РЕШЕНИЕ
И<ФИО>1
23 октября 2025 года <адрес>
Куйбышевский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Кучеровой А.В., при секретаре судебного заседания <ФИО>3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело <данные изъяты> по административному исковому заявлению по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России <номер> по <адрес> к <ФИО>2 о взыскании задолженности по обязательным платежам,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Межрайонная ИФНС России <номер> по <адрес> обратилась в Кировский районный суд <адрес>, требуя взыскать с административного ответчика <ФИО>2 задолженность:
- по налогам и пени в размере 27 775,65 рублей, из них: транспортный налог в размере 9 383 рублей за 2021 год, в размере 9 384 рублей за 2022 год, пени в размере 9 007,65 рублей;
- пени, начисленные до <дата> в размере 5 406,89 рублей на задолженность, обеспеченную мерами принудительного взыскания;
- пени, начисленные в ЕНС за период <дата> по <дата> в размере 3 600,76 рублей на задолженность, обеспеченную мерами принудительного взыскания;
- пени, начисленные за период с <дата> по <дата> в размере 143,80 рублей на задолженность, не обеспеченную мерами принудительного взыскания.
В обоснование требований указано, что <ФИО>2 состоит на учете в Межрайонной ИФНС России <номер> по <адрес> в качестве налогоплательщика. <дата> вступил в силу Федеральный закон от <дата> № 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса», предусматривающий введение института единого налогового счета. В переходном периоде сальдо ЕНС на <дата> у налогоплательщика формировалось с учетом особенностей, предусмотренных ст. 4 Федеральным законом № 263-ФЗ, в порядке, аналогичном установленному ст. 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации, на основании имеющихся у налоговых органов по состоянию на <дата> сведений. По состоянию на <дата> у административного ответчика образовалось отрицательное сальдо ЕНС в размере 68 652,53 рублей. Учитывая ранее принятые налоговым органом меры взыскания, предусмотренные статьями 46, 47, 48 Налогового кодекса Российской Федерации, по причине отрицательного сальдо ЕНС в адрес должника направлены требования об уплате задолженности по состоянию на <дата> <номер> в сумме 41 945,81 рублей, в котором сообщалось о наличии задолженности с указанием налогов, авансовых платежей по налогам, сборам, в размере 33 573 рублей, пени – 8 372,81 рублей. Срок для исполнения обязанности по уплате задолженности в требовании установлен до <дата>. В связи с неисполнением <ФИО>4 требования, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа от <дата>, мировым судьей судебного участка № <адрес> <дата> вынесен судебный приказ <номер>а-500/2024, который в дальнейшем отменен определением от <дата>. Административный ответчик в период 2021 – 2022 годы являлся собственником транспортного средства, в связи с чем уплате подлежал транспортный налог в размере 9 384 рублей за 2021 год, в размере 9 384 рублей за 2022 год. Учитывая, что обязанности по расчету лежат на налоговом органе, с целью добровольной уплаты по установленным срока уплаты в адрес административного ответчика направлены налоговые уведомления <номер> от <дата>, <номер> от <дата>, которые не исполнены и явились основанием для принятия мер к взысканию, установленным ст.ст. 69, 70, 48 Налогового кодекса Российской Федерации. В связи с неуплатой налогоплательщиком в установленные законом сроки налогов, ему начислены пени на дату формирования решения о взыскании в размере 9 007,65 рублей. Пени до <дата> начислены в размере 5 406,89 рублей на задолженность, обеспеченную мерами взыскания. Пени за период с <дата> по <дата> в размере 3 600,76 рублей также начислены на задолженность, обеспеченную мерами взыскания. Сумма недоимки для пени составила 38 419 рублей. Пени в размере 143,80 рублей за период с <дата> по <дата> начислены на задолженность, не обеспеченную мерами взыскания – транспортный налог в размере 761 рублей за 2018 год, в связи с чем налоговый орган просит восстановить срок для обращения в суд для взыскания пени в указанной сумме.
Определением Кировского районного суда <адрес> от <дата> административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России <номер> по <адрес> к <ФИО>2 о взыскании задолженности по обязательным платежам, передано в Куйбышевский районный суд <адрес> для рассмотрения по подсудности.
