Дело № 2а-2228/2025

УИД № 36RS0001-01-2025-002625-48

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 октября 2025 года г. Воронеж

Железнодорожный районный суд города Воронежа в составе:

председательствующего судьи Алексеевой Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Лиманской Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Воронежской области к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу, налогу на имущество, пени,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 15 по Воронежской области обратилась в суд с иском к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу, налогу на имущество, пени.

Истец просил взыскать с ответчика задолженность: по транспортному налогу за 2020 г. в сумме 2650 руб., по транспортному налогу за 2021 г. в сумме 2650 руб., по транспортному налогу за 2022 г. в сумме 2650 руб., по транспортному налогу за 2023 г. в сумме 3050 руб., по налогу на имущество за 2020 г. в размере 98 руб., по налогу на имущество за 2021 г. в размере 108 руб., по налогу на имущество за 2022 г. в размере 119 руб., по налогу на имущество за 2023 г. в размере 130 руб., по пени за транспортному налогу за 2020 г. за период с 02.12.2021 г. по 07.12.2024 г. в размере 1205,20 руб., по транспортному налогу за 2021 г. за период с 02.12.2022 г. по 07.12.2024 г. в размере 861,80 руб., по пени по транспортному налогу за 2022 г. за период с 13.01.2024 г. по 07.12.2024 г. в размере 503,47 руб., а всего 14025,47 руб.

В обоснование требований указав, что ответчик является плательщиком транспортного налога, налога на имущество. В установленный срок налогоплательщиком налог не оплачен. В адрес ответчика были направлены налоговые требования, однако в установленный срок требования не были исполнены.

В связи с вышеизложенным, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 15 по Воронежской области обратилась в суд и просит взыскать с ответчика вышеуказанную задолженность по налогам и пени.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился о времени и месте рассмотрения дела извещены в установленном законом порядке.

Административный ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке, в предварительном судебном заседании возражал относительно исковых требований, ссылаясь на пропуск налоговым органом срока на обращение в суд с административным иском.

Суд, в соответствии с ч. 2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 4 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. от 29.11.2024 г.) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы.

В силу ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. от 29.11.2024 г.) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии со ст. 356 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. от 29.11.2024 г.) транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В силу ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. от 29.11.2024 г.) налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно п. 1 ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. от 29.11.2024 г.) объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 360 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. от 29.11.2024 г.) налоговым периодом признается календарный год.

В силу ст. 400 Налогового кодекса Российской Федерации(в ред. от 29.11.2024 г.) налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 настоящего Кодекса.

Согласно ч. 1 ст. 401 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. от 29.11.2024 г.) объектом налогообложения является: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

Налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных ст. 403 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. от 29.11.2024 г.) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога посредством перечисления денежных средств в качестве единого налогового платежа, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Налогоплательщик вправе перечислить денежные средства в счет исполнения обязанности по уплате налога до наступления установленного срока. Перечисление денежных средств в счет исполнения обязанности налогоплательщика по уплате налога может быть произведено иным лицом. Иное лицо не вправе требовать возврата уплаченного за налогоплательщика единого налогового платежа и налога, уплаченного не в качестве единого налогового платежа.

В силу п. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. от 29.11.2024 г.) в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (утратившим статус индивидуального предпринимателя) (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган обращает взыскание на имущество физического лица посредством размещения в реестре решений о взыскании задолженности в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 46 настоящего Кодекса решений о взыскании, информации о вступившем в законную силу судебном акте и поручений налогового органа на перечисление суммы задолженности с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 21 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. от 29.11.2024 г.) налогоплательщик имеет право получать налоговые уведомления и требования об уплате налогов, при этом налоговый орган обязан направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора (п. 9 ч. 1 ст. 32 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. от 29.11.2024 г.) требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для начисления налогоплательщику пени и направления налоговым органом налогоплательщику требований об уплате налога (ст. ст. 75, 69 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. от 29.11.2024 г.) пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен уплатить в бюджетную систему Российской Федерации в случае неисполнения обязанности по уплате причитающихся сумм налогов в установленные законодательством о налогах и сборах сроки (п. 1).

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (п.3).

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.

Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Судом установлено, что ответчик ФИО1 является плательщиком транспортного налога и налога на имущество физических лиц, в связи с тем, что ему на праве собственности принадлежит следующее имущество: автомобиль, государственный регистрационный знак № ....., марка/модель: Хонда СВ400, дата регистрации права – 01.11.2018 г.; автомобиль, государственный регистрационный знак № ....., марка/модель: Деу NEXIA, дата регистрации права – 16.09.2023 г.; 4/7 доли в праве на квартиру, расположенную по адресу: 394063, <адрес>, кадастровый № ....., дата регистрации права – 28.03.2016 г.

Согласно данным налогового органа, представленным суду, административным ответчиком в установленный срок налог в полном объеме не оплачен, у административного ответчика образовалась задолженность по транспортному налогу и по налогу на имущество.

В адрес административного ответчика налоговым органом были направлены: налоговое уведомление № 32361463 от 01.09.2021 г., со сроком уплаты не позднее 01.12.2021 г. транспортного налога за 2020 г. в размере 98 руб., налога на имущество за 2022 г. в размере 453 руб.

Также налоговым органом в адрес ФИО1 направлено уведомление № 3128350 от 01.09.2022 г. со сроком уплаты до 01.12.2022 г. транспортного налога за 2021 г. в размере 2650 руб., налога на имущество за 2021 г. в размере 108 руб.

29.07.2023 г. в адрес ФИО1 направлено налоговое уведомление № 114892484 со сроком уплаты не позднее 01.12.2023 г. транспортного налога за 2022 г. в размере 2650 руб., налога на имущество за 2022 г. в размере 119 руб.

02.08.2024 г. в адрес ФИО1 направлено налоговое уведомление № 187804700 со сроком уплаты не позднее 02.12.2024 г. транспортного налога за 2023 г. в размере 3050 руб., налога на имущество за 2022 г. в размере 130 руб.

23.07.2023 г. в адрес ФИО2 направлено требование № 63766 от 23.07.2023 г., в соответствии с которым, налогоплательщику предлагалось в срок до 16.11.2023 г. уплатить задолженность по налогам в размере 7692,17 руб.

23.07.2023 г. налоговым органов выставлено требование № 52242, в соответствии с которым, ФИО1 предлагалось в срок до 16.11.2023 г. уплатить задолженность по налогам в размере 5506 руб., а также пени в размере 511,65 руб.В установленный срок налоговые уведомления и требование не были исполнены.

В соответствии с п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. от 29.11.2024 г.) налоговый орган вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности: в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер отрицательного сальдо превышает 10 тысяч рублей; не позднее 1 июля года, следующего за годом, в течение которого налоговым органом осуществлено обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности, в случае неисполнения обязанности по требованию об уплате задолженности, на основании которого подано такое заявление, и образовании после подачи предыдущего заявления задолженности, подлежащей взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме более 10 тысяч рублей, либо года, на 1 января которого сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, превысила 10 тысяч рублей, либо года, на 1 января которого истекло три года со срока исполнения требования об уплате, и сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, не превысила 10 тысяч рублей, либо года, на 1 января которого истекло три года, следующих за годом, в течение которого налоговый орган обратился в суд с заявлением о взыскании задолженности, и при этом по требованию об уплате указанной задолженности, взыскиваемой в судебном порядке, образовалась новая сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме менее 10 тысяч рублей.

Согласно представленным административным истцом сведениям, сумма задолженности ФИО1 превысила 10000 руб. только 26.06.2024 г.

Мировым судьей судебного участка № 1 Железнодорожном судебном районе Воронежской области по заявлению инспекции от 04.02.2025 г. был выдан судебный приказ № 2а-532/2025 от 05.02.2025 г. о взыскании с ФИО1 задолженности в размере 14025,47 руб.

ФИО1 были представлены возражения относительно судебного приказа, в связи с чем, мировым судьей судебного участка 21.02.2025 г. было вынесено определение об отмене судебного приказа № 2а-532/2025 от 31.01.2025 г.

17.07.2025 г. административным истцом в адрес Железнодорожного районного суда г. Воронежа направлено настоящее административное исковое заявление, в связи с чем, суд считает, что административным истцом не пропущен срок на обращение в с указанными требованиями, поскольку налоговый орган вправе обратиться с иском о взыскании задолженности по обязательным платежам в течение шести месяцев с даты вынесения мировым судьей определения об отмене судебного приказа.

Согласно пункту 1 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. от 29.11.2024 г.) неисполнение обязанности по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате задолженности.

