2а-3091/2025~М-2543/2025
№
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2 октября 2025 года город Нефтеюганск
Нефтеюганский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Дудыревой Ю.В., при секретаре Ахроровой Н.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре к ФИО1 о взыскании транспортного налога, налога на имущество, пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1, ИНН №, о взыскании:
- налог на имущество физических лиц за 2023 в год в размере 1186,60 руб.;
- транспортный налог с физических лиц за 2023 год в размере 45179,40 руб.;
- пени в размере 17,43 руб. с (дата) по (дата), начисленные на недоимку по налогу на имущество за 2023 год в размере 1186,00 руб.;
- пени в размере 664,14 руб. с (дата) по (дата), начисленные на недоимку по транспортному налогу за 2023 год в размере 45179,40 руб. (срок уплаты (дата));
- пени в размере 3814,02 руб. с (дата) по (дата), начисленные на недоимку по транспортному налогу за 2022 год в размере 46560,00 руб.;
- пени в размере 3361,79 руб. с (дата) по (дата), начисленные на недоимку по транспортному налогу за 2021 год в размере 46560,00 руб.;
На общую сумму 54223,38 руб.
Требования мотивированы тем, что ФИО1, ИНН № (далее – налогоплательщик), дата рождения: (дата), Место рождения: (иные данные)
В соответствии с п. 1 ст. 357 Налогового кодекса налогоплательщиками транспортного налога признаются лица (организации и физические лица), на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 Налогового кодекса.
Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 358 Налогового кодекса).
Согласно абз. 3 п. 1 ст. 363 Налогового кодекса транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Статья 400 Налогового кодекса регламентирует, что налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 401 Налогового кодекса объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, федеральной территории "Сириус") имущество - жилой дом, квартира, комната, гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение.
Согласно п. 3 ст. 409 Налогового кодекса направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
В соответствии со ст. 409 Налогового кодекса налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
На основании ст. 52 Налогового кодекса налогоплательщику в Личный кабинет направлено налоговое уведомление от (дата) № на уплату имущественного налога за 2023 год в размере 47800,00 руб., со сроком уплаты (дата) (получено в ЛК ФЛ (дата)).
В установленный срок не исполнено.
В соответствии с п. 1 ст. 75 Налогового кодекса пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (п. 2 ст. 75 Налогового кодекса).
Так как в установленный срок уплата налогов не произведена, на основании ст. 75 Налогового кодекса налогоплательщику начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности.
В соответствии с п. 1 ст. 69 Налогового кодекса неисполнение обязанности по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, повлекшее формирование отрицательного сальдо единого налогового счета налогоплательщика, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате задолженности.
Требованием об уплате задолженности признается извещение налогоплательщика о наличии отрицательного сальдо единого налогового счета и сумме задолженности с указанием налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов на момент направления требования, а также об обязанности уплатить в установленный срок сумму задолженности.
Федеральным законом от (дата) № 263-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 263-ФЗ) с (дата) введен институт «Единого налогового счета» (далее – ЕНС), в связи с чем произведен переход на новый порядок администрирования долга.
На основании ст. 69 Налогового кодекса налогоплательщику почтой направлено требование об уплате задолженности от (дата) № на сумму отрицательного сальдо в размере 70238,83 руб., со сроком исполнения (дата) (получено в ЛК ФЛ (дата)). В установленный срок не исполнено.
В случае изменения суммы задолженности направление дополнительного (уточненного) требования об уплате задолженности законодательством Российской Федерации о налогах и сборах не предусмотрено.
Инспекцией на основании п. 2 ст. 48 Налогового кодекса и ст. 17.1 Кодекса административного судопроизводства (далее – КАС РФ), направлено заявление о вынесении судебного приказа от (дата) на сумму задолженности в размере 54223,38 руб.
Мировым судьёй вынесен судебный приказ о взыскании с налогоплательщика недоимки по налогам и пени от (дата) №.
На основании ст. 123.7 КАС РФ мировым судьей вынесено определение об отмене судебного приказа от (дата).
На текущую дату задолженность по заявлению о вынесении судебного приказа от (дата) составляет 52223,38
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, почтовое уведомление в материалах дела, согласно исковому заявлению просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался повесткой по месту регистрации, сведений об уважительности неявки суду не предоставил.
Руководствуясь положениями ст.ст. 150, 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Из положений части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей санкций.
В соответствии с п. 1 ст. 357 Налогового кодекса налогоплательщиками транспортного налога признаются лица (организации и физические лица), на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 Налогового кодекса.
Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 358 Налогового кодекса).
Согласно абз. 3 п. 1 ст. 363 Налогового кодекса транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Статья 400 Налогового кодекса регламентирует, что налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 401 Налогового кодекса объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, федеральной территории "Сириус") имущество - жилой дом, квартира, комната, гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение.
Согласно п. 3 ст. 409 Налогового кодекса направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
В соответствии со ст. 409 Налогового кодекса налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии с п. 1 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитавшихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (п. 2 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации).
Из положений статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что по общему правилу налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации и статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Как усматривается из материалов дела и установлено в судебном заседании, что ФИО1, ИНН № (далее – налогоплательщик), дата рождения: (дата), Место рождения: г. (иные данные), является плательщиком транспортного налога и налога на имущество.
Согласно налоговых уведомлений, ФИО1 начислены налоги на следующие объекты налогообложения: 1) налог на имущество (налоговый период 2023 год) - квартира, кадастровый №, расположенная по (адрес); 2) транспортное средство (налоговый период 2023 год) – (иные данные), г/н №.
