, начислены пени.

По состоянию на 15.08.2022 за налогоплательщиком числится задолженность по страховым взносам в указанной выше сумме.

Кроме того, ФИО1 является собственником № доли в праве на жилой дом по адресу: <адрес>, дата регистрации права ДД.ММ.ГГ, в связи с чем налоговым органом ей исчислен налог на имущество физических лиц за 2014-2018 годы по следующей формуле: НИ = ИС х НС х К, где НИ – налог на имущество, ИС – инвентаризационная стоимость, НС – налоговая ставка, К – коэффициент, определяемый как отношение числа полных месяцев, в течение которых это имущество находилось в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде:

за 2014 год – 10 руб. (153 558 х 1/16 х 0,1 % х 12/12),

за 2015 год – 11 руб. (176 132 х 1/16 х 0,1 % х 12/12),

за 2016 год – 47 руб. (759 072 х 1/16 х 0,1 % х 12/12),

за 2017 год – 51 руб. (813 904 х 1/16 х 0,1 % х 12/12),

за 2018 год – 53 руб. (845 889 х 1/16 х 0,1 % х 12/12).

В адрес налогоплательщика по почте были направлены налоговые уведомления № 57770144 от 06.08.2017 за 2014-2015 годы, № 50730675 от 27.06.2019 за 2016-2018 годы.

В связи с неуплатой в установленный законом срок сумм налога в адрес налогоплательщика так же по почте направлены требования от 24.06.2019 № 32366, от 26.06.2020 № 31039, которые оставлены без исполнения.

В связи с возникновением недоимки по налогу начислены пени в указанном выше размере.

Судебным приказом мирового судьи судебного участка Топчихинского района от 05.06.2020 № 2а-662/2021 с ФИО1 была взыскана задолженность по страховым взносам, налогу на имущества и соответствующим суммам пеней.

16.12.2021 судебный приказ отменён в связи с поступившими от ФИО1 возражениями относительно его исполнения, в связи с чем налоговый орган обращается в суд с административным иском и просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Административный ответчик ФИО1, надлежаще извещённая о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, не представив никаких объяснений по существу административного искового заявления.

В соответствии со статьёй 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд признал возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, поскольку их участие в рассмотрении дела не является обязательным и не признано судом обязательным.

Изучив материалы дела, суд полагает, что административный иск подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Статьёй 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 3 НК РФ установлена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.

С 1 января 2017 г. с принятием Федерального закона 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование"» вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование регулируются главой 34 части второй НК РФ (то есть статьями 419-432 НК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются индивидуальные предприниматели, как производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, так и не производящие таковых.

Расчётным периодом признаётся календарный год (пункт 1 статьи 423 НК РФ).

Согласно абзацу второму подпункта 1, подпункту 2 пункта 1 статьи 430 НК РФ в редакции Федерального закона от 27.11.2017 № 335-ФЗ, действовавшей на начало расчётных периодов 2018, 2019, 2020 годов, в случае, если величина дохода плательщика, указанного в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса (в том числе индивидуального предпринимателя), за расчётный период не превышает 300 000 рублей, он уплачивает страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере 26 545 рублей за расчётный период 2018 года, 29 354 рублей за расчётный период 2019 года, 32 448 рублей за расчётный период 2020 года; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5840 рублей за расчетный период 2018 года, 6884 рублей за расчетный период 2019 года, 8426 рублей за расчетный период 2020 года.

Таким образом, размер страховых взносов на обязательное пенсионное и на обязательное медицинское страхование, которые должна была уплатить ИП ФИО1 за 2018-2020 годы, в административном исковом заявлении указан административным истцом правильно.

Материалами дела подтверждается, что административный ответчик ФИО1 была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с 06.08.2012 по 01.02.2021 (л.д.10), следовательно, за этот период она была обязана своевременно уплачивать страховые взносы.

Абзацами вторым, третьим пункта 1 статьи 432 НК РФ установлено, что суммы страховых взносов за расчётный период, исчисленные с суммы дохода плательщика, не превышающей 300 000 рублей, уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года.

