УИД 61RS0006-01-2025-003807-74

Дело № 2а-3480/2025

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 октября 2025 года г. Ростов-на-Дону

Первомайский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего Евстефеевой Д.С.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Головащенко М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № по Ростовской области к А.М.В. о взыскании задолженности,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Межрайонная ИФНС России № по Ростовской области (далее также – МИФНС России № по Ростовской области) обратилась в суд с указанным административным иском, ссылаясь на то, что административный ответчик А.М.В. состоит на учете в налоговом органе в качестве налогоплательщика, обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы.

В частности, как указывает административный истец, согласно сведениям, полученным в порядке статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации, А.М.В. является собственником налогооблагаемого имущества (транспортные средства, земельные участки, жилое строение, квартира), в связи с чем является плательщиком транспортного и земельного налогов, а также налога на имущество.

Исчислив суммы соответствующих налогов, МИФНС России № по Ростовской области направила в адрес А.М.В. налоговые уведомления от 9 апреля 2015 года №, от 1 сентября 2020 года №, от 1 сентября 2021 года №, от 1 сентября 2022 года №. Однако обязанность по уплате налогов А.М.В. не исполнил.

В связи с этим МИФНС России № по Ростовской области в соответствии с положениями статей 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации в адрес А.М.В. направлено требование от 8 июля 2023 года № на сумму задолженности в размере 11019 рублей 12 копеек, также оставленное им без исполнения.

По состоянию на 24 июня 2025 года у А.М.В. имелось отрицательное сальдо по единому налоговому счету в размере 9085 рублей 62 копеек, формируемое суммой недоимки по налогам в размере 4800 рублей 02 копеек, суммой пеней, начисленных в связи с несвоевременной уплатой налогов, в размере 4285 рублей 60 копеек.

При этом сумма недоимки по налогам складывается из недоимок: по налогу на имущество за 2019, 2021-2022 годы в общем размере 1911 рублей, по транспортному налогу за 2014, 2019-2022 годы в общем размере 2889 рублей 02 копеек.

МИФНС России № по Ростовской области указывает, что в порядке статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации обращалась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении А.М.В. Однако выданный налоговому органу судебный приказ № от 31 октября 2024 года отменен определением мирового судьи судебного участка № Первомайского судебного района г. Ростова-на-Дону от 6 февраля 2025 года.

На основании изложенного административный истец МИФНС России № по Ростовской области просит суд взыскать с административного ответчика А.М.В. за счет имущества физического лица задолженность в размере 9085 рублей 62 копеек, в том числе: по налогам в размере 4800 рублей 02 копеек, по пеням, подлежащим уплате в бюджетную систему Российской Федерации, в связи с неисполнением обязанности по уплате причитающихся сумм налогов, сборов в установленные законодательством о налогах и сборах сроки, в размере 4285 рублей 60 копеек.

Представитель административного истца МИФНС России № по Ростовской области в судебное заседание не явился, извещен о дне, времени и месте рассмотрения административного дела надлежащим образом (л.д. 84), в связи с чем в его отсутствие административное дело рассмотрено судом в порядке статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Административный ответчик А.М.В. в судебном заседании полагал административные исковые требования не подлежащими удовлетворению в связи с пропуском срока взыскания, а также в связи с частичной оплатой сумм налогов в не оспариваемой им части. Дополнительно ссылался на то, что с 2016 года не является собственником транспортного средства, за которое исчислены суммы транспортного налога. Дал пояснения аналогичные изложенным в письменных возражениях и дополнениях к ним (л.д. 46, 73).

Суд, выслушав административного ответчика А.М.В., исследовав материалы административного дела, приходит к следующим выводам.

Статья 57 Конституции Российской Федерации закрепляет обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно пункту 1 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации, обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных названным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.

С 1 января 2023 года исполнение налоговой обязанности осуществляется налогоплательщиками посредством единого налогового счета.

Согласно пункту 4 статьи 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении каждого физического лица и каждой организации, являющихся налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и (или) налоговыми агентами ведется единый налоговый счет.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации единым налоговым счетом признается форма учета налоговыми органами: 1) денежного выражения совокупной обязанности; 2) денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа.

