Дело № 2а-1947/2025 КОПИЯ
Поступило в суд 27.12.2024
УИД: 54RS0001-01-2024-010670-85
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 июля 2025 года г. Новосибирск
Дзержинский районный суд г. Новосибирска в составе:
Председательствующего судьи Панковой И.А.,
при секретаре Ключко В.В.,
с участием административного истца ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России №17 по Новосибирской области к ФИО1 о взыскании налогов, пени,
установил:
Межрайонная ИФНС России №17 по Новосибирской области обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании денежной суммы в счет уплаты транспортного налога за 2018 год в размере 2037 рублей, за 2019 года в размере 1 490 рублей, за 2020 год в размере 1 490 рублей, за 2021 год в размере 2197 рублей, 2022 год в размере 4356 рублей;
- в счет уплаты налога на имущество физических лиц за 2018 год в размере 83,73 рублей, за 2019 год в размере 363 рублей, за 2020 год в размере 400 рублей, за 2021 год в размере169 рублей, за 2022 год в размере 186 рублей;
- в счет уплаты земельного налога за 2018 год в размере 71,78 рублей, за 2019 год в размере 284 рублей, за 2020 год в размере 567 рублей, за 2021 год в размере 109 рублей, за 2022 год в размере – 120 рублей;
- пени в сумме 3 493,23 рублей.
В обоснование исковых требований административный истец указывает на то, что ФИО1 состоит на налоговом учете в МИФНС №21 по Новосибирской области.
В инспекцию поступили сведения из регистрирующих органов, свидетельствующие о том, что на ФИО1 зарегистрированы транспортные средства, недвижимое имущество и земельный участок согласно налоговым уведомлениям.
Инспекцией были исчислены налоги на имущество физических лиц, земельный налог, транспортный налог, подлежащие уплатеФИО1 в бюджет в установленный срок.
В связи с неуплатой налогов в установленный законом срок, на сумму задолженности начислена пеня.
Инспекцией в отношении ФИО2 было выставлено требование ... от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога, в котором сообщалось о наличии задолженности и о сумме начисленной на сумму недоимки пени.
Требование направлено через личный кабинет налогоплательщика.
ФИО1 было направлено решение ... о взыскании задолженности за чет денежных средств от ДД.ММ.ГГГГ.
До настоящего времени сумма налогов в бюджет не потупила, отрицательное сальдо ЕНС налогоплательщиком ФИО1 не погашено.
В связи с неоплатой задолженности налогоплательщиком, налоговый орган обратился в мировой суд с заявлением о выдаче судебного приказа. Мировым судьей был вынесен судебный приказ ... от ДД.ММ.ГГГГ, который впоследствии определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ был отменен.
Представитель административного истца – МИФНС России №17 по Новосибирской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще.
Административный ответчик ФИО1 в судебном заседании возражала в удовлетворении требований, полагая, что по части налоговых требований истек срок для их взыскании,в связи с чем просила списать как безнадежную задолженность по налогам и пени за 2018-2021 года, а другие налоги по которым ею были получены налоговые уведомления, были частично оплачены административным ответчиком.
Выслушав пояснения административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Данному конституционному положению корреспондирует пункт 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается этим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге, вводится в действие в соответствии с указанным Кодеком, законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
По правилам пункта 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (статья 360 Налогового кодекса Российской Федерации).
Законом Новосибирской области от 16 октября 2003 года № 142-ОЗ «О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области» на территории Новосибирской области установлен и введен в действие транспортный налог, установлены ставки, порядок и сроки уплаты транспортного налога.
Названным Законом установлены налоговые ставки в следующих размерах:
для легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с. включительно - 10 рублей; свыше 100 л.с. до 150 л.с. включительно 15 рублей; свыше 150 л.с. до 200 л.с. с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортного средства:
- до 5 лет включительно - 50 рублей,
- от 5 до 10 лет включительно – 37 рублей,
- свыше 10 лет – 25 рублей
свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно, с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортного средства:
- до 5 лет включительно – 75 рублей,
- от 5 до 10 лет включительно – 56 рублей,
- свыше 10 лет – 37,5 рублей.
для грузовых автомобилей с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
- до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно – 25 рублей,
- свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно – 40 рублей,
- свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно – 50 рублей,
- свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно – 65 рублей,
- свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) – 85 рублей (статья 2.2).