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьёй 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

В силу абзаца семнадцатого пункта 2 статьи 11 НК РФ сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный законодательством срок, признаётся недоимкой.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (абзац третий пункта 1 статьи 45 НК РФ).

В соответствии с пунктом 9 статьи 45 НК РФ правила, предусмотренные настоящей статьёй, применяются также в отношении страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов.

Согласно абзацу четвёртому пункта 4 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Правила, предусмотренные настоящей статьёй, применяются также в отношении требований об уплате страховых взносов (пункт 8 статьи 69 НК РФ).

Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трёх месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьёй (пункт 1 статьи 70 НК РФ).

В соответствии с пунктом 3 статьи 70 НК РФ правила, установленные настоящей статьёй, применяются также в отношении сроков направления требований об уплате страховых взносов.

Таким образом, требования об уплате недоимки по страховым взносам за 2018–2020 годы должны были быть направлены налоговым органом ИП ФИО1 не позднее 1 марта 2019 г., 2 марта 2020 г. (с учётом положений пункта 7 статьи 6 НК РФ), 1 марта 2021 г. соответственно.

Данную обязанность налоговый орган исполнил своевременно, направив ФИО1 требования об уплате страховых взносов и пени № 262 от 22.01.2019 по состоянию на 22.01.2019 (л.д.25, 27), № 979 от 10.01.2020 по состоянию на 10.01.2020 (л.д.31, 33), № 9 от 12.01.2021 по состоянию на 12.01.2022 по почте (л.д.38-41).

В требовании № 262 от 22.01.2018 срок для уплаты задолженности был установлен 14.02.2019,

в требовании № 979 от 10.01.2020 – 04.02.2020,

в требовании № 9 от 12.01.2021 – 04.02.2021.

Согласно абзацам первому, второму пункта 2, пункту 9 статьи 45 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок взыскание страховых взносов с индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса.

В силу статьи 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путём обращения взыскания на денежные средства (драгоценные металлы) на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства, за исключением средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума (пункт 1).

Взыскание налога производится по решению налогового органа (далее в настоящей статье - решение о взыскании) путём направления на бумажном носителе или в электронной форме в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя абзац первый пункта 2).

Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в течение шести дней после вынесения указанного решения.

В случае невозможности вручения решения о взыскании налогоплательщику (налоговому агенту) под расписку или передачи иным способом, свидетельствующим о дате его получения, решение о взыскании направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма (пункт 3 статьи 46 НК РФ в редакции от 29.11.2010).

Поручение налогового органа на перечисление сумм налога в бюджетную систему Российской Федерации направляется в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации (пункт 4).

Согласно пункту 1 статьи 47 НК РФ (в действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений редакции) в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 настоящего Кодекса (то есть при недостаточности или отсутствии денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя либо его электронных денежных средств или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя либо информации о реквизитах его корпоративного электронного средства платежа, используемого для переводов электронных денежных средств), налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учётом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьёй 46 настоящего Кодекса.

Взыскание налога за счёт имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путём направления на бумажном носителе или в электронной форме в течение трёх дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве», с учётом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Решение о взыскании налога за счёт имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании налога за счёт имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Из материалов административного дела № 2а-662/2021, представленного мировым судьёй судебного участка Топчихинского района, видно, что 26 марта 2019 г. Межрайонной ИФНС России № 16 по Алтайскому краю было вынесено решение № 1082 о взыскании за счёт имущества ФИО1 налогов (сборов, страховых взносов), пеней, указанных в требовании от 22.01.2019 № 262 (л.д.105). Постановлением № 862 от 26 марта 2019 г. это решение было направлено судебному приставу-исполнителю (л.д.106).

Решением Межрайонной ИФНС России № 16 по Алтайскому краю № 220100746 от 21 февраля 2020 г. было произведено взыскание с ФИО1 налогов (сборов, страховых взносов), пеней, указанных в требовании от 10.01.2020 № 979 (л.д.103). Постановлением № 220100786 от 25 февраля 2020 г. это решение было направлено судебному приставу-исполнителю (л.д.104).

