Дело № 2а-2099/2025
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 ноября 2025 года
г. Елизово Камчатского края
Елизовский районный суд Камчатского края в составе:
Председательствующего судьи Кошелева П.В.,
при секретаре судебного заседания Минеевой Н.В.,
с участием административного ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций,
установил:
Управление Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю (сокращённое наименование – УФНС России по Камчатскому краю) обратилось в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании обязательных платежей, просило суд взыскать с административного ответчика задолженность:
- по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 Налогового кодекса Российской Федерации в общей сумме 782 231 рубль 17 копеек, в том числе: недоимки в размере 779 793 рублей 67 копеек, штрафа в размере 2 437 рублей 50 копеек;
- штрафа за налоговые правонарушения, установленные Главой 16 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 3 046 рублей 88 копеек за 2023 год;
- по суммам пеней, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации, распределяемым в соответствии с подпунктом 1 пункта 11 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации в размере 158 467 рублей 2 копеек (за период с 24 декабря 2024 года по 11 апреля 2025 года).
Административный истец УФНС России по Камчатскому краю в судебное заседание представителя не направил.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ административное дело рассмотрено в отсутствие представителя административного истца.
Административный ответчик ФИО1 в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска, полагал требования налогового органа незаконными, поскольку согласия на уплату налогов он не давал, принудить его к этому невозможно. ФИО1 ссылался на положения п. 5 ст. 12 Налогового кодекса Российской Федерации, которые, по мнению административного истца, отменили ранее существовавшие налоги. Кроме того, указал, что денежных средств за продажу земельного участка он не получал, поскольку все деньги переведены лицам, перед которыми у него были долговые обязательства, а запись в договоре о получении денег была сделана "формально" для осуществления государственной регистрации.
Выслушав административного ответчика, исследовав и оценив представленные в материалы настоящего дела, приказных производств № 2а-1093/2025 доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Такая же обязанность установлена пунктом 1 статьи 3 и пунктом 1 части 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – НК РФ). Нормы НК РФ в решении приведены по состоянию на дату возникновения обязательств по уплате налога.
При этом налогоплательщики обязаны самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога (ст. 45 НК РФ).
Согласно ст. 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее также – НДФЛ) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
В статье 208 НК РФ изложены доходы от источников в Российской Федерации и доходы от источников за пределами Российской Федерации, учитываемые при взимании НДФЛ.
В соответствии с п.п. 1 и 2 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса.
Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.
Статьей 216 НК РФ установлено, что налоговым периодом признается календарный год.
Физические лица, получившие доход, в соответствии со ст. 228 НК РФ обязаны самостоятельно исчислить и уплатить НДФЛ в сроки, установленные ст. 229 НК РФ, а также предоставить не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, налоговую декларацию.
Пунктом первым статьи 119 НК РФ установлена ответственность за непредоставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учёта в виде штрафа в размере 5% не уплаченной в установленный срок суммы налога на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для её предоставления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 рублей.
В силу п. 1 ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).
Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 263-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" глава 1 НК РФ дополнена статьей 11.3 следующего содержания, введены понятия единый налоговый счет (ЕНС) и единый налоговый платеж (ЕНП).
Единым налоговым платежом в силу п. 1 ст. 11.3 НК РФ признаются денежные средства, перечисленные налогоплательщиком, плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом и (или) иным лицом в бюджетную систему Российской Федерации на счет Федерального казначейства, предназначенные для исполнения совокупной обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, а также денежные средства, взысканные с налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента в соответствии с настоящим Кодексом. Для целей настоящего Кодекса единым налоговым платежом также признаются суммы денежных средств, подлежащие учету на едином налоговом счете:
1) в связи с принятием налоговым органом решения о возмещении (о предоставлении налогового вычета) суммы налога, - в день принятия соответствующего решения;
2) в связи с поступлением от иного лица в результате зачета суммы денежных средств в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса, - в день осуществления налоговым органом такого зачета;
3) в связи с отменой (полностью или частично) зачета денежных средств в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате конкретного налога (сбора, страхового взноса), осуществленного на основании заявления, представленного в соответствии с пунктом 6 статьи 78 настоящего Кодекса, либо в связи с отсутствием на едином налоговом счете денежных средств, необходимых для исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и (или) процентов, - не позднее дня, следующего за днем представления указанного заявления, или в день возникновения задолженности. Признание единым налоговым платежом сумм денежных средств, ранее зачтенных в счет исполнения предстоящей обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента по уплате конкретного налога, осуществляется последовательно начиная с наиболее ранних сроков уплаты налога (сбора, страхового взноса), в счет исполнения обязанности по уплате которого был осуществлен зачет. В случае совпадения сроков уплаты признание единым налоговым платежом указанных денежных средств осуществляется начиная с меньшей суммы;
4) в связи с начислением налоговым органом процентов в соответствии с пунктами 4 и (или) 9 статьи 79 настоящего Кодекса, - со дня их начисления;
5) в связи с представлением налогоплательщиком, плательщиком сбора заявления о возврате излишне уплаченных сумм налога на доходы физических лиц, уплачиваемого в порядке, установленном статьей 227.1 настоящего Кодекса, налога на профессиональный доход и сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, налога на сверхприбыль, - в размере излишне уплаченной суммы налога (сбора) не позднее дня, следующего за днем получения указанного заявления.