В ходе судебного разбирательства административный истец заявленные требования уточнил, просил взыскать с административного ответчика <ФИО>2 задолженность в общей сумме 24 304,87 рублей, в том числе налог: 18 768 рублей, а именно: транспортный налог в размере 9 384 рублей за 2021 год, 9 384 рублей за 2022 год; пени в размере 5 536,87 рублей, а именно: пени в размере 1 984,88 рублей начислены в КРСБ до <дата> на задолженность по транспортному налогу, обеспеченную мерами взыскания, а именно, за 2019 год в размере 1 268,10 рублей, за 2020 год в размере 646,40 рублей, за 2021 год в размере 70,38 рублей; пени в размере 3 551,99 рублей начислены в ЕНС с <дата> по <дата> на совокупную задолженность по транспортному налогу, обеспеченную мерами принудительного взыскания за 2018, 2019, 2020, 2021, 2022 год.
Также налоговый орган просил восстановить пропущенный срок для обращения в суд с требованиями о взыскании задолженности по пени на сумму 3 614,58 рублей, а именно, пени в размере 3 565,57 рублей начислены в КРСБ до <дата>, а именно, по транспортному налогу за 2014 год в размере 1 031,20 рублей, за 2015 год в размере 1 299,70 рублей, за 2016 год в размере 362,98 рублей, за 2017 год в размере 239,72 рублей, 2018 год в размере 631,97 рублей; пени в размере 49,01 рублей начислены в ЕНС по транспортному налогу за период с <дата> по <дата> за 2018 год.
Административный истец Межрайонная ИФНС России <номер> по <адрес>, уведомленная о дате, месте и времени судебного разбирательства, в суд представителя не направила, при подаче иска просила рассмотреть дело без участия представителя.
Административный ответчик <ФИО>2, уведомленный о дате, месте и времени судебного разбирательства по всем имеющимся в деле адресам, в суд не явился, о причинах своей неявки суд в известность не поставил, ходатайств об отложении судебного заседания не заявил.
Согласно части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
В соответствии с частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, а также их представители в случаях, если представители извещены судом и (или) ведение гражданами административного дела с участием представителя является обязательным, обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки. Лица, участие которых при рассмотрении административного дела в силу закона является обязательным или признано судом обязательным, должны сообщить о причинах неявки в судебное заседание и представить суду соответствующие доказательства. Если указанные лица не сообщили суду о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок, такие причины считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этих лиц.
В пункте 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> N 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» разъяснено, что по смыслу пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, извещения, с которыми закон связывает правовые последствия, влекут для соответствующего лица такие последствия с момента доставки извещения ему или его представителю.
Извещение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Изложенные правила подлежат применению, в том числе, к судебным извещениям и вызовам (глава 9 КАС РФ), если законодательством об административном судопроизводстве не предусмотрено иное.
Бремя доказывания того, что судебное извещение или вызов не доставлены лицу, участвующему в деле, по обстоятельствам, не зависящим от него, возлагается на данное лицо (часть 4 статьи 2, часть 1 статьи 62 КАС РФ).
Как следует из материалов дела, административный иск был изначально принят к производству Кировского районного суда <адрес> <дата>.
Административного ответчика извещали о дате, месте и времени судебного разбирательства по адресу: <адрес>.
Между тем, судом был установлен адрес регистрации административного ответчика по месту пребывания с <дата> по <дата>: <адрес>, мкр. Славный, <адрес>.
В связи с чем, судебное извещение было направлено административному ответчику на указанный адрес.
Принимая во внимание, что какие-либо допустимые и достоверные доказательства невозможности получения корреспонденции по объективным, не зависящим от административного ответчика обстоятельствам, суду не представлены, учитывая, что реализация участниками гражданского оборота своих прав не должна нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц, суд приходит к выводу о том, что <ФИО>2 надлежащим образом извещен о дне слушания дела.
Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
В соответствии со статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Для физических лиц в Российской Федерации установлены следующие виды налогов обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов Российской Федерации и территориях соответствующих муниципальных образований:
- региональные (транспортный налог) - ст. 363 (гл. 28) Налогового кодекса Российской Федерации;
- местные (налог на имущество физических лиц - ст. 409 (гл. 32) Налогового кодекса Российской Федерации, земельный налог - ст. 397 (гл. 3) Налогового кодекса Российской Федерации).
Судом установлено, что административный ответчик <ФИО>2 ИНН <***> состоит на учете в Межрайонной ИФНС России <номер> по <адрес> в качестве налогоплательщика, и в период 2021 – 2022 годы являлся собственником автомобиля Toyota Land Cruiser, государственный регистрационный знак <***>.