Таким образом, взыскание недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование и на обязательное пенсионное страхование за 2018-2019 годы с ФИО1 уже было произведено в порядке, который предусмотрен статьями 46, 47 НК РФ.

При этом упомянутые решения и постановления, вынесенные административным истцом, являются самостоятельными исполнительными документами, подлежащими принудительному исполнению судебным приставом-исполнителем в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 12 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Согласно ответу ОСП Топчихинского района, на основании актов органа, осуществляющего контрольные функции, № 220100786 от 25.02.2020 в отношении должника ИП ФИО1 возбуждено исполнительное производство № 22639/20/22072-ИП от 26.10.2020 о взыскании задолженности в пользу МИФНС России № 16 по Алтайскому краю, на основании акта № 862 от 26.03.2019 – исполнительное производство № 18349/20/22072-ИП от 01.04.2019.

Производства находятся на исполнении. На 16.08.2020 остаток основного долга по исполнительному производству № 22639/20/22072-ИП составляет 6735,95 руб., по исполнительному производству № 18349/20/22072-ИП – 6535,42 руб. (л.д.127).

Поскольку решения налогового органа о взыскании недоимки по страховым взносам от 26.03.2019 № 1082, от 21.02.2020 № 220100746 не признаны в установленном порядке незаконными и, как следствие, не подлежащими исполнению, удовлетворение требований административного истца приведёт к повторному взысканию с ФИО1 страховых взносов за 2018-2019 годы, что является недопустимым, несмотря на утрату ФИО1 статуса индивидуального предпринимателя, так как в соответствии с пунктом 1 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. В силу статьи 24 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание, и по смыслу приведённых правовых норм, определяющих особенности правового статуса гражданина, занимающегося предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, юридически имущество индивидуального предпринимателя, используемое им в личных целях, не обособлено от имущества, непосредственно используемого для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности. Индивидуальный предприниматель отвечает по обязательствам, в том числе связанным с предпринимательской деятельностью, всем своим имуществом, за исключением того, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание.

Таким образом, утрата гражданином статуса индивидуального предпринимателя в связи с прекращением предпринимательской деятельности не освобождает его от обязанности отвечать по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание.

Утрата должником статуса индивидуального предпринимателя также не может служить основанием для прекращения исполнительного производства (такая позиция сформулирована в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 22.12.2015 № 309-КГ15-16838 по делу № А07-8081/2015).

Что касается взыскания с ФИО1 недоимки по страховым взносам за 2020 год, указанной в требовании № 9 от 12.01.2021, то с учётом того, что статус индивидуального предпринимателя административного ответчика был прекращён 01.02.2021, взыскание этих страховых взносов должно осуществляться в порядке, предусмотренном статьёй 48 НК РФ, то есть с заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган должен был обратиться в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования № 9 от 12.01.2021.

В данном требовании установлен срок до 04.02.2021, следовательно, с заявлением о вынесении судебного приказа административный истец имел право обратиться до 04.08.2021.

Судебный приказ вынесен 26.03.2021, то есть в установленный законом срок.

С административным иском в Топчихинский районный суд административный истец обратился 29.04.2022 (л.д.45) после отмены судебного приказа определением от 16.12.2021.

Таким образом, предусмотренный абзацем вторым пункта 3 статьи 48 НК РФ шестимесячный срок налоговым органом также соблюдён.

Как указано выше, страховые взносы исчислены налоговым органом правильно, следовательно, административный иск в части взыскания страховых взносов за 2020 год подлежит удовлетворению.

Разрешая требования о взыскании с административного ответчика налога на имущество физических лиц, суд руководствуется следующими положениями закона.

Согласно пункту 2 статьи 15 НК РФ налог на имущество относится к местным налогам.

В силу пункта 1 статьи 399 главы 32 НК РФ, введённой в действие с 1 января 2015 года, налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодеком и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

До 1 января 2015 г. действовал Закон Российской Федерации от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц».