По правилам пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно пункту 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
На основании положений пункта 4 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Положениями пункта 1 статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса, в том числе на здание, строение, сооружение.
В силу статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) имущество, в том числе жилое помещение (квартира, комната), иное здание, строение, помещение.
В соответствии с пункта 1 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В силу пункта 2 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации, обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации) в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Однако в ряде случаев (при уплате имущественных налогов налогоплательщиками - физическими лицами) обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52).
Материалами дела подтверждается и ответчиком не оспаривается, что он является плательщиком налога на имущество физических лиц, транспортного налога, земельного налога и налога на доходы физических лиц. Налогоплательщик ФИО3 состоит на учете в МИФНС России №21 по Новосибирской области, является с ДД.ММ.ГГГГ собственником земельного участка, кадастровый ..., площадью 461кв.м. по адресу: ..., с ДД.ММ.ГГГГ собственником земельного участка, кадастровый ..., площадью 1670 кв.м. по адресу: ...; с ДД.ММ.ГГГГ собственником 0,60 доли жилого дома, кадастровый ..., площадью 82,90кв.м. по адресу: ..., с ДД.ММ.ГГГГсобственником 0,50 доли квартиры, кадастровый ..., площадью 50,60кв.м. по адресу: ..., с ДД.ММ.ГГГГ собственником 0,20 доли квартиры, кадастровый ..., площадью 39,90 кв.м. по адресу: ...; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлась собственником транспортного средства HONDASTREAM, гос.рег.знак ... с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлась собственником транспортного средства ХОНДА CR-V, гос.рег.знак ... с ДД.ММ.ГГГГ является собственником транспортного средства FAWBESTURN 80, гос.рег.знак ...
Налоговым уведомлением ... от ДД.ММ.ГГГГ произведенрасчет транспортного налога за 2018 год – 2037 рублей,земельного налога за 2018 год – 218 рублей, налога на имущество физических лиц за 2018 год в размере 254 рубля.
Налоговым уведомлением ... от ДД.ММ.ГГГГ произведенрасчет транспортного налога за 2019 год – 1 490 рубля,земельного налога за 2019 год – 284 рубля, налога на имущество физических лиц за 2019 год в размере 363 рубля.
Налоговым уведомлением ... от ДД.ММ.ГГГГ произведенрасчет транспортного налога за 2020 год – 1 490 рубля,земельного налога за 2020 год – 567 рублей, налога на имущество физических лиц за 2020 год в размере 400 рублей.
Налоговым уведомлением ... от ДД.ММ.ГГГГ произведенрасчет транспортного налога за 2021 год – 2197 рублей,земельного налога за 2021 год – 109 рублей, налога на имущество физических лиц за 2021 год в размере 169 рублей.
Налоговым уведомлением ... от ДД.ММ.ГГГГ произведенрасчет транспортного налога за 2022 год – 4 356 рублей,земельного налога за 2022 год – 120рублей, налога на имущество физических лиц за 2022 год в размере 186 рублей.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
С 1 января 2023 года вступил в силу Федеральный закон от 14 июля 2022 года №263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», предусматривающий введение института Единого налогового счета.
Взыскание сумм задолженности в данный период проводится исключительно в отношении верифицированных сумм отрицательного сальдо единого налогового счета.
Согласно Федеральному закону от 14 июля 2022 года № 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», единым налоговым счетом признается форма учета налоговыми органами денежного выражения совокупной обязанности налогоплательщика и денежных средств, перечисленных им в качестве единого налогового платежа или признаваемых в качестве единого налогового платежа. Разница между указанными суммами образует сальдо единого налогового счета, которое может быть положительным (когда сумма единого налогового платежа превышает величину совокупной обязанности), отрицательным либо нулевым.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации единым налоговым счетом признается форма учета налоговыми органами:
1) денежного выражения совокупной обязанности;
2) денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа.
В силу пункта 4 статьи 11.3 Единый налоговый счетведется в отношении каждого физического лица и каждой организации, являющихся налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и (или) налоговыми агентами (в том числе при исполнении обязанности управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета в связи с выполнением договора инвестиционного товарищества).
