Дело №а-5082/2025

УИД 55RS0№-88

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

Судья Кировского районного суда <адрес> Еськова Ю.М.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> к ФИО1 о взыскании задолженности по обязательным платежам и пеней,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № по <адрес> в лице представителя по доверенности обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании с ФИО1 задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в совокупном фиксированном размере за 2024 год – 49 500 рублей, транспортному налогу за 2023 год – 254 рубля 43 копейки, земельному налогу за 2023 год- 438 рублей 23 копейки, налогу на имущество физических лиц за 2023 год - 968 рублей 34 копейки, пени по отрицательному сальдо ЕНС- 3 131 рубль 54 копейки.

В обоснование заявленных требований налоговым органом указано, что административный ответчик ФИО1 состоит на налоговом учете в налоговом органе и является плательщиком транспортного, земельного налогов, налога на имущество физических лиц, а также осуществляет деятельность в качестве адвоката, в связи с чем является плательщиком страховых взносов.

Ввиду неисполнения обязанности по уплате налогов, страховых взносов в установленные законодательством о налогах и сборах сроки, налогоплательщику направлены соответствующие требования об уплате, однако задолженность не погашена.

Выданный по заявлению налогового органа судебный приказ был отменен на основании возражений должника относительно его исполнения.

На основании определения суда от ДД.ММ.ГГГГ административное дело рассмотрено судом в порядке упрощенного (письменного) производства.

Исследовав материалы настоящего административного дела, а также административного дела мирового судьи №а-819/2025, судья приходит к следующему.

Положения части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривают право органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, других органов, наделенных в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, статьей 3, пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Обязанность платить налоги, закрепленная в приведенной выше статье Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства.

В свою очередь, адвокаты, в силу положений подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, являются плательщиками страховых взносов.

Согласно положениям статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (пункт 1).

Размер страховых взносов, уплачиваемых налогоплательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, порядок и сроки уплаты страховых взносов подробно регламентированы в статьях 430-432 Налогового кодекса Российской Федерации.

Правоотношения по поводу уплаты транспортного налога подробно урегулированы главой 28 части 2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Так, согласно положениям статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса.

Пунктом 1 статьи 358 приведённого законоположения установлено, что объектом налогообложения признаются, в том числе моторные лодки, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налоговым периодом признается календарный год (пункт 1 статьи 360 Налогового кодекса Российской Федерации).

Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации, и подлежит уплате в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (абзац первый статьи 362 и абзац 3 пункта 1 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации).

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства (пункт 1 статьи 361 Налогового кодекса Российской Федерации).

Транспортный налог, обязательный к уплате на территории <адрес>, установлен и введен в действие <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О транспортном налоге», статьей 2 которого определены размеры налоговых ставок, устанавливаемых соответственно в зависимости от мощности двигателя.

Согласно положениям главы 31 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками земельного налога признаются, в том числе физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом (части 1 статьи 388).

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (пункт 1 статьи 389). Налоговым периодом признается календарный год (пункт 1 статьи 393).

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории "Сириус") – пункт 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации.

Ставки земельного налога на территории <адрес> установлены Решением Омского городского совета № от ДД.ММ.ГГГГ и в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:130126:848 ставка составляет 0,3 процента.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами (пункт 3 статьи 396), и подлежит уплате в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом (абзац третий пункта 1 статьи 397, пункт 4 статьи 397).

В свою очередь, в соответствии со статьей 400 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения, к которым отнесены, в том числе, квартиры (подпункт 2 пункта 1 статьи 401 поименованного Кодекса).

Налоговым периодом признается календарный год (статья 405 Налогового кодекса Российской Федерации), при этом сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 Налогового кодекса Российской Федерации (пункты 1, 2 статьи 408 поименованного Кодекса).

В силу пункта 1 статьи 403 Налогового Кодекса Российской Федерации, если иное не установлено названным пунктом, налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей.

Налоговым периодом признается календарный год (статья 405 Налогового кодекса Российской Федерации).

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (статья 406 Налогового кодекса Российской Федерации).

Так, Решением Омского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ № установлен и введен в действие налог на имущество физических лиц на территории <адрес>, согласно статье 2 которого налоговая ставка по налогу на имущество физических лиц в отношении квартир установлена в размере 0,1 процента.

В соответствии со статьей 409 Налогового кодекса Российской Федерации, налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 1), на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом (пункт 2), направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (пункт 3), налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (пункт 4).

Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора (пункт 2 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах, в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Статьей 52 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, налоговый орган не позднее 30 дней до наступления срока платежа направляет налогоплательщику налоговое уведомление, и, в соответствии с пунктом 4 статьи 57 поименованного Кодекса, в указанных случаях, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

В последующем, в соответствии с положениями статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации, ввиду неуплаты исчисленной суммы налога, в адрес налогоплательщика направляется требование, представляющее собой извещение налогоплательщика о наличии отрицательного сальдо единого налогового счета и сумме задолженности с указанием налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов на момент направления требования, а также об обязанности уплатить в установленный срок сумму задолженности.

Кроме того, в приведенной норме предусмотрено, что требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Аналогичные требования относительно способов доставки, передаче адресату, являющемуся плательщиком налогов, страховых взносов, документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, предусмотрены в статье 31 Налогового Кодекса Российской Федерации.

Так, в случаях направления документа налоговым органом по почте заказным письмом датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма.

В случае же направления документа налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика датой его получения считается день, следующий за днем размещения документа в личном кабинете налогоплательщика (абзацы третий, четвертый пункта 4 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации).

Сроки направления требования об уплате задолженности регламентированы статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации в редакциях федерального закона, подлежащего применению в период взыскания обязательных платежей за 2023 и 2024 годы, и по общему правилу требование об уплате задолженности должно быть направлено налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту не позднее трех месяцев со дня формирования отрицательного сальдо единого налогового счета этого лица, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (пункт 1).

В случае, если отрицательное сальдо единого налогового счета лица - налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента не превышает 3 000 рублей, требование об уплате задолженности в размере отрицательного сальдо единого налогового счета должно быть направлено этому лицу не позднее одного года со дня формирования указанного отрицательного сальдо единого налогового счета (пункт 2).

С ДД.ММ.ГГГГ осуществлен переход на ЕНС и с указанного времени, согласно нормам Налогового кодекса Российской Федерации, под задолженностью по уплате налогов, сборов, страховых взносов понимается общая сумма недоимок, а также не уплаченных налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов и (или) налоговым агентом пеней, штрафов и процентов, предусмотренных данным Кодексом, и сумм налогов, подлежащих возврату в бюджетную систему Российской Федерации в случаях, предусмотренных названным Кодексом, равная размеру отрицательного сальдо ЕНС (пункт 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации).

В приведенной связи, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, ввиду внесения в Налоговый кодекс Российской Федерации изменений на основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 263-ФЗ, законодательством о налогах и сборах не предусмотрено направление налогоплательщику нового, дополнительного или уточненного требования об уплате задолженности, в случае изменения суммы задолженности, то есть общей суммы недоимок, пеней, штрафов в сторону уменьшения или увеличения, равной размеру отрицательного сальдо ЕНС.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по урегулированию задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, в 2023 и 2024 годах», предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации предельные сроки направления требований об уплате задолженности и принятия решений о взыскании задолженности увеличены на 6 месяцев.

Так, после перехода на ЕНС в адрес административного ответчика сформировано требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на общую сумму недоимок, равную размеру отрицательного сальдо ЕНС налогоплательщика, срок исполнения по которому установлен до ДД.ММ.ГГГГ.

При этом, как уже было отмечено судом выше, в связи с внесенными изменениями, законодательством о налогах и сборах не предусмотрено направление налогоплательщику нового, дополнительного или уточненного требования об уплате задолженности, в случае изменения суммы задолженности, то есть общей суммы недоимок, пеней, штрафов в сторону уменьшения или увеличения, равной размеру отрицательного сальдо ЕНС.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что административному ответчику ФИО1 на праве собственности в заявленном налоговом периоде 2023 года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ принадлежала моторная лодка, гос. номер ОО0859RUS55, (л.д.67), а также с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время принадлежит земельный участок с кадастровым номером 55:36:130126:848 (л.д.49), и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – квартира с кадастровым номером 55:36:110106:3850 по адресу: <адрес> (л.д.50), с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время - квартира с кадастровым номером 55:36:110106:545 по адресу: г. <адрес> ФИО2 <адрес> (л.д.51).

Кроме того, ФИО1 состоит на налоговом учете в качестве адвоката с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, соответственно, является плательщиком страховых взносов, на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации (л.д.38).