Плательщиками налога на имущество физических лиц в силу статьи 400 НК РФ, пункта 1 статьи 1 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 401 НК РФ, объектом налогообложения признаётся расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершённого строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

Аналогичные положения содержались в статье 2 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц», в силу статьи 3 которого ставки налога устанавливались нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор, определяемый в соответствии с частью первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее - коэффициент-дефлятор). Представительные органы местного самоуправления (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, умноженной на коэффициент-дефлятор, и типа использования объекта налогообложения, а также в зависимости от места нахождения объекта налогообложения применительно к муниципальным образованиям, включенным в состав внутригородской территории города федерального значения Москвы в результате изменения его границ, в случае, если в соответствии с законом города федерального значения Москвы налог на имущество физических лиц отнесен к источникам доходов бюджетов указанных муниципальных образований.

Ставки налога устанавливаются в следующих пределах:

Суммарная инвентаризационная стоимость объектов налогообложения, умноженная на коэффициент-дефлятор

Ставка налога

До 300 000 рублей (включительно)

До 0,1 процента (включительно)

Свыше 300 000 рублей до 500 000 рублей (включительно)

Свыше 0,1 до 0,3 процента (включительно)

Свыше 500 000 рублей

Свыше 0,3 до 2,0 процента (включительно)

Налоги зачисляются в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения.

Пунктом 2 статьи 402 НК РФ также установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.

Согласно статье 404 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учётом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года.

В силу пункта 1 статьи 406 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учётом положений пункта 5 настоящей статьи.

Пунктом 4 той же статьи предусмотрено, что в случае определения налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости налоговые ставки устанавливаются на основе умноженной на коэффициент-дефлятор суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, принадлежащих на праве собственности налогоплательщику (с учётом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов), расположенных в пределах одного муниципального образования, в следующих пределах: до 300 000 рублей включительно - до 0,1 процента включительно, свыше 300 000 до 500 000 рублей включительно - свыше 0,1 до 0,3 процента включительно, свыше 500 000 рублей - свыше 0,3 до 2,0 процента включительно.

Решением Топчихинского сельского Совета депутатов Топчихинского района «О введении налога на имущество физических лиц на территории муниципального образования Топчихинский сельсовет Топчихинского района Алтайского края» от 11.11.2014 № 33, действовавшего с 1 января 2015 г. по 1 января 2020 г., установлена ставка налога на имущество физических лиц в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, указанных в статье 401 НК РФ, умноженной на коэффициент-дефлятор, определяемый в соответствии с частью первой НК РФ: до 300 000 руб. (включительно) – 0,1 процента; свыше 300 000 руб. до 500 000 руб. включительно – 0,3 процента; свыше 500 000 руб. – 1,1 процента (т.2 л.д.13).

Налоговым периодом признаётся календарный год (статья 405 НК РФ).

В соответствии с пунктами 1-4 статьи 409 НК РФ, пунктами 9-11 статьи 5 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря (до 1 января 2016 г. – не позднее 1 октября, до 1 января 2015 г. – не позднее 1 ноября) года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.

Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Из материалов дела следует, что за ФИО1 с ДД.ММ.ГГ зарегистрировано право собственности на № долю здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.73-74).

Инвентаризационная стоимость этого здания по состоянию на ДД.ММ.ГГ составляет <данные изъяты> руб. (л.д.78).

С применением коэффициентов-дефляторов, установленных в целях применения главы 32 «Налог на имущество физических лиц» НК РФ, приказом Минэкономразвития России от 29.10.2014 № 685 «Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2015 год», от 20.10.2015 № 772 (в редакции от 18.11.2015) «Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2016 год», от 03.11.2016 № 698 «Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2017 год», от 30.10.2017 № 579 «Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2018 год», в размере: 1,147 на 2015 год, 1,329 на 2016 год, 1,425 на 2017 год, 1,481 на 2018 год, и налоговой ставки 0,1 % для объектов налогообложения стоимостью до 300 000 руб. налог на это недвижимое имущество составляет:

за 2014 год – 36 руб. (571 160,77 : 16 х 0,1 %),

за 2015 год – 41 руб. (571 160,77 руб. х 1,147: 16 х 0,1 %),

что не превышает начисленные налоговым органом 10 и 11 руб. соответственно.

