№ 2а-1579/2025

УИД 14RS0019-01-2025-002101-52

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

г. Нерюнгри 01 ноября 2025 года

Нерюнгринский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе: председательствующего судьи Решетниковой Р.В., при секретаре Бузиной М.М., с участием административного ответчика ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Саха (Якутия) к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам и пеням,

УСТАНОВИЛ:

Представитель УФНС России по РС (Я) обратился с административным иском, в котором просил взыскать с административного ответчика – налогоплательщика ФИО1 (ИНН № задолженность по налогам и пеням в общей сумме 56 818, 83 рублей, в т.ч. транспортный налог за сентябрь 2023 год в размере 46 760 рублей, налог на имущество за 2023 год в размере 3 390 рублей, пени в размере 6 668, 83 рублей.

Представитель административного истца УФНС России по РС (Я) в судебное заседание не явился, ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие, направив пояснение о том, что по состоянию на 01.11.2025 г. на счет налогоплательщика ФИО1 денежные средства не поступали.

Административный ответчик ФИО1 в судебном заседании просил в удовлетворении административного иска отказать, поскольку он полностью уплатил 57 000 рублей на счет Казначейства России, представив суду чек по указанной операции. Также пояснил о том, что с 21.10.2021 г. по 11.06.2025 г. находился под стражей, уплачивать налоги не имел возможности, в настоящее время не работает.

Суд, выслушав мнение административного ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В ст. 400 НК РФ указано о том, что налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 настоящего Кодекса.

Физическое лицо, на которое в установленном порядке зарегистрировано транспортное средство, облагаемое транспортным налогом, является плательщиком этого налога (ч. 1 ст. 357 НК РФ).

Транспортный налог полежит уплате в бюджет по месту нахождения транспортных средств после получения налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Налог подлежит уплате по общему правилу в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (календарным годом) (п. 7 ст. 6.1, п. 1 ст. 360, п. 1 ст. 363 НК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 2 Закона РС (Я) от 07.11.2013 г. 1231-З № 17-V «О налоговой политике Республики Саха (Якутия)» на территории Республики Саха (Якутия) в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации взимается транспортный налог. Ставки транспортного налога установлены соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну, одну единицу валовой вместимости транспортного средства или одну единицу транспортного средства

Из п. 1 ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц (устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Согласно п. 1 ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: 1) жилой дом 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

В силу ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 НК РФ.

Как установлено п. 1 ст. 388 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

В силу п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

Согласно п. 1 ст. 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

На основании п. 1 ст. 393 НК РФ налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.

Материалами дела установлено, что ФИО1 (ИНН №) является налогоплательщиком транспортного налога, налога на имущество физических лиц.

В соответствии со ст. 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 1). Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом (пункт 2). Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (пункт 3). Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (пункт 4).

Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

Из материалов дела следует, что в адрес ответчика через личный кабинет налогоплательщика в установленный срок было направлено требование № 118765 от 06.07.2023 г. об уплате задолженности за транспортный налог и налог на имущество в размере 17 117, 09 рублей и пени в размере 928, 65 рублей.

Из скрина из программного комплекса АИС Налог-3 налоговое требование было направлено через личный кабинет налогоплательщика.

По решению Управления ФНС по РС (Я) № 21075 от 20.11.2023 г. с ФИО1 в связи с неисполнением требования № 118765 от 06.07.2023 г. взыскана задолженность за счет денежных средств, а также электронных денежных средств на счетах в банках в пределах суммы отрицательного сальдо единого налогового счета налогоплательщика и суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере 18 932, 07 рублей.

Согласно реестру почтовых отправлений, указанное решение было направлено ФИО1 посредством «Почты России» 24.11.2023 г.

Помимо этого, в адрес ФИО1 было выставлено налоговое уведомление № 149435091 от 13.07.2024 г. об уплате транспортного налога за 2023 год в размере 46 760 рублей и налога на имущество за 2023 года в размере 3 390 рублей.

Согласно скрину из программного комплекса АИС Налог-3 налоговое уведомление было направлено через личный кабинет налогоплательщика.

Как установлено п. 3 ст.48 НК РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер отрицательного сальдо превышает 10 тысяч рублей.