В силу пункта 3 статьи 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации сальдо единого налогового счета представляет собой разницу между общей суммой денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, и денежным выражением совокупной обязанности.

Положительное сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, больше денежного выражения совокупной обязанности. При формировании положительного сальдо единого налогового счета не учитываются суммы денежных средств, зачтенные в счет исполнения соответствующей обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента.

Отрицательное сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, меньше денежного выражения совокупной обязанности.

Нулевое сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, равна денежному выражению совокупной обязанности.

Как следует из содержания абзацев первого и второго пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога посредством перечисления денежных средств в качестве единого налогового платежа, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный в соответствии с названным Кодексом. Налогоплательщик вправе перечислить денежные средства в счет исполнения обязанности по уплате налога до наступления установленного срока.

На основании пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктами 4 и 5 той же статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание задолженности в порядке, предусмотренном названным Кодексом.

Согласно абзацу первому пункта 3 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 названного Кодекса.

В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер отрицательного сальдо превышает 10 тысяч рублей.

В то же время, на основании абзаца второго подпункта 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности не позднее 1 июля года, на 1 января которого сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с тем же пунктом, превысила 10 тысяч рублей.

Судом установлено, что административный ответчик А.М.В. является (являлся) собственником в том числе следующих объектов движимого и недвижимого имущества:

автомобиль легковой «ВАЗ 2107», 1985 года выпуска, VIN №, госномер №, дата регистрации права – 2 декабря 1997 года;

автомобиль легковой «ФОРД СКОРПИО», 1990 года выпуска, VIN №, госномер №, дата регистрации права – 30 июня 2009 года, дата утраты права – 4 ноября 2014 года;

жилое строение без права регистрации проживания, расположенное на садовом земельном участке, площадью 80,6 кв.м., кадастровый №, расположенное по адресу: <адрес>, - дата регистрации права – 12 декабря 2023 года;

квартира, площадью 60,1 кв.м., кадастровый №, расположенная по адресу: <адрес>, - дата регистрации права – 20 декабря 2002 года (л.д. 12-13).

Согласно абзацу первому статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 названного Кодекса.

На основании пункта 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения транспортным налогом признаются, в том числе, автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно абзацу первому пункта 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики – физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

При этом в силу абзаца третьего пункта 1 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

На основании пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения налогом на имущество признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

В силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного Кодекса, признаются налогоплательщиками налога на имущество.

Согласно пункту 1 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации, налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В силу пункта 2 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.

Таким образом, в периоды владения перечисленным выше имуществом А.М.В. являлся плательщиком транспортного налога, а также налога на имущество, в связи с чем во исполнение приведенных требований налогового законодательства, предусматривающих, что уплата имущественных налогов осуществляется на основании налоговых уведомлений, направляемых налоговым органом, МИФНС России № по Ростовской области, исчислив суммы соответствующих налогов, направила в его адрес налоговые уведомления:

от 1 сентября 2020 года №, в котором налогоплательщику разъяснена необходимость уплаты не позднее срока, установленного законодательством о налогах и сборах, транспортного налога за 2019 год в размере 576 рублей и налога на имущество за 2019 год в размере 540 рублей (л.д. 14-15);

от 1 сентября 2021 года №, в котором налогоплательщику разъяснена необходимость уплаты не позднее 1 декабря 2021 года транспортного налога за 2020 год в размере 576 рублей и налога на имущество за 2020 год в размере 594 рублей (л.д. 16-17);

от 1 сентября 2022 года №, в котором налогоплательщику разъяснена необходимость уплаты не позднее 1 декабря 2022 года транспортного налога за 2021 год в общем размере 576 рублей и налога на имущество за 2021 год в размере 653 рублей (л.д. 18-19);

от 29 июля 2023 года №, в котором налогоплательщику разъяснена необходимость уплаты не позднее 1 декабря 2023 года единого налогового платежа в размере 1294 рублей, включающего суммы транспортного налога за 2022 год в общем размере 576 рублей и налога на имущество за 2022 год в размере 718 рублей (л.д. 35-36).