В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 этого Кодекса, если иное не предусмотрено данной статьей.
В силу пункта 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются, в том числе автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из положений статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (пункт 1). Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено данной статьей (пункт 2).
В соответствии с пунктом 1 статьи 361 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи <адрес> от <дата> <номер>-ОЗ «О транспортном налоге» налоговые ставки устанавливаются соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну, одну единицу валовой вместимости транспортного средства или единицу транспортного средства в грузовых автомобилей с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) налоговая ставка определена в размере 85 руб.
В силу требований пункта 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Согласно пункту 1 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 352 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый период по транспортному налогу устанавливается как календарный год.
Статья 359 Налогового кодекса Российской Федерации определяет налоговую базу по транспортному налогу как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Согласно п. 4 ст. 85 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
На основании представленных сведений в соответствии с п. 3 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органом был исчислен транспортный налог за 2021 и 2022 год и направлены в адрес административного ответчика налоговые уведомления <номер> от <дата>, <номер> от <дата>, в которых указан расчет начисленных сумм налогов, подлежащих уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также сроки уплаты налогов.
Статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации, в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, предусмотрено, что требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог. В случае, если размер недоимки, выявленный в результате налоговой проверки, позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, в направляемом требовании должно содержаться предупреждение об обязанности налогового органа в случае неуплаты сумм недоимки, пеней и штрафов в полном объеме в установленный срок направить материалы в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Форматы и порядок направления налогоплательщику требования об уплате налога в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога направляется налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Срок уплаты транспортного налога за 2021 год – <дата>, следовательно, требование об уплате налога должно было быть направлено административному ответчику не позднее <дата>.
Вместе с тем, с <дата> Федеральным законом от <дата> № 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ» (далее - Закон № 263-ФЗ) введен в действие Механизм Единого налогового счета (далее - ЕНС), изменивший вышеуказанный порядок действий налоговых органов по взысканию задолженности.
В соответствии с п. 2 ст. 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации ЕНС признается форма учета налоговыми органами денежного выражения совокупной обязанности, а также денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа.
Согласно п. 3 ст. 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации сальдо ЕНС представляет собой разницу между общей суммой денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, и денежным выражением совокупной обязанности.
Сальдо ЕНС формируется <дата> с учетом особенностей, предусмотренных ст. 4 Закона № 263-ФЗ, в порядке, аналогичном установленному ст. 11.3 НК РФ, на основании имеющихся у налоговых органов по состоянию на <дата> сведений, в том числе: о суммах неисполненных обязанностей по уплате налогов, авансовых платежей, госпошлины, суммах излишне уплаченных и излишне взысканных налогов, авансовых платежей, госпошлины, суммах денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа организации и не зачтенных в счет исполнения соответствующей обязанности.
Отрицательное сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, меньше денежного выражения совокупной обязанности (п. 3 ст. 11.3 НК РФ).
Единый налоговый счет ведется в отношении каждого физического лица и каждой организации, являющихся налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и (или) налоговыми агентами (в том числе при исполнении обязанности управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета в связи с выполнением договора инвестиционного товарищества) (п. 4 ст. 11.3 НК РФ).