Налог на имущество за 2016-2018 годы начислен налоговым органом правильно:

за 2016 год - 571 160,77 руб. х 1,329 = 759 072,66 : 16 = 47 442,04 руб. х 0,1 % = 47 руб.,

за 2017 год - 571 160,77 руб. х 1,425 = 813 904,10 : 16 = 50 869,01 руб. х 0,1 % = 51 руб.,

за 2018 год - 571 160,77 руб. х 1,481 = 845 889,10 : 16 = 52 868,07 руб. х 0,1 % = 53 руб.

То обстоятельство, что налоговый орган за 2014-2015 начислял ФИО1 налог на жилой дом с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, исходя из его инвентаризационной стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГ - <данные изъяты> руб., прав ФИО1 не нарушает, так как из решения Топчихинского районного суда от 21.08.2018 по делу № 2-199/2018, вступившего в законную силу 25 сентября 2019 г., видно, что сведения об объекте недвижимости с кадастровым номером № исключены из ЕГРН как дублирующие сведения об объекте недвижимости с кадастровым номером №. Актуальными считаются сведения об объекте недвижимости с кадастровым номером № (многоквартирный жилой дом), расположенном по адресу: <адрес>.

То есть жилой дом с кадастровым номером №, зарегистрированное право ФИО1 на который является актуальным, тождественен жилому дому с кадастровым номером №, на который ФИО1 начислялись налоги в 2014-2015 годах.

Согласно пункту 2 статьи 52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении недвижимого имущества, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Сумма налога исчисляется в полных рублях. Сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а сумма налога 50 копеек и более округляется до полного рубля (пункт 6 статьи 52 НК РФ).

Пунктом 4 статьи 57 НК РФ предусмотрено, что в случаях, когда расчёт суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Кроме того, орган по контролю за уплатой налогов, то есть Федеральная налоговая служба, обязан соблюдать установленный законом порядок взыскания своевременно не уплаченных налогов и начисленных на них пеней.

Налоговое уведомление № 57770144 от 06.08.2017 на уплату налога на имущество за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (2014-2016 годы), было направлено ФИО1 10 августа 2017 г. (л.д.19-21), налоговое уведомление № 50730675 от 27.06.2019 на уплату налога на имущество за 2016 (перерасчёт) -2018 годы – 12 июля 2014 г., что подтверждается скриншотами программы АИС Налог-3 ПРОМ, списками заказных писем, заверенных печатями почтовых отделений.

Возможность перерасчёта суммы ранее исчисленного налога на имущество физических лиц предусмотрена абзацем первым пункта 2.1 статьи 52 НК РФ, согласно которому перерасчёт осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчётом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

При этом в соответствии с абзацем вторым указанного пункта перерасчёт не осуществляется, если влечёт увеличение ранее уплаченной суммы указанного налога.

Доказательств того, что налог на имущество за 2016 год был налогоплательщиком ФИО1 уплачен, в материалы дела не представлено, за ней так и числится указанная задолженность.

В связи с этим у налогового органа были основания произвести перерасчёт, поскольку изначально налог был исчислен исходя из инвентаризационной стоимости объекта недвижимости 153 558,85 руб., в то время как его инвентаризационная стоимость 571 160,77 руб. Следовательно, за 2016 год ФИО1 действительно должно быть уплачено 47 руб. (571 160,77 х 1,329 : 16 х 0,1 %), а не 13 руб.

Срок уплаты налога на имущество за 2014 – 2016 годы наступил для ФИО1 1 декабря 2017 г., за 2016 год (с перерасчётом) – 2018 годы - 2 декабря 2019 г. (с учётом положений части 7 статьи 6.1 НК РФ).

Положениями пунктов 1, 2 статьи 45 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьёй 48 настоящего Кодекса.