Однако суммы исчисленных налоговым органом имущественных налогов за перечисленные налоговые периоды А.М.В. не уплачены, в связи с чем образовалась задолженность, формируемая соответствующими недоимками.

Доводы административного ответчика А.М.В. об отсутствии у него обязанности по оплате транспортного налога за автомобиль «ВАЗ 2107», 1985 года выпуска, VIN №, госномер №, поскольку такой автомобиль продан им на основании договора купли-продажи транспортного средства от 29 февраля 2016 года (л.д. 52), отклоняются судом.

В силу положений приведенной ранее статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате транспортного налога возникает именно у лица, на которое зарегистрировано транспортное средство. При этом иных, кроме прекращения регистрации транспортного средства за налогоплательщиком, угона, гибели транспортного средства или возникновения у налогоплательщика права на налоговую льготу, обстоятельств, с наступлением которых прекращается начисление соответствующего налога, законодательством не предусмотрено.

Вместе с тем, как установлено в ходе судебного разбирательства и не опровергнуто административным ответчиком, транспортное средство – автомобиль «ВАЗ 2107», 1985 года выпуска, VIN №, госномер № до настоящего времени зарегистрирован за А.М.В., тогда как при проявлении должной степени заботливости и осмотрительности в реализации принадлежащих ему гражданских прав он с 2016 года, когда был заключен договор купли-продажи транспортного средства, не был лишен возможности предпринять необходимые меры к прекращению регистрации соответствующего транспортного средства за ним.

На основании пункта 133 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств, утвержденного Приказом МВД России от 21 декабря 2019 года № 950, прекращение государственного учета транспортного средства в соответствии с пунктом 57 Правил осуществляется регистрационным подразделением в случае, если новый владелец такого транспортного средства не обратился в регистрационное подразделение для внесения соответствующих изменений в регистрационные данные транспортного средства на основании документов, установленных подпунктами 27.1-27.3 пункта 27 Административного регламента, и документов, подтверждающих отчуждение транспортного средства, поданных прежним владельцем: непосредственно в регистрационное подразделение либо с использованием Единого портала – в случае заключения договора с использованием Единого портала или при его нотариальном удостоверении, вступления в законную силу судебного акта; непосредственно в регистрационное подразделение с представлением оригинала договора по истечении 10 дней со дня отчуждения транспортного средства – в случае заключения договора в простой письменной форме на бумажном носителе.

В силу пункта 57 Правил государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2019 года № 1764, прекращение государственного учета транспортного средства в соответствии с положениями части 2 статьи 8 Федерального закона «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществляется регистрационным подразделением на основании заявления прежнего владельца транспортного средства о прекращении государственного учета в случае, если новый владелец такого транспортного средства не обратился в регистрационное подразделение для внесения соответствующих изменений в регистрационные данные такого транспортного средства, и документов, подтверждающих отчуждение транспортного средства, поданных: непосредственно в регистрационное подразделение либо с использованием Единого портала – в случае заключения договора с использованием Единого портала или при его нотариальном удостоверении, вступления в законную силу судебного акта; непосредственно в регистрационное подразделение с представлением оригинала договора по истечении 10 дней со дня отчуждения транспортного средства – в случае заключения договора в простой письменной форме на бумажном носителе.

Аналогичные положения были предусмотрены и ранее действовавшим Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденным Приказом МВД России от 7 августа 2013 года № 605.

Однако доказательств, подтверждающих, что А.М.В. обращался в уполномоченный регистрирующий орган с заявлением о прекращении регистрации транспортного средства, либо свидетельствующих о том, что ему было незаконно отказано в осуществлении такой регистрации, суду не представлено.

При этом утверждения административного ответчика о том, что ему не были известны последствия сохранения регистрации транспортного средства за ним, суд находит неубедительными.

При таких обстоятельствах, оснований для освобождения А.М.В. от обязанности по уплате транспортного налога в отношении обозначенного ране объекта налогообложения не имеется.

В условиях наличия у А.М.В. после перехода на единый налоговый счет задолженности, в его адрес налоговым органом направлено требование № об уплате задолженности по состоянию на 8 июля 2023 года в общем размере 11019 рублей 12 копеек, из которых: недоимка по налогам в размере 7938 рублей 99 копеек, пени в размере 3080 рублей 13 копеек, - со сроком исполнения до 28 августа 2023 года (л.д. 20-21), что подтверждается скриншотом (л.д. 22).