Единым налоговым счетом согласно п. 2 указанной статьи признается форма учета налоговыми органами:
1) денежного выражения совокупной обязанности;
2) денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа.
Согласно п. 3 ст. 11.3 НК РФ сальдо единого налогового счета представляет собой разницу между общей суммой денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, и денежным выражением совокупной обязанности.
Положительное сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, больше денежного выражения совокупной обязанности. При формировании положительного сальдо единого налогового счета не учитываются суммы денежных средств, зачтенные в счет исполнения соответствующей обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента.
Отрицательное сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, меньше денежного выражения совокупной обязанности.
Нулевое сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, равна денежному выражению совокупной обязанности.
C 01 января 2023 года исполнение обязанности, числящейся на ЕНС, осуществляется с использованием ЕНП.
С 01 января 2023 года производится единое начисление пени по плательщику на сумму непогашенного обязательства ЕНС. Для этого предусмотрен один КБК без привязки к конкретному налогу. Распределение по бюджетам производится в рамках распределения по соответствующим нормативам Федерального казначейства в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Пунктами 2, 3 статьи 52 НК РФ определено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, срок уплаты налога, а также сведения, необходимые для перечисления налога в качестве единого налогового платежа в бюджетную систему Российской Федерации. В налоговом уведомлении могут быть указаны данные по нескольким подлежащим уплате налогам.
Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога посредством перечисления денежных средств в качестве единого налогового платежа, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Налогоплательщик вправе перечислить денежные средства в счет исполнения обязанности по уплате налога до наступления установленного срока.
В соответствии с п. 1 ст. 69 НК РФ неисполнение обязанности по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, повлекшее формирование отрицательного сальдо единого налогового счета налогоплательщика, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате задолженности.
Требование об уплате задолженности должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты задолженности не указан в этом требовании. Исполнением требования об уплате задолженности признается уплата (перечисление) суммы задолженности в размере отрицательного сальдо на дату исполнения (п. 3 ст. 69 НК РФ).
В силу пункта 2 статьи 45 НК РФ, если иное не предусмотрено пунктами 4 и 5 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание задолженности в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ.
Статьей 75 НК РФ установлено, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен уплатить в бюджетную систему Российской Федерации в случае неисполнения обязанности по уплате причитающихся сумм налогов в установленные законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается дополнительно к причитающимся к уплате суммам налога независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов начиная со дня возникновения недоимки по день (включительно) исполнения совокупной обязанности по уплате налогов.
Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов определяется в процентах от суммы недоимки. Если иное не установлено настоящей статьей, процентная ставка пени принимается равной: для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации.
Судом установлено, что административный ответчик состоит на налоговом учете в УФНС России по Камчатскому краю в качестве налогоплательщика.
Административный истец в обоснование иска указал, что налогоплательщиком в 2023 году реализован земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, находящийся в собственности меньше минимального предельного срока владения, установленного ст. 217.1 НК РФ, а именно в период со 2 марта 2020 года по 12 октября 2023 года (сумма дохода составила 7 000 000 рублей).
Поступившие по запросу суда в форме электронных документов сведения из ЕГРН подтверждают доводы административного истца.
Так выпиской из ЕГРН подтверждается, что в период с 2 марта 2020 года по 12 октября 2023 года ФИО1 являлся собственником земельного участка с кадастровым номером № (л.д. 51), чего, впрочем, не отрицал и сам административный ответчик.
Факт возмездного отчуждения (продажи) указанного земельного участка подтверждается поступившей в суд копией договора купли-продажи жилого дома и земельного участка (л.д. 60-63).
Согласно ч. 7 ст. 214.10 НК РФ особенности освобождения от налогообложения доходов от продажи объектов недвижимого имущества предусмотрены статьей 217.1 настоящего Кодекса.
Пунктом вторым статьи 217.1 НК РФ установлено, что если иное не установлено настоящей статьей, доходы, получаемые налогоплательщиком от продажи объекта недвижимого имущества, освобождаются от налогообложения при условии, что такой объект находился в собственности налогоплательщика в течение минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества и более.
Предусмотренных пунктом 2.1 той же статьи обстоятельств, в силу которых ФИО1 мог бы быть освобожден от обязанности уплачивать НДФЛ по доходам, полученным от продажи объектов недвижимости, вне зависимости от срока владения, по настоящему делу не имеется.