Сальдо единого налогового счета организации или физического лица формируется 1 января 2023 года с учетом особенностей статьи 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации, на основании имеющихся у налоговых органов по состоянию на 31 декабря 2022 года сведений о суммах:
1) неисполненных обязанностей организации или физического лица, являющихся налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов и (или) налоговыми агентами, по уплате налогов, авансовых платежей, государственной пошлины, в отношении уплаты которой налоговому органу выдан исполнительный документ, иных сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - суммы неисполненных обязанностей);
2) излишне уплаченных и излишне взысканных налогов, авансовых платежей, государственной пошлины, в отношении уплаты которой выдан исполнительный документ, иных сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации процентов, а также о суммах денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа физического лица, организации, индивидуального предпринимателя и не зачтенных в счет исполнения соответствующей обязанности по уплате налогов, авансовых платежей, государственной пошлины, в отношении уплаты которой налоговому органу выдан исполнительный документ, иных сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов (далее в настоящей статье - излишне перечисленные денежные средства).
В случае выявления налоговым органом недоимки налоговый орган обязан направить налогоплательщику требование об уплате задолженности в порядке и сроки, установленные статьями 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате задолженности признается извещение налогоплательщика о наличии отрицательного сальдо единого налогового счета и сумме задолженности с указанием налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов на момент направления требования, а также об обязанности уплатить в установленный срок сумму задолженности.
В силу пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате задолженности должно быть направлено налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту не позднее трех месяцев со дня формирования отрицательного сальдо единого налогового счета этого лица, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 марта 2023 года № 500 «О мерах по урегулированию задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, в 2023 году» предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации предельные сроки направления требований об уплате задолженности и принятия решений о взыскании задолженности увеличиваются на 6 месяцев.
В связи с наличием у ФИО1 отрицательного сальдо по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и сохранившейся задолженности, Инспекцией было сформировано требование ... от ДД.ММ.ГГГГ об уплате задолженности потранспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогув общем размере 10 156,26 рублей, со сроком для добровольного исполнения до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.17).
В силу пункта 11.2 Налогового кодекса Российской Федерации личный кабинет налогоплательщика используется налогоплательщиками – физическими лицами для получения от налогового органа документов и передачи в налоговый орган документов (информации), сведений в электронной форме с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.
Из содержания приказа ФНС России от 22 августа 2017 года №ММВ-7-17/617@ «Об утверждении порядка ведения личного кабинета налогоплательщика» следует, что налоговый орган вправе направлять налогоплательщику через его личный кабинет документы (информацию), сведения, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в электронной форме лишь после получения налогоплательщиком доступа к личному кабинету в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 23 приказа датой отправки документов (информации), сведений физическому лицу через личный кабинет налогоплательщика считается дата, зафиксированная налоговым органом в подтверждение даты отправки.Датой получения документов (информации), сведений физическим лицом считается день, следующий за днем размещения документов (информации), сведений в личном кабинете налогоплательщика.
Факт направления налогоплательщику налоговых уведомлений об уплате налога и пени не доказан.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца, что установлено частью 4 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле.
При этом в силу части 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен Федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленногорасчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В силу положений статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер отрицательного сальдо превышает 10 тысяч рублей.
Административное исковое заявление о взыскании задолженности за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке административного судопроизводства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ ... от ДД.ММ.ГГГГ был отменен.
Рассматриваемое административное исковое заявление поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть до истечения установленного законом срока.
В силу пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Пунктом 1 части 2 статьи 4 Федерального закона от 14 июля 2022 года № 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что в целях пункта 1 части 1 настоящей статьи в суммы неисполненных обязанностей не включаются суммы недоимок по налогам, государственной пошлине, в отношении уплаты которой налоговому органу выдан исполнительный документ, иным сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации процентам, по которым по состоянию на 31 декабря 2022 года истек срок их взыскания.
В силу пункта 1 части 9 статьи 4 Федерального закона от 14 июля 2022 года № 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» с 1 января 2023 года взыскание сумм недоимки по налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, процентам осуществляется с учетом того, что требование об уплате задолженности, направленное после 1 января 2023 года в соответствии со статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), прекращает действие требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, направленных до 31 декабря 2022 года (включительно), в случае, если налоговым органом на основании таких требований не приняты меры взыскания, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона).
Согласно статье 72 Налогового кодекса Российской Федерации способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, страховых взносов являются пени.
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (пункт 1).
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (пункт 2).
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки (пункт 3).
Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога (пункт 4).
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5).
Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств (драгоценных металлов) налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46-48 названного Кодекса (пункт 6).
Таким образом, уплата пеней является дополнительной обязанностью налогоплательщика в случае уплаты налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах сроки.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 8 февраля 2007 года № 381-ОП, от 17 февраля 2015 года №422-О, обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, не предполагает возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.
Взыскание пени производится в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации, предполагающем принятие налоговым органом соответствующих мер по их принудительному взысканию.
Согласно представленного административным истцом расчета пени, в начальное сальдо ЕНС по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ вошли пени в размере 3552,57 рублей.
Остаток непогашенной задолженности по пени на дату формирования заявления о вынесении судебного приказа ... от ДД.ММ.ГГГГ, обеспеченный ранее принятыми мерами взыскания составляет 3493,23 рубля.
Таким образом, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ размер пени, подлежащий взысканию, составляет 3 493,23 рублей.
Доводы административного ответчика о списании как безнадежной задолженности по налогам и пени за 2018-2021 годы, не могу быть приняты судом во внимание, исходя из следующего.
Статья 23 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии со статьей 44 данного Кодекса предусмотрено, что обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается в том числе и с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.
По смыслу пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации, решение о признании налоговой задолженности безнадежной к взысканию налоговым органом принимается при установлении перечисленных в этом пункте обстоятельств, являющихся юридическим или фактическим препятствием к реальному исполнению обязанности по уплате налогов (пени, штрафов), то есть списание задолженности как безнадежной означает, что применение мер, направленных на принудительное исполнение налоговой обязанности является невозможным, в связи с чем задолженность исключается из лицевого счета налогоплательщика и более не может выступать предметом взыскания.
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 59 указанного Кодекса безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
По смыслу положений статьи 44 поименованного Кодекса утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер к взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.
Согласно взаимосвязанному толкованию норм подпункта 5 пункта 3 статьи 44 и подпункта 4 пункта 1 статьи 59 данного Кодекса исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.
Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться, в том числе, в мотивировочной части судебного акта. Соответствующие записи исключаются налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика после вступления такого судебного акта в законную силу.
Исходя из толкования подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию. Такое заявление подлежит рассмотрению в соответствии с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка но налогам, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, и задолженность по штрафам, образовавшиеся на 1 января 2015 года, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с поименованной статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням и штрафам за индивидуальными предпринимателями, а также за лицами, утратившими статус индивидуального предпринимателя до даты принятия такого решения.
Исходя из правового анализа приведенных законоположений, для целей статьи 12 Закона № 436-ФЗ под подлежащей списанию задолженностью граждан (индивидуальных предпринимателей), образовавшейся по состоянию на 1 января 2015 года, следует понимать недоимки по налогам, а также пени и штрафы, известные налоговым органам и подлежащие взысканию на указанный момент времени, но не погашенные полностью или в соответствующей части в течение 2015 - 2017 годов.
Статья 12 Закона № 436-ФЗ, вступившего в силу 29 декабря 2017 года, подлежит применению в том случае, если речь идет о налоговой задолженности, задекларированной налогоплательщиком либо установленной налоговым органом на 1 января 2015 года, не погашенной в течение трех лет, распространение предписаний названной статьи на задолженность по налогам, исчисленную за налоговые периоды до 1 января 2015 года, но выявленную по результатам налоговых проверок в 2015 - 2017 годах или задекларированную после 1 января 2015 года, означало бы, что налогоплательщики, уклонявшиеся от исполнения обязанности по уплате налогов, ставятся в привилегированное положение в сравнение с гражданами, уплатившими налоги в полном объеме и в установленный срок, что не отвечает принципу равенства всех перед законом.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 12 Закона № 436-ФЗ признается безнадежной к взысканию и подлежит списанию задолженность физических лиц (по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу) и индивидуальных предпринимателей (по всем налогам, за исключением налога на добычу полезных ископаемых, акцизов и налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через границу Российской Федерации), пеням и штрафам, образовавшаяся на 01 января 2015 года.
Данная статья сформулирована как устанавливающая специальные основания для списания безнадежной задолженности перед бюджетом и не содержит указания на невозможность ее применения в зависимости от того, нарушение каких именно положений законодательства о налогах и сборах при исчислении налогов привело к возникновению недоимки, какова форма вины в совершении налогового правонарушения.