После превышения за счет недоимки по налогам за 2022 год со 2 декабря 2023 года общей величиной подлежащей взысканию задолженности минимально установленного законом предела (10000 рублей), МИФНС России № по Ростовской области в порядке абзаца второго подпункта 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации и с соблюдением указанной нормой срока в октябре 2024 года обратилась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности.

Однако вынесенный мировым судьей судебного участка № Первомайского судебного района г. Ростова-на-Дону 31 октября 2024 года судебный приказ № о взыскании с А.М.В. задолженности отменен определением мирового судьи того же судебного участка от 6 февраля 2025 года в связи с возражениями должника относительно исполнения такого судебного приказа (л.д. 37).

Указанное, в свою очередь, при сохранении отрицательного сальдо по единому налоговому счету налогоплательщика А.М.В. явилось основанием предъявления 1 августа 2025 года в суд настоящего административного искового заявления (л.д. 6-8).

Согласно части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом.

На основании абзаца второго пункта 4 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании задолженности за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке административного судопроизводства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа, об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа либо определения о повороте исполнения судебного приказа, если на момент вынесения судом определения об отмене судебного приказа задолженность была погашена.

Таким образом, настоящее административное исковое заявление о взыскании задолженности подлежало подаче в срок до 6 августа 2025 года (6 февраля 2025 года + 6 месяцев), следовательно, предъявлено налоговым органом с соблюдением установленного действующим законодательством срока.

Разрешая требования административного иска МИФНС России № по Ростовской области по существу, суд учитывает, что в состав актуальной величины задолженности А.М.В. по налогам входит остаток недоимки по транспортному налогу за 2014 год в размере 585 рублей 02 копеек, - срок обращения за взысканием которой к моменту подачи заявления о вынесении судебного приказа 2 сентября 2024 года истек.

Более того, уже на момент выставления требования № об уплате задолженности по состоянию на 8 июля 2023 года налоговым органом утрачено право принудительного взыскания задолженности по транспортному налогу за 2014 год, тогда как само по себе выставление требования № об уплате задолженности по состоянию на 8 июля 2023 года не может увеличивать срок принудительного взыскания соответствующих недоимок.

Одновременно суд учитывает, что на протяжении прошедшего периода времени налоговый орган не был лишен возможности принять необходимые меры для взыскания соответствующей задолженности в порядке, установленном для этого действовавшим на тот момент налоговым законодательством. Доказательств существования обстоятельств, объективно препятствовавших принятию таких мер, направленных на своевременное взыскание задолженности, суду не представлено. При таких обстоятельствах в удовлетворении требования о взыскании с А.М.В. задолженности в части недоимки по транспортному налогу за 2014 год в размере 585 рублей 02 копеек должно быть отказано.

В свою очередь, ссылки административного ответчика, полагающего МИФНС России № по Ростовской области также пропустившей срок взыскания задолженности по налогам за 2019-2022 годы, отклоняются судом, как не основанные на приведенных выше положениях действующего налогового законодательства, притом что положения статей 196, 199 Гражданского кодекса Российской Федерации, вопреки мнению А.М.В., к налоговым правоотношениям применению не подлежат.

Проверяя иные возражения административного ответчика, суд установил следующее.

В целях исполнения налоговой обязанности в неоспариваемой части А.М.В.:

27 ноября 2021 года осуществлена оплата налога на имущество за 2020 год в размере 594 рублей (в связи с добровольной своевременной оплатой налога данная сумма ко взысканию не заявлена);

2 декабря 2023 года осуществлен единый налоговый платеж в сумме 718 рублей (л.д. 50(оборот));

12 февраля 2025 года осуществлены единые налоговые платежи в сумме 797 рублей и 254 рублей (л.д. 50);

31 августа 2025 года осуществлен единый налоговый платеж в сумме 653 рублей (л.д. 49);

28 сентября 2025 года осуществлен единый налоговый платеж в сумме 103 рублей 78 копеек (л.д. 78).