В силу абзаца третьего пункта 1 статьи 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, которое в соответствии с абзацем четвёртым пункта 4 статьи 69 НК РФ должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

В соответствии с пунктом 1 статьи 70 НК РФ в редакции, действовавшей на начало налоговых периодов 2014-2018 годов, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трёх месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьёй. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

Таким образом, поскольку сумма задолженности ФИО1 по налогу на имущество не превышала 500 рублей, с требованиями об уплате указанного налогов налоговый орган мог обратиться к ней не позднее 3 декабря 2018 г. – за 2014-2016 годы, 2 декабря 2020 г. - за 2016-2018 годы.

Однако по налогу на имущество, срок уплаты которого наступил 01.12.2017, требование № 32366 по состоянию на 24.06.2019 было направлено налоговым органом ФИО1 только 12 июля 2019 г. (л.д.28-30), то есть с пропуском указанного срока.

В случае пропуска налоговым органом срока направления требования об уплате налога, установленного статьёй 70 НК РФ, исчисление срока принудительного взыскания налога с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится исходя из совокупности сроков, установленных в статьях 48, 69 и 70 НК РФ.

Срок обращения налогового органа в суд в данном случае следует исчислять с учётом: срока, установленного для направления требования, - 1 год со дня выявления недоимки, не превышающей 500 руб.; срока, установленного пунктом 6 статьи 69 НК РФ, для получения налогоплательщиком требования, в случае его направления по почте заказным письмом; минимального срока на исполнение требования, предусмотренного пунктом 4 статьи 69 НК РФ, и шестимесячного срока для обращения в суд с заявлением о вынесении судебного приказа.

Как указано выше, требование об уплате недоимки, выявленной 2 декабря 2017 г., налоговый орган должен был предъявить налогоплательщику не позднее 3 декабря 2018 г. В соответствии с пунктом 6 статьи 69 НК РФ получить это требование налогоплательщик ФИО1 была должна 11 декабря 2018 г., исполнить его – 21 декабря 2018 г.

Следовательно, с заявлением о вынесении судебного приказа административный истец мог обратиться не позднее 21 июня 2019 г.

Между тем, с указанным заявлением он обратился только 22 марта 2021 г. (л.д.101), пропустив указанный срок более чем на полтора года.

Таким образом, налог за 2014-2015 годы взысканию с ФИО1 не подлежит, следовательно, не подлежит взысканию и начисленная на этот налог неустойка, так как будучи способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, пени являются дополнительной обязанностью налогоплательщика (статья 75 НК РФ), поэтому после истечения пресекательного срока взыскания задолженности по уплате налога они не могут служить способом исполнения обязанности по их уплате, и с этого момента не подлежат начислению, поскольку в соответствии с положениями пункта 4 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации с истечением срока взыскания задолженности по основному обязательству истекает срок и по дополнительному обязательству.

По налогу на имущество, срок уплаты которого наступил 02.12.2019, требование № 31039 по состоянию на 26.06.2020 было направлено налоговым органом ФИО1 3 октября 2020 г. (л.д.34, 36-37), то есть в установленный законом срок.

Срок для уплаты недоимки в нём был установлен до 24 ноября 2020 г., следовательно, обратившись с заявлением о вынесении судебного приказа 22 марта 2021 г., а затем, после его отмены определением от 16.12.2021 в суд 29 апреля 2022 г., налоговый орган установленный законом срок не пропустил.

Как указано выше, налог на имущество за 2016-2018 годы начислен им правильно.

Таким образом, обоснованно предъявленными к ФИО1 административными исковыми требованиями суд признаёт требования о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения за расчётный период 2020 года в размере 8426 руб., страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за расчётный период 2020 года в размере 32 448 руб., налогу на имущество физических лиц за 2016-2018 годы в размере 151 руб.

С учётом изложенного суд также взыскивает с административного ответчика пени за период с 03.12.2019 по 25.06.2020, начисленные на налог на имущество за 2016 и 2018 годы и предъявленные ему для уплаты в требовании № 31039, и на страховые взносы, предъявленные ему в требовании № 9, так как в силу пунктов 3, 4 статьи 75 НК РФ в период просрочки пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, принимается равной одной трёхсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 7 названной статьи правила, предусмотренные настоящей статьёй, применяются также в отношении сборов, страховых взносов и распространяются на плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов и консолидированную группу налогоплательщиков.