В то же время по смыслу статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации институт признания налоговой задолженности безнадежной к взысканию не тождественен прекращению обязанности по уплате налогов и предполагает, что списание задолженности производится в связи с существованием юридических или фактических препятствий к реальному исполнению обязанности по уплате налогов (пени, штрафов).
В данном случае в качестве признака безнадежности задолженности к взысканию законодателем рассматривается сам по себе факт ее непогашения в течение трех лет, имея в виду, что неограниченное во времени нахождение налогоплательщиков под риском применения мер принудительного взыскания является обременительным для граждан (индивидуальных предпринимателей) и дальнейшее сохранение такой ситуации признано государством нецелесообразным. При этом предполагается, что причины, по которым меры принудительного взыскания налоговой задолженности не привели к ее погашению, обусловлены возникшими у граждан (индивидуальных предпринимателей) обстоятельствами, не позволяющими в течение длительного периода полностью исполнить обязанность по уплате налогов
Соответственно, исходя из системного толкования положений Закона № 436-ФЗ во взаимосвязи со сложившейся правоприменительной практикой Верховного Суда Российской Федерации, следует признать, что списание налоговой задолженности как безнадежной по основанию, предусмотренному статьей 12 Закона № 436-ФЗ, неприменимо к лицам, осведомленным о наличии у них неисполненных (неисполняемых/недекларируемых) налоговых обязанностей и совершающим действия во вред кредитору по сокрытию и выводу имущества с целью недопущения обращения на него взыскания, в том числе в преддверии оформления результатов налоговой проверки.
Иной подход (распространяющий действие спорной нормы на подобных лиц) способствовал бы поощрению со стороны государства поведения налогоплательщиков, задолженность которых перед бюджетом в действительности является реальной к взысканию, но заведомые действия, которых не позволили произвести ее погашение, что не соотносится с целями законодательного регулирования и не отвечает правовой природе института безнадежной задолженности (статья 59 Налогового кодекса Российской Федерации).
В связи с чем, следует отметить, что ФИО1, зная о наличии у нее налоговой задолженности за спорные периоды, не воспользовался правом, предоставленным ей законом, не обратился в суд с административным исковым заявлением о признанием имеющейся у нее налоговой задолженности безнадежной ко взысканию. При рассмотрении настоящего дела, ФИО1 также не предъявила встречных административных исковых требований о признании налоговой задолженности безнадежной ко взысканию. Доказательств, в силу которых у ответчика имелись объективные причины для неуплаты взысканных налогов, стороной в ходе рассмотрения настоящего дела не представлено, поэтому оснований для признания оспариваемой административным ответчиком задолженности безнадежной к взысканию по указанному ей основанию не имеется.
На основании изложенного, учитывая, что доказательств, свидетельствующих о том, что административным ответчиком исполнена обязанность по уплате налога в полном объеме, последним суду не представлено, с ответчика подлежат взысканию налоги в заявленном стороной истца размере в полном объеме.
В силу части 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административныеисковые требования Межрайонной ИФНС России № 17 по Новосибирской области к ФИО1 о взыскании налогов, пени–удовлетворить.
Взыскать ФИО1 пользу Межрайонной ИФНС России № 17 по Новосибирской области задолженность по:
- транспортному налогу за 2018 год в размере 2037 рублей, за 2019 года в размере 1 490 рублей, за 2020 год в размере 1 490 рублей, за 2021 год в размере 2197 рублей, 2022 год в размере 4356 рублей;
- налог на имущество физических лиц за 2018 год в размере 83,73 рублей, за 2019 год в размере 363 рублей, за 2020 год в размере 400 рублей, за 2021 год в размере169 рублей, за 2022 год в размере 186 рублей;
- земельному налогу за 2018 год в размере 71,78 рублей, за 2019 год в размере 284 рублей, за 2020 год в размере 567 рублей, за 2021 год в размере 109 рублей, за 2022 год в размере – 120 рублей;
- пени в сумме 3 493,23 рублей.
Взыскать с ФИО1, 22.12.1983года рождения (ИНН <***>) в доход бюджета государственную пошлину в размере 4 000 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Дзержинский районный суд г. Новосибирска.
Судья /подпись/ И.А. Панкова
Мотивированное решение изготовлено 01 ноября2025 года.
Копия верна
Подлинник документа находится в административном деле № 2а-1947/2025 Дзержинского районного суда г. Новосибирска.
Судья