Дело № 2а-3260/2025
64RS0044-01-2025-004380-49
Решение
Именем Российской Федерации
22 октября 2025 года город Саратов
Заводской районный суд города Саратова в составе:
председательствующего судьи Савиной Т.В.,
при секретаре Баженовой А.Е.;
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 20 по Саратовской области (далее – МИФНС) к ФИО1 о взыскании налога и пени,
установил:
МИФНС обратилась в суд с указанным административным иском, в котором просило взыскать с ФИО1 задолженность на общую сумму <данные изъяты> в том числе: земельный налог за <Дата> в размере <данные изъяты> транспортный налог за <Дата> в размере <данные изъяты> руб., указав следующее.
Согласно сведениям регистрирующих органов, ФИО1 в <Дата> году являлся владельцем земельного участка с кадастровым номером <№> (<адрес> номер регистрации права <№> разрешенное использование "Для индивидуальной жилой застройки". Расчет земельного налога за <Дата> год: <данные изъяты> руб. (кадастровая стоимость)*<данные изъяты>налоговая ставка (налогообложения для земель "Для индивидуальной жилой застройки")*<данные изъяты> (количество месяцев владения)<данные изъяты> доля в правех=<данные изъяты> Исчислен земельный налог за <Дата> в сумме <данные изъяты>. <Дата> налогоплательщиком частично уплачено <данные изъяты>., остаток задолженности по земельному налогу составляет – <данные изъяты>.
Также, ФИО1 в <Дата> году являлся владельцем транспортных средств<данные изъяты> гос.рег.знак <№> с <Дата>; <данные изъяты> гос.рег.знак <№> с <Дата>. Расчет транспортного налога за <Дата> год, сумма начисленного налога составила <данные изъяты>. За <Дата> год = <данные изъяты>. <данные изъяты>); за <Дата> год = <данные изъяты>. (<данные изъяты>). Исчислен транспортный налог за <Дата> год в сумме <данные изъяты>., <Дата>, <Дата> налогоплательщиком частично уплачено <данные изъяты>., остаток задолженности по земельному налогу составляет – <данные изъяты>
За налоговый период <Дата> год ФИО1 льготы по земельному и транспортному налогу не предоставлялись, перерасчеты не производились.
После <Дата> в случае увеличения отрицательного сальдо направления дополнительного (уточненного) требования об уплате задолженности законодательством РФ по налогам и сборам, не предусмотрено.
В адрес Административного ответчика решение № <№> о взыскании задолженности за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка, иного лица) в банках, а также электронных денежных средств от <№> направлено заказной почтовой корреспонденцией.
По истечении срока исполнения требования, МИФНС обратилось с заявлением о выдаче судебного приказа, <Дата> мировым судьей судебного участка № <№> Заводского района г.Саратова, и.о. мирового судьи судебного участка № <№> Заводского района г.Саратова – отменен, взыскателю разъяснено право обращения в суд с административным иском, в связи с чем, предъявлен настоящий иск.
Лица, участвующие в деле, их представители не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили, в связи с чем, административное дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц на основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Исследовав материалы административного дела, суд пришел к следующему выводу.
Обязанность по оплате законно установленных налогов и сборов предусмотрена статьей 57 Конституции Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Как определено статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
В силу положений части 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В соответствии со статьей 400 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 408, пунктам 1, 2 статьи 409 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
В силу пункта 4 статьи 397 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Земельный налог относится к местным налогам и сборам и регламентирован главой 31 НК РФ.
Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость), арендная плата, а также иная плата, предусмотренная настоящим Кодексом. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно п.1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, федеральной территории "Сириус"), на территории которого введен налог.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Если иное не установлено настоящим пунктом, налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (п. 1 ст. 390, п. 1 ст. 391 НК РФ).
В силу ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (ст. 357 НК РФ).
Статьей 358 НК РФ предусматривается, что объектом налогообложения по транспортному налогу признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (пункт 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации).
Законом Саратовской области от 25.11.2002 № 109-ЗСО на территории Саратовской области введен транспортный налог.
В соответствии со ст. 423 НК РФ расчетным периодом признается календарный год.
В статье 45 НК РФ определено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога физическим лицом в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ.
В порядке статей 69, 70 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Принудительное взыскание налога с физического лица по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (пункт 2 статьи 48 НК РФ).
