Дело № 2а-3691/2025
22RS0068-01-2025-005123-23
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
8 октября 2025 года г. Барнаул
Центральный районный суд г. Барнаула в составе
председательствующего судьи Ваншейд А.К.,
при секретаре Никитиной Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Алтайскому краю к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 16 по Алтайскому краю обратилась в суд с административным иском к ФИО1, в котором просит взыскать с административного ответчика задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере <данные изъяты> руб., задолженность по транспортному налогу за 2018 год в размере <данные изъяты> руб., пеню в размере <данные изъяты> руб.
В обоснование требований указано, что в 2018 году ФИО1 на праве собственности принадлежали автомобиль <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, и 1/3 доли в праве собственности на объект недвижимости – квартиру по адресу: ...., в связи с чем у нее возникла обязанность по уплате транспортного налога и налога на имущество физических лиц. Налоговые уведомления, требования об уплате налогов и сборов направлены налогоплательщику в установленном порядке, вместе с тем, оплата задолженности в установленный срок не произведена, в связи с чем ФИО1 начислена пеня: по транспортному налогу за 2018 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты> руб., по налогу на имущество за 2018 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты> руб. Судебный приказ о взыскании недоимки и пени отменен по заявлению административного ответчика.
В судебном заседании ФИО1 согласилась с задолженность по налогу на имущество физических лиц, относительно транспортного налога возражала, ссылаясь на то, что пропущен срок обращения в суд и его конфискацию по приговору суда.
Административный истец, заинтересованное лицо своих представителей в суд не направили, извещены надлежащим образом.
Выслушав пояснения административного ответчика, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно статье 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой.
Положениями статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящей нормой.
На основании пункта 3 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции на дату возникновения спорных правоотношений) в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.
Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом (часть 2 статьи 2 Закона Алтайского края, статья 363 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции на дату возникновения спорных правоотношений).
В соответствии со статьей 1 Закона Алтайского края от 10.10.2002 № 66-ЗС «О транспортном налоге на территории Алтайского края» (в ред. на дату возникновения спорных правоотношений) налоговые ставки устанавливаются соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в следующих размерах для автомобиля легкового с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно – 20,0 руб.
Согласно сведениям УМВД России по г.Барнаулу в спорный период ФИО1 на праве собственности принадлежит транспортное средство - автомобиль <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, год выпуска <данные изъяты>, мощность двигателя <данные изъяты> л.с, право собственности с ДД.ММ.ГГГГ.
Следовательно, размер транспортного налога за 2018 год составляет <данные изъяты> руб. из расчета: (<данные изъяты> (мощность двигателя)*<данные изъяты> (налоговая ставка)*12/<данные изъяты>).
В соответствии с пунктом 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Плательщиками налога на имущество физических лиц в силу статьи 400 Налогового кодека Российской Федерации признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации, налог подлежит уплате налогоплательщиками по месту нахождения объекта налогообложения в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
Согласно пункту 2 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, на момент возникновения спорных правоотношений) налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.
В соответствии со статьей 404 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 01.03.2013.
На территории Алтайского края до 01.01.2020 порядок исчисления налоговой базы из кадастровой стоимости не установлен, в связи с чем налоговым органом налог на имущество физических лиц за 2018 год исчислялся на основании данных об инвентаризационной стоимости.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 в 2018 году являлась собственником 1/3 долей в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: ...., кадастровый №, что подтверждается сведениями ЕГРН. Инвентаризационная стоимость объекта недвижимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты> руб., а с учетом увеличения на коэффициент –дефлятор – <данные изъяты>
Соответственно, налог на имущество за 2018 год составляет <данные изъяты>
В соответствии со статьей 52 Налогового кодекса Российской Федерации в адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ с расчетом транспортного налога и налога на имущество физических лиц за 2018 год.
В связи с неисполнением обязанности об уплате перечисленных налогов в установленный законом срок (до ДД.ММ.ГГГГ) на основании статей 69,70 Налогового кодекса Российской Федерации ФИО1 направлено требование № об уплате недоимки по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, срок исполнения ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с положениями статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакии, действующей до 01.01.2023) в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абзац 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно требованию № срок оплаты недоимки установлен до ДД.ММ.ГГГГ. В установленный срок оплата налога ответчиком не произведена.
В течение 6-ти месяцев по истечении установленного в требовании срока (ДД.ММ.ГГГГ) административный истец обратился за выдачей судебного приказа. Выданный ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ о взыскании недоимки отменен по заявлению должника определением мирового судьи судебного участка № 1 Центрального района г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ.
В суд с настоящим иском налоговый орган обратился ДД.ММ.ГГГГ, то есть в пределах шестимесячного срока со дня отмены судебного приказа.
Таким образом, установленный статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации срок принудительного взыскания недоимки соблюден, в связи с чем имеются фактические и правовые основания для взыскания с ответчика транспортного налога и налога на имущество физических лиц за 2018 год.
Приговор в отношении ответчика вынесен только в 2020 году, в связи с чем в 2018 году автомобиль находился во владении ФИО1 и у нее имелась обязанность по оплате транспортного налога за 2018 год.
В соответствии с пунктом 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Согласно расчету административного истца, требованию № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму задолженности по транспортному налогу за 2018 год (<данные изъяты>.) начислена пеня в размере <данные изъяты> руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; на сумму задолженности по налогу на имущество за 2018 год (<данные изъяты>.) – пени в размере <данные изъяты> руб. за этот же период. Указанный расчет судом проверен и признан верным.
С учетом изложенного требования налоговой инспекции подлежат удовлетворению. С ФИО1 в пользу административного истца подлежит взысканию транспортный налог за 2018 год в размере <данные изъяты> руб.,, налог на имущество физических лиц за 2018 год в размере <данные изъяты> руб., пени <данные изъяты> руб. пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Алтайскому краю удовлетворить.
Взыскать с ФИО1, проживающей по адресу: ...., в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Алтайскому краю транспортный налог за 2018 год в сумме <данные изъяты> руб., налог на имущество за 2018 год в сумме <данные изъяты> руб., пеню за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> руб., всего <данные изъяты> руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г. Барнаула в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья А.К.Ваншейд
Мотивированное решение изготовлено 22.10.2025