Дело № 2а-604/2025

Поступило в суд 21.10.2024 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 сентября 2025 года г. Новосибирск

Кировский районный суд г. Новосибирска в составе:

Судьи Романашенко Т.О.,

При секретаре Марченко А.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску МИФНС России № 17 по Новосибирской области к ФИО2 о взыскании задолженности по налогу, пени и штрафу,

УСТАНОВИЛ :

МИФНС России № 17 по Новосибирской области обратилась в суд с административным иском ФИО2 о взыскании задолженности по налогу, пени и штрафу, просит суд взыскать с ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, УИН №, ИНН №, задолженность в размере 1205369,70 руб., по:

- по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных ФЛ в соответствии со ст.228 НК РФ (за исключением доходов от долевого участия в организации, полученных физическим лицом – налоговым резидентом РФ в виде дивидендов) в размере 538 969,03 руб.;

- штраф в соответствии с п.1 ст.119 Налогового кодекса Российской Федерации (за непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества, расчета по страховым взносам)), назначен штраф в размере 267 150 руб.;

- пеня, начисленная на сумму недоимки за каждый календарный год просрочки исполнения обязанности, по уплате налогов, начиная со дня возникновения недоимки на ЕНС по день исполнения совокупной обязанности в размере 221 150,67 руб.

В обоснование заявленных требований указывает, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, УИН: №, ИНН: №, состоит на учете в Межрайонной ИФНС России № 21 по Новосибирской области, является плательщиком налога на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 207 НК РФ. Налогоплательщиком ДД.ММ.ГГГГ, с нарушением установленных законом сроков была сдана налоговая декларация за ДД.ММ.ГГГГ год по форме 3-НДФЛ. Налоговым органом была проведена камеральная налоговая проверка налога декларации по налогу на доходы физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ, составлен акт № от ДД.ММ.ГГГГ. По результатам проверки, налоговым органом выявлена неуплата налога на дохе физических лиц на сумму <данные изъяты> рублей. В соответствии со ст. 101 НК РФ вынесено Решение № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ФИО2 к налоговой ответственности в соответствии с п.1 ст. Налогового кодекса Российской Федерации (неуплата или неполная уплата сумм налога) назначен штраф в размере 178100 рублей. В соответствии с п.1 ст. 119 Налогового коде Российской Федерации (за непредставление налоговой декларации (расчета финансов результата инвестиционного товарищества, расчета по страховым взносам)), назначен штраф в размере 267150 рублей. Общая сумма задолженности без учета штрафов составила 1781000 рублей. На момент составления данного административного искового заявления налогоплательщиком, внесенными ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ платежами, задолженность по налогу на доходы физических лиц за налоговый период ДД.ММ.ГГГГ года, была частично погашена, остаток задолженности составил 538969,03 рублей. В связи с неисполнением обязанности по уплате налога в установленный законом срок в соответствии со ст. 69, 70 НК РФ налогоплательщику было направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты ДД.ММ.ГГГГ. В установленный в требовании срок, ФИО2 не исполнила обязанность по уплате задолженности в бюджет. На момент составления данного административного искового заявления, задолженность по пене составила 221150,67 руб.

Также Межрайонная ИФНС России № 17 по Новосибирской области обратилась к мировому судье 6-го судебного участка Кировского судебного района г. Новосибирска с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных ФЛ в соответствии со ст. 228 НК РФ и пени с ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Мировым судьей был вынесен судебный приказ № от ДД.ММ.ГГГГ, который впоследствии определением от ДД.ММ.ГГГГ был отменен.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, просил рассматривать дело в его отсутствие.

Административный ответчик ФИО2 в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, о причинах своей неявки суду не сообщил.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.

Статьей 23 НК РФ установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать законом установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушениях законодательства о налогах и сборах.

На основании статьи 38 НК РФ объектом налогообложения является реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога (пункт 1).

В соответствии с пунктом 1 статьи 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами "Налог на доходы физических лиц", "Налог на прибыль организаций" настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 13 НК РФ налог на доходы физических лиц отнесен к федеральным налогам, порядок исчисления и уплаты которого регламентирован главой 23 НК РФ.

На основании статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Подпункты 5 и 6 пункта 1 статьи 208 НК РФ к доходам от источников в Российской Федерации относят доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося в Российской Федерации, а также вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действий в Российской Федерации.

