Дело №а-782/2025
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 апреля 2025 года
г. Елизово, Камчатского края
Елизовский районный суд Камчатского края в составе председательствующего судьи Почуевой С.А., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу,
установил:
Управление Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю (сокращенное наименование – УФНС России по Камчатскому краю, налоговый орган, Управление) обратилось в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику ФИО1, в котором просило взыскать задолженность по транспортному налогу за 2021 год в размере 33 186 рублей.
В обоснование иска административный истец указал, что, осуществляя контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, Управление установило факт неуплаты административным ответчиком транспортного налога за 2021 год. Административному ответчику направлялось требование об уплате задолженности, которое до настоящего времени не исполнено. 9 октября 2023 года вынесено решение о взыскании с административного ответчика задолженности за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика в банках, а также электронных денежных средств. Определением мирового судьи от 28 августа 2024 года отменен судебный приказ, вынесенный в отношении административного ответчика, в связи с чем, административный истец просил взыскать с административного ответчика указанную выше задолженность.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, просил дело рассмотреть в его отсутствие и удовлетворить заявленные требования.
Административный ответчик в зал судебного заседания не явился, хотя о месте и времени судебного заседания извещалась в установленном законом порядке, о причинах неявки не сообщил, об отложении либо о рассмотрении дела в его отсутствие не просил и возражений относительно заявленных требований в суд не направил.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 39 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ, извещения, с которыми закон связывает правовые последствия, влекут для соответствующего лица такие последствия с момента доставки извещения ему или его представителю. Извещение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. Изложенные правила подлежат применению, в том числе к судебным извещениям и вызовам (глава 9 КАС РФ), если законодательством об административном судопроизводстве не предусмотрено иное.
Принимая во внимание, что судом были предприняты все меры по извещению административного ответчика, при этом, направленную ему заказным письмом, по месту жительства корреспонденцию он не получает, суд считает административного ответчика надлежащим образом извещенным о рассмотрении административного дела.
На основании части 7 статьи 150 и части 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ) в связи с неявкой в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте его рассмотрения, явка которых не являлась обязательной и не признана судом обязательной, суд перешел к рассмотрению дела в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 КАС РФ.
Исследовав и оценив представленные в материалы настоящего дела доказательства, материалы приказного производства, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Такая же обязанность установлена пунктом 1 статьи 3 и пунктом 1 части 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – НК РФ).
Согласно части 1 статьи 356 НК РФ транспортный налог устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с НК РФ, законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, если иное не предусмотрено статьей 356.1 НК РФ.
На территории Камчатского края транспортный налог установлен и введен в действие Законом Камчатского края от 22 ноября 2007 года № 689 «О транспортном налоге в Камчатском крае».
Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ (часть 1 статьи 357 НК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 363 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Федеральным законом от 14 июля 2022 года № 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» глава 1 НК ПФ дополнена статьей 11.3 следующего содержания, введены понятия единый налоговый счет (ЕНС) и единый налоговый платеж (ЕНП).
Единым налоговым платежом в силу пункта 1 статьи 11.3 НК РФ признаются денежные средства, перечисленные налогоплательщиком, плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом и (или) иным лицом в бюджетную систему Российской Федерации на счет Федерального казначейства, предназначенные для исполнения совокупной обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, а также денежные средства, взысканные с налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента в соответствии с настоящим Кодексом.
Единым налоговым счетом согласно пункта 2 указанной статьи признается форма учета налоговыми органами: 1) денежного выражения совокупной обязанности; 2) денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа.
Согласно пункта 3 статьи 11.3 НК РФ сальдо единого налогового счета представляет собой разницу между общей суммой денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, и денежным выражением совокупной обязанности.
Положительное сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, больше денежного выражения совокупной обязанности. При формировании положительного сальдо единого налогового счета не учитываются суммы денежных средств, зачтенные в счет исполнения соответствующей обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента.
Отрицательное сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, меньше денежного выражения совокупной обязанности.
Нулевое сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, равна денежному выражению совокупной обязанности.
C 01 января 2023 года исполнение обязанности, числящейся на ЕНС, осуществляется с использованием ЕНП, производится единое начисление пени по плательщику на сумму непогашенного обязательства ЕНС. Для этого предусмотрен один КБК без привязки к конкретному налогу. Распределение по бюджетам производится в рамках распределения по соответствующим нормативам Федерального казначейства в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Пунктами 2, 3 и 4 статьи 52 НК РФ определено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога. В налоговом уведомлении могут быть указаны данные по нескольким подлежащим уплате налогам.
Согласно части 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со статьей 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (утратившим статус индивидуального предпринимателя) (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган обращает взыскание на имущество физического лица посредством размещения в реестре решений о взыскании задолженности в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 46 настоящего Кодекса решений о взыскании, информации о вступившем в законную силу судебном акте и поручений налогового органа на перечисление суммы задолженности с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Судом установлено, что административный ответчик состоит на налоговом учете в УФНС России по Камчатскому краю в качестве налогоплательщика и в указанный в административном иске период, являлся собственником трех транспортных средств, являясь плательщиком транспортного налога, не исполнил обязанность по их уплате за 2021 год, в установленный законом срок.