Пунктом четвёртым той же статьи НК РФ установлено, что в случаях, не указанных в пункте 3 настоящей статьи, минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет пять лет.
Административный ответчик не ссылался на наличие обстоятельств, которые в соответствии с п. 3 ст. 217.1 НК РФ могли бы сократить минимальный срок владения объектом недвижимого имущества до трёх лет, доказательств существования подобных обстоятельств суду не предоставил.
При таких обстоятельствах ФИО1 мог быть освобождён от обязанности уплачивать НДФЛ с доходов, полученных от продажи земельного участка, в том случае, если бы он владел данным объектом недвижимости 5 лет и более.
Как указано выше, ФИО1 владел земельным участком менее пяти лет.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 228 НК РФ установлено, что налогоплательщики – физические лица производят исчисление и уплату налога, исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 настоящего Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению, а также если иное не предусмотрено настоящей главой.
В соответствии с п. 1 ст. 229 НК РФ налоговая декларация представляется налогоплательщиками, указанными в статьях 227, 227.1 и пункте 1 статьи 228 настоящего Кодекса.
ФИО1 налоговую декларацию по НДФЛ за 2023 год, в течение которого он получил доход от продажи земельного участка, в налоговый орган не предоставлял.
В связи с непредставлением в срок (2 мая 2024 год) налоговой декларации по форме 3-НДФЛ, в отношении налогоплательщика было принято решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения № 151 от 15 января 2025 года, с учетом смягчающих обстоятельств, сумма штрафа уменьшена и составила по ст. 119 НК РФ – 3 046 рублей 88 копеек, по ст. 122 НК РФ – 2 437 рублей 50 копеек.
По результатам камеральной проверки решением Управления от 15 января 2025 года ФИО1 был привлечен к ответственности, за совершение налогового правонарушения – непредоставления налоговой декларации, в виде штрафа в размере 3 046 рублей 88 копеек, за неуплату налога на доходы физических лиц в размере 2 437 рублей 50 копеек (л.д. 45).
Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 263-ФЗ (ред. от 27.11.2023) "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" в налоговое законодательство внесены изменения, предусмотрено введение с 1 января 2023 года единого налогового счета (далее – ЕНС).
Статьёй 70 НК РФ (в редакции Федерального закона от 8 августа 2024 года N 259-ФЗ) установлено, что требование об уплате задолженности должно быть направлено налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту не позднее трех месяцев со дня формирования отрицательного сальдо единого налогового счета этого лица в размере, превышающем 3000 рублей, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
При этом пунктом 8 постановления Правительства Российской Федерации от 20 октября 2022 г. N 1874 предельные сроки направления требования об уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и принятия решения о взыскании налогов, сборов, страховых взносов, страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, пеней, штрафов, процентов увеличены на 6 месяцев.
В связи с неисполнением обязанности по уплате налогов административному ответчику было выставлено требование об уплате задолженности: № 927 от 25 мая 2023 года (л.д. 20), в котором сообщалось о наличии у него задолженности и о сумме, начисленной пени.
Данным требованием был установлен срок до 20 июля 2023 года, в течение которого налогоплательщику было необходимо погасить задолженность.
Поскольку требование № 927 не было исполнено налогоплательщиком, УФНС России по Камчатскому краю вынесло решение № 273 от 8 августа 2023 года о взыскании с ФИО1 задолженности по обязательным платежам за счет средств в банках (л.д. 26).
Досудебный порядок взыскания налогов, установленный действующим налоговым законодательством, административным истцом соблюден.
Управление обратилось к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа. По результатам рассмотрения указанного заявления 5 мая 2025 года мировым судьей судебного участка № 22 Елизовского судебного района Камчатского края вынесен судебный приказ № 2а-1093/2025, который определением от 25 апреля 2025 года отменен по заявлению должника (л.д. 5).
Пени обоснованно начислены налоговым органом, поскольку с 1 января 2023 года введён Единый налоговый счёт, на котором отражается результат исполнения совокупной обязанности налогоплательщика по уплате всех налогов.
Проверяя правильность начисления пени налоговым органом, суд отмечает, что из расчёта взыскиваемой с ФИО1 суммы пени (л.д. 5) исключены суммы, взысканные по административному делу № 2а-914/2025 (административное исковое заявление № 10710), по административному делу № 2а-393/2025 (административное исковое заявление № 12751), таким образом, двойного взыскания пени не допущено.
Проверяя обстоятельства пропуска административным истцом срока для обращения в суд, суд приходит к выводу, что данный срок налоговым органом не пропущен в силу следующего.