Ввиду приведенных обстоятельств налоговым органом был произведен расчет транспортного, земельного налогов, а также налога на имущество физических лиц за 2023 год, о чем в адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ с расчетом за 2023 год транспортного, земельного налогов, а также налога на имущество физических лиц (л.д.30).

А также в адрес ФИО1 через личный кабинет налогоплательщика направлено требование №, сформированное в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в отношении отрицательного сальдо по единому налоговому счету налогоплательщика (далее по тексту - ЕНС) в размере 4 799 рублей 68 копеек (л.д.21-22,23), включающему в себя, в том числе задолженность за 2023 год по земельному, транспортному налогам и налогу на имущество физических лиц.

Позже даты формирования требования образовалась задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование в фиксированном размере за 2024 год в размере 49 500 рублей, а также пени - 3 131 рубль 54 копейки на отрицательное сальдо ЕНС за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

При этом, регистрация в личном кабинете налогоплательщика ФИО1 произведена ДД.ММ.ГГГГ (л.д.35).

Таким образом, налоговое уведомление с расчетом за 2023 год транспортного, земельного налогов, налога на имущество физических лиц, требование об уплате задолженности по обязательным платежем направлены в адрес налогоплательщика ФИО1 надлежащим образом и в установленные сроки, однако, данное требование в добровольном порядке налогоплательщиком исполнено не было, что послужило основанием для обращения в суд.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок взыскания налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса (пункты 2, 3 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).

Так, согласно положениям пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (утратившим статус индивидуального предпринимателя), в установленный срок обязанности по уплате налога, пеней, налоговый орган вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности:

- в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер отрицательного сальдо превышает 10 тысяч рублей (подпункт 1);

- не позднее 1 июля года, следующего за годом, в течение которого налоговым органом осуществлено обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности, в случае неисполнения обязанности по требованию об уплате задолженности, на основании которого подано такое заявление, и образовании после подачи предыдущего заявления задолженности, подлежащей взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме более 10 тысяч рублей,

либо года, на 1 января которого сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, превысила 10 тысяч рублей,

либо года, на 1 января которого истекло три года со срока исполнения требования об уплате, и сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, не превысила 10 тысяч рублей,

либо года, на 1 января которого истекло три года, следующих за годом, в течение которого налоговый орган обратился в суд с заявлением о взыскании задолженности, и при этом по требованию об уплате указанной задолженности, взыскиваемой в судебном порядке, образовалась новая сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме менее 10 тысяч рублей (подпункт 2).

Административное исковое заявление о взыскании задолженности за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке административного судопроизводства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа, если на момент вынесения судом определения об отмене судебного приказа задолженность была погашена (абзац 2 пункта 4 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).

Положениями статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрен аналогичный порядок исчисления срока для обращения в суд.

В соответствии с требованиями части 1 статьи 287 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в административном исковом заявлении о взыскании обязательных платежей и санкций, в том числе должны быть указаны сведения о направлении требования об уплате платежа в добровольном порядке (пункт 4), а также об отмене судебного приказа по требованию о взыскании обязательных платежей и санкций, вынесенного в порядке, установленном главой 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (пункт 6). В подтверждение этого к административному исковому заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций прилагаются копии направленного административным истцом требования об уплате взыскиваемого платежа в добровольном порядке и определения судьи об отмене судебного приказа (часть 2 статьи 287 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Таким образом, направление требования налогоплательщику об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов расценивается нормами Налогового Кодекса Российской Федерации в нормативном единстве с положениями главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в качестве необходимого условия для последующего принудительного взыскания, так как в требовании устанавливается срок его исполнения в добровольном порядке, с истечением которого Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации связывает возникновение у налогового органа права на принудительное взыскание в судебном порядке указанной в требовании задолженности. При этом, как уже было отмечено судом выше, ввиду внесения в Налоговый кодекс Российской Федерации изменений на основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 263-ФЗ, направление налогоплательщику нового, дополнительного или уточненного требования об уплате задолженности, в случае изменения суммы задолженности, то есть общей суммы недоимок, пеней, штрафов в сторону уменьшения или увеличения, равной размеру отрицательного сальдо ЕНС, законодательством о налогах и сборах не предусмотрено.

Соответственно, направление административным истцом административному ответчику требования об уплате необходимой суммы в добровольном порядке является обязательным условием для удовлетворения административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций.