18.02.2025 г. мировым судьей судебного участка № 37 Нерюнгринского улуса (района) РС (Я) вынесен судебный приказ № 2а-406/61-2025 о взыскании с должника ФИО1 в пользу Управления ФНС по РС (Я) задолженности по налогам за счет имущества за период 2023 год в сумме 56 818, 83 рублей, в т.ч. по налогам в сумме 50 150 рублей, по пени в сумме 6 668, 83 рублей, а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 рублей.

Определением мирового судьи судебного участка № 37 Нерюнгринского улуса (района) РС (Я) от 15.08.2025 г. по делу № 2а-406/61-2025 судебный приказ от 18.02.2025 г. отменен в связи с поступлением возражений от ФИО1

Следовательно, учитывая абз. 2 п. 4 ст. 48 НК РФ налоговый орган имеет право обратиться в суд с административным иском в течение установленного НК РФ шестимесячного срока, после отмены судебного приказа, то есть до 15.02.2026 г.

С настоящим исковым заявлением административный истец УФНС России по РС (Я) обратился в Нерюнгринский районный суд РС (Я) 04.09.2025 г., о чем свидетельствует квитанция об отправке искового заявления, посредством государственной автоматизированной системы «Правосудие», а, следовательно, срок для обращения в суд с настоящими требованиями, не пропущен.

В ходе судебного заседания административным ответчиком приложен скрин чека по операции от 31.10.2025 г., из которого следует оплата плательщиком ФИО4 в адрес Казначейства России (ФНС России) суммы 57 000 рублей с указанием ФИО плательщика – ФИО1, назначение – единый налоговый платеж.

Однако от представителя административного истца поступили пояснения от 01.11.2025 г., из которых следует, что согласно реквизитам чека в качестве плательщика указана ФИО2 и ее ИНН № рублей, в связи с чем платеж поступил на единый налоговый счет ФИО2, что подтверждается приложенным скрином.

Так из приложенного представителем административного ответчика скрина единого налогового счета ФИО1 следует отсутствие ЕНП от 31.10.2025 г.

При таких обстоятельствах, требования налогового органа об уплате задолженности по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц являются законными и обоснованными.

В соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен уплатить в бюджетную систему Российской Федерации в случае неисполнения обязанности по уплате причитающихся сумм налогов в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается дополнительно к причитающимся к уплате суммам налога независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов начиная со дня возникновения недоимки по день (включительно) исполнения совокупной обязанности по уплате налогов (п. 2 и п. 3 ст. 75 НК РФ).

В п. 4 ст. 75 НК РФ указано, что пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов определяется в процентах от суммы недоимки. Если иное не установлено настоящим пунктом, процентная ставка пени принимается равной для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации.

Так, судом в ходе рассмотрения дела установлено, и подтверждается представленным расчетом административного истца, что у административного ответчика имеется недоимка по уплате пени установленных НК РФ, распределяемых в соответствии с п.1 п.11 ст. 46 БК РФ в размере 6 668, 83 рублей, следовательно, административный ответчик, являясь налогоплательщиком в спорный налоговый период, обязан произвести не только уплату недоимки по налогам в установленные законом сроки, но и пени за несвоевременное исполнение обязанности, предусмотренной налоговым законодательством.

Доказательств оплаты указанной задолженности перед налоговым органом, со стороны административного ответчика суду не представлено и материалы дела не содержат.

Расчет, представленный административным истцом, проверен судом и признается арифметического верным, какого-либо расчета, опровергающего доводы административного истца, административным ответчиком суду при рассмотрении дела представлено не было.

При рассмотрении административного дела судом установлено, что требования УФНС России по РС (Я) об уплате налогов и сборов не были исполнены административным ответчиком ФИО1 в установленные сроки, в связи с чем суд приходит к выводу об удовлетворении требований административного истца взыскании с административного ответчика недоимки по налогам и пени.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-178, 180, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Саха (Якутия) к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам и пеням удовлетворить.

Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты> паспорт серия <данные изъяты>, зарегистрированного по адресу: <адрес> в пользу Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Саха (Якутия) задолженность по налогам в размере 56 818 рублей 18 копеек, в том числе: транспортный налог за 2023 год в размере 46 760 рублей, налог на имущество физических лиц за 2023 год в размере 3 390 рублей, пени в размере 6 668 рублей 83 копейки.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня принятии решения в окончательной форме через Нерюнгринский городской суд Республики Саха (Якутия).

Судья Р.В. Решетникова

Решение в окончательной форме составлено 01 ноября 2025 года.