Административным истцом факт поступления соответствующих единых налоговых платежей не оспорен.

В условиях сделанного ранее вывода об отсутствии оснований для освобождения А.М.В. от исполнения обязанности по оплате транспортного налога, перечисленных сумм, добровольно внесенных налогоплательщиком в качестве единых налоговых платежей, недостаточно для надлежащего исполнения обязанности налогоплательщика по уплате налогов.

В силу пункта 8 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации принадлежность сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, определяется налоговыми органами на основании учтенной на едином налоговом счете налогоплательщика суммы его совокупной обязанности с соблюдением следующей последовательности: 1) недоимка по налогу на доходы физических лиц – начиная с наиболее раннего момента ее возникновения; 2) налог на доходы физических лиц – с момента возникновения обязанности по его перечислению налоговым агентом; 3) недоимка по иным налогам, сборам, страховым взносам – начиная с наиболее раннего момента ее возникновения; 4) иные налоги, авансовые платежи, сборы, страховые взносы – с момента возникновения обязанности по их уплате (перечислению); 5) пени; 6) проценты; 7) штрафы.

В соответствии с пунктом 10 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если на момент определения налоговыми органами принадлежности в соответствии с пунктами 8 и 9 той же статьи сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, недостаточно для исполнения обязанностей по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов с совпадающими сроками их уплаты, принадлежность определяется в соответствии с последовательностью, установленной пунктом 8 той же статьи, пропорционально суммам таких обязанностей.

Указанное свидетельствует о том, что принадлежность сумм денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа, определяется налоговыми органами на основании учтенной на едином налоговом счете налогоплательщика суммы его совокупной обязанности, с соблюдением установленной в данном пункте последовательности.

Из содержания ответа от 26 июня 2025 года № и.о. заместителя начальника МИФНС России № по Ростовской области по результатам рассмотрения обращения А.М.В. следует, что суммы соответствующих единых налоговых платежей в порядке приведенной выше нормы налогового законодательства направлены на погашение более ранних задолженностей налогоплательщика, числящихся за ним.

Величина указанной налоговым органом в обозначенном письме задолженности превышает сумму задолженности, формирующую величину отрицательного сальдо единого налогового счета налогоплательщика, заявленную в рамках настоящего административного иска. При этом доказательств сохранения на момент внесения А.М.В. единых налоговых платежей возможности принудительного взыскания задолженностей, образовавшихся ранее задолженностей, являющихся предметом спора в рамках настоящего административного дела, административным истцом не представлено.

Указанное позволяет суду прийти к выводу о недоказанности административным истцом оснований для направления сумм единых налоговых платежей, внесенных А.М.В., на погашение задолженностей, образовавшихся ранее 2019 года.

При таких обстоятельствах величина отрицательного сальдо, формируемого недоимками по налогу на имущество за 2019, 2021-2022 годы и транспортному налогу за 2019-2022 годы (4215 рублей) подлежит уменьшению на все суммы перечисленных выше единых налоговых платежей (718 рублей + 797 рублей + 254 рубля + 653 рубля + 103 рубля 78 копейки = 2525 рублей 78 копеек). Следовательно, величина задолженности по налогам, подлежащая взысканию с административного ответчика, в данном случае составит 1547 рублей 22 копейки.

Разрешая требование административного иска МИФНС России № по Ростовской области о взыскании с А.М.В. суммы пени, суд исходит из того, что такая сумма пени в общем размере 4285 рублей 60 копеек фактически складывается из:

сумм пеней, начисленных на имеющиеся у налогоплательщика недоимки за период по 31 декабря 2022 года (л.д. 24-27);

суммы пени, начисленной на имеющиеся у налогоплательщика недоимки за период с 1 января 2023 года (дата перехода на единый налоговый счет) по 2 сентября 2024 года (дата формирования заявления о вынесении судебного приказа) (л.д. 23).

Согласно пункту 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пеней признается установленная той же статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен уплатить в бюджетную систему Российской Федерации в случае неисполнения обязанности по уплате причитающихся сумм налогов в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.

На основании пункта 2 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации сумма соответствующих пеней уплачивается дополнительно к причитающимся к уплате суммам налога независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 17 февраля 2015 года № 422-О, положения Налогового кодекса Российской Федерации, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Пени не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.

