Дело № 2а–3230/2025
УИД 59RS0011-01-2025-004996-75
РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации
город Березники 31 октября 2025 года
Березниковский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Петровой Е.А.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства по правилам главы 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 21 по Пермскому краю к ФИО1 о взыскании налоговой задолженности,
установил:
административный истец Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 21 по Пермскому краю обратилась в суд с исковыми требованиями к административному ответчику ФИО1 о взыскании недоимки по налогу на имущество с физических лиц за ..... год в размере ..... руб., недоимки по транспортному налогу с физических лиц за ..... год в размере ..... руб., недоимки по земельному налогу с физических лиц за ..... год в размере ..... руб., пени в размере ..... руб., начисленные на сумму неисполненной совокупной обязанности по уплате налогов за период с ..... по ....., пени в размере ..... руб., начисленные по налогу на профессиональных доход за период с ..... по ......
В обоснование требований указано на то, что ФИО1 является плательщиком транспортного налога, поскольку в период с ..... по ..... являлся собственником транспортного средства ..... с ..... по настоящее время является собственником транспортного средства ..... За налоговый период ..... года ФИО1 начислен транспортный налог в размере ..... руб., за ......, за ..... В соответствии с ч. 4 ст. 52 НК РФ инспекция направляла административному ответчику налоговые уведомления. В установленный срок транспортный налог административным ответчиком не уплачен.
Также ФИО1 является плательщиком налога на имущество физических лиц, поскольку в период с ..... по ..... являлся собственником жилого дома, расположенного по адресу: ....., ..... в период с ..... по настоящее время является собственником квартиры, расположенной по адресу: по адресу: ..... Налогоплательщику начислен налог на имущество за налоговый период ..... В соответствии с ч. 4 ст. 52 НК РФ инспекция направляла административному ответчику налоговые уведомления. В установленный срок налог на имущество физических лиц административным ответчиком не уплачен.
Кроме того, ФИО1 является плательщиком земельного налога, поскольку в период с ..... по ..... являлся собственником земельного участка, расположенного по адресу: ..... Сумма налога за .....
Так же ФИО1 является плательщиком налога на профессиональный доход с ..... по настоящее время. Налогоплательщику был начислен налог на профессиональный доход за отчетный период ..... по сроку уплаты ..... в сумме ...... В установленные сроки суммы НПД административным ответчиком не уплачены. На основании ст. 75 НК РФ ФИО1 начислена пеня за неуплату налога на профессиональный доход за период с ..... по ..... в сумме .....
На основании п. 3 ст. 75 НК РФ административному ответчику на совокупную обязанность по уплате налогов начислены пени в размере ...... за период с ..... по ...... До настоящего времени задолженность налогоплательщиком не погашена.
В связи с образовавшейся задолженностью по уплате транспортного налога, налога на имущество физических лиц, земельного налога, налога на профессиональный доход, налоговым органом в рамках ст.ст. 69, 70 НК РФ административному ответчику было направлено требование об уплате задолженности № от ..... со сроком уплаты до ......
В связи с тем, что административным ответчиком требование не было исполнено, инспекция обращалась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа. Налоговая задолженность взыскана с ФИО1 судебным приказом мирового судьи от ..... №. Инспекцией направлено постановление о возбуждении на исполнение в ОСП по г.Березники и Усольскому району, на основании чего было возбуждено исполнительное производство от ..... №-ИП. ..... Инспекция обратилась к мировому судье со вторым заявлением о вынесении судебного приказа. Налоговая задолженность взыскана с ФИО1 судебным приказом мирового судьи от ..... № Определением мирового судьи от ..... судебный приказ № отменен, в связи с поступлением от административного ответчика возражений. На дату составления административного иска задолженность не погашена.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 21 по Пермскому краю в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил в суд ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие, указав, что на заявленных требованиях настаивает.
Административным ответчиком ФИО1 возражений о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства не представлено, в заявлении об отмене судебного приказа ФИО1 указал свое несогласие с судебным приказом, поскольку не согласен с суммой задолженности, документов в обоснование своей позиции не представил, доводы свои не привел.
Исследовав материалы дела, обозрев судебный приказ №, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 291 КАС РФ административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей.
Согласно ч. 1 ст. 292 КАС РФ суд может рассмотреть административное дело без проведения устного разбирательства в порядке упрощенного (письменного) производства. При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме (включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований, а также заключение в письменной форме прокурора, если настоящим Кодексом предусмотрено вступление прокурора в судебный процесс).