В соответствии с представленными сведениями о зарегистрированных объектах имущества на праве собственности за административным ответчиком, налоговым органом был исчислен транспортный налог за 2021 год и в адрес административного ответчика было направлено налоговое уведомление № 34071902 от 01 сентября 2022 года об уплате транспортного налога в размере 33 186 рублей, не позднее 01 декабря 2022 года.
Статьей 69 НК РФ предусмотрено, что неисполнение обязанности по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, повлекшее формирование отрицательного сальдо ЕНС налогоплательщика, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате задолженности.
Требование об уплате задолженности формируется в отношении отрицательного сальдо ЕНС и подлежит исполнению до формирования положительного или нулевого сальдо. В связи с переходом на ЕНС задолженность по пени числится как совокупная, начисленная на отрицательное сальдо ЕНС, то есть без разбивки по налогам.
До 01 января 2023 года требование признавалось исполненным на сумму, указанную в этом документе, после 01 января 2023 года - в размере всего отрицательного сальдо ЕНС на дату уплаты. Сальдо ЕНС может быть как больше, так и меньше суммы, указанной в направленном требовании. При изменении суммы задолженности направление дополнительного уточненного требования налоговым законодательством не предусмотрено.
Таким образом, требование об уплате задолженности предъявляется налогоплательщику один раз, до полного погашения отрицательного сальдо. В нем же указываются пени, начисленные на момент выставления требования. Однако, если налог не уплачен, пени продолжают начисляться в соответствии со статьей 75 НК РФ.
Статьей 70 НК РФ установлено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (в предыдущей редакции), в действующей редакции – не позднее трех месяцев со дня формирования отрицательного сальдо единого налогового счета этого лица.
В связи с неисполнением обязанности по уплате транспортного налога административному ответчику было выставлено требование об уплате задолженности № 92694 по состоянию на 18 сентября 2023 года, в котором сообщалось о наличии у него задолженности. Данным требованием был установлен срок до 6 октября 2023 года, в течение которого налогоплательщику было необходимо погасить задолженность.
Поскольку вышеуказанное требование не было исполнено налогоплательщиком, административным истцом вынесено решение № 3371 от 9 октября 2023 года о взыскании с административного ответчика задолженности за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика в банках, а также электронных денежных средств, в размере 148 503 рубля 76 копеек.
Досудебный порядок взыскания налогов, установленный действующим налоговым законодательством, административным истцом соблюден.
В соответствии с пунктом 3 статьи 48 НК РФ налоговый орган вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности: 1) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер отрицательного сальдо превышает 10 тысяч рублей.
С заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган обратился к мировому судье 7 декабря 2023 года, то есть в установленный статьей 48 НК РФ срок, в связи с чем, 14 декабря 2024 года вынесен судебный приказ о взыскании с административного ответчика задолженности, который определением от 28 августа 2024 года отменен, в связи с поступившим заявлением ФИО1.
Административное исковое заявление о взыскании задолженности за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке административного судопроизводства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Административное исковое заявление направлено в суд 26 февраля 2025 года, то есть в течении шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Срок на обращение в суд административным истцом не пропущен.
В соответствии с частью 1 статьи 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.
В силу пункта 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Вместе с тем, в нарушении требований статьи 62 КАС РФ административным ответчиком не представлены доказательства, подтверждающие оплату задолженности по транспортному налогу за 2021 год.
При таком положении, учитывая, что задолженность по транспортному налогу по настоящее время не оплачена, расчет задолженности является правильным и административным ответчиком не оспорен, требования Управления являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
В силу части 1 статьи 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Согласно пункта 40 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» при разрешении коллизий между указанной нормой права и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
С учетом разъяснений постановления Пленума ВС РФ от 27 сентября 2016 года № 36 абзац 8 части 2 статьи 61.1 БК РФ и подпункта 2 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ с административного ответчика подлежит взысканию в доход бюджета Елизовского муниципального района государственная пошлина в размере 4 000 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290, 293 КАС РФ, суд
решил:
Административные исковые требования Управления Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю удовлетворить.
Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного по адресу: <адрес> в пользу Управления Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю задолженность по транспортному налогу за 2021 год в размере 33 186 рублей.
Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в сумме 4 000 рублей в доход бюджета Елизовского муниципального района.
Суд, по ходатайству заинтересованного лица выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу (в том числе доказательства, свидетельствующие о наличии уважительных причин неявки в судебное заседание, в котором разрешен вопрос о переходе к рассмотрению дела в порядке упрощенного (письменного) производства), направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 310 КАС РФ.
Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Елизовский районный суд Камчатского края в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья
С.А. Почуева