На основании пп. 1 п. 1 ст. 209 НК Российской Федерации, объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками: от источников Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Налогового кодекса Российской Федерации.

Исходя из пункта 1 статьи 229, пункта 4 статьи 228 НК РФ физические лица обязаны представить в налоговый орган по месту жительства налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц в срок не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, а также уплатить исчисленную сумму налога в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В силу пункта 1 статьи 224 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Доказательством, подтверждающим получение дохода и размер взыскиваемой суммы по НДФЛ, является налоговая декларация.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Согласно п. 1 ст. 214.10 НК РФ налоговая база по налогу на доходы физических лиц по доходам, полученным от продажи недвижимого имущества, а также по доходам в виде объекта недвижимого имущества, полученного в порядке дарения, определяется в соответствии с Кодексом с учетом особенностей, предусмотренных указанной статьей.

В соответствии с п. 3 ст. 214.10 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком обязанности по представлению в налоговый орган в установленный срок налоговой декларации в отношении доходов, полученных от продажи недвижимого имущества, и проведения в соответствии с абзацем первым пункта 1.2 ст. 88 настоящего Кодекса камеральной налоговой проверки налоговый орган на основе имеющихся у него документов (сведений) о таком налогоплательщике и указанных доходах исчисляет сумму налога, подлежащую уплате налогоплательщиком, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом и п. п. 4 и 5 настоящей статьи.

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что физические лица производят исчисление и уплату налога на доходы физических лиц исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению, а также если иное не предусмотрено главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса.

В соответствии с пунктом 4 статьи 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет пять лет, за исключением случаев, указанных в пункте 3 статьи 217.1 Кодекса.

В случае нахождения имущества в собственности налогоплательщика менее установленного срока владения таким имуществом образуется доход, подлежащий обложению налогом на доходы физических лиц.

Налогоплательщик вправе по своему выбору уменьшить свои доходы от продажи недвижимого имущества (если оно не использовалось в предпринимательской деятельности) на сумму имущественного налогового вычета или на сумму расходов, связанных с приобретением данного имущества (пункт 6 статьи 210, подпункт 1 пункт 1, подпункты 2, 4 пункта 2 статьи 220, пункт 1.1 статьи 224 Налогового кодекса Российской Федерации).

Подпунктом 1 пункта 2 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что имущественный налоговый вычет предоставляется: в размере доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, садовых домов или земельных участков или доли (долей) в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика менее минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, установленного в соответствии со статьей 217.1 настоящего Кодекса, не превышающем в целом 1 000 000 рублей; в размере доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи иного недвижимого имущества, находившегося в собственности налогоплательщика менее минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, установленного в соответствии со статьей 217.1 настоящего Кодекса, не превышающем в целом 250 000 рублей.

Вместо получения имущественного налогового вычета в соответствии с подпунктом 1 настоящего пункта налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением этого имущества (подпункт 2 пункта 2 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации).

Подпунктом 3 пункта 3 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в фактические расходы на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома или доли (долей) в нем могут включаться следующие расходы: расходы на разработку проектной и сметной документации; расходы на приобретение строительных и отделочных материалов; расходы на приобретение жилого дома или доли (долей) в нем, в том числе не оконченного строительством; расходы, связанные с работами или услугами по строительству (достройке жилого дома или доли (долей) в нем, не оконченного строительством) и отделке; расходы на подключение к сетям электро-, водо- и газоснабжения и канализации или создание автономных источников электро-, водо- и газоснабжения и канализации.

Установленный подпунктом 3 пункта 3 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации перечень расходов на новое строительство жилого дома и его отделку для целей получения имущественного налогового вычета является закрытым, иные расходы, к вычету не принимаются.

Подпунктом 5 пункта 3 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что принятие к вычету расходов на достройку и отделку приобретенного жилого дома возможно в том случае, если договор, на основании которого осуществлено такое приобретение, предусматривает приобретение не завершенного строительством жилого дома.

