Дело № 2а-3174/2022

УИД 48RS0002-01-2022-003403-29

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 августа 2022 года г.Липецк

Октябрьский районный суд г. Липецка в составе:

судьи Лагуты К.П.,

при секретаре Меренковой Л.Л.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Липецке административное дело по административному иску ФИО1 о признании незаконным решения инспекции ФНС России по Октябрьскому району г.Липецка №3279 от 13 декабря 2021 года о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным иском о признании незаконным решения ИФНС России по Октябрьскому району г.Липецка № 3279 от 13 декабря 2021 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. В обоснование своего требования ссылался на то, что по результатам камеральной проверки по налогу на доходы физических лиц за период с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2020 г., вынесено оспариваемое решение. С решением он не согласен поскольку налоговая декларация подана им в электронном виде в установленный законом срок. Считая принятое решением незаконным он обжаловал его в УФНС России по Липецкой области, но решением УФНС России по Липецкой области жалоба оставлена без удовлетворения. Административный истец просит признать незаконным решение ИФНС России по Октябрьскому району г.Липецка № 3279 от 13 декабря 2021 г., возместить судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечено УФНС России по Липецкой области.

ФИО1, представитель ИФНС России по Октябрьскому району и представитель УФНС России по Липецкой области в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом.

В административном исковом заявлении содержится просьба о рассмотрении дела в отсутствие административного истца.

От представителя ИФНС России по Октябрьскому району и представителя УФНС России по Липецкой области поступили письменные возражения на иск, в которых они возражали против удовлетворения требований.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Согласно ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно пункта 1 статьи 207 и подпункта 2 пункта 1 статьи 228 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 настоящего Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению, а также если иное не предусмотрено настоящей главой.

В соответствии с пунктом 1 статьи 210 НК РФ, при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса.

В пункте 3 статьи 210 НК РФ предусмотрено, что если иное не предусмотрено настоящим пунктом, для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей главой.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 220 НК РФ при определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 настоящего Кодекса налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета при продаже имущества, а также доли (долей) в нем.

На основании подпункта 2 пункта 2 статьи 220 НК РФ имущественный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи, предоставляется в размере доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи иного недвижимого имущества, находившегося в собственности налогоплательщика менее минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, установленного в соответствии со статьей 217.1 настоящего Кодекса, не превышающем в целом 250 000 рублей.

Согласно статьи 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) или заявления, указанного в пункте 2 статьи 221.1 настоящего Кодекса, и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа, если иное не предусмотрено настоящей главой. Специальная декларация, представленная в соответствии с Федеральным законом "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", и (или) прилагаемые к ней документы и (или) сведения, а также сведения, содержащиеся в указанной специальной декларации и (или) документах, не могут являться основой для проведения камеральной налоговой проверки (пункт 1).

Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) (в течение шести месяцев со дня представления иностранной организацией, состоящей на учете в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса, налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость), если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 2).

Лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном статьей 100 настоящего Кодекса (пункт 5).

Порядок оформление результатов налоговой проверки определен в статье 100 НК РФ в соответствии с которым в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки (пункт 1 статьи 100 НК РФ).

Акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем), если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 5 стать 100 НК РФ).

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений (пункт 6 статьи 100 НК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 101 НК РФ акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку. По результатам их рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 настоящего Кодекса, принимается одно из решений, предусмотренных пунктом 7 настоящей статьи, или решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Срок рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения соответствующего решения может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Подпунктом 1 пункта 7 статьи 101 НК РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. При проверке консолидированной группы налогоплательщиков в указанном решении может содержаться указание о привлечении к ответственности одного или нескольких участников этой группы.

В пункте 1 статьи 122 НК РФ определено, что неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 настоящего Кодекса, влекут взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).

Судом установлено, что за ФИО1 4 марта 2019 года зарегистрировано право собственности на нежилой объект недвижимости, распложенный по адресу: . 12 марта 2019 года за ФИО1 зарегистрировано право собственности на нежилой объект недвижимости, распложенный по адресу:

В соответствии со статьёй 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом (пункт 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Статьёй 217.1 НК РФ предусмотрено, что освобождение от налогообложения доходов, указанных в абзаце втором пункта 17.1 статьи 217 настоящего Кодекса, получаемых физическими лицами за соответствующий налоговый период, а также определение налоговой базы при продаже недвижимого имущества осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (пункт 1). Если иное не установлено настоящей статьей, доходы, получаемые налогоплательщиком от продажи объекта недвижимого имущества, освобождаются от налогообложения при условии, что такой объект находился в собственности налогоплательщика в течение минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества и более (пункт 2). В случаях, не указанных в пункте 3 настоящей статьи, минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет пять лет (пункт 4).