С учетом производного характера пеней вопрос о наличии оснований для их взыскания не может быть разрешен без установления того обстоятельства, что налоговым органом не утрачено право на взыскание самих сумм недоимок, на которые такие пени начислены.

В силу части 4 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

В условиях отсутствия доказательств сохранения возможности взыскания задолженностей по имущественным налогам за налоговые периоды, предшествующие 2019 году, за период до 31 декабря 2022 года подлежат взысканию исключительно суммы пеней, начисленные на недоимки по налогу на имуществу и транспортному налогу, взысканные настоящим решением, то есть в сумме 121 рубля 82 копеек.

Аналогично в соответствии с приведенными выше требованиями процессуального закона, учитывая отсутствие достаточных доказательств сохранения до настоящего времени возможности взыскания иной задолженности, формирующей сумму совокупной обязанности налогоплательщика, на которую начислена пеня, кроме недоимок по налогам, взыскиваемых настоящим решением, суд не находит оснований также и для взыскания суммы пени за период с 1 января 2023 года по 2 сентября 2024 года на сумму задолженности, превышающую суммы недоимок, взысканных настоящим решением.

Следовательно, в данном случае сумма пени за период с 1 января 2023 года по 2 сентября 2024 года составит 829 рублей 93 копейки, в том числе:

за период с 1 января 2023 года по 23 июля 2023 года – 148 рублей 97 копеек = 2921 рубль / 300 * 7,5% * 204 дня;

за период с 24 июля 2023 года по 14 августа 2023 года – 18 рублей 21 копейка = 2921 рубль / 300 * 8,5% * 22 дня;

за период с 15 августа 2023 года по 17 сентября 2023 года – 39 рублей 73 копейки = 2921 рубль / 300 * 12% * 34 дня;

за период с 18 сентября 2023 года по 29 октября 2023 года – 53 рубля 16 копеек = 2921 рубль / 300 * 13% * 42 дня;

за период с 30 октября 2023 года по 1 декабря 2023 года – 48 рублей 20 копеек = 2921 рубль / 300 * 15% * 33 дня;

за период со 2 декабря 2023 года по 2 декабря 2023 года – 2 рубля 11 копеек = 4215 рублей / 300 * 15% * 1 день;

за период с 3 декабря 2023 года по 17 декабря 2023 года – 26 рублей 23 копейки = 3497 рублей / 300 * 15% * 15 дней;

за период с 18 декабря 2023 года по 28 июля 2024 года – 417 рублей 78 копеек = 3497 рублей / 300 * 16% * 224 дня;

за период с 29 июля 2024 года по 2 сентября 2024 года – 75 рублей 54 копейки = 3497 рублей / 300 * 18% * 36 дней.

С учетом изложенного, оценив представленные доказательства по правилам статей 84, 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении административного иска МИФНС России № по Ростовской области.

В силу части 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Поскольку МИФНС России № по Ростовской области от уплаты государственной пошлины при подаче административного искового заявления освобождена, в условиях вывода о частичном удовлетворении заявленных административным истцом требований, с административного ответчика А.М.В. в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № по Ростовской области к А.М.В. о взыскании задолженности удовлетворить частично.

Взыскать с А.М.В. (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: <адрес>, паспорт гражданина Российской Федерации серия №, ИНН №) в пользу Межрайонной ИФНС России № по Ростовской области за счет имущества физического лица задолженность в размере 2498 рублей 97 копеек, состоящую из: недоимки по налогам в размере 1547 рублей 22 копеек, пеней, подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации в связи с неисполнением обязанности по уплате причитающихся сумм налогов, сборов в установленные законодательством о налогах и сборах сроки, в размере 951 рубля 75 копеек.

В удовлетворении остальной части требований административного иска Межрайонной ИФНС России № по Ростовской области отказать.

Взыскать с А.М.В. (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: <адрес>, паспорт гражданина Российской Федерации серия №, ИНН №) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 4000 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ростовский областной суд через Первомайский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

В окончательной форме решение суда принято 1 ноября 2025 года.

Судья Д.С. Евстефеева