Согласно подпункту 6 пункта 3 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации для подтверждения права на имущественный налоговый вычет налогоплательщик представляет в налоговый орган: договор о приобретении жилого дома или доли (долей) в нем, документы, подтверждающие право собственности налогоплательщика на жилой дом или долю (доли) в нем, при строительстве или приобретении жилого дома или доли (долей) в нем; документы, подтверждающие произведенные налогоплательщиком расходы (квитанции к приходным ордерам, банковские выписки о перечислении денежных средств со счета покупателя на счет продавца, товарные и кассовые чеки, акты о закупке материалов у физических лиц с указанием в них адресных и паспортных данных продавца и другие документы).

Контроль за полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов, осуществляют налоговые органы.

Формы проведения налогового контроля связаны, прежде всего, с камеральными и выездными налоговыми проверками (статьи 82, 87, 88 и 89 Налогового кодекса Российской Федерации).

Камеральная налоговая проверка, по смыслу пункта 1 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации, является формой текущего документального контроля за соблюдением налогового законодательства, который проводится на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

В силу пункта 2 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации, камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) (в течение шести месяцев со дня представления иностранной организацией, состоящей на учете в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса, налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость), если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если камеральной налоговой проверкой (за исключением камеральной налоговой проверки на основе заявления, указанного в пункте 2 статьи 221.1 настоящего Кодекса) выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок (пункт 3 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации).

Лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном статьей 100 настоящего Кодекса (пункт 5 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно абзацу 1 пункту 1 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.

Акт налоговой проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его представителем) (пункт 2 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации).

Сведения, которые в обязательном порядке отражаются в акте налоговой проверки, предусмотрены пунктом 3 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации.

Форма и требования к составлению акта налоговой проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (пункт 4 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации).

Акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем), если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 5 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации).

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений (пункт 6 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 100.1 Налогового кодекса Российской Федерации дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101 настоящего Кодекса. Акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку.

По результатам их рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 настоящего Кодекса, принимается одно из решений, предусмотренных пунктом 7 настоящей статьи, или решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Срок рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения соответствующего решения может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя (пункт 2 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 7 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:

1) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. При проверке консолидированной группы налогоплательщиков в указанном решении может содержаться указание о привлечении к ответственности одного или нескольких участников этой группы; 2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей настоящего Кодекса, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указывается размер выявленной недоимки, а также подлежащий уплате штраф. В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо в решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются срок, в течение которого лицо, в отношении которого вынесено решение, вправе обжаловать указанное решение, порядок обжалования решения в вышестоящий налоговый орган, а также наименование органа, его место нахождения, другие необходимые сведения (пункт 8 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 и подпункта 1 пункта 2 статьи 220 НК РФ налогоплательщик при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц имеет право на получение имущественного налогового вычета в размере доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков или доли (долей) в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика менее минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, установленного в соответствии со ст. 217.1 НК РФ, не превышающем в целом 1 000 000 рублей.

Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 220 НК РФ вместо получения имущественного налогового вычета в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 220 НК РФ налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением этого имущества.

Согласно п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

На основании ст. 69 НК РФ неисполнение обязанности по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, повлекшее формирование отрицательного сальдо единого налогового счета налогоплательщика, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате задолженности. Требованием об уплате задолженности признается извещение налогоплательщика о наличии отрицательного сальдо единого налогового счета и сумме задолженности с указанием налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов на момент направления требования, а также об обязанности уплатить в установленный срок сумму задолженности.

В силу п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате задолженности должно быть направлено налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту не позднее трех месяцев со дня формирования отрицательного сальдо единого налогового счета этого лица в размере, превышающем 3000 рублей, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Согласно ст. 114 НК РФ налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов).

П. 1 ст. 119 НК РФ предусмотрена ответственность за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета в виде взыскания штрафа в размере 5% не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 рублей.

В силу п. 1 ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 129.3 и 129.5 названного Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).

На основании вступившего в силу решения лицу, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, направляется в установленном ст. 69 настоящего Кодекса порядке требование об уплате налога (сбора, страховых взносов), соответствующих пеней, а также штрафа в случае привлечения этого лица к ответственности за налоговое правонарушение (п. 3 ст. 101.3 НК РФ).

Судом установлено, что ФИО2 являлась собственником двух жилых помещений (квартир): - кадастровый №, адрес: <адрес>, общей площадью № кв.м.; - кадастровый №, адрес: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м.