Согласно п. 3 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации взыскание задолженности с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
В соответствии с п.п. 6,7 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации единый налоговый платеж учитывается на едином налоговом счете на основании информации, поступающей из Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах, предусмотренной Федеральным законом от <дата> N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", со дня:
1) предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика (со счета иного лица в случае уплаты им налога за налогоплательщика) в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа;
2) передачи физическим лицом в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на счет Федерального казначейства без открытия счета в банке денежных средств, предоставленных банку физическим лицом, при условии их достаточности для перечисления;
3) отражения на лицевом счете организации, которой открыт лицевой счет, операции по перечислению соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации;
4) внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации, организацию федеральной почтовой связи либо в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на счет Федерального казначейства;
5) перечисления судебным приставом-исполнителем денежных средств в качестве единого налогового платежа, взысканных в рамках исполнительного производства в соответствии с Федеральным законом от <дата> N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве". Денежные средства, перечисленные судебным приставом-исполнителем в качестве единого налогового платежа в рамках исполнительного производства в соответствии с Федеральным законом от <дата> N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", признаются уплаченными в счет исполнения требований по постановлению налогового органа о взыскании задолженности налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в бюджетную систему Российской Федерации за счет имущества либо судебного акта, содержащего требования о взыскании задолженности, вне зависимости от определения их принадлежности в соответствии с пунктом 8 настоящей статьи;
6) предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика или со счета иного лица в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа в счет возмещения ущерба, причиненного бюджетной системе Российской Федерации в результате преступлений, за совершение которых статьями 198 - 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность. При этом зачет суммы указанных денежных средств в счет исполнения соответствующей обязанности по уплате налога производится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Обязанность по уплате налога считается исполненной (частично исполненной) налогоплательщиком, если иное не предусмотрено пунктом 13 настоящей статьи:
1) со дня перечисления денежных средств в качестве единого налогового платежа в бюджетную систему Российской Федерации или со дня признания денежных средств в качестве единого налогового платежа при наличии на соответствующую дату учтенной на едином налоговом счете совокупной обязанности в части, в отношении которой может быть определена принадлежность таких сумм денежных средств в соответствии с пунктом 8 настоящей статьи;
2) со дня, на который приходится срок уплаты налога, зачтенного в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате такого налога;
3) со дня учета на едином налоговом счете совокупной обязанности в соответствии с пунктом 5 статьи 11.3 настоящего Кодекса при наличии на эту дату положительного сальдо единого налогового счета в части, в отношении которой может быть определена принадлежность сумм денежных средств, уплаченных (перечисленных) в качестве единого налогового платежа, в соответствии с пунктом 8 настоящей статьи;
4) со дня зачета сумм денежных средств, формирующих положительное сальдо единого налогового счета, на основании заявления, представленного в соответствии с абзацем третьим пункта 4 статьи 78 настоящего Кодекса;
5) со дня перечисления денежных средств не в качестве единого налогового платежа в счет исполнения обязанности по уплате государственной пошлины, в отношении уплаты которой арбитражным судом не выдан исполнительный документ, налога на профессиональный доход и сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, налога на сверхприбыль;
6) со дня удержания налоговым агентом сумм налога, если обязанность по исчислению и удержанию налога из денежных средств налогоплательщика возложена в соответствии с настоящим Кодексом на налогового агента.
Из содержания п. 8 вышеуказанной статьи следует, что принадлежность сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, определяется налоговыми органами на основании учтенной на едином налоговом счете налогоплательщика суммы его совокупной обязанности с соблюдением следующей последовательности:
1) недоимка по налогу на доходы физических лиц - начиная с наиболее раннего момента ее возникновения;
2) налог на доходы физических лиц - с момента возникновения обязанности по его перечислению налоговым агентом;
3) недоимка по иным налогам, сборам, страховым взносам - начиная с наиболее раннего момента ее возникновения;
4) иные налоги, авансовые платежи, сборы, страховые взносы - с момента возникновения обязанности по их уплате (перечислению);
5) пени;
6) проценты;
7) штрафы.
Определение принадлежности денежных средств, перечисленных / признаваемых в соответствии с п. 9 ст. 45, учет изменения совокупной обязанности которых подлежал проведению с <дата> до дня вступления в силу ст. 1 ФЗ от <дата> N 389-ФЗ, осуществляется не позднее <дата>.
При уменьшении совокупной обязанности налогоплательщика или корректировке сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, в случаях, предусмотренных пунктом 1, подпунктами 3, 3.1, 4, 5, 8 и 11 пункта 5 статьи 11.3 настоящего Кодекса, принадлежность сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, определяется в день учета соответствующего изменения совокупной обязанности на едином налоговом счете либо соответствующей корректировки указанных сумм денежных средств без изменения ранее определенной принадлежности указанных сумм денежных средств (п. 9 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 10 данной статьи, в случае, если на момент определения налоговыми органами принадлежности в соответствии с пунктами 8 и 9 настоящей статьи сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, недостаточно для исполнения обязанностей по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов с совпадающими сроками их уплаты, принадлежность определяется в соответствии с последовательностью, установленной пунктом 8 настоящей статьи, пропорционально суммам таких обязанностей.
Пунктом 1 ч. 9 ст. 4 Федерального закона от <дата> 263-ФЗ установлено, что требование об уплате задолженности, направленное после <дата> в соответствии со ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции названного федерального закона), прекращает действие требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, направленных до <дата> (включительно), в случае, если налоговым органом на основании таких требований не приняты меры взыскания, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу этого Федерального закона).