Федеральным законом от 14.07.2022 № 263-ФЗ внесены изменения в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, с 01 января 2023 года глава 1 НК РФ дополнена статьей 11.3, согласно которой Единым налоговым платежом признаются денежные средства, перечисленные налогоплательщиком, плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом и (или) иным лицом в бюджетную систему Российской Федерации на счет Федерального казначейства, предназначенные для исполнения совокупной обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, а также денежные средства, взысканные с налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента в соответствии с настоящим Кодексом.
Отрицательное сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, меньше денежного выражения совокупной обязанности.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Согласно сведениям регистрирующих органов, ФИО1 в <Дата> году являлся владельцем земельного участка с кадастровым номером <№> (<адрес> номер регистрации права <№> разрешенное использование "Для индивидуальной жилой застройки". Расчет земельного налога за <Дата> год: <данные изъяты>. (кадастровая стоимость<данные изъяты> (налоговая ставка (налогообложения для земель "Для индивидуальной жилой застройки<данные изъяты> (количество месяцев владения)<данные изъяты> доля в правех=<данные изъяты> Исчислен земельный налог за <Дата> в сумме <данные изъяты>. <Дата> налогоплательщиком частично уплачено <данные изъяты>., остаток задолженности по земельному налогу составляет – <данные изъяты>
Также, ФИО1 в <Дата> году являлся владельцем транспортных средств: <данные изъяты> гос.рег.знак <№> с <Дата>; <данные изъяты> гос.рег.знак <№> с <Дата> Расчет транспортного налога за <Дата> год, сумма начисленного налога составила <данные изъяты>. За <Дата> год = <данные изъяты> (<данные изъяты>); за <Дата> год = <данные изъяты>. (<данные изъяты>). Исчислен транспортный налог за <Дата> год в сумме <данные изъяты> <Дата> <Дата> налогоплательщиком частично уплачено <данные изъяты>., остаток задолженности по земельному налогу составляет – <данные изъяты>
За налоговый период <Дата> год ФИО1 льготы по земельному и транспортному налогу не предоставлялись, перерасчеты не производились.
В адрес Административного ответчика решение № <№> о взыскании задолженности за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка, иного лица) в банках, а также электронных денежных средств от <Дата> направлено заказной почтовой корреспонденцией.
Согласно статье 69 НК РФ требованием об уплате задолженности признается извещение налогоплательщика о наличии отрицательного сальдо единого налогового счета и сумме задолженности с указанием налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов на момент направления требования, а также об обязанности уплатить в установленный срок сумму задолженности (пункту 1). Требование об уплате задолженности может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика, а также может быть передано налогоплательщику - физическому лицу в электронной форме через личный кабинет на едином портале государственных и муниципальных услуг. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (пункт 4).
В соответствии с п.1 ст.70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате задолженности должно быть направлено налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту не позднее трех месяцев со дня формирования отрицательного сальдо единого налогового счета этого лица.
После <Дата> в случае увеличения отрицательного сальдо направление дополнительного (уточненного) требования об уплате задолженности законодательством Российской Федерации по налогам и сборам не предусмотрено.
В статье 45 НК РФ определено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога физическим лицом в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном ст. 48 НК РФ.
В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление (п. 2 ст. 52 НК РФ). При этом обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57 НК РФ).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке ст.ст. 69 и 70 НК РФ.
Согласно п. 6 ст. 69 НК РФ в случае направления требования об уплате налога по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии с п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
<Дата> мировым судьей судебного участка № <№> Заводского района г.Саратова вынесен судебный приказ № <№>, который отменен – <Дата>
С настоящим административным иском налоговый орган обратился – <Дата>, то ест в установленный ст. 48 НК РФ срок.
Проверяя расчет налога, суд считает необходимым согласиться с ним. Правильность иного расчета задолженности по налогам, основан на действующем законодательстве, не вызывает сомнений.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворению заявленных требований в полном объеме и взыскивает с ФИО1 задолженность по налогам в заявленном размере.
В соответствии со ст. 114 КАС РФ с административного ответчика в доход бюджета муниципального образования "Город Саратов" подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты>
Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
решил:
административный иск удовлетворить.
взыскать с ФИО1 (ИНН <№>) в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 20 по Саратовской области задолженность на общую сумму <данные изъяты>., в том числе: земельный налог за <Дата> в размере <данные изъяты>., транспортный налог за <Дата> в размере <данные изъяты>
Взыскать с ФИО1 (ИНН <№>) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Заводской районный суд города Саратова в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме – 24 октября 2025 года
Судья Т.В. Савина