Требованием об уплате задолженности признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме задолженности с указанием налогов, авансовых платежей по налогам и сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов на момент направления требования, а также об обязанности уплатить в установленный срок сумму задолженности.

Федеральным законом от 14.07.2022 г. № 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» усовершенствован порядок уплаты налогов, сборов и взносов в виде единого налогового платежа, с 01.01.2023 г. введен институт Единого налогового счета (ЕНС), который ведется в отношении каждого физического лица и каждой организации, являющихся налогоплательщиком сборов, страховых взносов и (или) налоговыми агентами.

С 01.01.2023 г. взыскание сумм недоимки по налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, процентам осуществляется с учетом того, что требование об уплате задолженности, направленное после 01.01.2023 г. в соответствии со статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации, прекращает действие требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, направленных до 31.12.2022 г. (включительно), в случае, если налоговым органом на основании таких требований не приняты меры взыскания, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 14.07.2022 г. № 263-ФЗ) (пункт 9 статьи 4 Федерального закона от 14.07.2022 г. № 263-ФЗ).

Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29.03.2023 г. № 500 постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.2023 г. № 500 «О мерах по урегулированию задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, в 2023 году» определено, что предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации предельные сроки направления требований об уплате задолженности и принятия решений о взыскании задолженности увеличиваются на шесть месяцев.

Таким образом, установлено, что срок для обращения налогового органа с административным иском о взыскании налогов и пени в рассматриваемом случае, не пропущен.

В силу п. 1 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. от 29.11.2024 г.) требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о наличии отрицательного сальдо единого налогового счета и сумме задолженности с указанием налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов на момент направления требования, а также об обязанности уплатить в установленный срок сумму задолженности.

Пункт 4 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. от 29.11.2024 г.) предусматривает, что требование об уплате задолженности может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика, а также может быть передано налогоплательщику - физическому лицу в электронной форме через личный кабинет на едином портале государственных и муниципальных услуг. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Материалами дела подтверждено, что налоговые уведомления и требования были направлены ответчику по почте, что подтверждается списками внутренних почтовых отправлений.

Налоговый кодекс Российской Федерации (в ред. от 29.11.2024 г.) устанавливает, что пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 статьи 75). Принудительное взыскание налога с физического лица по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (пункт 2 статьи 48). С учетом изложенного, законоположения статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.

Исходя из этого, пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17.02.2015 г. № 422-О).

Взыскание пени по задолженности за периоды с 2022 по 2024 год обусловлено наличием вынесенных мировым судьей судебного участка № 1 в Железнодорожном судебном районе Воронежской области судебного приказа о взыскании основной суммы налогов.

Таким образом, вопреки доводам административного ответчика, принимая во внимание указанные обстоятельства, суд с учетом норм действующего законодательства приходит к выводу о том, что административные исковые требования подлежат удовлетворению.

При расчете суммы задолженности суд принимает во внимание расчет налогового органа, который не оспорен административным ответчиком.

Согласно ст. 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В силу ч.1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

В связи с изложенным, с административного ответчика в доход соответствующего бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4 000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Воронежской области к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу, налогу на имущество, пени - удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 (ИНН № .....) в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Воронежской области по транспортному налогу за 2020 г. в сумме 2650 руб., по транспортному налогу за 2021 г. в сумме 2650 руб., по транспортному налогу за 2022 г. в сумме 2650 руб., по транспортному налогу за 2023 г. в сумме 3050 руб., по налогу на имущество за 2020 г. в размере 98 руб., по налогу на имущество за 2021 г. в размере 108 руб., по налогу на имущество за 2022 г. в размере 119 руб., по налогу на имущество за 2023 г. в размере 130 руб., по пени за транспортному налогу за 2020 г. за период с 02.12.2021 г. по 07.12.2024 г. в размере 1205,20 руб., по транспортному налогу за 2021 г. за период с 02.12.2022 г. по 07.12.2024 г. в размере 861,80 руб., по пени по транспортному налогу за 2022 г. за период с 13.01.2024 г. по 07.12.2024 г. в размере 503,47 руб., а всего 14025,47 (четырнадцать тысяч двадцать пять) руб. 47 коп.

Взыскать с ФИО1 (ИНН № .....) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 4 000 (четыре тысячи) руб.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Е.В. Алексеева

Решение в окончательной форме изготовлено 07 ноября 2025 года