Пунктом 8 Постановления Правительства РФ от <дата> <номер> «О мерах поддержки мобилизованных лиц» установлено, что предельные сроки направления требования об уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и принятия решения о взыскании налогов, сборов, страховых взносов, страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, пеней, штрафов, процентов увеличиваются на 6 месяцев.
Срок уплаты задолженности по обязательным платежам за 2021 год – <дата>, таким образом, требование об уплате налога должно быть направлено не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
При этом, срок направления требования с <дата> был увеличен на 6 месяцев.
В этой связи административному ответчику выставлено требование по состоянию на <дата> <номер> об уплате задолженности в срок до <дата>.
Согласно п. 1 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение обязанности по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, повлекшее формирование отрицательного сальдо единого налогового счета налогоплательщика, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате задолженности.
Приказом ФНС России от <дата> N ЕД-7-8/1151@ «Об утверждении форм требований об уплате, а также форм документов, используемых налоговыми органами при применении обеспечительных мер и взыскании задолженности» утверждена, в том числе, форма требования об уплате задолженности.
Таким образом, в соответствии с нормами действующего законодательства в требование об уплате задолженности, указывается общая сумма задолженности по ЕНС, числящаяся за налогоплательщиком на дату его формирования.
Срок исполнения обязанности по уплате обязательных платежей за 2022 год – <дата>, таким образом, сумма налоговой задолженности по транспортному налогу за 2022 год в требование <номер> от <дата> не была включена.
Вместе с тем, в случае изменения суммы задолженности направление дополнительного (уточненного) требования об уплате задолженности действующим законодательством не предусмотрено.
В случае изменения размера отрицательного сальдо единого налогового счета, в реестре решений о взыскании задолженности размещается информация об изменении суммы задолженности, подлежащей перечислению по поручению налогового органа на перечисление суммы задолженности или по поручению налогового органа на перевод электронных денежных средств, в том числе в случае формирования положительного либо нулевого сальдо единого налогового счета (абз. 2 п. 3 ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации).
Указанная сумма задолженности за 2022 год включена в совокупную обязанность административного ответчика.
Срок уплаты задолженности по требованию <номер> от <дата> установлен до <дата>.
Как следует из материалов дела, <дата>, то есть в течение шести месяцев после истечения срока, указанного в требовании, Межрайонная ИФНС России <номер> по <адрес> в порядке ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации обратилась на судебный участок № <адрес> с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с <ФИО>2 транспортного налога за 2021 – 2022 годы в размере 18 768 рублей, а также пени в размере 9 153,32 рублей.
В связи с поступившими от <ФИО>2 возражениями относительно исполнения судебного приказа, определением от <дата> судебный приказ отменен.
В суд с настоящим иском налоговый орган обратился <дата>, то есть также с соблюдением установленного законом шестимесячного срока после отмены судебного приказа.
Таким образом, срок для взыскания с <ФИО>2 транспортного налога за 2021 – 2022 годы в размере 18 768 рублей административным истцом не пропущен, и требования о его взыскании с административного ответчика подлежат удовлетворению в полном объеме.
Кроме того административным истцом заявлены требования о взыскании суммы пени в размере 5 536,87 рублей, из них: пени в размере 1 984,88 рублей начислены в КРСБ до <дата> на задолженность по транспортному налогу, обеспеченную мерами взыскания, а именно, за 2019 год в размере 1 268,10 рублей, за 2020 год в размере 646,40 рублей, за 2021 год в размере 70,38 рублей; пени в размере 3 551,99 рублей начислены в ЕНС с <дата> по <дата> на совокупную задолженность по транспортному налогу, обеспеченную мерами принудительного взыскания за 2018, 2019, 2020, 2021, 2022 год.
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации, в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной: для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
В силу п. 4 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до <дата>) пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.
В соответствии с п. 3 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от <дата> № 263-ФЗ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов, начиная со дня возникновения недоимки по день (включительно) исполнения совокупной обязанности по уплате налогов.
Как неоднократно обращал внимание Конституционный Суд Российской Федерации, пеня является дополнительным платежом, выполняющим функцию компенсации потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в установленный срок (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от <дата> N 20-П, определения Конституционного Суда Российской Федерации от <дата> N 381-О-П, от <дата> N 422-О).