В соответствии с п.3 ст. 48 НК РФ (в редакции Федерального закона от 14.07.2022 N 263-ФЗ) налоговый орган вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности:
1) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер отрицательного сальдо превышает 10 тысяч рублей;
2) не позднее 1 июля года, следующего за годом, в течение которого налоговым органом осуществлено обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности, в случае неисполнения обязанности по требованию об уплате задолженности, на основании которого подано такое заявление, и образовании после подачи предыдущего заявления задолженности, подлежащей взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме более 10 тысяч рублей,
либо года, на 1 января которого сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, превысила 10 тысяч рублей,
либо года, на 1 января которого истекло три года со срока исполнения требования об уплате, и сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, не превысила 10 тысяч рублей,
либо года, на 1 января которого истекло три года, следующих за годом, в течение которого налоговый орган обратился в суд с заявлением о взыскании задолженности, и при этом по требованию об уплате указанной задолженности, взыскиваемой в судебном порядке, образовалась новая сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме менее 10 тысяч рублей.
Рассмотрение дел о взыскании задолженности за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Административное исковое заявление о взыскании задолженности за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке административного судопроизводства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (п.4 ст.48 НК РФ).
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании, предусмотренный пунктами 3 и 4 настоящей статьи, может быть восстановлен судом (п.5).
В силу части 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии с ч.9 ст.4 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 263-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации", с 01 января 2023 года взыскание сумм недоимки по налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, процентам осуществляется с учетом следующих особенностей:
1) требование об уплате задолженности, направленное после 01 января 2023 года в соответствии со статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), прекращает действие требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, направленных до 31 декабря 2022 года (включительно), в случае, если налоговым органом на основании таких требований не приняты меры взыскания, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона).
Все процессуальные сроки, установленные налоговым законодательством для взыскания задолженности по обязательным платежам, налоговым органом последовательно соблюдены, пропусков не допущено.
В силу ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Административным ответчиком доказательства, опровергающие доводы административного истца о неуплате обязательных платежей, суду не предоставлены. Доводы о том, что он не обязан платить налоги, основаны на неверном толковании закона. При этом доводы о сложном материальном положении административного истца, на котором к тому же лежит обязанность по содержанию ребёнка, не могут служить основанием к отказу в удовлетворении административного иска. Вместе с тем, ФИО1, при наличии к тому оснований не лишён права просить суд о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты взысканных судом денежных сумм (ст. 189 КАС РФ).
Учитывая изложенное, требования административного истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Доводы административного ответчика об отмене налогов основаны на неправильном толковании положений пункта 5 статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации.
Так, положения пункта 5 статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливают лишь право установления и отмены налогов, то есть возможность исключения из Налогового кодекса налога. При этом главы Налогового кодекса Российской Федерации о транспортном, земельном налогах, налоге на имущество физических лиц из Кодекса не исключены и продолжают действовать.
Вышеуказанная норма материального права предусматривает такой налоговый режим, при котором федеральные, региональные и местные налоги могут быть отменены исключительно в силу прямого указания на это нормами Налогового кодекса Российской Федерации.
Доводы административного ответчика о том, что он не получил денежных средств в результате продажи земельного участка, не могут служить правовым основанием для отказа в удовлетворении административных исковых требований. То обстоятельство, что по условиям п. 3 договора купли-продажи от 16 августа 2023 года предусмотрено перечисление причитающихся продавцу ФИО1 денежных средств другому лицу, не освобождало административного ответчика, как налогоплательщика, от обязанности задекларировать данный доход и уплатить с него НДФЛ.
В силу части 1 статьи 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Согласно пункту 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" при разрешении коллизий между указанной нормой права и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
С учетом разъяснений постановления Пленума ВС РФ от 27 сентября 2016 года № 36 абз. 8 ч. 2 ст. 61.1 БК РФ и подпункта 2 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ с административного ответчика подлежит взысканию в доход бюджета Елизовского муниципального района государственная пошлина в размере 23 874 рублей 90 копеек.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Управления Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 (ИНН №), проживающего по адресу: <адрес> в пользу Управления Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю, обязательные платежи и санкции на общую сумму 943 745 рублей 7 копеек, в том числе задолженность:
- по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 Налогового кодекса Российской Федерации в общей сумме 782 231 рубль 17 копеек, в том числе: недоимки в размере 779 793 рублей 67 копеек, штрафа в размере 2 437 рублей 50 копеек;
- штрафа за налоговые правонарушения, установленные Главой 16 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 3 046 рублей 88 копеек за 2023 год;
- по суммам пеней, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации, распределяемым в соответствии с подпунктом 1 пункта 11 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации в размере 158 467 рублей 2 копеек (за период с 24 декабря 2024 года по 11 апреля 2025 года).
Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в сумме 23 874 рублей 90 копеек в доход бюджета Елизовского муниципального района.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Камчатский краевой суд через Елизовский районный суд Камчатского края в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
<данные изъяты>
Судья
подпись
П.В. Кошелев
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>