На основании ст. 69 Налогового кодекса налогоплательщику почтой направлено требование об уплате задолженности от (дата) № на сумму отрицательного сальдо в размере 70238,83 руб., со сроком исполнения (дата) (получено в ЛК ФЛ (дата)). В установленный срок не исполнено.
Определением мирового судьи судебного участка № Нефтеюганского судебного района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от (дата) отменен судебный приказ вынесенный мировым судьей судебного участка № Нефтеюганского судебного района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от (дата) № о взыскании с ФИО1 в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре задолженности по уплате налогов и пени в размере 54223,38 руб., государственной пошлины в размере 2000 руб., на основании возражений ФИО1 относительно порядка исполнения судебного приказа.
Согласно расчета административного истца, на текущую дату общая сумму задолженности по налогам и пени по заявлению о вынесении судебного приказа от (дата) составляет 54223,38 руб., из которых:
- налог на имущество физических лиц за 2023 в год в размере 1186 руб. 60 коп.;
- транспортный налог с физических лиц за 2023 год в размере 45179 руб. 40 коп.;
- пени в размере 17,43 руб. с (дата) по (дата), начисленные на недоимку по налогу на имущество за 2023 год в размере 1186,00 руб. (срок уплаты (дата)). Взыскивается в рамках настоящего административно искового заявления. Период с (дата) по (дата), дней 21, ставка 21 %, делитель 300, проценты 17,43 руб.;
- пени в размере 664,14 руб. с (дата) по (дата), начисленные на недоимку по транспортному налогу за 2023 год в размере 45179,40 руб. (срок уплаты (дата)). Взыскивается в рамках настоящего административно искового заявления. Период с (дата) по (дата), дней 21, ставка 21 %, делитель 300, проценты 664,14 руб.;
- пени в размере 3814,02 руб. с (дата) по (дата), начисленные на недоимку по транспортному налогу за 2022 год в размере 46560,00 руб. Предпринятые меры взыскания по задолженности, на которую начислены пени: 1) заявление о вынесении судебного приказа от (дата) №, судебный приказ мирового судьи судебного участка Судебный участок № Нефтеюганского судебного района от (дата) №; 2) постановление о возбуждении исполнительного производства от (дата) №-ИП. Основной долг частично оплачен (дата), (дата) (платежное поручение от (дата) №, платежное поручение от (дата) №). Период с (дата) по (дата), дней 20, ставка 16 %, делитель 300, проценты 496,64 руб. Период с (дата) по (дата), дней 49, ставка 18 %, делитель 300, проценты 1368,86 руб. Период с (дата) по (дата), дней 42, ставка 19 %, делитель 300, проценты 1238,50 руб. Период с (дата) по (дата), дней 18, ставка 21 %, делитель 300, проценты 586,66 руб. Период с (дата) по (дата), дней 15, ставка 21 %, делитель 300, проценты 123,36 руб.;
- пени в размере 3361,79 руб. с (дата) по (дата), начисленные на недоимку по транспортному налогу за 2021 год в размере 46560,00 руб. Предпринятые меры взыскания по задолженности, на которую начислены пени: 1) заявление о вынесении судебного приказа от (дата) №, судебный приказ мирового судьи судебного участка Судебный участок № Нефтеюганского судебного района от (дата) №; 2) постановление о возбуждении исполнительного производства от (дата) №-ИП.Основной долг частично оплачен (дата) (платежное поручение от (дата) №). Период с (дата) по (дата), дней 20, ставка 16 %, делитель 300, проценты 496,64 руб. Период с (дата) по (дата), дней 49, ставка 18 %, делитель 300, проценты 1039,99 руб. Период с (дата) по (дата), дней 42, ставка 19 %, делитель 300, проценты 1238,50 руб. Период с (дата) по (дата), дней 18, ставка 21 %, делитель 300, проценты 586,66 руб.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от (дата) № "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные п. 2 ст. 48 или п. 1 ст. 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
Согласно части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно абз. 2 п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Налоговым органом предпринимались меры по взысканию с ФИО1 задолженности, (дата) административное исковое заявление подано в Нефтеюганский районный суд, таким образом, срок для обращения налоговым органом в суд с данным административным иском не пропущен.
При таких обстоятельствах, административный иск налогового органа подлежит удовлетворению в полном объеме.
В силу ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административного ответчика в пользу бюджета города Нефтеюганска надлежит взыскать государственную пошлину в размере 4000 руб.
Руководствуясь статьями 175-180, 289–290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с ФИО1 (ИНН №) в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре:
- налог на имущество физических лиц за 2023 в год в размере 1186,60 руб.;
- транспортный налог с физических лиц за 2023 год в размере 45179,40 руб.;
- пени в размере 17,43 руб. с (дата) по (дата), начисленные на недоимку по налогу на имущество за 2023 год в размере 1186,00 руб.;
- пени в размере 664,14 руб. с (дата) по (дата), начисленные на недоимку по транспортному налогу за 2023 год в размере 45179,40 руб. (срок уплаты (дата));
- пени в размере 3814,02 руб. с (дата) по (дата), начисленные на недоимку по транспортному налогу за 2022 год в размере 46560,00 руб.;
- пени в размере 3361,79 руб. с (дата) по (дата), начисленные на недоимку по транспортному налогу за 2021 год в размере 46560,00 руб.,
на общую сумму 54 223,38 руб.
Взыскать с ФИО1 (ИНН №) в бюджет города Нефтеюганска государственную пошлину в размере 4000 руб.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в срок, не превышающий месяца со дня вынесения решения в мотивированной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Нефтеюганский районный суд.
Судья. Подпись.
Копия верна. Судья Ю.В. Дудырева
Решение в мотивированной форме составлено 16.10.2025 года.