Решением Ленинского районного суда г. Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ сохранено жилое помещение – квартиру, по адресу: <адрес> в переустроенном и перепланированном состоянии в соответствии с данными технического паспорта по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ со следующими техническими характеристиками: общая площадь квартиры составляет <данные изъяты> кв.м., жилая площадь квартиры составляет <данные изъяты> кв.м.

Решение суда не обжаловано, вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ между ФИО2/продавец/ и фио1/покупатель/ заключен договор купли-продажи квартиры, согласно которому продавец продает, а покупатель покупает в собственность квартиру, общей площадью 86,1 кв.м., находящуюся по адресу: <адрес> кадастровый № (п.1.1). По соглашению сторон квартира продается по цене <данные изъяты> руб. Вся сумма выплачивается покупателем продавцу за счет собственных средств не позднее дня заключения настоящего договора, при этом продавец пишет расписку о получении данных денежных средств в качестве полного расчета за продаваемую квартиру не позднее дня их получения (п.2.1).

ДД.ММ.ГГГГ налогоплательщиком ФИО2 представлена налоговая декларация по форме 3-НДФЛ за ДД.ММ.ГГГГ год, с нарушением установленных законом сроков.

В связи с неисполнением обязанности по уплате налогов посредством электронного документооборота через сервис "Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц" ответчику было направлено требование <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости уплаты налога на доходы физических лиц в размере 1673 руб., пени в размере 300,04 руб. в срок до ДД.ММ.ГГГГ, которое получено административным ответчиком ДД.ММ.ГГГГ, но так и не исполнено (л.д. 11,15).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 представлено пояснение на требование № от ДД.ММ.ГГГГ №, в котором сообщила следующее: ФИО2 являлась собственником двух жилых помещений (квартир): - кадастровый №, адрес: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м.; - кадастровый №, адрес: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м.

По итогам камеральной проверки составлен акт N № от ДД.ММ.ГГГГ Межрайонной ИФНС №17 по Новосибирской области выявлена неуплата налога на доходы физических лиц на сумму 1781000 руб.

Решением № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ФИО2 к налоговой ответственности в соответствии с п.1 ст.122 НК РФ назначен штраф в размере 178100 руб. В соответствии с п.1 ст.119 НК РФ назначен штраф в размере 267150 руб.

Как следует из указанного решения, в поданной налоговой декларации отражена продажа квартир, расположенных по адресу: <адрес>,57, находящихся в собственности налогоплательщика менее минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ).

Решением Кировского районного суда г. Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 было отказано в удовлетворении административного иска и признании незаконным решения МИФНС № 19 по Новосибирской области № от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, налоговый орган пришел к выводу о том, что исходя из дохода от продажи имущества в размере 17 000 000 руб., сумма налога к уплате определена в размере 1 781 000 руб.

Как следует из административного иска, ФИО2 внесла денежные средства (ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ) в счет задолженности по налогу на доходы физических лиц за налоговый период 2022 года, остаток задолженности составил 538969,03 руб.

Задолженность по НДФЛ за 2022 год ранее взыскивалась по судебному приказу мировым судьей 2-го судебного участка Кировского районного суда г. Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ N № о взыскании с ФИО2 в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №17 по Новосибирской области задолженности за ДД.ММ.ГГГГ год, за счет имущества физического лица, в размере 2 449 636,26 руб., а также государственной пошлины, который определением мирового судьи 6-го судебного участка Кировского судебного района г. Новосибирска, и.о. мирового судьи 2-го судебного участка Кировского района г. Новосибирска отменен.

Требование, выставленное налоговым органом, административным ответчиком в добровольном порядке исполнено не было, как и не был уплачен налог на доходы физических лиц за 2023 год в полном объеме.