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от <дата> N 422-О, законоположения, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено.
Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.
Таким образом, пропуск налоговым органом срока взыскания сумм налога влечет утрату возможности взыскания соответствующих пеней. Соответственно, в случае исключения из совокупной обязанности сумм налогов, по которым истек срок их взыскания, исключению также подлежат суммы начисленных пеней.
Судом установлено, что задолженность по транспортному налогу за 2019 год и за 2020 год была взыскана с административного ответчика решением Кировского районного суда <адрес> от <дата> по административному делу <номер>а-1517/2023 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России <номер> по <адрес> к <ФИО>2 о взыскании обязательных платежей и пени.
Задолженность за 2021 год признана подлежащей взысканию с административного ответчика в рамках настоящего дела.
Таким образом, пени, в размере 1 984,88 рублей начисленные в КРСБ до <дата> на задолженность по транспортному налогу, обеспеченную мерами взыскания, а именно, за 2019 год в размере 1 268,10 рублей, за 2020 год в размере 646,40 рублей, за 2021 год в размере 70,38 рублей, подлежат взысканию с административного ответчика в полном объеме.
За период с <дата> по <дата> на совокупную задолженность по транспортному налогу административному ответчику начислены пени в размере 3 551,99 рублей.
При этом, по состоянию на <дата> актуальной являлась задолженность за 2018 год – 914 рублей, за 2019 год – 9 384 рублей, за 2020 год – 9 384 рублей (в дальнейшем, взысканная решением Кировского районного суда <адрес> от <дата> по административному делу <номер>а-1517/2023), а также задолженность за 2021 год – 9 384 рублей.
Следовательно, размер отрицательного сальдо должен был составить 29 066 рублей на <дата>.
За период с <дата> по <дата> на сумму отрицательного сальдо 29 066 рублей подлежат начислению пени в размере 3 067,44 рублей, из расчета:
период дн. ставка, % делитель пени, ?
<дата> – 23.07.2023 204 7,5 300 1 482,37
<дата> – 14.08.2023 22 8,5 300 181,18
<дата> – 17.09.2023 34 12 300 395,30
<дата> – 29.10.2023 42 13 300 529,00
<дата> – 01.12.2023 33 15 300 479,59
С <дата> сумма отрицательного сальдо увеличилась на сумму транспортного налога за 2022 год - 9 384 рублей, и размер отрицательного сальдо составил 38 450 рублей.
Тем самым, за период с <дата> по <дата> подлежат начислению пени в размере 96,13 рублей.
период дн. ставка, % делитель пени,
<дата> – 06.12.2023 5 15 300 96,13
При таком положении, за заявленный административным истцом период с <дата> по <дата> подлежат взысканию пени в размере 3 163,57 рублей.
С учетом пени, начисленных в КРСБ на задолженность по транспортному налогу, обеспеченную мерами взыскания, в размере 1 984,88 рублей, размер пени, подлежащий взысканию в рамках настоящего иска, составляет 5 148,45 рублей.
Также в карточке расчетов с бюджетом имеются сведения о начисленных до <дата> пени в размере 3 565,57 рублей, а именно, по транспортному налогу за 2014 год в размере 1 031,20 рублей, за 2015 год в размере 1 299,70 рублей, за 2016 год в размере 362,98 рублей, за 2017 год в размере 239,72 рублей, 2018 год в размере 631,97 рублей,, а также в ЕНС начислены пени в размере 49,01 рублей за период с <дата> по <дата> на задолженность по транспортному налогу за 2018 год (990 рублей, не взысканная решением Кировского районного суда <адрес> от <дата> по административному делу <номер>а-1517/2023 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России <номер> по <адрес> к <ФИО>2 о взыскании обязательных платежей и пени).
Согласно предоставленной налоговым органом информации, в отношении задолженности за 2016, 2017 и 2018 год (990 рублей), был вынесен судебный приказ <номер>а-2104/2020, отмененный <дата>.
После отмены судебного приказа в суд за взысканием данной задолженности налоговый орган не обратился.
По смыслу положений ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени неразрывно следуют за неуплаченной суммой налога, обязанность по уплате пени производна от основного обязательства и является несамостоятельной, а обеспечивающей обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, следовательно, дополнительное обязательство в виде пени не может существовать отдельно от главного.