Кроме того, в рассматриваемом случае, а именно с учетом того, что в рамках настоящего административного иска к взысканию заявлены, в том числе транспортный, земельный налоги и налог на имущество физических лиц, обязанность по исчислению суммы которых возлагается на налоговый орган, налоговый орган обязан направить в срок не позднее 30 дней до наступления срока платежа в адрес налогоплательщика налоговое уведомление (статьи 52, 57, 32, 362, 396, 409 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно положениям статьи 289 поименованного выше Кодекса, при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (часть 6).

При этом обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца, о чем указано в части 4 статьи 289 приведенного Кодекса.

Из анализа приведенных норм в их взаимосвязи следует, что законом установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора о взыскании с физического лица недоимки по налогам и пени, заключающейся в поэтапном выполнении требований налогового законодательства, то есть в рамках данной процедуры налоговый орган должен совершить в установленные сроки ряд последовательных действий, заключающихся в следующем: направлении налогоплательщику налогового уведомления, в случае обязанности по исчислению налога налоговым органом, а затем и требования об уплате недоимки, пени, неисполнение которого обусловливает возможность обращения налогового органа в судебные органы в определенной последовательности, а именно первоочередными являются действия по подаче заявления о вынесении судебного приказа, и только при отмене судебного приказа либо отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа – предъявление административного иска.

В рамках рассматриваемого административного дела судом достоверно установлено, что обязательный досудебный порядок урегулирования спора о взыскании с ФИО1 задолженности по заявленным к взысканию в рамках настоящего дела налогам за 2023 год и страховым взносам за 2024 год и совокупный срок принудительного взыскания данной задолженности административным истцом соблюден.

Так, налоговым органом своевременно, в соответствии с положениями статей 11, 52, 57, 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 263-ФЗ, Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, были направлены в адрес налогоплательщика налоговое уведомление с расчетом за 2023 год транспортного, земельного налогов и налога на имущество физических лиц, а также требование об уплате задолженности, и после приняты меры по взысканию данной задолженности в судебном порядке с соблюдением сроков обращения в суд с требованием о взыскании задолженности, регламентированных статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

Обращение с заявлением к мировому судье о взыскании с ФИО1 задолженности произведено налоговым органом с соблюдением сроков, установленных статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно ДД.ММ.ГГГГ, в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер отрицательного сальдо превышает 10 тысяч рублей (срок исполнения требования № от ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ), и ДД.ММ.ГГГГ был вынесен судебный приказ (материалы административного дела №а-819(15)/2025).

Административное исковое заявление подано налоговым органом в Кировский районный суд <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, то есть в установленный законом шестимесячный срок, исчисляемый со дня отмены судебного приказа №а-819(15)/2025, а именно с ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, учитывая, что административным ответчиком в установленный законом срок не была исполнена возложенная на него обязанность по уплате заявленных к взысканию в рамках рассматриваемого административного иска налогов и страховых взносов, при этом административным истцом соблюдены процедура, порядок и срок взыскания образовавшейся задолженности за указанные периоды, административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> о взыскании с ФИО1 задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в совокупном фиксированном размере за 2024 год – 49 500 рублей, транспортному налогу за 2023 год – 254 рубля 43 копейки, земельному налогу за 2023 год- 438 рублей 23 копейки, налогу на имущество физических лиц за 2023 год -968 рублей 34 копейки, с учетом частичной оплаты ДД.ММ.ГГГГ в размере 10 рублей на основании платежного поручения № и ДД.ММ.ГГГГ в размере 1 538 рублей на основании платежного поручения № (л.д.28,29) подлежат удовлетворению.

Расчет взымаемой суммы транспортного налога судом проверен, соответствует нормам Налогового кодекса Российской Федерации и подлежит расчету по следующей формуле:

размер транспортного налога = налоговая база (мощность двигателя транспортного средства) x налоговая ставка (устанавливаются <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О транспортном налоге» в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства).

В рассматриваемом случае размер транспортного налога за 6 месяцев владения в 2023 году моторной лодки, гос. номер ОО0859RUS55 равен 500 рублей: 25 (мощность двигателя согласно данным, предоставленным Государственной инспекцией по маломерным судам) x 40 (налоговая ставка, определенная <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О транспортном налоге) /12 месяцев в году x 6 месяцев владения в году.

Расчет взымаемой суммы земельного налога судом проверен, соответствует нормам Налогового кодекса Российской Федерации и подлежит расчету по следующей формуле:

размер земельного налога = налоговая база (кадастровая стоимость) х налоговая ставка, определенная Решением Омского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ № «О земельном налоге на территории <адрес>» х количество месяцев владения.