Согласно ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Частью 2 статьи 286 КАС РФ установлено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
В силу ч. 1 ст. 23, ч. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Судом установлено, что ФИО1 в период с ..... по ..... являлся собственником транспортного средства ..... с ..... по настоящее время является собственником транспортного средства ..... в период с ..... по ..... являлся собственником земельного участка, расположенного по адресу: ..... в период с ..... по ..... являлся собственником жилого дома, расположенного по адресу: ....., ....., в период с ..... по настоящее время является собственником квартиры, расположенной по адресу: по адресу: ..... следовательно, является плательщиком транспортного налога, земельного налога, налога на имущество физических лиц.
В силу п. 1 ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Обязанность ответчика по уплате налога на имущество физических лиц вытекает из положений ст. 400 НК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 403 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Сумма налога, подлежащая уплате физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (п. 1 ст. 362 НК РФ).
Пунктом 2 статьи 362 НК РФ установлено, что сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.
В соответствии со ст. 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.
В соответствии со ст. 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы.
Срок уплаты имущественных налогов определен нормами налогового законодательства, а именно ст. 363, ст. 409 НК РФ, согласно которым налогоплательщики - физические лица, уплачивают налог на имущество физических лиц не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
Согласно п. 1 ст. 393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
На основании действующего законодательства налоговым органом налогоплательщику начислен земельный налог за налоговый период .....
Межрайонной ИФНС России № 21 по Пермскому краю в адрес ФИО1 направлялись налоговые уведомления, в том числе налоговое уведомление № от ..... об уплате транспортного налога, земельного налога, налога на имущество физических лиц за ..... год в срок до ..... (л.д. 37).
В установленный законом срок ФИО1 налог на имущество физических лиц, земельный налог, транспортный налог не уплатил.
Также судом установлено, что ФИО1 с ..... по настоящее время является плательщиком налога на профессиональный доход (далее - НПД).
В соответствии со ст. 18 НК РФ налог на профессиональный доход относится к специальным налоговым режимам.
Применение налога на профессиональный доход регулируется Федеральным законом от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход».
Положениями статьи 2 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» предусмотрено, что применять специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (далее также - специальный налоговый режим) вправе физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели (часть 1).
Физические лица при применении специального налогового режима вправе вести виды деятельности, доходы от которых облагаются налогом на профессиональный доход, без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, за исключением видов деятельности, ведение которых требует обязательной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с федеральными законами, регулирующими ведение соответствующих видов деятельности (часть 6).
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ в целях данного Федерального закона датой получения доходов от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) признается дата получения соответствующих денежных средств или дата поступления таких денежных средств на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Индивидуальные предприниматели, ранее применявшие иные специальные налоговые режимы в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, при переходе на специальный налоговый режим не признают в составе доходов при исчислении налога доходы от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), оплата (частичная оплата) которых произведена после перехода на специальный налоговый режим в соответствии с настоящим Федеральным законом, в случае, если указанные доходы подлежат учету при налогообложении в соответствии с иными специальными налоговыми режимами в период до перехода на уплату налога.
Профессиональный доход - доход физических лиц от деятельности, при ведении которой они не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам, а также доход от использования имущества (часть 3).
В соответствии со статьями 6 - 10 названного закона объектом налогообложения признаются доходы от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав).
Согласно п.п. 1, 2 ст. 8 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ налоговой базой признается денежное выражение дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), являющегося объектом налогообложения. Налоговая база определяется отдельно по видам доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.
В целях определения налоговой базы доходы учитываются нарастающим итогом с начала налогового периода.
Налоговым периодом признается календарный месяц.
Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ сумма налога исчисляется налоговым органом как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при применении разных ставок - как сумма, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз, с учетом уменьшения соответствующей суммы налога на сумму налогового вычета в порядке, предусмотренном статьей 12 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) уплата налога осуществляется не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, по месту ведения налогоплательщиком деятельности.
ФИО1 был начислен налог на профессиональный доход за отчетный период ..... по сроку уплаты ..... в сумме ...... В установленные сроки суммы НПД административным ответчиком не уплачены.
На основании ст. 75 НК РФ административному ответчику начислена пеня за неуплату НПД за период с ..... по ..... в сумме .....
С 01.01.2023 установлен особый порядок взыскания сумм недоимки по налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, процентам – Единый налоговый счет.
Согласно п. 3 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов начиная со дня возникновения недоимки по день (включительно) исполнения совокупной обязанности по уплате налогов.
Таким образом, с 01.01.2023 сумма пени начисляется на общую сумму налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, которую обязан уплатить налогоплательщик в бюджетную систему Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
На основании п. 3 ст. 75 НК РФ ФИО1 начислены пени в размере ..... руб. за период с ..... по ......