Таким образом, утратив право на взыскание налога, в связи с пропуском срока на обращение в суд, налоговый орган утратил право и на взыскание пени за неуплату указанного налога, в связи с чем в удовлетворении требований о взыскании пени в размере 3 614,58 рублей следует отказать.
Оснований для восстановления пропущенного срока суд не усматривает, поскольку, в, соответствии с абзацем 4 части 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ, пропущенный срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом по уважительной причине.
Под уважительными причинами следует понимать наличие объективных форс - мажорных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд, либо совершение налогоплательщиком каких-либо действий, также препятствующих налоговому органу своевременно обратиться с административным иском в суд.
Вместе с тем, доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, налоговым органом не приведено в ходатайстве о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд, в связи с чем не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине.
В соответствии с частью 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд также является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах; осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.
В соответствии со ст. 114 ч. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с административного ответчика подлежит взысканию в бюджет государственная пошлина в размере 4 000 рублей, от уплаты которой налоговый орган освобожден в силу закона.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Межрайонной ИФНС России <номер> по <адрес> к <ФИО>2 – удовлетворить частично.
Взыскать с <ФИО>2, <дата> года рождения, уроженца <адрес> Азербайджанской ССР, паспорт Российской Федерации серии <данные изъяты> <номер>, выдан Отделом УФМС России по <адрес> в <адрес>, код подразделения 380-003), ИНН <данные изъяты>, в пользу Межрайонной ИФНС России <номер> по <адрес> задолженность по транспортному налогу в размере 9 384 рублей за 2021 год, задолженность по транспортному налогу в размере 9 384 рублей за 2022 год, всего 18 678 рублей.
Взыскать с <ФИО>2, <дата> года рождения, уроженца <адрес> Азербайджанской ССР, паспорт Российской Федерации серии <данные изъяты> <номер>, выдан Отделом УФМС России по <адрес> в <адрес>, код подразделения <данные изъяты>), ИНН <данные изъяты>, в пользу Межрайонной ИФНС России <номер> по <адрес> пени в размере 5 148,45 рублей, а именно: пени в сумме 1 984,88 рублей, начисленные в КРСБ до <дата> на задолженность по транспортному налогу, обеспеченную мерами взыскания, за 2019 год в размере 1 268,10 рублей, за 2020 год в размере 646,40 рублей, за 2021 год в размере 70,38 рублей; пени в сумме 3 163,57 рублей, начисленные в ЕНС с <дата> по <дата> на совокупную задолженность по транспортному налогу, обеспеченную мерами принудительного взыскания за 2018, 2019, 2020, 2021, 2022 год,
с зачислением на следующие реквизиты:
ИНН/КПП: <***>/770801001;
Номер счета: 03<номер>;
Наименование банка: ОТДЕЛЕНИЕ ТУЛА БАНКА РОССИИ//УФК по <адрес>;
Получатель: Управление Федерального казначейства по <адрес> (Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по управлению долгом);
Счет получателя: 40<номер>;
БИК: 017003983;
КБК: 18<номер>.
В удовлетворении оставшейся части требований Межрайонной ИФНС России <номер> по <адрес> к <ФИО>2 о взыскании задолженности по пени, начисленным в ЕНС с <дата> по <дата>, в большем объеме – отказать.
В удовлетворении требований Межрайонной ИФНС России <номер> по <адрес> о восстановлении пропущенного срока для обращения с требованиями о взыскании задолженности по пени на сумму 3 614,58 рублей, а именно, пени в размере 3 565,57 рублей, начисленных в КРСБ до <дата>, из них: по транспортному налогу за 2014 год в размере 1 031,20 рублей, за 2015 год в размере 1 299,70 рублей, за 2016 год в размере 362,98 рублей, за 2017 год в размере 239,72 рублей, 2018 год в размере 631,97 рублей; пени в размере 49,01 рублей, начисленных в ЕНС по транспортному налогу за период с <дата> по <дата> за 2018 год, - отказать.
Взыскать с <ФИО>2, <дата> года рождения, уроженца <адрес> Азербайджанской ССР, паспорт Российской Федерации серии <данные изъяты>, выдан Отделом УФМС России по <адрес> в <адрес>, код подразделения <данные изъяты>), ИНН <данные изъяты>, государственную пошлину в бюджет в размере 4 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Куйбышевский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий: А.В. Кучерова
Мотивированный текст решения изготовлен <дата>