Таким образом, размер суммы земельного налога за 4 месяца владения в 2023 году земельным участком с кадастровым номером 55:36:130126:848 равен 844 рубля:

843 812(кадастровая стоимость) х 0,3% (налоговая ставка) х 4/12(количество месяцев владения в году).

Порядок исчисления налога на имущество физических лиц регламентирован статьей 408 Налогового кодекса Российской Федерации, в силу пункта первого которой, сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Положения пунктов 8 и 8.1 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации в силу их буквального содержания связывают механизм исчисления суммы подлежащего уплате налога именно с фактически исчисленной суммой налога, исходя из инвентаризационной и кадастровой стоимости объекта налогообложения соответственно, а следовательно, в том числе предполагают и учет произведенного налоговым органом перерасчета сумм налога, если таковой имел место.

Порядок исчисления налога на имущество физических лиц регламентирован статьей 408 Налогового кодекса Российской Федерации, в силу пункта 1 которой, сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В случае, если сумма налога, исчисленная в соответствии с настоящей статьей исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения (без учета положений пунктов 4 - 6 настоящей статьи), превышает сумму налога, исчисленную исходя из кадастровой стоимости в отношении этого объекта налогообложения (без учета положений пунктов 4 - 6 настоящей статьи) за предыдущий налоговый период с учетом коэффициента 1,1, сумма налога подлежит уплате в размере, равном сумме налога, исчисленной в соответствии с настоящей статьей исходя из кадастровой стоимости этого объекта налогообложения (без учета положений пунктов 4 - 6 настоящей статьи) за предыдущий налоговый период с учетом коэффициента 1,1, а также с учетом положений пунктов 4 - 6 настоящей статьи, примененных к налоговому периоду, за который исчисляется сумма налога (пункт 8.1 статьи 408 Налогового кодекса).

Налоговая база в отношении квартиры, части жилого дома определяется как ее кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 20 квадратных метров общей площади этой квартиры, части жилого дома (пункт 3 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации).

Положения пунктов 8 и 8.1 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации в силу их буквального содержания связывают механизм исчисления суммы подлежащего уплате налога именно с фактически исчисленной суммой налога, исходя из инвентаризационной и кадастровой стоимости объекта налогообложения соответственно, а следовательно, в том числе предполагают и учет произведенного налоговым органом перерасчета сумм налога, если таковой имел место.

Расчет налога на имущество за 2023 год налоговым органом произведен в соответствии с пунктом 8.1 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации, с применением коэффициента 1,1 и его размер за 8 месяцев владения в 2023 году квартирой с кадастровым номером 55:36:110106:3850 по адресу: <адрес> составил 1 243 рубля, за 12 месяцев владения квартирой по адресу: г. <адрес> ФИО2 <адрес> кадастровым номером 55:36:110106:545 - 622 рубля.

Также, с учетом положений статей 419, 430 и 432 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщику ФИО1 исчислено к уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в совокупном фиксированном размере за 2024 год- 49 500 рублей, срок уплаты ДД.ММ.ГГГГ.

Разрешая требования налогового органа о взыскании с административного ответчика пени в размере 3 131 рубль 54 копейки за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ суд приходит к следующему.

Согласно пункту 1 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной, в том числе в Постановлениях от ДД.ММ.ГГГГ №-П, ДД.ММ.ГГГГ №-П, неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Пеня относится к правовосстановительным мерам принуждения, которые устанавливаются законодателем в целях обеспечения выполнения публичной обязанности платить законно установленные налоги и сборы и возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, в связи с несоблюдением законных требований государства.

Правовосстановительные меры обеспечивают исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности по уплате налогов и иных обязательных платежей, то есть представляют собой погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налогов и иных сборов.

Таким образом, обязанность по уплате пеней является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате обязательных платежей. Пени подлежат принудительному взысканию в том же порядке, что и задолженность, на которую они начислены. Разграничение процедуры взыскания обязательных платежей и процедуры взыскания пеней недопустимо, поскольку дополнительное обязательство не может существовать отдельно от главного.

В указанной связи, исходя из того, что обязательство по уплате пеней является акцессорным, то есть зависит от основного и не может без него существовать, и, если основное обязательство прекратилось, то акцессорное – вслед за ним, с целью разрешения вопроса о возможности взыскания с налогоплательщика суммы пеней, заявленных к взысканию в рамках рассматриваемого административного иска, суду необходимо установить, не утрачено ли налоговым органом право на взыскание непосредственно самой налоговой недоимки.