Согласно договору купли-продажи от 21 января 2020 года ФИО2 продал нежилое помещение, находящееся по адресу: . Стоимость проданного объекта составила рублей.

Согласно договору купли-продажи от 7 апреля 2020 года ФИО1 продал нежилое помещение, находящееся по адресу: . Стоимость проданного объекта составила рубля.

Также из материалов дела следует, что ФИО1 7 июля 2021 года подана налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц (формы №-НДФЛ) за 2020 год, в которой указан доход от продажи нежилых объектов недвижимого имущества, расположенных по адресу: в сумме рублей, а также налоговый имущественный вычет в размере рублей, сумму налога, подлежащую уплате в бюджет, указал в размере 0 рублей.

Инспекцией ФНС России по Октябрьскому району г.Липецка в период с 7 июля 2021 года по 7 октября 2021 года проведена камеральная проверка указанной налоговой декларации по результатам которой установлена недоимка в размере рубля. Данная проверка оформлена соответствующим актом налоговой проверки №3777 от 21 июля 2021 года.

Копия акта проверки направлена в адрес ФИО1 заказным письмом (ШПИ№) 1 ноября 2021 года.

Также ФИО1 извещен о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки на 13 декабря 2021 года на 10 ч. 00 мин.

Согласно протоколу №5290 рассмотрения материалов налоговой проверки от 13 декабря 2021 года ФИО1 не присутствовал при рассмотрении материала.

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки 13 декабря 2021 года заместителем начальника ИФНС по Октябрьскому району г.Липецка ФИО3 принято решение о привлечении ФИО1 к ответственности за совершение налогового правонарушения в виде доначисления недоимки в размере рублей, начислении штраф за нарушение срока предоставления декларации в размере руб. 80 коп. и начислении штрафа за неполную уплату сумм налога в размере руб. общий размер штрафа снижен в 4 раза до . 25 коп.

Не согласившись с указанным решением, ФИО1 обжаловал его в апелляционном порядке в УФНС России по Липецкой области.

Решением УФНС России по Липецкой области №45 от 3 марта 2022 года решение ИФНС по Октябрьскому району г.Липецка от 13 декабря 2021 года оставлено без изменения.

При вынесении решения ИФНС по Октябрьскому району г.Липецка налоговый орган правомерно исходил из того, что в рассматриваемом случае гражданин ФИО1 осуществил продажу нежилых объектов недвижимости находящихся в собственности менее 5 лет, а потому у него возникло право на имущественный вычет только в размере рублей, а сумма налога должна составлять рублей. Оснований полагать ошибочным вывод налогового органа не имеется.

При вынесении решения налоговым органом соблюдены требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа на принятие оспариваемого решения, порядок принятия оспариваемого решения, основания для его принятия и содержание оспариваемого решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Расчет недоплаченного налога и штрафа проверен судом и признается правильным.

С учетом изложенного, решение инспекции ФНС России по Октябрьскому району г.Липецка от 13 декабря 2021 года о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения соответствует требованиям действующего законодательства, является обоснованным и законным. Оснований для удовлетворения административного искового заявления не имеется.

Довод административного истца о том, что налоговая декларация подана в установленный законом срок, является несостоятельным.

В соответствии с требованиями абзаца 2 пункта 1 статьи 229 НК РФ налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено статьей 227.1 настоящего Кодекса.

Из представленных налоговым органом сведений следует, что налоговая декларация предоставлена ФИО1 7 июля 2021 года, иных сведений административным истцом не предоставлено.

Кроме того, административный иск не может быть удовлетворен и в связи с пропуском административным истцом срока на обращения в суд.

Согласно ч.1,8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Из материалов дела следует, что административному истцу стало известно о нарушении его прав с момента получения копии решения УФНС России по Липецкой области №45 (дата получения решения – 9 марта 2022 года). Срок обращения с административным исковым заявлением в суд истекал 9 июня 2022 года, однако с административным иском ФИО1 обратился только 9 августа 2022 года. Каких-либо уважительных причин пропуска срока административным истцом не представлено.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного иска ФИО1 о признании незаконным решения инспекции ФНС России по Октябрьскому району г.Липецка №3279 от 13 декабря 2021 года о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения - отказать.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Липецкий областной суд через Октябрьский районный суд г. Липецка в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья

Мотивированное решение составлено – 12 сентября 2022 года