Пени исчислены налоговым органом правильно:

на недоимку по налогу за 2016 год в размере 47 руб. – 1,91 руб. (47 руб. х 6,5 % : 300 х 13 дней (за период с 03.12.2019 по 15.12.2019, при этом 6,5 % - это ставка, установленная по Информационному сообщению Банка России от 25.10.2019 и действовавшая с 28.10.2019 по 15.12.2019) + 47 руб. х 6,25 % : 300 х 56 дней (за период с 16.12.2019 по 09.02.2020, при этом 6,25 % - это ставка, установленная по Информационному сообщению Банка России от 13.12.2019 и действовавшая в указанный период) + 47 руб. х 6,00 % : 300 х 77 дней (за период с 10.02.2020 по 26.04.2020, при этом 6,00 % - ставка, установленная по Информационному сообщению Банка России от 07.02.2020 и действовавшая в указанный период) + 47 руб. х 5,50 % : 300 х 56 дней (за период с 27.04.2020 по 21.06.2020, при этом 5,50 % - ставка, установленная по Информационному сообщению Банка России от 24.04.2020, действовавшая в указанный период) + 47 руб. х 4,50 % : 300 х 4 дня с 22.06.2020 по 25.06.2020 (при этом 54,50 % - ставка, установленная по Информационному сообщению Банка России от 19.06.2020 и действовавшая в период с 22.06.2020 по 26.07.2020);

на недоимку по налогу за 2018 год в размере 53 руб. – 2,16 руб. (53 х 6,5 % х 13/300 + 53 х 6,25 % х 56/300 + 53 х 6,00 % х 77/300 + 53 х 5,50 % х 56/300 + 53 х 4,50 % х 4/300);

на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2020 год в размере 8426 руб. за период с 01.01.2021 по 11.01.2021 – 13,13 руб. (8426 руб. х 4,25 % : 300 х 11 дней, при этом 4,25 % - ставка, установленная по Информационному сообщению Банка России от 24.07.2020 и действовавшая с 27.07.2020 по 21.03.2021);

на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2020 год в размере 32 448 руб. за период с 01.01.2021 по 11.01.2021 – 50,56 руб. (32 448 х 4,25 % х 11/300).

Согласно части 1 статьи 114 КАС РФ, удовлетворяя административный иск частично, суд взыскивает с административного ответчика в доход бюджета государственную пошлину в размере 1328,60 руб. - пропорционально удовлетворённым всего на сумму 41 092,76 руб. требованиям (часть 1 статьи 111 НК РФ), исходя из размера, установленного абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ для заявленных требований о взыскании 85 798,21 руб. (цена уточнённого иска) – 2774 руб., от уплаты которой административный истец при обращении в суд с административным иском освобождён (41 092,76 : 85 798,21 х 2774).

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ :

Административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Алтайскому краю удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО1, ИНН №,

недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения за расчётный период 2020 года в размере 8426 рублей, пени за период с 01.01.2021 по 11.01.2021 в размере 13 рублей 13 копеек с зачислением в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования;

страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за расчётный период 2020 года в размере 32 448 рублей, пени за период с 01.01.2021 по 11.01.2021 в размере 50 рублей 56 копеек с зачислением в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации;

налог на имущество физических лиц за 2016-2018 годы в размере 151 рубль, пени на этот налог за 2016 и 2018 годы за период с 03.12.2019 по 25.06.2020 в размере 4 рубля 07 копеек с зачислением в доход бюджета муниципального образования Топчихинский сельсовет Топчихинского района Алтайского края.

В удовлетворении административного иска в остальной части отказать.

Взыскать с ФИО1 в доход бюджета Топчихинского района государственную пошлину в сумме 1328 рублей 60 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Алтайского краевого суда через Топчихинский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 29 августа 2022 г.

Судья И.М. Кернечишина