Отрицательное сальдо для расчета пени в размере 3 209 рублей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ складывается из следующих сумм задолженности:

-земельный налог за 2023 год -844 рубля,

-налог на имущество физических лиц за 2023 год – 1 865 рублей,

-транспортный налог за 2023 год- 500 рублей, при этом указанная задолженность заявлена к взысканию в рамках рассматриваемого дела, и, как установлено судом, подлежит взысканию, соответственно, обоснованно включена в отрицательное сальдо ЕНС для расчета пени,

отрицательное сальдо для расчета пени в размере 52 709 рублей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ складывается из следующих сумм задолженности:

-земельный налог за 2023 год -844 рубля,

-налог на имущество физических лиц за 2023 год – 1 865 рублей,

-транспортный налог за 2023 год- 500 рублей,

-страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в совокупном фиксированном размере за 2024 год- 49 500 рублей, при этом указанная задолженность заявлена к взысканию в рамках рассматриваемого дела, и, как установлено судом, подлежит взысканию, соответственно, обоснованно включена в отрицательное сальдо ЕНС для расчета пени,

отрицательное сальдо для расчета пени в размере 52 699 рублей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ складывается из следующих сумм задолженности:

ДД.ММ.ГГГГ на ЕНС налогоплательщика поступили денежные средства в размере 10 рублей, на основании решения налогового органа № от ДД.ММ.ГГГГ

52 709-10=52 699 рублей,

отрицательное сальдо для расчета пени в размере 51 161 рубль за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ складывается из следующих сумм задолженности:

ДД.ММ.ГГГГ на ЕНС налогоплательщика поступили денежные средства в размере 1 538 рублей, на основании решения налогового органа № от ДД.ММ.ГГГГ

52 699-1 538=51 161 рубль.

Так, принимая во внимание судьбу основных налоговых обязательств, сформировавших отрицательное сальдо по ЕНС, размер пени по отрицательному сальдо ЕНС налогоплательщика за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составит 3 131 рубль 54 копейки, в том числе:

-за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 85 рублей 36 копеек (1/300*0,21*3 209 (сумма отрицательного сальдо ЕНС) х 38 календарных дней просрочки),

-за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 1 254 рубля 47 копеек (1/300*0,21*52 709 (сумма отрицательного сальдо ЕНС)*34 календарных дня просрочки,

-за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 36 рублей 89 копеек (1/300*0,21*52 699 (сумма отрицательного сальдо ЕНС)*1 календарный день просрочки,

-за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 1 754 рубля 82 копейки (1/300*0,21*51 161 (сумма отрицательного сальдо ЕНС)*49 календарных дней просрочки.

Таким образом, с учетом приведенного нормативного регулирования применительно к установленным по делу фактическим обстоятельствам, суд находит требования административного истца о взыскании с ФИО1 задолженности по обязательным платежам подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Расчет подлежащих взысканию с административного ответчика ФИО1 в рамках настоящего административного дела сумм налогов, страховых взносов, пени судом проверен является арифметически верным, соответствует нормам Налогового кодекса Российской Федерации. Примененная в расчёте пени ключевая ставка также проверена судом, соответствует установленной Банком России. При этом суд отмечает, что контррасчет суммы задолженности административным ответчиком не представлен.

В соответствии со статьей 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

В указанной связи, на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, с административного ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4 000 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь положениями статей 175-180, 290, 293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья

РЕШИЛ:

административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> к ФИО1 о взыскании задолженности по обязательным платежам и пеней удовлетворить.

Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного по адресу: г. <адрес> ФИО2 <адрес>, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> задолженность в размере 54 292 рубля 54 копейки, в том числе:

-страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в совокупном фиксированном размере за 2024 год – 49 500 рублей,

-транспортный налог за 2023 год – 254 рубля 43 копейки,

-земельный налог за 2023 год- 438 рублей 23 копейки,

-налог на имущество физических лиц за 2023 год - 968 рублей 34 копейки,

-пени по отрицательному сальдо ЕНС за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 3 131 рубль 54 копейки.

Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного по адресу: г. <адрес> ФИО2 <адрес>, в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 4 000 рублей.

Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Суд по ходатайству заинтересованного лица выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Судья Еськова Ю.М.