В силу части 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд выясняет, в частности, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Пунктом 1 статьи 48 НК РФ предусмотрено, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (утратившим статус индивидуального предпринимателя) (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган обращает взыскание на имущество физического лица посредством размещения в реестре решений о взыскании задолженности в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 46 настоящего Кодекса решений о взыскании, информации о вступившем в законную силу судебном акте и поручений налогового органа на перечисление суммы задолженности с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

В соответствии с положениями пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности:

1) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер отрицательного сальдо превышает 10 тысяч рублей;

2) не позднее 1 июля года, следующего за годом, в течение которого налоговым органом осуществлено обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности, в случае неисполнения обязанности по требованию об уплате задолженности, на основании которого подано такое заявление, и образовании после подачи предыдущего заявления задолженности, подлежащей взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме более 10 тысяч рублей, либо года, на 1 января которого сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, превысила 10 тысяч рублей, либо года, на 1 января которого истекло три года со срока исполнения требования об уплате, и сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, не превысила 10 тысяч рублей, либо года, на 1 января которого истекло три года, следующих за годом, в течение которого налоговый орган обратился в суд с заявлением о взыскании задолженности, и при этом по требованию об уплате указанной задолженности, взыскиваемой в судебном порядке, образовалась новая сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме менее 10 тысяч рублей.

Как было указано ранее, срок добровольного исполнения требования от ДД.ММ.ГГГГ № был установлен налоговым органом до ДД.ММ.ГГГГ, соответственно, по правилам, установленным подпунктом 1 пункта 3 статьи 48 НК РФ, заявление о выдаче судебного приказа подлежало направлению мировому судье в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка № 2 Кировского судебного района г. Новосибирска с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с ФИО2 задолженности за ДД.ММ.ГГГГ год за счет имущества физического лица в размере 2 449 9636,26 руб., а также государственной пошлины в размере 10 224,00 руб., который был вынесен ДД.ММ.ГГГГ.

На указанную сумму налога административным истцом начислены пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 221150,67 рублей. Расчет задолженности по налогам определен налоговым органом в соответствии с вышеуказанными нормами права, не согласиться с которым оснований у суда не имеется.

С учетом изложенного, требования административного истца о взыскании налога на доходы физического лица за 2022 год составляет 538 969,03 рублей и пени, начисленные на сумму недоимки в сумме 221 150,67 рублей являются обоснованными.

В нарушение требований статьи 62 Кодекса административного судопроизводства РФ, доказательств погашения задолженности по налогу на доходы физических лиц в полном объеме, пени, штрафов, административным ответчиком суду не представлено.

Учитывая, что налогоплательщик не уплатил указанный налог и не представил в установленный срок налоговую декларацию по указанному налогу, то привлечение ФИО2 к налоговой ответственности в виде штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 178 100 рублей и штрафа по п. 1 ст. 119 НК РФ в сумме 267 150 рублей обоснованно.

Принимая во внимание изложенное, учитывая, что срок на подачу административного искового заявления о взыскании с ФИО2 имеющейся налоговой задолженности не пропущен, доказательства уплаты имеющейся задолженности административным ответчиком не представлены, суд считает, что исковые требования Межрайонной ИФНС №17 по Новосибирской области к ФИО2 о взыскании штрафа по п. 1 ст. 119 Налогового кодекса, штрафа по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса, являются обоснованными, ввиду чего они подлежат удовлетворению.

Исходя из положений части 1 статьи 114 КАС Российской Федерации, подпункта 1 пункта 1 статьи 333.19 НК Российской Федерации, с административного ответчика в доход соответствующего бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 14 226,85 руб.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 289, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ :

Исковые требования МИФНС России № 17 по Новосибирской области к ФИО2 удовлетворить.

Взыскать с ФИО2 в пользу МИФНС России № 17 по Новосибирской области задолженность в размере 1 205 369,70 руб., из которых:

- задолженность по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных ФЛ в соответствии со ст.228 НК РФ (за исключением доходов от долевого участия в организации, полученных физическим лицом – налоговым резидентом РФ в виде дивидендов) в размере 538 969,03 руб.;

- штраф в соответствии с п.1 ст.119 Налогового кодекса Российской Федерации (за непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества, расчета по страховым взносам)) в размере 267 150 руб.;

- штраф в соответствии с п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (неуплата или неполная уплата сумм налога) в размере 178 100,00 руб.

- пеня в размере 221 150,67 руб.

Взыскать с ФИО2 государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 14 226,85 рублей.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский Областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено: 20.10.2025 года.

Судья /подпись/ Т.О. Романашенко

Копия верна:

Подлинник судебного решения хранится в материалах административного дела № 2а-604/2025 в Кировском районном суде г. Новосибирска (УИД 54RS0005-01-2024-007833-42).

По состоянию на 20.10.2025 года решение в законную силу не вступило.

Судья -