В соответствии с пунктом 1 статьи 69 Кодекса требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (ст. ст. 69, 70 НК РФ).
Как следует из материалов дела, ФИО1 в соответствии со ст. 70 НК РФ направлялось требование № от ....., со сроком уплаты до ...... В установленный законом срок административный ответчик задолженность не уплатил.
В соответствии с п. 3 ст. 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (утратившим статус индивидуального предпринимателя) (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности:
1) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер отрицательного сальдо превышает 10 тысяч рублей;
2) не позднее 1 июля года, следующего за годом, в течение которого налоговым органом осуществлено обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности, в случае неисполнения обязанности по требованию об уплате задолженности, на основании которого подано такое заявление, и образовании после подачи предыдущего заявления задолженности, подлежащей взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме более 10 тысяч рублей,
либо года, на 1 января которого сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, превысила 10 тысяч рублей,
либо года, на 1 января которого истекло три года со срока исполнения требования об уплате, и сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, не превысила 10 тысяч рублей,
либо года, на 1 января которого истекло три года, следующих за годом, в течение которого налоговый орган обратился в суд с заявлением о взыскании задолженности, и при этом по требованию об уплате указанной задолженности, взыскиваемой в судебном порядке, образовалась новая сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме менее 10 тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, сумма задолженности у налогоплательщика на Едином налогом счете, подлежащая взысканию по требованию № от ..... со сроком уплаты до ....., превысила 10000 рублей. Следовательно, срок для обращения Инспекции в суд с заявлением о вынесении судебного приказа в соответствии с п. 3 ст. 48 НК РФ – до ......
..... Межрайонная ИФНС России № 21 по Пермскому краю обратилась с первым заявлением к мировому судье судебного участка № Березниковского судебного района Пермского края о выдаче судебного приказа на взыскание с должника налоговой задолженности в размере .....
На основании судебного приказа мирового судьи судебного участка № Березниковского судебного района ..... от ..... № с ФИО1 была взыскана налоговая задолженность. Инспекцией направлено постановление о возбуждении на исполнение в ОСП по г.Березники и Усольскому району, на основании чего было возбуждено исполнительное производство от ..... №-ИП.
..... Межрайонная ИФНС России № 21 по Пермскому краю обратилась к мировому судье судебного участка № Березниковского судебного района Пермского края со вторым заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание с должника налоговой задолженности в размере ...... На основании судебного приказа мирового судьи судебного участка № Березниковского судебного района Пермского края от ..... № с ФИО1 была взыскана налоговая задолженность.
Определением мирового судьи от ..... судебный приказ № отменен, в связи с поступлением от административного ответчика возражений. На дату составления административного иска задолженность не погашена.
С данным административным исковым заявлением административный истец обратился ..... (согласно штемпеля на почтовом конверте), то есть с соблюдением установленного законом срока.
Размер недоимок и пени по налогам установлен на основании документов, представленных налоговым органом, и расчетов, произведенных в соответствии с требованиями налогового законодательства, судом проверен, является верным, административным ответчиком не оспорен.
Неисполнение административным ответчиком обязанности по уплате налогов подтверждено материалами дела, документов, подтверждающих освобождение от обязанности производить указанную уплату, административным ответчиком суду не представлено.
Таким образом, административные исковые требования административного истца о взыскании с административного ответчика налоговой задолженности подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход местного бюджета.
На основании п. 8 ч. 1 ст. 333.20, п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере ..... рублей.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил :
административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 21 по Пермскому краю к ФИО1 о взыскании налоговой задолженности удовлетворить.
Взыскать с административного ответчика ФИО1, ..... в пользу Межрайонной ИФНС России № 21 по Пермскому краю:
- недоимку по налогу на имущество с физических лиц за .....
- недоимку по транспортному налогу с физических лиц за .....
- недоимку по земельному налогу с физических лиц .....
- пени в размере ..... начисленные на сумму неисполненной совокупной обязанности по уплате налогов за период с ..... по .....;
- пени в размере ......, начисленные по налогу на профессиональных доход за период с ..... по .....,
всего .....
на корреспондентский счет № 40102810445370000059, единый счет № 03100643000000018500 в ОТДЕЛЕНИЕ ТУЛА БАНКА РОССИИ, БИК 017003983, получать: Казначейство России (ФНС России), ИНН <***>, КПП 770801001, КБК 18201061201010000510.
Взыскать с административного ответчика ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере ..... рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Березниковский городской суд Пермского края в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
В соответствии со ст. 294.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд по ходатайству заинтересованного лица выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Судья (подпись) Е.А.Петрова
Копия верна. Судья